Искусство Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 22:13, реферат

Краткое описание

Искусство Древней Греции, сыгравшее важнейшую роль в развитии культуры и искусства человечества, было определено общественным и историческим развитием Греции, глубоко отличным от развития стран и народов Древнего Востока.
В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту и величие свободного человека — гражданина полиса. Произведения греческого искусства поражали последующие поколения глубоким реализмом, гармоническим совершенством, духом героического жизнеутверждения и уважения к достоинству человека.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Искусство Эллады в XXX-XII вв…………………………………………..5
2. Искусство гомеровского периода (XI—VIII вв. до н. э.)…………………8
3. Ранняя классика (первая половина V в до н.э.)…………………………...17
4. Высокая классика (вторая половина V в. до н.э.)………………………...20
5. Поздняя классика (IV в. до н. э.)…………………………………………...24
Заключение …………………………………………………………………….33
Список литературы…………………………………………………………….35

Прикрепленные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_po_ist_drevv_mira (1).doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

Ранние изваяния IX—VIII вв. до н. э., на которые сильно влияли рисунки геометрических ваз, были преимущественно небольшими. В мелкой пластике VII в. до н. э. появляются уже иные образы. Фронтальные изображения тогда усиливались симметрией, которая придавала изображению неподвижность. Если в профильных асимметричных статуэтках геометрики было немало динамики, то теперь фронтальная симметрия и статичность способствовали большей представительности, значительности образа.

Заметно нарастала в памятниках скульптуры того времени пластическая объемность форм, сменявшая схематизм, который в статуэтках геометрического стиля придавал характер жесткой конструктивности. Теперь при изображении человеческого тела мастера стали показывать круглящиеся плечи, более полные бедра и грудь. Структурный каркас фигуры начинал как бы обрастать плотью.

Объемы же раннеархаических статуэток обретают сочность, подобно набухающим побегам растений. Отдельные части фигур кажутся малосвязанными друг с другом; мастер, как будто увлекаясь обработкой каждой детали, забывает, что он должен создать цельный, единый организм. Скульпторы конца VIII и начала VII в. до н. э. создавали так называемые ксоаноны, довольно крупные деревянные статуи божеств. Из-за подверженности дерева гниению они не сохранились, и об их существовании нам известно из упоминаний древних писателей. Широкое распространение в годы архаики получили терракотовые статуэтки из обожженной глины. Их использовали для украшения дома, в культовых церемониях как приношения божествам и в погребальных обрядах, где они сопровождали умершего в загробный мир. Обычно статуэтки богов, героев, девушек, а также различных животных оттискивались в формах, покрывались белой обмазкой и раскрашивались.

Скульпторы ранней архаики часто обращались не только к глине, но и бронзе, дереву, известняку, слоновой кости. Однако уже в середине VII в. до н. э. греческие мастера начинают использовать мрамор, который все сильнее завоевывает популярность у заказчиков. Появляются в греческой скульптуре огромные мраморные изваяния обнаженных юношей — куросов.

Скульпторы высекали в мраморе надгробные стелы, поэты выражали свои чувства в стихах. Характер надгробных рельефов был не схож в разных областях Эллады.

В эпоху архаики в Греции широко распространилось искусство глиптики — резьбы на драгоценных или полудрагоценных камнях. Резные камни — геммы — украшали ожерелья, перстни, броши, медальоны, служили печатями. Различают два вида гемм. Камни с выпуклыми, рельефными изображениями - камеи. Их вырезали из многослойных камней типа оникса, сардоникса или агата. Углубленные изображения на одноцветных камнях (типа сердолика) — инталии.

Инталии служили преимущественно печатями. Характер сюжетов зависел от того, какие товары опечатывались, и от вкусов и склонностей владельца инталии. Одинаковых инталий почти не было: существовал закон, запрещавший резчикам по камню изготовлять дубликаты заказанных инталий и строго каравший виновных. Инталии служили также своего рода украшением, драгоценной вещью, которой мог гордиться ее хозяин.

