Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:19, курсовая работа
Целью работы является всестороннее изучение договора транспортной экспедиции. Исходя из цели, передо мной стоят следующие задачи:
1. Определить правовую природу договора транспортной экспедиции и рассмотреть его признаки;
2. Рассмотреть разграничение договора транспортной экспедиции от иных видов гражданско-правовых договоров;
3. Рассмотреть виды договоров транспортной экспедиции;
ВВЕДЕНИЕ
Истоки возникновения и становления транспортной экспедиции тесно взаимосвязаны с развитием транспорта, поскольку транспорт и транспортная экспедиция — составные части единого процесса доставки грузов. Образование транспортных экспедиционных компаний тесно связано с расширением торговли и проведением ярмарок. Их возникновение облегчило задачу купцам в доставке товаров. Несмотря на длительную историю развития транспортную экспедицию «как самостоятельную функцию, в собственном смысле слова; нужно считать только с XVI века»1. Во многом это связано с появлением крупных экспедиционных фирм, которые ввели в свой оборот коносаменты, складские расписки, транспортные накладные и другие экспедиторские документы.
В настоящее время одним из самых распространенных в гражданском обороте является договор транспортной экспедиции. Это обусловлено следующими причинами: во-первых, в связи с развитием рыночной экономики страны постоянно увеличивается товарооборот между различными организациями; во-вторых, более сложным становится сам процесс доставки грузов и увеличиваются затраты на перевозку. В этой ситуации клиент, заключивший договор транспортной экспедиции вступает в отношения с профессионалом в области транспортного дела – экспедиторской организацией, которая не только разрабатывает определенный маршрут и способ доставки, но и избавляет клиента от забот по транспортировке груза.
В действующем законодательстве устранены отдельные пробелы в правоотношениях по договору транспортной экспедиции: закреплено право экспедитора на удержание доставленного груза клиента до оплаты вознаграждения экспедитору; предусмотрены правовые нормы по оказанию экспедиционных услуг, не связанных с предпринимательской деятельностью, кроме того были учтены отдельные положения международной практики в области регулирования транспортной экспедиции2.
Тем не менее, проблемы договора транспортной экспедиции сохранились: не до конца отрегулирован перечень экспедиторских документов и порядок их применения, объем прав и обязанностей экспедитора, критерии оценки, позволяющие применять меры ответственности к сторонам договора.
В теории договора также существуют и другие проблемы: практически не исследован вопрос о разграничении договора транспортной экспедиции с непоименованными транспортными договорами, до сих пор идут дискуссии о правовой природе договора на транспортно-экспедиционное обслуживание, по условиям которого экспедитор обязан самостоятельно осуществлять доставку груза на всем пути следования или на части маршрута.
Все вышесказанное обуславливает актуальность и определило выбор темы.
Целью работы является всестороннее изучение договора транспортной экспедиции. Исходя из цели, передо мной стоят следующие задачи:
1. Определить правовую природу
договора транспортной
2. Рассмотреть разграничение
3. Рассмотреть виды договоров транспортной экспедиции;
4. Изучить условия договора транспортной экспедиции;
5. Рассмотреть порядок и форму
договора транспортной
6. Исследовать права и
7. Изучить общие положения
об ответственности
8. Изучить общие положения об ответственности клиента;
9. На основе анализа законодательства, научной литературы и судебной практики сделать обоснованные выводы.
Объектом
исследования являются правоотношения,
связанные с транспортной экспедиционной
деятельностью. Предметом исследования
являются правовые нормы, регулирующие
транспортно - экспедиционную деятельность.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА
ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
Особое географическое положение, огромные размеры территории определяют значимость транспортной экспедиции для российских предпринимателей. Посредством транспортной экспедиции предприниматели освобождаются от несвойственных им транспортных забот, при этом именно в грамотно организованном транспортно - экспедиционном обслуживании «таятся огромные неиспользованные резервы сокращения транспортных издержек»3, «создания стройной и гибкой транспортной цепи доставки товара до потребителя и ее логистизации»4.
