Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:13, дипломная работа
Целью дипломной работы является комплексный анализ транспортно-экспедиционных отношений, определение теоретических и практических проблем, связанных с договором транспортной экспедиции, разработка предложений по изменению действующего законодательства.
Исходя из цели диплома, мною были поставлены следующие задачи:
- дать правовую характеристику договора транспортной экспедиции;
- исследовать субъектный состав договора транспортной экспедиции;
- осуществить сравнительный анализ договора транспортной экспедиции с договорами перевозки груза, комиссии и агентирования, а также анализ основных прав и обязанностей сторон договора транспортной экспедиции;
- раскрыть структуру отношений, возникающих при оказании транспортно-экспедиционных услуг;
- провести исследование ответственности сторон по договору транспортной экспедиции;
- выявить недостатки в правовом регулировании транспортно-экспедиционных отношений и внести предложения по совершенствованию действующего законодательства в области транспортно-экспедиционной деятельности.
Введение 3
Глава 1. Правовая природа транспортной экспедиции. Особенности правового регулирования отношений транспортной экспедиции……………..9
§ 1. История развития правовых воззрений на договор транспортной экспедиции и его законодательное регулирование в России…………………..9
§ 2. Общая характеристика договора транспортной экспедиции 18
Глава 2. Особенности договорного регулирования транспортной экспедици………………………………………………………………………...25
§ 1. Существенные условия и субъекты договора транспортной экспедиции 25
§ 2. Виды договора транспортной экспедиции 39
§ 3. Соотношение договора транспортной экспедиции и иных договоров о возмездном оказании услуг 41
Глава 3. Проблемы правоприменительной практики при разрешении договорных споров в сфере транспортной экспедиции 60
§ 1. Определение ответственности сторон по договору транспортной экспедиции 60
§ 2. Актуальные проблемы судебной практики по договору транспортной экспедиции 65
Заключение 76
Список использованной литературы 79
Договор транспортной экспедиции и договор перевозки.
Наиболее дискуссионным вопросом в юридической литературе является вопрос о соотношении договора транспортной экспедиции с договором перевозки.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом.
При необходимости осуществления систематических перевозок грузов перевозчик и грузовладелец могут заключить долгосрочный договор об организации перевозки, по которому перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.
В приведенных законодательных формулировках выражены два основных вида договора перевозки груза: договор перевозки конкретного груза, который относится к реальным договорам и вступает в силу лишь с момента передачи груза перевозчику, и договор об организации перевозки, который носит консенсуальный характер и предназначен для урегулирования взаимоотношений, складывающихся между грузовладельцем и перевозчиком, по подаче транспортных средств, предъявлению грузов и осуществлению их перевозки в течение определенного периода. Договор транспортной экспедиции может быть построен по различным моделям, приспособленным к обоим видам договора перевозки.
Правовая природа связи транспортной экспедиции с перевозкой груза по общему правилу определяется тем, что договор перевозки груза признается основным, а договор транспортной экспедиции - дополнительным, вспомогательным, призванным обслуживать основной договор.
Представляется, однако, что есть одно исключение из общего правила о подчиненном, вспомогательном характере договора транспортной экспедиции по отношению к договору перевозки, когда указанные договоры меняются местами, а правовая природа связи транспортной экспедиции и перевозки грузов определяется тем, что уже перевозка грузов обеспечивает выполнение обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции. Речь идет о таком договоре транспортной экспедиции, по которому экспедитор принимает на себя обязанность организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом74. Для экспедитора, принявшего на себя такое обязательство, заключение необходимых договоров перевозки груза в целях его доставки в пункт назначения является лишь действием, направленным на исполнение основного обязательства, вытекающего из договора транспортной экспедиции.
Соотношение договора транспортной экспедиции и договора перевозки может изменяться в зависимости от того, как сконструирован договор транспортной экспедиции и каким содержанием стороны наполнили обязательства, вытекающие из этого договора. Здесь возможны самые различные варианты.
Договор транспортной экспедиции может вообще не предусматривать каких-либо обязанностей экспедитора по перевозке груза. Услуги, оказываемые клиенту экспедитором, могут ограничиться приемкой груза от грузоотправителя на хранение, его сортировкой, упаковкой, погрузкой на транспортное средство, поданное на основе договора перевозки, который сам клиент заключил с перевозчиком. Данные услуги, безусловно, связаны с перевозкой, но представляют собой фактические действия экспедитора, не участвующего в договоре перевозки75.
