Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:19, курсовая работа
Целью работы является всестороннее изучение договора транспортной экспедиции. Исходя из цели, передо мной стоят следующие задачи:
1. Определить правовую природу договора транспортной экспедиции и рассмотреть его признаки;
2. Рассмотреть разграничение договора транспортной экспедиции от иных видов гражданско-правовых договоров;
3. Рассмотреть виды договоров транспортной экспедиции;
Рассмотрим соотношение договора транспортной экспедиции с договором хранения. Эти договоры представляют собой по виду деятельности договоры по оказанию услуг. Отличие данных договоров состоит в том, что договор хранения направлен только на фактические действия (сохранение товара), а в договоре экспедиции сочетаются действия и фактического и юридического порядка. К фактическим действиям, которые выполняет экспедитор относятся: доставка груза на транспорте, его хранение до сдачи с транспорта на склад хранителю либо клиенту. К юридическим – действия, которые непосредственно связаны с оформлением получения и сдачи груза. «Тесное переплетение фактических и юридических действий – как справедливо пишет О.С.Иоффе – выделяет экспедицию из числа других договоров по оказанию услуг»23.
Наиболее близким к договору транспортной экспедиции является договор перевозки. Необходимо отметить, что ключевым моментом в соотношении данных договоров является то обстоятельство, что экспедитор обязуется выполнить для клиента различные услуги, непосредственно связанные с перевозкой груза. Правовая природа связи транспортной экспедиции с перевозкой груза определяется тем, что договор перевозки является основным, а договор транспортной экспедиции дополнительным, призванным обслуживать основной договор, На это обратил внимание В.К Андреев, который писал: «Транспортировка грузов не может быть осуществлена без выполнения вспомогательных работ, обычно называемых транспортно-экспедиционными операциями или транспортно-экспедиционной деятельностью»24. Однако имеется исключение из общего правила о вспомогательном характере договора транспортной экспедиции, когда указанные договоры меняются местами. Речь идет о таком договоре транспортной экспедиции, по которому экспедитор принимает на себя обязанность организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом (п. 1 ст. 801 ГК РФ). Для экспедитора, принявшего на себя такое обязательство, заключение необходимых договоров перевозки груза в целях его доставки в пункт назначения является лишь действием, направленным на исполнение основного обязательства, вытекающего из договора транспортной экспедиции.
Таким образом, договор транспортной экспедиции не является разновидностью какого-либо гражданско-правового договора. Он является комплексным, но вполне самостоятельным договором.
Основанием выделения конкретных видов договора транспортной экспедиции, по мнению С.Ю. Морозова25, с которым трудно не согласиться должен быть не единый научный критерий, посредством которого производится соответствующая классификация правоотношений, а определение договорных моделей, которые требуют специального правового регулирования. Следует остановиться на следующих видах договора транспортной экспедиции:
1. Договор на организацию
Одной из разновидностей договора транспортно-экспедиционного обслуживания является чартер, который находит широкое применение на воздушном, морском и внутренневодном транспорте, является договор фрахтования (чартер), по которому перевозчик (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю – грузоотправителю или грузополучателю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 ГК РФ и ст.101 Воздушного кодекса Российской Федерации 26).
Чартер может
содержать, в том числе, и согласованные
сторонами условия о
2. Договор о транспортно-экспедиционном обеспечении доставки груза получателю. Целью данного договора является освобождение клиента от всех обязанностей, связанных с доставкой груза в пункт назначения. Клиентом по данному договору могут быть как грузоотправитель, так и грузополучатель, в том случае если он обеспечивает этим свое обязательство, вытекающее из договора поставки28. В этом виде договора могут иметь место два варианта предмета договора, а следовательно и две разновидности договора. Во-первых, когда экспедитор, располагающий транспортным средством, приняв груз от клиента, осуществляет его транспортировку в пункт назначения. В этом случае перевозка не является самостоятельным обязательством, а является одним из элементов договора о транспортно-экспедиционном обслуживании. Во-вторых, договором может быть предусмотрена передача полномочий экспедитора третьему лицу (перевозчику) по разработанному маршруту. Особенностью данной модели является то, что в обязанность экспедитора входит заключение договора от своего имени для обеспечения доставки груза получателю. Данная модель не освобождает экспедитора от ответственности, если он не докажет, что вина лежит на перевозчике.
3. Договор о транспортно-
Сфера применения данного вида договора транспортной экспедиции – отношения, связанные с оказанием клиенту (грузоотправителю) со стороны экспедитора услуг по доставке груза до места нахождения перевозчика, а также услуг по приему груза от перевозчика в пункте назначения и доставке его клиенту (грузополучателю). В отличие от ранее рассмотренного договора о транспортно-экспедиционном обслуживании, который считается основным по отношению к перевозке груза. Обязательства по договору о транспортно-экспедиционном обеспечении ввоза (вывоза) носят вспомогательный характер и обеспечивают договор перевозки.