Инталии имели и практическое и художественное значение. Мастера-резчики использовали для инталий горный хрусталь, сердолик, яшму, халцедон и другие красивые по цвету полудрагоценные минералы. Существовали специальные станки для резьбы инталий, изобретение которых приписывается мастерам Ройку и Теодору.

Роль эллинской вазописи в истории античного искусства огромна. В рисунках на керамических сосудах мастера могли свободнее, нежели в скульптуре, показывать сцены из жизни, представлять образы мифологии, выражать свое отношение к событиям. Лучшие столетия в истории греческой вазописи — VIII—V вв. до н. э. В IV в. до н. э. в связи с появлением фресковой живописи росписи на сосудах уже во многом теряют свое былое значение.

Конец VIII в. до н. э. характеризуется кризисом геометрического стиля. С падением родового строя, господствовавшего в Греции с XI по IX в. до н. э., происходили изменения и в искусстве; в обществе формировались вкусы, вызывавшие появление новых художественных форм, в частности в вазописи. Появлялась потребность полнее изобразить то, что человек видел в жизни и что представлял себе в мечтах и мифах. Лаконичное, условное выражение чувств уже не вполне удовлетворяло. Художники VII в. до н. э. обильно вводили в свои композиции орнаментальные и растительные (нередко близкие восточным) мотивы. Поэтому стиль ваз VII в. до н. э., названный в последнее время ковровым, ранее именовали ориентализирующим.

Влияние Востока на греческое искусство проявлялось в декоративности композиций и красочности. Многое из восточного искусства (и, в частности, орнаменты) греки интерпретировали по-своему. В образах Востока элементы растительных мотивов нередко имели магическое значение и несли в себе особый смысл. Греки же заимствовали их прежде всего как узор, украшение. Причина возникновения коврового стиля заключается в характере греческой культуры того времени (периода бурного расцвета городов). Жесткие, простые формы геометрики не могли отразить все многообразие чувств, переполнявших сердца людей в тот новый период жизни. Мифологические образы преобладали в композициях на стенках керамических изделий. Многие города Греции VII в. до н. э. славились художественно совершенными росписями сосудов. В росписях начинает проявляться лирическое восприятие мира. В них становится меньше жесткой четкости линий, дисциплинированности форм и мужественности образов. Фигурные изображения как бы растворяются в переплетениях орнаментальных узоров. Люди и животные трактуются так же поэтично, как растения и природа. Стремление художника к возможно более точной передаче образов реального мира, желание подробнее рассказать, сильнее взволновать, ярче выразить ту или иную идею определили кризис коврового стиля, в росписях которого основное место занимал орнамент.

Новый стиль отличался от коврового рядом существенных особенностей. Мастера практически не изображали животных и растения, чаще обращались к человеку, представляя его прежде всего в какой-либо сюжетной, чаще всего мифологической ситуации. Орнамент, подчинявший себе поверхность вазы, оттеснялся на второй план, и ему отводилась роль обрамления сцен. Порой узорами украшали донца, горла, подчеркивали переходы в формах ваз, места крепления ручек. Вазописцы постепенно отказывались от системы фризов и предпочитали помещать сцены в крупных клеймах. Узоры, заполнявшие пустые места между фигурами начинали исчезать. Выдвижение сюжетного начала, и оттеснение декоративности приводило к упрощению красочной палитры. Нередко применявшиеся ранее пурпур и белая краска теперь использовались гораздо реже.

