Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 10:33, курс лекций
1 Библиотечное обслуживание в структуре библиотеки как социального института: миссия, функции, цели, принципы, основное содержание
Обслуживание читателей – главный вид библиотечной деятельности. Цель, задачи и принципы библиотечного обслуживания (БО) определяются пониманием роли библиотеки и господствующей в обществе концепции читателя. А это, в свою очередь, обусловлено политическими и идеологическими теориями, т. к. цели публичной библиотеки напрямую зависят от целей самого общества.
Для реализации национальной программы поддержки и развития чтения в обществе есть необходимые условия:
Методологические принципы изучения читателей – это требования к исследованию. Вытекающие из законов материалистической диалектики, основанные на социологическом и психологическом осмыслении сущности чтения.
Изучения явления в развитии, учет всех его сторон и связей с другими явлениями. Учет общественной практики как критерия истины – эти и другие требования диалектики применимы к любой науке. Конкретизируются они и в принципах изучения читателей.
Незнание или игнорирование методологических принципов приводит к слепому копированию методики сбора и обработки сведений о читателях. К односторонним или ошибочным выводам. Формулировка проблемы, уточнение задач, правильный выбор и использование методов исследования предполагают сознательное соблюдение принципов изучения читателей.
Принцип историзма требует изучать чтение и читателей в конкретной исторической обстановке и в развитии.
Принцип историзма обязывает учитывать изменения читательской психологии повремени наблюдениями и выводами. Даже сравнительный анализ чтения лишь за несколько лет обычно показывает, как развивается читательская психология личности или коллектива и какую роль в этом играет руководство чтением.
Специализированный подход к изучению читателей дает одностороннее представление о них. Более полную картину чтения можно получить при сопоставлении материалов изучения читательских аудиторий библиотек разного типа, а также данных, полученных писательскими организациями редакциями газет и журналов, издательствами, книжными магазинами, школами и т.д. Библиотекари опираются на результаты научных исследований чтения, выводы социологов и психологов.
Комплексный подход выражается в организации исследований с участием представителей разных наук. Он реализуется и в таком организационном принципе, как централизованное изучение чтения и читательских аудиторий.
Идея централизованного изучения читателей выдвигалась еще в 19 веке. В частности Н.А. Рубакиным. Позднее видный деятель коммунистической партии В.А. Карпинский писал, по этому поводу Рубакину: «Единственная страна, которая глубочайшим образом заинтересована в осуществлении подобной идеи и особенно в практическом, самом широком развитии ее – это Советская Россия».
Методы, отражающие фундаментальные закономерности действительности, имеющие всеобщий характер называются философскими. Они применяются для познания всех объектов в разных областях науки. В том числе и б библиотековедении.
Философским методом мышления и логикой всего обществознания, соответствующим уровню современной науки, является материалистическая диалектика. Придерживаться диалектики требует сам объект познания, который раскрывает свою природу тому, кто основывает процесс исследования на знании объективных диалектических закономерностей. Эти закономерности, однако, в каждом конкретном случае проявляются специфически, требуя определенной конкретизации методов, что дает использование диалектики творческой задачей.
Диалектико-материалистический метод в единстве с материалистическим мировоззрением принизывает весь познавательный процесс, дает методологические установки. Помогает выбрать объект исследования, общее направление работы, играет важную роль в определении характера обобщений и объяснений полученных материалов.
Диалектический и исторический материализм составляют единую взаимосвязанную систему методов, эффективность применения каждого из которых зависит от конкретных условий. На этой основе совершенствуются старые и создаются новые, более эффективные методы исследования, среди которых различают: общенаучные (или междисциплинарные) и частнонаучные (или специальные) методы познания.
Общенаучные(междисциплинарные) методы
Область применения общих для всех (или нескольких) общественных наук методов более ограниченная. Они основываются не на всеобщих законах развития, как диалектико-материалистический метод, а на закономерностях, связанных с отдельными областями объективного мира. И помогают изучать сходное и общее не во всех, а только в некоторых формах движения материи или на различных этапах конкретных познавательных процессов. Они сохраняют известную самостоятельность по отношению к объекту, для познания которого они применяются, потому что обусловлены не столько характером объекта, сколько особенностями познающего мышления. К числу таких методов относят: наблюдение, эксперимент, опрос и некоторые другие.
Специальные(частнонаучные) методы
Библиотековедение в процессе своего развития выработало и продолжает создавать специальные методы исследования, направленные на изучение узкой, специфической области объективного мира – библиотечной работы. Эти методы тесно связаны с особенностями изучаемого объекта и основываются на характерных для него закономерностях.
Общенаучные и специальные библиотечные методы используются не изолированно и параллельно, а в органическом единстве: взаимодействуя и дополняя друг друга, они усиливают достоинства и нейтрализуют известную ограниченность каждого, способствуя многоаспектному изучению читателей.
Совокупность специальных методов изучения читателей иногда определяют одним термином: «анализ библиотечной документации», однако при этом следует иметь в виду, что речь идет не об одном методе, а о нескольких, которые располагаются по своей направленности, по способности сочетаться между собой и другими методами. Кроме того, слово «анализ» в применении к специальным методам обозначает не только анализ сведений, но и синтез их, а иногда и процесс накапливания сведений, их фиксацию, последующую обработку и обобщение.