4. Договор об отдельных
Договором транспортной экспедиции могут
регулироваться правоотношения, связанные
с оказанием клиенту лишь нескольких
определенных транспортно-экспедиционных
услуг. Число различных вариантов
договора об отдельных транспортно-
5. Договор
транспортно-экспедиционного
В соответствии со ст. 7 ГК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются в соответствии с Конституцией РФ (ст.15)29 составной частью правовой системы РФ. Международные договоры РФ применяются к гражданским правоотношениям непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. При отсутствии соглашения сторон о выборе права о подлежащем применению праве к договору по общему правилу применяется право страны, где находится основное место деятельности экспедитора по договору транспортной экспедиции.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что перечень различных видов договора транспортной экспедиции не является исчерпывающим.
Условия договора принято дифференцировать на так называемые «объективно-существенные» (к ним относятся условия, названные в качестве необходимых для договоров данного вида в законе или иных нормативно-правовых актах) и «субъективно-существенные» (условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение)30
Однако, законодатель, употребляя термин «существенные условия» в п. 1 ст. 432 ГК РФ не закрепляет его легального определения, что вызывает дискуссию по нему среди цивилистов. Как отмечает Сергеев31, договор не будет заключен до тех пор, пока не будет согласовано хотя бы одно из его существенных условий. Договор транспортной экспедиции не является исключением из этого правила. Переходя непосредственно к рассмотрению вопроса о существенных условиях договора экспедиции, необходимо отметить, что Гражданский кодекс РФ, в главе 41, посвященной регулированию транспортной экспедиции, не содержит перечня существенных условий указанного договора. Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», являясь специальным по отношению к ГК РФ, законом, должен был восполнить существующие пробелы. Однако этого не произошло, что создало благоприятные условия для доктринального определения существенных условий договора транспортной экспедиции.
Взгляды на данный вопрос можно разделить на широкий и узкий подход к определению условий договора транспортной экспедиции.
Сторонники
первого подхода считают
Основными взглядами исследователей являются:
1) предметом договора являются конкретные блага, на которые направлено поведение контрагентов;
2) предметом договора являются действия субъектов договора;
3) предмет договора включает в себя и материальное благо и действия субъектов договор, которые они должны совершить в отношении него
Превалирующим среди ученых-цивилистов является отнесение к предмету договора транспортной экспедиции только действий субъектов договора. Так, например, O.A. Красавчиков36 писал, что предмет договора на транспортно-экспедиционное обслуживание - это весь комплекс услуг и работ, выполняемых экспедитором в связи с отправкой или получением грузов. Или, как отмечают современные авторы, предмет договора транспортной экспедиции - «совокупность оказываемых экспедитором услуг и действия клиента, направленные на возмещение расходов экспедитора и уплату вознаграждения»37.
Законодатель определяет предмет договора путем перечисления услуг (ст.801 ГК РФ), которые обязуется выполнить или организовать выполнение экспедитор и которые должны быть связаны с перевозкой груза. Услуги, оказываемые экспедитором, подразделяются как основные и дополнительные.
При этом если одна категория экспедиционных услуг прямо названа «дополнительной», то вывод о существовании другой «основной» делается с помощью методов формальной логики. В то же время, принятый позднее Закон о транспортной экспедиции в ст. 1, не только не предусмотрел деление экспедиционных услуг на основные и дополнительные, но и не содержит перечня экспедиционных услуг. Некоторые авторы считают, что разделение услуг на основные и дополнительные не вполне удачно. Так, например, С.Ю. Морозов считает, что «российский законодатель... не установил критерия деления экспедиционных услуг на основные и дополнительные, в результате чего стало возможным отнести одно и то же действие экспедитора одновременно и к дополнительным, и к основным. Единственный признак основных обязанностей экспедитора, это выполнение обязанностей, связанных с перевозкой. Но этот признак относится к любой транспортно-экспедиционной услуге, поэтому в нынешней редакции ст. 801 ГК РФ не усматривается практического смысла деления услуг на основные и дополнительные»38. Трудно не согласится с мнением В.В.Витрянского о том, что отсутствие четкого критерия отнесения транспортно-экспедиционных услуг к основным или дополнительным, открытый перечень каждой из названных категорий услуг оставляет непонятным, чем была вызвана необходимость разделять услуги, составляющие предмет договора транспортной экспедиции на две группы, учитывая то обстоятельство, что единственное императивное требование, предъявляемое к этим услугам, состоит в том, что они должны быть связаны с перевозкой39.