Ситуация изменится, если помимо названных услуг обязательства экспедитора включают в себя обязанность заключить договор перевозки от имени клиента по доверенности последнего или от собственного имени. В последнем случае экспедитор становится непосредственным участником договорных отношений по перевозке груза в качестве грузоотправителя.
Если по договору транспортной экспедиции клиентом является грузополучатель, экспедитор при получении груза от транспортной организации, доставившей этот груз в пункт назначения, может действовать лишь в качестве представителя клиента по доверенности.
И, наконец, договор транспортной экспедиции может полностью поглотить перевозку груза, что имеет место в ситуации, когда экспедитор принимает на себя обязательство доставить своими силами и средствами груз в пункт назначения и выдать его грузополучателям.
Особым образом решается вопрос о соотношении договоров транспортной экспедиции и перевозки в том случае, когда обязательство по экспедированию груза принимает на себя его перевозчик. Согласно пункту 2 статьи 801 ГК РФ правила главы 41 о транспортной экспедиции распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.
На самом деле законодатель, предусмотрев правило о распространении норм о транспортной экспедиции на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком, имел в виду, что перевозчик, заключая с грузоотправителем договор перевозки груза, может принимать на себя дополнительные обязательства по транспортно-экспедиционному обслуживанию отправителя груза, выходящие за рамки обязательств, вытекающих из договора перевозки.
Распространив на эти правоотношения правила о договоре транспортной экспедиции, законодатель тем самым предопределил правовую природу договоров перевозки груза, по которым перевозчик одновременно исполняет обязанности экспедитора. Как известно, прямое применение норм о каком-либо договоре к правоотношениям, вытекающим из иного договора, свидетельствует о том, что этот последний договор содержит элементы первого договора. Иными словами, если перевозчик одновременно исполняет обязанности экспедитора, речь идет уже не о договоре перевозки, а о смешанном договоре, включающем в себя обязательства как по перевозке груза, так и по транспортной экспедиции. Выполняя обязательства по транспортной экспедиции, перевозчик и действует в качестве экспедитора, располагая правом на заключение договоров перевозки либо от имени клиента (грузоотправителя), либо от собственного имени в зависимости от условий договора.
Практическое значение указанного подхода к правовому регулированию отношений, возникающих из договора перевозки, включающего в себя обязательства перевозчика по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузоотправителя (грузополучателя), состоит не только в том, что соответствующие правоотношения должны регулироваться нормами о транспортной экспедиции, а скорее в том, что к указанным правоотношениям не могут применяться правила о договоре перевозки, многие из которых отличаются значительной спецификой, например: нормы об ограниченной ответственности перевозчика за неисполнение обязательств, об обязательном претензионном порядке, о сокращенном сроке исковой давности и т.п. В подобных случаях правоотношения, складывающиеся между перевозчиком и грузоотправителем (в части обязательств по транспортно-экспедиционному обслуживанию последнего), за неимением специальных правил в главе 41 ГК РФ, должны регулироваться общими положениями о гражданско-правовых обязательствах76.
При анализе названной проблемы представляют интерес мнения авторов, занимающих компромиссную позицию. Так, С.Ю. Морозов пишет, что договор транспортной экспедиции не может иметь своим содержанием перевозку грузов, допуская при этом в виде исключения возможность оказания по договору транспортной экспедиции услуг по доставке грузов на станции железных дорог, в порты и аэропорты, поскольку в этом случае целью «вспомогательной» перевозки является обеспечение основной перевозки77. Автор также указывает, что договор перевозки не «поглощается» в правовом отношении договором транспортной экспедиции. На определенном этапе исполнения договора происходит «трансформация» экспедитора в перевозчика, и с этого момента действует самостоятельный договор перевозки, в котором участвуют две стороны - грузоотправитель и перевозчик.
Вслед за ним А.В. Ребриков утверждает, что договор полного транспортно-экспедиционного обслуживания с обязательством экспедитора собственными средствами доставить груз является единым обязательством смешанного типа, выделить в котором договоры перевозки и транспортной экспедиции можно только теоретически78.
Неопределенность указанного вопроса непосредственно влияет на судебно-арбитражную практику, т.к. соглашения об оказании идентичных услуг в одних случаях квалифицируются арбитражными судами как договоры транспортной экспедиции, в других - как смешанные договоры, к которым наряду с нормами, регулирующими транспортно-экспедиционную деятельность, применяются нормы о грузовых перевозках.
