Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 17:45, шпаргалка
Геополитика — наука, система знаний о контроле над пространством. Геополитика как научная дисциплина изучает, прежде всего, геополитику в широком смысле слова. Экскурс в историю становления и развития геополитических идей и концепций позволяет дать определение геополитике как науке и уяснить те ключевые понятия, которыми она оперирует. Все геополитические концепции в той или степени обращаются к идее контроля над пространством. Это есть главная проблема геополитики. Она, собственно говоря, тем и занимается, что изучает основы, возможности, способы и формы контроля пространства со стороны политических институтов, прежде всего государств и государственных союзов.
Исмаилитский и классический шиизм отличает принцип отношения к территории.
Сам принцип подхода к территории (в натуральном политическом смысле) может много сказать о типе сознания традиции, которая эту территорию “осваивает”.
Для исмаилитов это был “принцип плацдарма” - пиратский, экстенсивный способ. Им было все равно, с какой территории начинать свою революцию - это вопрос случая. Они были, конечно, типичными “космополитами” в сегодняшнем понимании. Низаритские государства проводили свою геополитику, понимая ее исключительно как захват плацдармов для строительства крепостей. Туземцы в-общем рассматривались ими как историческое недоразумение.
Такое государство работает исключительно на то, чтобы “взорвать мир”. Ближайший аналог исмаилизму из современных политических гуру - один из основных теоретиков большевизма Троцкий (его теория перманентной революции). Государство здесь - бочка с бензином или ящик с динамитом, не больше. Единственная цель - взорвать мир.
Иранский шиизм был органично-национален. Здесь ясно видно архетипическое совпадение между религиозной идеологией и менталитетом нации, причем с самыми глубинными его пластами. При таком сочетании единственно могла возникнуть культура, то есть то, чего не оставил исмаилитский имамат.
Это различие примечательное, но не единственное, и, вернее всего, не основное.
Здесь можно коснуться алхимического отличия между ними. Это два разных принципа взаимодействия с Энергией. В шиизме классическом главный акцент делается на утрату, разрыв связи - но это алхимическая возможность для зеркального отражения этой экспоненты в кризисе, взрыве, революции. Исмаилизм, напротив, предполагает постоянную генеалогическую связь с Принципом - но это энергетическое равновесие (“прямая”), неспособное на взрыв. Исмаилитские радикалы пытались мистериально получить эту энергию через само-ограничение, “рисование круга”, строительство энергетических центров (даже их архитектурные изыскания предполагают такой поиск), уединение в горном Аламуте (“Монсегюр”).
Манихейство, религия, во многом повторяющая (а вернее, предваряющая) исмаилитские гностические максимы, также оказалось органически неспособно включиться в real politic на конспирологическом уровне, а тезис о “нестерпимом положении вещей”, доминирующий в манихейской апологетике, привел не к эсхатологическому взрыву, как ожидалось, а к перманентной революционной активности, несвязанной с национальным принципом.
Движение, заявившее о своем несогласии с миром, не может вообще выражать какую-либо национальную энергию. Неорганичные “ереси” могут в первые сто лет своего возникновения оказывать существенное влияние на ход истории, но, оставаясь неукорененными, они теряют импульс своей миссии и гаснут, превращаясь в тоталитарные псевдогосударства, незаметно для себя имитируя роль фантома, которой они наделили было весь остальной мир.
44, Охарактеризуйте основные геополитические противоречия между США и исламским миром.
45,Какие геополитические сценарии наиболее вероятны в мусульманском мире в XXI веке.
46,Каким образом США контролирует политическую и экономическую ситуацию в регионе.
47,Какие региональные политические и экономические союзы в Латинской Америке являются наиболее влиятельными.
Сегодня Латинская Америка занимает особое место на политической арене мира, являясь регионом, экономические ресурсы и возможности которого привлекают все ведущие экономические силы. США, Европейский Союз и АТР конкурируют между собой в регионе, пытаясь завоевать доверие латиноамериканских государств. Первенство США здесь неоспоримо. Это связано, конечно, прежде всего с географической близостью и с последовательностью политики США, уже давно сотрудничающих с государствами региона. Однако, Азиатско-тихоокеанский регион также прикладывает усилия для сохранения, а в некоторых случаях и возобновления контактов с государствами Латинской Америки.