Действующий Гражданский кодекс РФ, в ст. 801, определяет договор транспортной экспедиции следующим образом: под договором транспортной экспедиции понимается такой договор, по которому «одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза»5.
Природа договора транспортной экспедиции в разные времена трактовалась по-разному. Его определяли и как договор подряда6, и как комиссионный договор7, и как договор поручения8, и как самостоятельный договор, который не укладывается в рамках известных договоров, при этом он относится к категории договоров по оказании услуг9. Последняя точка зрения является наиболее предпочтительной. Хотя действующий ГК РФ не дает определение понятия «услуга».
Юридическая энциклопедия определяет юридическую сторону понятия услуга. Под «услугами» понимается предпринимательская деятельность гражданина или юридического лица. Услуги, как правило, являются результатом непроизводительной деятельности и предоставляются на основании соответствующего гражданско-правового договора между лицом, оказывающим услуги (исполнителем), и лицом, которому оказывается данная услуга (потребителем)10.
Услуга как правовая категория характеризуется отсутствием овеществленного результата. Как указывает Е.В. Ким, «...с правовой точки результат услуги не является объектом гражданских прав, а в экономическом смысле он неотделим от самой услуги и отдельно от нее не существует, поэтому термин «услуга» употребляется для обозначения как процесса создания продукта, так и самого продукта, участвующего в обороте. Услуга, как некое благо, товар, участвующий в обмене, охватывает и сам процесс создания продукта, и его результат»11. Тут же проявляются и такие свойства услуги, как трудность ее обособления' и неотделимость от источника, синхронность ее оказания и получения, или, как отмечал Е.Д. Шешенин, «полезный эффект услуги (деятельность) потребляется в процессе предоставления услуги, а потребительская стоимость исчезает»12.
Транспортная экспедиция отвечает всем названным признакам, что позволяет отнести ее к договорам об оказании услуг. Аналогичный вывод делает и судебная практика. Так, в одном из решений Арбитражного суда г. Москвы отмечено, что законодатель указывает, что, в частности, перевозка, транспортная экспедиция, операции банковского вклада и банковского счета, расчетные операции, хранение и иные являются услугами. Но правовое регулирование их отлично от правового регулирования, указанного в главе 39 ГК РФ13.
Договор транспортной экспедиции, как и подавляющее большинство современных договорных конструкций, является консенсуальным, двусторонним, взаимным и возмездным.
Квалификация конкретного поименованного договора по консенсуальной
модели обычно обеспечивается за счет указания в его определении на обязанность.
В консенсуальных договорах одна сторона обязуется совершить в пользу другой стороны необходимое действие, исполнение которого возможно как уже при самом совершении договора, так и в более позднее время14.
Как видно из определения договора транспортной экспедиции, по указанному договору экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Тем самым можно говорить, что для возникновения обязательств по договору экспедиции достаточно самого факта подписания договора между экспедитором и клиентом. При этом дополнительного юридического факта передачи груза экспедитору для заключения договора не требуется. Это связано с тем, что «особенность консенсуальных договоров... заключается в том, что в то время, как при всех других категориях контрактов для установления обязательства требуется, помимо соглашения (consensus) сторон, еще какой-то момент (verba, litterae, res), при консенсуальных контрактах consensus (выражение вовне) является не только необходимым, но и достаточным моментом для установления обязательства»15.
Однако далеко не все цивилисты соглашаются с тем, что договор транспортной экспедиции консенсуален. Так, Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов16 считают, что договор транспортной экспедиции может быть либо консенсуальным, когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг, либо - реальным, когда он выполняет их с вверенным ему грузом (в частности, когда экспедитором выступает перевозчик).
Не соглашаясь с этой точкой зрения, следует отметить, что «оказание услуг по договору транспортной экспедиции чаще всего не предполагает обладания грузом клиента, что и предрешает предпочтительность конструкции данного договора как консенсуального. Более того, вопрос о подчиненности договора модели реального, в тех случаях, когда договор не связан с актом передачи имущества, возникать не должен»17.
