Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 22:13, реферат
Искусство Древней Греции, сыгравшее важнейшую роль в развитии культуры и искусства человечества, было определено общественным и историческим развитием Греции, глубоко отличным от развития стран и народов Древнего Востока.
В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту и величие свободного человека — гражданина полиса. Произведения греческого искусства поражали последующие поколения глубоким реализмом, гармоническим совершенством, духом героического жизнеутверждения и уважения к достоинству человека.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Искусство Эллады в XXX-XII вв…………………………………………..5
2. Искусство гомеровского периода (XI—VIII вв. до н. э.)…………………8
3. Ранняя классика (первая половина V в до н.э.)…………………………...17
4. Высокая классика (вторая половина V в. до н.э.)………………………...20
5. Поздняя классика (IV в. до н. э.)…………………………………………...24
Заключение …………………………………………………………………….33
Список литературы…………………………………………………………….35
Строки из гомеровских поэм дают возможность, хотя бы отдаленно, представить себе характер построек того времени. Центром жилого комплекса обычно являлся двор.
В главном помещении дома — мегароне — сосредоточивалась жизнь его обитателей.
Была у греков гомеровского периода и скульптура, простая по формам и небольшая по размерам. Высокого развития в эту эпоху достигли не архитектура и скульптура, а устная поэзия.
Процветало гончарное ремесло, к которому древнейшие греки относились как к искусству.
Характер геометризированных узоров на стенах сосудов того периода позволил ученым назвать стиль таких росписей геометрическим.
В то время возникали основные керамические формы. Повсеместно использовались своеобразные, обычно зарывавшиеся в землю бочки из глины — пифосы, в которых хранили зерно и муку. В них могло помещаться большое количество зерна, иногда сосуды эти были огромны.
Для вина и оливкового масла употреблялись низкие или вытянутые вверх сосуды с двумя вертикальными ручками — амфоры различных пропорций и форм. У ранних амфор геометрического стиля встречаются и горизонтальные ручки. У некоторых горла были широкими, другие имели горла тонкие, вытянутые. Наряду с амфорами у греков были одноручные кувшины — ольпы, а также эйнохои с тремя сливами. Для ношения воды использовались гидрии — кувшины с тремя ручками. Обычай греков пить разбавленное вино привел к появлению специальных сосудов для смешивания вина с водой — кратеров. Из них черпаками — киафами — вино разливали в килики, плоские и неглубокие, но порой достаточно крупные чаши с двумя горизонтальными ручками. Сосуды гомеровской эпохи обычно покрывались орнаментами в виде простейших фигур: кругов, треугольников, квадратов, ромбов. Эта простота не воспринимается как примитив. В ней нет грубости и ограниченности, скорее, подчеркнут лаконизм художественных форм.
С течением времени узоры на сосудах геометрического стиля усложняются, более разнообразными становятся и сами керамические формы. В конце IX — начале VIII в. до н. э. появляются вазы со сплошным заполнением поверхности орнаментами. Меандры, треугольники, ромбы, а в самом широком месте вазы — поле, разлинованное в шашечную клетку. Помимо орнаментов изобразали на поверхности амфоры животных и птиц на трех особых фризах, которые не случайно расположены в верхней части горла и около днища. Каждый из фризов должен был отмечать и украшать соответственно свою часть вазы. Вазописцы любили повторение одного и того же мотива в изображении животных и птиц. Такой ритмический принцип — важная художественная особенность вазописи геометрического стиля. Он был на ранних ступенях развития у разных народов в изобразительном искусстве, поэзии, эпосе.
Одним из наиболее важных факторов греческой культуры VIII-VI вв. по праву считается новая система письменности. Алфавитное письмо, отчасти заимствованное у финикийцев, было удобнее древнего слогового письма микенской эпохи: оно состояло всего из 24 знаков, каждый из которых имел твердо установленное фонетическое значение. Теперь письмо становится общим достоянием всех граждан полиса, поскольку каждый из них мог овладеть навыками письма и чтения. В отличие от слогового письма, которое использовалось главным образом для ведения счетных записей и, в какой-то степени для составления религиозных текстов, новая система письменности представляла собой поистине универсальное средство передачи информации, которое с одинаковым успехом могло применяться и в деловой переписке, и для записи лирических стихов или философских афоризмов.
Все это привело к быстрому росту грамотности среди населения греческих полисов, о чем свидетельствуют многочисленные надписи на камне, металле, керамике.
Греческая поэзия после гомеровского времени (VII-VI вв.) отличается тематическим богатством и многообразием форм и жанров. Из более поздних форм эпоса известны два основных его варианта: эпос героический, представленный так называемыми поэмами "Цикла", и эпос дидактический, представленный двумя поэмами Гесиода: "Труды и дни" и "Теогония".