Контент-анализ
Научное наблюдение
Опрос
Анкетирование.
Не возникает сомнений в том, что наука о чтении возникла значительно позже, чем появился ее предмет, что, впрочем, вполне характерно и для других наук. Если первые сведения о чтении мы можем найти уже в источниках, относящихся ко времени античности, то первые работы, посвященные изучению, анализу чтения как личностного или социального явления появляются только в начале XIX в.
Сегодня изучение чтения с целью более глубокого понимания интересов и потребностей читателя, пользователя библиотеки и, следовательно, более эффективного его обслуживания характерно для библиотечной сферы практически всех стран.
Однако пристальность внимания к проблемам чтения, направленность изучения интересов читателей, организация исследований, их методика и т. п. тесно связаны с общей ситуацией и традициями в культуре, образовании, экономике, политике каждой страны. Таким образом, опыт в области изучения чтения у разных стран различен.
Как правило, в зависимости от многих экономических, политических, культурных и других условий, определяющих развитие каждой страны, потребность в изучении чтения, читателя формировалась раньше или позже. В европейских странах, прежде всего в Германии, Франции, в силу их развитой книжной культуры и в целом высокой культурной традиции, исследования чтения начались гораздо раньше, чем в Америке, где первые исследования в этой области относятся к 1920-30-м гг.
Анализ литературы показывает, однако, что в России, несмотря на сложности ее развития, к осознанию важности этой проблемы пришли довольно рано.
Как известно, появление читателей на Руси было связано с образованием древнерусского государства и утверждением христианской веры. Первые «книжники» появились в киевской Руси в XI в. Само же понятие «читатель» в русском литературном языке возникло только в XVII в.
Исследования показывают, что изучать читателя (чтение) в России стали с начала XIX в., когда основной круг читающей публики сформировался. Уже в первые годы существования Императорской публичной библиотеки по инициативе ее директора А.Н. Оленина были начаты первые в России социологические исследования чтения, результаты которых нашли отражение в отчете Библиотеки за 1817 г. Таким образом, прав был Н.А. Рубакин, когда отмечал, что «как это ни странно, но экспериментальное изучение читательства началось у нас в России гораздо раньше, чем за границей».
Характерно, что в интересе к изучению чтения в России тесно переплелись две тенденции: просветительская, обусловленная традициями русской либеральной интеллигенции; и позже — пропагандистская, связанная с зарождающимся революционным движением и с необходимостью революционной пропаганды среди так называемой «массы», то есть низших слоев общества (крестьян, рабочих, ремесленников).
Первыми исследователями чтения были не столько библиотекари, так как профессиональное сообщество тогда только складывалась, сколько писатели, педагоги-просветители, статистики, а затем — народники, революционеры-демократы и др.
Одним из первых к изучению народного чтения обратился великий русский писатель Л.Н. Толстой. В конце 1850-х — начале 60-х гг. он собирал с помощью учителей начальных школ сведения о народном читателе по специальной программе, напечатанной в журнале «Ясная Поляна».
В 1870-80-е гг. видный педагог и организатор народных школ Н.А. Корф изучал доступность книг крестьянам, их читательские интересы, мнения о литературе.
Его опыт, методика исследования широко использовалась в Харьковской женской воскресной школе, при которой функционировал кружок Х.Д. Алчевской. Преподавательницы, входившие в кружок, изучали чтение женщин-работниц, вели беседы с читателями о прочитанном, проводили сеансы громкого чтения и т. п.
На основе многолетнего наблюдения, анализа записей в дневниках учительниц, изучения отзывов читательниц о книгах был издан трехтомный указатель «Что читать народу?» (1884-1906 гг.), где представлен рекомендованный перечень книг для народного и детского чтения.
Следует сказать, что этот труд был весьма высоко оценен: он получил малую золотую медаль на Первой Всемирной выставке в Париже в 1900 г.! Позже к опыту Х.Д. Алчевской обращались многие.
В 70-е годы XIX в. в целях изучения народных настроений предпринималось так называемое «хождение в народ». «Народники» изучали все проявления народной жизни, в том числе и чтение крестьян.
При этом использовали такие методы, как беседа (с покупателями, офенями), наблюдение за покупателями в книжных лавках, на ярмарках, в крестьянских домах.
Так, изучением культурного уровня и читательских интересов крестьянства в Тверской губернии занимался мировой судья А.П. Мичурин. Он по своей инициативе провел перепись имевшихся у крестьян книг, ознакомился с местной книжной торговлей. Свои наблюдения А. П. Мичурин обобщил и опубликовал в 1881 г.
Читателя-крестьянина изучали исследователи Л.И. Шаховский, А. С. Пругавин, В. И. Орлов, основатель земской статистики, а также некоторые комитеты и общества распространения грамотности в народе. Аналогичные исследования проводились не только в центральных районах России, но и в Западной Сибири, на территории нынешнего Алтая: сосланные сюда «политические» внесли свою лепту в изучение народного чтения.
В библиотеках (частных, публичных, губернских, уездных) изучение читателей главным образом осуществлялось путем учета статистических сведений об их составе, посещаемости, затребованных и выданных изданиях.
В целом методика их исследований была весьма несовершенной, и этот период современные ученые называют протосоциологическим, отмечая в то же время, что эти исследования сыграли особую роль в становлении библиотечной социологии.