Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:13, дипломная работа
Целью дипломной работы является комплексный анализ транспортно-экспедиционных отношений, определение теоретических и практических проблем, связанных с договором транспортной экспедиции, разработка предложений по изменению действующего законодательства.
Исходя из цели диплома, мною были поставлены следующие задачи:
- дать правовую характеристику договора транспортной экспедиции;
- исследовать субъектный состав договора транспортной экспедиции;
- осуществить сравнительный анализ договора транспортной экспедиции с договорами перевозки груза, комиссии и агентирования, а также анализ основных прав и обязанностей сторон договора транспортной экспедиции;
- раскрыть структуру отношений, возникающих при оказании транспортно-экспедиционных услуг;
- провести исследование ответственности сторон по договору транспортной экспедиции;
- выявить недостатки в правовом регулировании транспортно-экспедиционных отношений и внести предложения по совершенствованию действующего законодательства в области транспортно-экспедиционной деятельности.
Введение 3
Глава 1. Правовая природа транспортной экспедиции. Особенности правового регулирования отношений транспортной экспедиции……………..9
§ 1. История развития правовых воззрений на договор транспортной экспедиции и его законодательное регулирование в России…………………..9
§ 2. Общая характеристика договора транспортной экспедиции 18
Глава 2. Особенности договорного регулирования транспортной экспедици………………………………………………………………………...25
§ 1. Существенные условия и субъекты договора транспортной экспедиции 25
§ 2. Виды договора транспортной экспедиции 39
§ 3. Соотношение договора транспортной экспедиции и иных договоров о возмездном оказании услуг 41
Глава 3. Проблемы правоприменительной практики при разрешении договорных споров в сфере транспортной экспедиции 60
§ 1. Определение ответственности сторон по договору транспортной экспедиции 60
§ 2. Актуальные проблемы судебной практики по договору транспортной экспедиции 65
Заключение 76
Список использованной литературы 79
Во-вторых, одной из самых трудноразрешимых проблем в современной гражданско-правовой науке является проблема соотношения договоров транспортной экспедиции и перевозки грузов. В связи с этим обозначаются два основных вопроса:
а) может ли перевозчик исполнять обязанности экспедитора по договору и какими правовыми нормами следует руководствоваться в данном случае?
б) может ли экспедитор действовать в качестве перевозчика в «рамках» договора транспортной экспедиции?
Что касается первого вопроса, то законодатель и современная доктрина отвечают на него вполне определенно. В соответствии с пунктом 2 статьи 801 ГК РФ правила главы 41 Кодекса распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.
Большинство ученых усматривают в данном случае конструкцию смешанного договора, а не договора перевозки39.
Однако в гражданско-правовой литературе высказывались и иные точки зрения. Так, А.И. Беспалова вполне однозначно указывает на невозможность участия перевозчика в договоре экспедиции40. М.К. Александров-Дольник, полемизируя с ней, утверждает, что принятие на себя перевозчиком оказания вспомогательных услуг вполне возможно, если эти услуги будут не элементом договора экспедиции, а элементом договора перевозки. Иными словами, автор предлагает такой вариант правового регулирования, который основывается на имманентной принадлежности дополнительных экспедиционных обязанностей перевозчика содержанию сложного договора перевозки41, то есть ограничивается регламентацией данного правоотношения нормами о договоре перевозки.
Более важным и неопределенным является второй вопрос, являвшийся предметом обсуждения еще у цивилистов советского периода. Одни из них признавали наличие конструкции договора на полное транспортно-экспедиционное обслуживание, в соответствии с которым экспедитор принимает на себя выполнение всех работ, начиная от движения груза со склада отправителя и кончая сдачей его на складе получателя42.
Другие авторы занимали противоположную позицию и предлагали вывести названную конструкцию договора за пределы договора транспортной экспедиции. Например, М.Е. Ходунов, полагая, что основной задачей экспедитора является не перевозка, а заключение договора перевозки или вступление в договор перевозки в качестве грузополучателя...43, квалифицировал договор о полном транспортно-экспедиционном обслуживании как «особого рода договор перевозки», «договор об организации перевозки» или «договор общей перевозки»44.
Несмотря на подобный разброс мнений, большинство правоведов советского периода признавали самостоятельную правовую природу договора транспортной экспедиции, отличную от природы договора перевозки груза.
Попытка усовершенствования правового регулирования транспортно-экспедиционной деятельности посредством принятия ГК РФ и закона о транспортной экспедиции не внесла ясности в указанную проблему на законодательном уровне. И как следствие этого в настоящее время у российских цивилистов также отсутствует единое понимание правовых аспектов деятельности экспедитора в качестве перевозчика.