Латинская Америка представляет собой самое слабое звено в экономической сети Запада, но в тоже время нет сомнений, что ее рынок является крайне привлекательным для главных действующих сил современной экономики США, ЕС и АТР. Поэтому именно сейчас развернулась главная борьба за сотрудничество с Латинской Америкой.
В настоящее время существуют следующие региональные политические и экономически союзы стран Латинской Америки.
ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ (ЛАСТ) — ASOCIACION LATINOAMERICANA DE LIBRO COMERCIO (ALALC)
Была образована на основе Договора Монтевидео I, подписанного Аргентиной, Бразилией, Мексикой, Парагваем, Перу, Чили и Уругваем и вступившего в силу в 1961 г. (сроком на 20 лет). Присоединились: Колумбия и Эквадор (1961), Венесуэла (1966), Боливия (1967).
Цели: устранение ограничений и пошлин в торговле. В рамках ЛАСТ были созданы 3 субрегиональных союза: Ла-Плат-ская и Андская группы (1969 г.), Амазонский пакт (1978 г.).
В 1980 г. ЛАСТ была преобразована в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ).
ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ИНТЕГРАЦИИ (ЛАИ) — ASOCIACION LATINOAMERICANA DE INTEGRACION (ALADI)
Образована на основе Договора Монтевидео II, подписанного странами-членами ЛАСТ и вступившего в силу в 1981 г.
Цели: создание общего рынка стран Южной Америки и Мексики. В отличие от ЛАСТ, процесс интеграции ЛАИ предусматривает дифференцированное продвижение к созданию общего рынка с учетом уровня экономического развития стран-участниц.
В рамках ЛАИ сохраняются субрегиональные группы: Договор бассейна реки Ла-Плата, 1969 г. (члены — Аргентина, Бо-158 ливия, Бразилия, Парагвай, Уругвай), Картахенское соглашение, 1969 г. (члены — Боливия, Колумбия, Перу, Чили, Эквадор), Договор о сотрудничестве стран Амазонской зоны, 1978 г. (члены — Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Перу, Суринам, Эквадор).
СИСТЕМА АНДСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ (САИ) — SISTEMA DE INTEGRACION ANDINA (SIA)
Сформировалась на основе Андского пакта. Включает два самостоятельных блока учреждений: для политического сотрудничества и для экономической интеграции.
В развитие Картахенского соглашения 1969 г. об учреждении Андской группы субрегиональной интеграции был принят документ под названием “Андская стратегия”, декларировавший развитие Андского экономического пространства, углубление международных связей, вклад в единство Латинской Америки. Тогда же был принят “Акт мира”, предусматривавший углубление процесса интеграции, создание Андского общего рынка (зона свободной торговли, таможенный союз) к 1995 г.
АНДСКИЙ ПАКТ (АП) — ACUERDO DE INTEGRACION SUBREGIONAL ANDINA (AISA)
Создан на основе соглашения, вступившего в силу в 1969 г.
Государства-члены (5): Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор. В 1976 г. из состава вышло Чили. С 1969 г. ассоциированным членом является Панама.
Цели: либерализация региональной торговли и введение единых внешних тарифов; создание общего рынка к 1985 г.; координация экономической политики в отношении иностранного капитала; развитие промышленности, сельского хозяйства и инфраструктуры с помощью совместных программ; мобилизация внутренних и внешних финансовых ресурсов.
ЛА-ПЛАТСКАЯ ГРУППА — ORGANIZACION DE LA CUENCA DE LA PLATA
Образована на основе Договора об экономической интеграции и совместном освоении бассейна реки Ла-Платы в 1969 г.
Государства-члены (5): Аргентина, Боливия, Бразилия, Парагвай, Уругвай.
Цели: оптимальное использование и охрана природных ресурсов бассейна Ла-Платы.
В 1986 г. между Аргентиной и Бразилией была подписана долгосрочная программа экономического сотрудничества — “Акт интеграции”, к которой присоединился Уругвай, а в 1991 г. Парагвай.
ОБЩИЙ РЫНОК СТРАН ЮЖНОГО КОНУСА — EL MERCADO COMUN DEL SUR (MERCOSUR)
Образован в развитие Акта интеграции 1986 г. на основании Договора об общем рынке стран Южного конуса в 1991 г.