Лирическая поэзия получает широкое распространение и вскоре становится ведущим литературным направлением эпохи, подразделяющаяся на несколько основных жанров: элегию, ямб, монодическую, т.е. предназначенную для сольного исполнения, и хоровую лирику, или мелику.
Важнейшей отличительной особенностью греческой поэзии архаического периода - ярко выраженная гуманистическая окрашенность.
Кроме сосудов геометрического стиля гончары создавали огромные кувшины, которые служили надгробными памятниками и устанавливались на кладбищах в греческих поселениях.
Стремление к созданию монументальных памятников у не имевших
развитого зодчества и пластики дорян проявилось в изготовлении таких огромных (2,03 м высотой) керамических надгробий. Торжественное настроение при созерцании сосуда рождается не только благодаря его высоте. Вытягивающаяся кверху динамическая яйцевидная форма тулова находит продолжение в чуть расширяющемся, цилиндрическом горле. Здесь же все просто и вместе с тем торжественно-величаво, как и должно быть у надгробного монумента.
Гомеровская эпоха была хорошей школой для архаических художников. Строгая четкость геометрических объемов определила впоследствии сдержанную гармонию классических произведений.
Постепенно схематические образы будут становиться все более конкретными. Но греческие мастера и в дальнейшем не утратят уловленного и достигнутого ими в этом раннем стиле принципа обобщения. Искусство геометрики — прочная база, обеспечившая греческому эстетическому сознанию дальнейшее развитие в годы архаики и классики.
Росписи на многих вазах геометрического стиля связаны с магическими воззрениями греков. Однако уже в геометрическом стиле начиналось разрушение магической основы рисунка: все больше усиливалось внимание художника к конкретным действиям человека, даже изображенного схематически, в условной манере.
В декоре критских сосудов использовались элементы эгейского орнамента: на горловинах часто помещались узоры в виде спирали, на тулово наносились стилизованные контуры различных животных, цветов. На вазах дорических центров, в частности Аргоса, особенно последовательно проводился принцип симметрии: там можно видеть человека, держащего за поводья двух лошадок, или сцены с женскими хороводами. Строгая простота рисунка, свойственная дорийской керамике, встречается и на других южногреческих вазах. Своеобразные памятники геометрического стиля создавались к северу от Афин.
Среди скульптур геометрического стиля изделия крупных размеров неизвестны. Широко распространенные, изготовленные в глине и бронзе статуэтки крепились на крышках керамических и металлических сосудов, выполняя порой роль ручек. Мелкая пластика в таких случаях украшала посуду.
Уже в IX в. до н. э. создавались скульптурные изображения животных — чаще всего лошадей.
Греческая архитектура уходит корнями в глубокую древность. В годы расцвета эгейской культуры ахейцами Микен и Тиринфа строились здания из сырцового необожженного кирпича и дерева на каменных основаниях. Развитие архитектуры в VIII—VII вв. до н. э. совпадает с формированием больших полисов (городов-государств) и переходом от патриархального быта к общинному. Горожанам понадобились уже достойным образом оформленные помещения, где они могли бы отправлять свои культы. В древнейшие времена изображения богов ставились под деревьями, подобно статуе Артемиды в Эфесе, или в дуплах больших деревьев, как изваяние Артемиды в Орхомене. Однако постепенно воздвигавшиеся непосредственно под открытым небом алтари стали недостаточными.
К концу VIII в. до н. э. появилась необходимость в храмах, и строительство их стало принимать все более широкие размеры. Религия приобретала государственный характер, появлялись культы богов-покровителей — Зевса, Афины, Аполлона.
Греческий храм становился центром городской жизни. Около него сосредоточивалась не только религиозная, но и политическая, экономическая деятельность населения. Место для храма выбиралось обычно самое лучшее. В храмах распоряжались жрецы. Они не образовывали, как в Египте, замкнутые касты. Жрецом мог стать любой человек, не запятнавший себя дурными поступками, а для ведения храмовых дел создавались управления из горожан. Священные участки обносились оградой, алтарь ставился под открытым небом около восточного фасада, а внутри храма помещалась статуя божества. В годы архаики в греческой архитектуре сформировались различные ордера. Ордер — это определенный строй, порядок сочетания частей здания.
Классическим типом греческого храма стал периптер, то есть храм, который имел прямоугольную форму и был окружен со всех четырех сторон колоннадой. Периптер сложился уже во второй половине 7 в. до н.э. Развитие храмовой архитектуры шло главным образом по линии совершенствования системы конструкций и пропорций периптера.
Создание периптера позволило свободно помещать здание в пространстве и придало всему строю храма торжественную строгую простоту.