На наш взгляд, возникновение вышеуказанных разночтений законодательства во многом обусловлено тем, что в отличие от ГК РФ, содержащего открытый перечень возможных услуг экспедитора, закон о транспортной экспедиции содержит исчерпывающий перечень экспедиторских услуг, который не позволяет охватить всех возможных вариантов осуществления транспортно-экспедиционной деятельности.
Таким образом, российское законодательство оставляет данный вопрос открытым, в то время как европейское законодательство и судебная практика допускают выполнение экспедитором услуги по перевозке груза, которая составной частью входит в договор транспортной экспедиции. Например, Положения Союза экспедиторов северных стран определяют, что задачей экспедитора является перевозка товара с ответственностью перевозчика груза или посредника79.
В правоприменительной практике в сфере транспортной экспедиции большое значение имеет определение ответственности сторон по договору транспортной экспедиции.
За неисполнение и ненадлежащее исполнение договора транспортной экспедиции стороны договора несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с правилами главы 25 ГК РФ.
Вместе с тем транспортно-экспедиционные отношения отличаются определенной спецификой, а это не может не оказывать влияние как на основания ответственности, так и на размер санкций за нарушение сторонами условий заключенного договора.
Одной из особенностей договора транспортной экспедиции является его субъектный состав: в роли экспедитора выступает коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. В связи с указанным обстоятельством наличие вины не является обязательным условием наступления гражданско-правовой ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей перед клиентом. В данном случае применяется правило статьи 401 ГК РФ, согласно которому, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Бремя доказывания наличия таких обстоятельств возлагается на экспедитора.
Так, общество с ограниченной ответственностью «Консалтинг Право Аудит» обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к индивидуальному предпринимателю Басовой Эльмире Александровне о взыскании 216319 руб. 38 коп. ущерба, причиненного при перевозке груза, переданного на основании договора-заявки на экспедирование и перевозку грузов автомобильным транспортом от 26.09.2011, заключенного между Басовой Э.А. и ООО «Трафик Авто».
Исковые требования основаны на положениях статей 793, 796 Гражданского кодекса РФ и мотивированы повреждением при перевозке груза, переданного ответчику в соответствии с договором-заявкой от 26.09.2011 грузоотправителем - закрытым акционерным обществом Нижегородская производственная компания «Электрические машины» по товарно-транспортной накладной от 30.09.2011 № 76 для доставки Северной Дирекции по ремонту тягового подвижного состава – структурному подразделению Дирекции по ремонту тягового подвижного состава – филиала ОАО «РЖД». Повреждение груза произошло в результате дорожно-транспортного происшествия (далее ДТП).
Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 06.12.2012 по делу №А43-16811/2012 дело на основании п.3 ч.2 ст.39 Арбитражного процессуального кодекса РФ передано на рассмотрение в Арбитражный суд Ивановской области.
Ответчик в судебном заседании подтвердил факт заключения между Басовой Э.А. и ООО «Трафик Авто» договора-заявки на экспедирование и перевозку грузов автомобильным транспортом от 26.09.2011, принятие груза к перевозке по товарно-транспортной накладной от 30.09.2011 № 76, факт повреждения груза в ДТП, произошедшем 02.10.2011, и транспортировки поврежденного груза обратно грузоотправителю - ЗАО НПК «Электрические машины». Вместе с тем, ответчик исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск. Ответчик указал, что водитель Басовой Э.А. Макеев О.В. не является виновником ДТП, в момент ДТП не располагал технической возможностью предотвратить столкновение с автомобилем марки ВАЗ 21063 под управлением Займутдинова С.М., признанного виновным в ДТП от 02.10.2011. Данные обстоятельства подтверждены в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 01.11.2011. Поскольку повреждение груза произошло вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить, учитывая положения статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 6 статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», предъявление исковых требований о взыскании ущерба, причиненного повреждением груза, к Басовой Э.А. является неправомерным.
Изучив представленные сторонами и третьим лицом документы, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Между ООО «Трафик Авто» (заказчик) и индивидуальным предпринимателем Басовой Э.А. (перевозчик) заключен договор - заявка на экспедирование и перевозку грузов автомобильным транспортом от 26.09.2011, в котором стороны согласовали дату и адрес погрузки, стоимость перевозки 42000 руб. Стороны также согласовали, что с момента принятия груза перевозчик несет полную материальную ответственность за груз в соответствии с действующим законодательством РФ.