В чернофигурных росписях, где темные фигуры как бы находится на поверхности вазы, элемент условности еще значителен. Но плоскостность и силуэтность образов воспринимаются как достоинство росписей, потому что изображения, специально лишенные объемности, не разрушают, но сохраняют, более того, подчеркивают поверхность сосудов, незыблемость их стенок. Особенности чернофигурной техники достаточно отчетливо проявляются в коринфских вазах уже в конце VII — начале VI в. до н. э. и в продукции керамических мастерских Беотии, Лаконики, ионических городов и, конечно, Аттики, с центром в Афинах, где в VI в. до н. э. создаются удивительные по своеобразию вазовые росписи. В композициях VI в. до н. э. начинала усложняться сюжетная канва, появлялась многофигурность. Разумеется, не все вазы украшались в то время сюжетными сценами, изготавливалось немало сосудов и с декоративными росписями, но не они уже определяли дальнейший ход развития греческой вазописи.

В новой краснофигурной технике черным лаком заливался фон, а на остававшемся цвета обожженной глины изображении можно было кистью проводить чернолаковые тонкие линии, обозначая ими глаза, мускулатуру, складки одежд и т. д. Это облегчало работу вазописца. Светлая же фигура на темном фоне смотрелась лучше: в ней больше проступала реальность, объемность образа, к какой начинали стремиться греческие мастера, постепенно отходившие во второй половине VI в. до н. э. от принципов архаической условности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Ранняя классика (первая  половина V в до н.э.)

 

В конце VI в. до н. э. в греческих городах происходило много перемен. Тиранию сменяла рабовладельческая демократия. Бурные внутриполитические события сопровождались разразившейся в начале V в. до н. э. ожесточенной и продолжительной войной с персами (лишь в 449 г. до н. э. был заключен мир). Значение греко-персидского конфликта выходит далеко за границы спора двух древних народов. Это была схватка противоположных мировоззрений: эллинские полисы со своими новыми демократическими устремлениями противостояли деспотическому правлению персидской монархии. Не случайно, греческий тиран Гиппий стоял на стороне персов. Именно на этот период выпавших на долю греков испытаний приходится ярко выразившийся перелом в искусстве. Архаическое условное воспроизведение действительности сменялось классическим — более близким к такому воплощению видимой реальности, какой она представлялась человеку. Присущая памятникам искусства всех времен условность не исчезала совсем, а лишь принимала новые формы во внешне более близких действительности пластических и живописных изображениях. Классический период в искусстве эллинов по общепринятой периодизации продолжался около двух столетий и приходился на V—IV вв. до н. э., однако необходимо различать несколько этапов. В эпоху ранней классики (первая половина V в. до н. э.) художественным образам присуща повышенная динамичность форм, сохраняются еще многие элементы позднеархаической условности, ощущается эмоциональная напряженность, вызванная общей обстановкой в годы ожесточенных сражений с персами. Позднее, во второй половине V в. до н. э., когда греческий мир пожинал плоды своей победы в войне, образы искусства приобрели характер преимущественно уверенно спокойный, горделивый и торжественный.

В конце V в. до н. э. наметился переход к поздней классике (IV в. до н. э.). Памятники с новым эмоциональным звучанием — то предельно тревожные, то элегически-мечтательные — возникали в мастерских таких ваятелей, как Скопас, Пракситель, Лисипп. Поздний период творчества Лисиппа относится уже к протоэллинизму, началу новой эпохи, сменившей классику.

В архитектурных сооружениях ранней классики объемы и массы предельно собраны, ярко выражена также четкость линий и контуров. После будто дышащих и живых опор архаических храмов классические колонны стали казаться особенно плотными, в полном смысле слова, каменными. Внутреннюю дисциплинированность и собранность, отличающую пластику мужских статуй ранней классики, обрели и архитектурные элементы. В них проявилась раннеклассическая гармония и строгость форм. Возникший тогда в искусстве стиль и получил название строгий.

В своем искусстве греки всегда откликались на злободневные события, но стремились показывать не то, что происходило у них на глазах, а эпизоды из древней истории, которые стали уже легендарными, но были созвучны и близки тогдашним настроениям. Статуи здесь уже не плоскостно-рельефные, но круглые, не слитые с фоном, как раньше, а свободно стоящие на площадке фронтона. Однако наряду с этими признаками классического искусства в западном фронтоне сохраняются, как отмечалось, еще такие черты старого искусства, как симметричность и застылость.