Более подробно соотношение данных договоров будут рассмотрены в главе второй дипломной работы.
Особенностью договора транспортной экспедиции выступает неопределенность предмета данного договора законодательным путем. В ГК РФ предмет сформулирован достаточно абстрактно: как выполнение или организация выполнения услуг, связанных с перевозкой. ГК РФ не содержит ни исчерпывающего перечня подобных услуг, ни перечня основных из них, которые должны входить в предмет договора. Отсюда можно сделать вывод, что стороны должны в договоре перечислить предоставляемые экспедитором клиенту услуги как предмет договора, согласование которого является обязательным для признания его заключенности45.
Споры, связанные с предметом договора транспортной экспедиции, включают в себя и проблему индивидуальной определенности груза или его относимости к категории родовых вещей. По своей правовой природе вещи, составляющие груз, могут быть как родовыми, так и индивидуально-определенными. Тем не менее совершение действий по доставке, перевозке груза так или иначе индивидуализирует имущество. Кроме того, у имущества на любом этапе перевозки есть собственник либо законный владелец. Проблема возникает в связи с перевозкой грузов, принадлежащих различным собственникам, либо с хранением подобных грузов до сдачи их перевозчику. В ситуации случайной гибели такого имущества невозможно определить, чей конкретно груз подвергся гибели или порче.
Таким образом, несмотря на то, что в настоящее время порядок заключения и исполнения договора транспортной экспедиции достаточно детально урегулирован законодательством, существуют нерешенные проблемы, вызывающие дискуссии не только на теоретическом, но и на практическом уровне.
В главе 41 ГК РФ, посвященной транспортной экспедиции, не содержится перечня существенных условий указанного договора. Не внес ясности в этот вопрос и закон о транспортной экспедиции, который, являясь специальным по отношению к ГК РФ, должен был бы восполнить пробелы, содержащиеся в Кодексе. Однако этого не произошло. Отсутствие законодательного регулирования создает благоприятную ситуацию для доктринального определения круга существенных условий договора транспортной экспедиции.
Существующие точки зрения на данный вопрос условно можно подразделить на широкий и узкий подходы к определению условий договора экспедиции.
Сторонники первого из них определяют существенные условия договора экспедиции следующим образом: они безусловно признают универсальность предмета договора, а также перечисляют иные условия, которые наиболее полно и точно характеризуют договор экспедиции.
В частности, С.П. Хмелев отмечает, что по договору транспортной экспедиции существенными условиями являются следующие: предмет, качество выполняемых работ, сроки исполнения договора, цена, порядок оплаты, место исполнения договора, форма договора и ответственность сторон46. О.В. Кислицина существенными условиями договора транспортной экспедиции считает: предмет, а также документы и другая информация о свойствах груза, условия его перевозки и его передача; цена, порядок и сроки ее оплаты; права и обязанности сторон; ответственность сторон; перемена лиц в договорном обязательстве; изменение и расторжение договора47.
Однако с указанным подходом можно согласиться только частично. Цена и срок не являются объективно-существенными условиями договора транспортной экспедиции, во-первых, потому, что они законодательно не закреплены в данном качестве, а во-вторых, поскольку ГК РФ предусмотрел «запасной вариант» определения условий о цене и сроке, не закрепленных в договоре. Как отмечает Н.В. Морозова, условие о вознаграждении экспедитора (являющемся одной из составных частей цены договора экспедиции) является определимым существенным условием договора транспортной экспедиции. Если в договоре транспортной экспедиции не установлен размер вознаграждения, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги48.
Аналогичен вывод и о признании существенным условия о месте исполнения договора. Прямо это условие не отнесено к существенным условиям договора транспортной экспедиции, и, более того, статья 316 ГК РФ предусматривает выход из ситуации, при которой договор экспедиции не содержит упоминания о месте его исполнения.
К числу существенных условий нельзя отнести и условие о качестве выполняемых работ. Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона о транспортной экспедиции, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Данная норма позволяет говорить о том, что если в договоре экспедиции не предусмотрено качество, выполняемые работы должны быть надлежащего качества. В том случае, если стороной договора является физическое лицо, которому услуги по договору экспедиции оказываются для личных, семейных или иных потребностей, не связанных с предпринимательской деятельностью, к качеству выполняемых работ субсидиарно применяются и правила статьи 4 Закона «О защите прав потребителей», устанавливающего, что при отсутствии в договоре условий о качестве работы или услуги исполнитель обязан выполнить работу или оказать услугу, пригодную для целей, для которых работа (услуга) такого рода обычно используется. А.Г. Калпин, признавая указанное субсидиарное применение законодательства РФ о защите прав потребителей, ограничивает его действие обязанностью экспедитора по требованию клиента предоставлять последнему информацию49, право на получение которой предусмотрено статьей 8 Закона «О защите прав потребителей»50.