Распределение взаимных прав и обязанностей между участниками договорных отношений влияет на деление договоров на односторонне и двусторонне обязывающие (взаимные).
Закон о транспортной экспедиции, предусматривают, что права экспедитора соответствуют встречным обязанностям клиента, а обязанности экспедитора соответствуют встречным правам клиента. В этой связи договор транспортной экспедиции, безусловно, является двусторонне обязывающим (взаимным).
Как отмечает М.А. Астахова, каждое благо имеет свою стоимость (количество затраченного труда), отражающее его внутреннюю потребительскую ценность и способность к обмену на другие блага18.
Уже само определение договора транспортной экспедиции (ст. 801 ГК РФ) содержит указание на возмездность договора - «за вознаграждение и за счет другой стороны выполнить или организовать выполнение услуг». Закон о транспортной экспедиции (ст. 5) так же прямо предусматривает, что клиент обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.
Существует и еще один вопрос, по которому ведутся дискуссии в научной среде. Этот спор касается отнесения договора транспортной экспедиции к числу публичных договоров.
Большинство авторов не разделяют точку зрения на публичный характер договора транспортной экспедиции, наиболее верные возражения на которую привел В.В. Витрянский19: «применительно к договору транспортной экспедиции практически невозможно обнаружить ни одного признака, позволяющего отнести его к категории публичных договоров... Напротив, многообразие вариантов выполняемых экспедиторами операций и услуг, которые могут быть предусмотрены конкретным* договором транспортной экспедиции, исключает возможность применения механизма заключения публичного договора, обязательным требованием которого, как известно, является одинаковость основных условий договора для всех потребителей...»
Таким образом, договор транспортной экспедиции, согласно действующему законодательству, является самостоятельным договором, направленным на оказание клиентам услуг, связанных с перевозкой груза. При этом он не является публичным и всегда носит консенсуальный характер.
Договор транспортной экспедиции необходимо разграничить с другими видами гражданско-правовых договоров, потому что в практической деятельности различные участники этих правоотношений не всегда правильно определяют тот или иной договор. Это приводит к неверному установлению стоимости оказываемых услуг и определению объектам налога.
Прежде всего, отграничим договор транспортной экспедиции от договора поручения. Основное отличие договора транспортной экспедиции от договора поручения состоит в следующем: во-первых, различен характер этих услуг. Услуги экспедитора не сводятся к заключению сделок от имени клиента, а «имеют реальное наполнение в виде обслуживания отдельных стадий перевозочного процесса либо обязательств по доставке груза в пункт назначения20». Во-вторых, как подчеркивает Е.А. Суханов, «предмет договора поручения может конкретизироваться указаниями доверителя, касающимися, например, способов или порядка совершения соответствующих юридических действий, определения круга возможных контрагентов по сделкам, заключаемым поверенным, и т.п.»21. В-третьих, еще одно принципиальное отличие договора поручения от договора транспортной экспедиции (впрочем, так же, как и от любого иного гражданско-правового договора) заключается в лично-доверительном характере отношений, складывающихся между сторонами договора поручения.
Главная отличительная особенность данных договоров состоит в том, что договор транспортной экспедиции в отдельных случаях (когда в обязанность экспедитора входит заключение договора по доверенности клиента) может включать в себя лишь отдельные элементы обязательств, которые вытекают из договора поручения.
Не менее интересным представляется соотношение договора транспортной экспедиции и договора комиссии. Хотя данные договоры имеют общие черты, но существуют и некоторые различия. Именно наличие общих черт в юридической литературе используется, наоборот, в качестве критериев разграничения названных договоров. Так, М.И. Брагинский отмечает, что основное отличие нужно проводить по цели и предмету договоров. По договору комиссии предметом договора являются действия комиссионера, по заключению сделок с третьими лицами, а цель обеспечение представительство комитента в этих сделках. Предметом же договоров транспортной экспедиции (в части обязательств на стороне экспедитора) являются выполнение экспедитором различных операций по переводке груза, а цель – обслуживание процесса перевозки груза.22