Основные элементы конструкции периптера очень просты и народны по своему происхождению. В своих истоках конструкция греческого храма восходит к деревянному зодчеству с глинобитными стенами. Отсюда идет двускатная крыша и (впоследствии каменные) балочные перекрытия; колонны тоже восходят к деревянным столбам. Конструкция греческих храмов не являлась механическим перенесением деревянных конструкций в каменное зодчество. Архитекторы Древней Греции хорошо понимали и учитывали конструктивные свойства строительных материалов. Они стремились подчеркнуть и развить художественные возможности, скрытые в самой конструкции здания. В результате работы сложилась ясная и цельная архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера (что означает порядок, строй). Применительно к греческому зодчеству слово ордер подразумевает весь образный и конструктивный строй греческой архитектуры, главным образом храма, но чаще имеет в виду только порядок соотношения и расположения колонн и лежащего на них антаблемента (перекрытия).
В ордере находят выражение не только технические качества сооружения, но и художественные, тектонические, вызывающие соответствующую реакцию у воспринимающего их человека. В тектонике здания, построенного в ордерной системе, всегда действуют две основные силы. Одна воплощена в крепости и мощи нижних — несущих — частей сооружения, прочно стоящих на земле: трехступенчатый цоколь, колонны; другая — в тяжести верхних элементов здания — несомых: лежащая на капители колонн балка (архитрав), фриз и карниз, которые покоятся на первых. Толщина и высота колонн, ширина балки архитрава и фриза играют не только конструктивную роль. От их размеров и характера взаимодействия несущих и несомых сил зависит и художественное впечатление, производимое архитектурным сооружением.
Основные греческие ордера: дорический, ионический и коринфский— сформировались не сразу. В конце VII в. до н. э. возник дорический, вскоре ионический, и только позднее, в конце V — начале IV в. до н. э., появился ордер коринфский. В эпоху архаики греческий ордер сложился в двух вариантах — дорическом и ионическом. Это соответствовало и двум основным местным школам в искусстве.
Дорический ордер воплощал идею мужественности, то есть гармонию силы и торжественной строгости. Ионический ордер, наоборот, был легок, строен и наряден; когда в ионическом ордере колонны заменялись кариатидами, то не случайно ставились именно изящные и нарядные женские фигуры.
Греческая ордерная система не являлась отвлеченным трафаретом, механически повторяющимся в каждом очередном решении. Ордер был общей системой правил, исходящих из общего метода решения. Само же решение всегда носило творческий, индивидуальный характер и сообразовывалось не только с конкретными задачами и целями строительства, но и с окружающей природой, а в период классики — и с другими зданиями архитектурного ансамбля. Каждый храм был создан именно для данных условий, для данного места.
Древнегреческие зодчие, обратившиеся в своем искусстве к человеку и к элементам его тектоники и пропорций, смогли научиться выражать в архитектурных памятниках характер эпохи. Эллинам стала доступна удивительная возможность в постройках из камня, дерева, глины передавать физическое и духовное состояния людей.
Древние греки одни из первых почувствовали возможности архитектуры как искусства. Да, впрочем, и в различные виды ремесленного производства элементы искусства стали проникать именно в те же времена.
Свои храмы эллины украшали скульптурой, так как в отличие от простых людских жилищ обитель божества должна была выглядеть особенно красивой. Статуи и рельефы благодаря яркой раскраске делали храмы праздничными и нарядными, смягчая суровость архитектурных образов. Однако значение храмовой скульптуры было не только декоративным. Так же как в культовой архитектуре, в скульптурных образах отражался тонус эпохи, характер времени. Массивные и тяжеловесные пластические изваяния в композициях, воспринимаются художественным воплощением тех же эмоций, что были в тектонических элементах здания.
Скульптура размещалась на фронтонах, метопах или фризах здания. Форма фронтонов вынуждала мастеров компоновать сцены в треугольнике, в метопах все подчинялось границам квадрата или реже прямоугольника. Протяженность ионического фриза обусловливала другой характер композиции. Таким образом особенности архитектурных форм диктовали в определенной мере и пластические образы.
В жизни греческих общин конца VIII—начала VII в. до н. э. происходили крупные изменения. Патриархальность быта с преобладанием пастушества и земледелия уступала место новым формам. Многие эллины, разоряясь, продавали землю и шли в города, обращаясь к ремеслу или торговле. Рабство становилось более жестоким, тяжелым (вместо былого, домашнего). В городах оживлялась политическая деятельность. Значительные перемены претерпевало и искусство. Художники постепенно отходили от принципов геометрического стиля. Если жившие до этого натуральным хозяйством отдельные общины не нуждались в монументальном искусстве и выражали свои чувства в узорах одежд, украшениях, художественной отделке керамики, предметов быта, вооружения, то теперь появилась потребность в более крупных и торжественных формах. Для покровителя общины — божества — начали строиться величественные храмы, воздвигались статуи, порой очень больших размеров, намного превышавшие рост человека.