Отсутствие в законодательстве прямых указаний о недействительности договора экспедиции в случае отсутствия условия о порядке оплаты, не позволяет отнести и это условие к разряду существенных51.
На основе приведенного выше анализа можно констатировать, что единственным существенным условием договора транспортной экспедиции, прямо названным в ГК РФ, является предмет договора. Разумеется, предмет договора является единственным существенным условием до того момента, пока стороны договора своим соглашением не установили дополнительных существенных условий договора.
Транспортно-экспедиционная деятельность является неотъемлемым и важным элементом товаропроводящих систем, направлена на повышение их качества и ускорение продвижения товара от производителя к потребителю. Однако развитие системы транспортно-экспедиционного обслуживания в Российской Федерации сдерживается отсутствием полноценной нормативно-правовой базы. И хотя принятие нового закона о транспортной экспедиции значительно расширило объем правового регулирования по сравнению с главой 41 Гражданского кодекса Российской Федерации, многие вопросы остались неурегулированными52.
Одной из актуальных практических проблем, требующих своего решения, является неразработанность понятия транспортно-экспедиционной деятельности. Дело в том, что именно транспортно-экспедиционная деятельность составляет предмет договора транспортной экспедиции.
ГК РФ не раскрывает понятия «транспортно-экспедиционная деятельность» и «транспортно-экспедиционная услуга». Он лишь определяет примерный перечень операций, подпадающих под регулирование главы 41. В соответствии со статьей 801 ГК РФ в договоре транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора: организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом; заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза; обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой груза. В качестве дополнительных услуг договор транспортной экспедиции может регулировать получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверку качества и состояния груза, его погрузку и выгрузку, уплату пошлин, сборов и других расходов, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором53.
Закон о транспортной экспедиции также не содержит указанных определений. Однако из смысла статьи 1 данного закона можно сделать вывод, что транспортно-экспедиционная деятельность - деятельность по оказанию транспортно-экспедиционных услуг, а экспедиционная услуга - услуга по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. Таким образом, закон о транспортной экспедиции, в отличие от ГК РФ, содержит закрытый перечень возможных услуг экспедитора, не охватывающий всех возможных вариантов осуществления транспортно-экспедиционной деятельности. Следовательно, сфера применения данного закона уже по сравнению с тем, как определен предмет договора транспортной экспедиции в ГК РФ.
Определение понятия транспортно-экспедиционной деятельности можно встретить и в иных законодательных актах. Так, в пункте 2 Правил о системе и общих требованиях обслуживания грузоотправителей и грузополучателей железными дорогами54 указано, что транспортно-экспедиционное обслуживание - вид деятельности посредников (экспедиторов) по предоставлению грузоотправителю услуг, связанных с подготовкой продукции к перевозке (оформление перевозочных документов, заключение договора перевозки с транспортными предприятиями, расчеты с перевозчиком, организация погрузочно-разгрузочных работ, информация потребителей, работа с таможенными органами и др.). Недостаток данного определения в том, что оно отражает лишь одно из возможных направлений транспортно-экспедиционной деятельности, а именно экспедицию по отправлению, и только одним видом транспорта - железнодорожным.
В современной юридической литературе предмет договора транспортной экспедиции рассматривается как совокупность оказываемых экспедитором услуг, связанных с организацией перевозки груза. При этом понятие транспортно-экспедиционной деятельности раскрывается путем перечисления услуг, связанных с перевозкой груза:
- комплектация судовых, повагонных и маршрутных отправок, формирование укрупненных грузовых мест (например, контейнеров) из мелких партий груза;
- выбор наиболее рациональных
по скорости, надежности и быстроте
перевозки груза видов
- выполнение всех необходимых
формальностей по грузу и
- доставка груза от
отправителя к месту погрузки
на магистральные виды
- заключение договоров
со всеми участниками
- осуществление расчетов
с организациями транспорта и
иными участниками
Как отмечал в свое время Х.И. Шварц: «В литературе, в практике и в источниках права, регулирующих транспортную экспедицию, нет единого понимания понятия транспортно-экспедиционной деятельности. Некоторые, говоря об этой деятельности, понимают под ней совокупность перевозочных и экспедиционных действий. Другие связывают это понятие с более узким комплексом, а именно с действиями, вспомогательными по отношению к перевозке. Но почти все, кто касался проблемы правового регулирования транспортной экспедиции, подчеркивают вспомогательный характер экспедиционных действий по отношению к завершенной или предстоящей перевозке»55.