Во второй четверти V в. до н. э. в искусстве Греции произошли значительные изменения. Архитектурные произведения ранней классики всем строем своих форм отличались от архаических. Основной принцип классики — эмоциональность в кажущейся бесстрастности, волнение в покое, движение в статике. Характерный для классики подход — динамика диагонально расположенных подвижных фигур строго уравновешена в гармоническом покое.

На 530—470 гг. до н. э, приходится развитие строгого стиля в краснофигурной вазописи. Уменьшение числа персонажей. Мастера стали тяготеть к детальному изображению действительности, отказывались от архаических условностей. В вазописи этот процесс возник раньше, чем в архитектуре и скульптуре. Композиция вазописи ранней классики становилась все более законченной и целостной. В пределах отведенной для композиции поверхности вазы художники-вазописцы передавали самые разнообразные сцены повседневной жизни, так же как и героические события мифов и гомеровского эпоса. Традиционные мифические сюжеты переосмыслялись, насыщаясь новыми мотивами, почерпнутыми из жизни.

Новый стиль в вазописи, как и в скульптуре, получил название строгого из-за того, что во многих росписях преобладали именно строгость и лаконизм выражения, линии четко обрисовывали фигуру или предмет, не такими обильными, как ранее, становились орнаменты.

В краснофигурных росписях строгого стиля рисунок прост, но изображения совершеннее, чем в чернофигурных. Художник больше обращает внимания на реальность форм. Вазописец тщательнее вырисовывает мускулатуру, контуры фигур, но от него начинает в то же время ускользать былая способность графически передавать те или иные чувства или качества образа.

Детали тела и складки одежд обозначаются теперь тонкими линиями лака, а не процарапыванием. Это предоставляет мастеру большую свободу в воспроизведении трудных ракурсов и положений фигур. Нагляднее всего новшества проявляются в трактовке глаз: они хотя и очерчиваются еще замкнутым овалом, но зрачок придает конкретность взгляду, показывает его направленность.

В росписях строгого стиля встречаются сцены из эпоса, эпизоды военной жизни, состязания атлетов. Нередки изображения пиршеств и дионисийских празднеств: загулявшие участники обильных трапез нетвердой походкой шествуют с винными чашами в руках.

В росписях некоторых мастеров первой половины V в. до н. э. можно заметить попытку передать выражение чувств персонажей. В вазописи находили отражение различные, подчас бытовые стороны жизни греков. Особенное распространение получили в вазописи того времени сцены пиршеств с веселящимися парами — греками и гетерами, с музыкантами, играющими на флейтах и кифарах, с щеголяющими нарядами модниками.

Во второй четверти V в. до н. э. в вазописи господствовал предшествовавший свободному стилю переходный, прекрасный. Плоскостность постепенно сменялась новым пониманием пространства. Стройные и высокие, красивые по форме сосуды-лекифы имеют, обычно довольно широкую ножку, но узкое донце. В самой их форме выражена торжественность и величавость. На белых, имевших погребальное значение лекифах обычно изображались умерший и прощающийся с ним родственник. Эти сосуды для душистых масел ставили на могилы как памятное приношение живых усопшим. В рисунках на белых лекифах действие часто происходит на кладбище. Темы их росписей связаны с размышлениями о бренности земного бытия, композиции чаще всего возвышенно светлые, но иногда трагические.

Первые победы греков в войнах (500—449 гг. до н. э., с перерывами) между Персией и древнегреческими городами-государствами, способствовали росту патриотических чувств различных греческих полисов и осознанию необходимости их союза. Военная обстановка требовала ясности выражения во всем.

Именно тогда в искусстве обозначилось повсеместное стремление отойти от условности архаики и обратиться к более конкретному отражению видимого мира. Особенно заметно это было в памятниках круглой скульптуры и рельефах при изображении человеческой фигуры.

Информация о работе Искусство Древней Греции