Государства-члены (4): Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай. Для менее развитой в экономическом отношении Боливии вместо прямого участия в интеграции предусматривается сохранение существующих льгот.
Цели: Создание общего рынка стран-участниц в течение 10 лет на основе проектов и предприятий, осуществляемых в рамках Организации Ла-Платы.
АМАЗОНСКИЙ ПАКТ — EL РАСТО AMAZONICO
Образован на основании Договора о сотрудничестве в Амазонии и вступил в силу в 1980 г.
Государства-члены (8): Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Перу, Суринам, Эквадор.
Цели: ускоренное совместное освоение и рациональное использование природных ресурсов бассейна Амазонки, защита их от иностранной эксплуатации, сотрудничество в создании инфраструктуры.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОАМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ (ОЦАГ) — ORGANIZACION DE LOS ESTADOS CENTROAMERICANOS (ОЕСА)
Образована в 1951 г. на конференции министров иностранных дел Гватемалы, Сальвадора, Гондураса, Никарагуа и Коста-Рики.
Цели: Экономическая и политическая интеграция государств Центральной Америки, культурное сотрудничество стран-участниц, предотвращение и урегулирование возникающих конфликтов.
КАРИБСКОЕ СООБЩЕСТВО (КС) — CARIBBEAN COMUNITY (CARICOM)
Политическая и экономическая организация по сотрудничеству в области торговли, кредита, валютных отношений, координации экономической и внешней политики, созданию совместных объектов.
Сообщество образовано в 1973 г. на основе Договора в Чагуа-рамасе (Тринидад и Тобаго).
Государства-члены (13): Антигуа и Барбуда, Багамские острова (член только Сообщества, но не Общего рынка), Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тринидад и Тобаго, Ямайка. Ассоциированные члены: Британские и Виргинские острова, Терке и Кайкос.
Цели: Политическое и экономическое сотрудничество; координация внешней политики; экономическое сближение путем либерализации взаимной торговли и установления общего таможенного режима; координация политики в сферах валюты и кредита, инфраструктуры и туризма, сельского хозяйства, промышленности и торговли; сотрудничество в области просвещения и здравоохранения.
КАРИБСКИЙ ОБЩИЙ РЫНОК (КОР) — CARIBBEAN COMMON MARKET (ССМ, CARICOM)
Образован в 1974 г. в соответствии с приложением к Договору Чагуарамас, включает всех членов КС, за исключением Багам.
Рукодящие органы: Конференция глав правительств и Совет общего рынка. В 1976 г. страны-участницы ввели единые таможенные тарифы. В 1982 г. на Конференции глав правительств было выдвинуто предложение о создании Ассоциации Карибских государств. В 1994 г. Конференция рассмотрела перспективы членства КС-КОР в НАФТА.
АССОЦИАЦИЯ КАРИБСКИХ ГОСУДАРСТВ (АКГ) — ASOCIACION DE LOS ESTADOS CARIBES (AEC)
Соглашение об учреждении АКГ было подписано представителями 25 стран и 12 территорий на конференции в Картахене в 1994 г.
Государства-члены: Ангилья, Антигуа, Барбадос, Белиз, Венесуэла, Гаити, Гайана, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминика, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Монтсеррат, Сальвадор, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго, Ямайка.
Цели: содействие экономической интеграции стран Карибского бассейна.
ОРГАНИЗАЦИЯ АМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ (ОАГ) — ORGANIZACION DE LOS ESTADOS AMERICANOS (ОЕА) — ORGANIZATION OF AMERICAN STATES (OAS)
Предшественницей ОАГ была Панамериканская система — совокупность органов и организаций, действовавших под контролем США в первой половине XX в.
ОАГ образована в 1948 г. на 9-й Межамериканской конференции в Боготе, принявшей Устав ОАГ. В настоящее время членами ОАГ являются все 35 независимых американских государств. В 1962 г. от участия в работе органов ОАГ была отстранена Куба.
Цели: поддержание мира и безопасности в Америке; предотвращение и мирное урегулирование конфликтов между государствами-членами; организация совместных действий для отражения агрессии; координация усилий для решения политических, экономических, юридических проблем; содействие экономическому, социальному, научно-техническому и культурному прогрессу стран-участниц.
48,Каковы перспективы сотрудничества стран Латинской Америки с ЕС и Россией.
Исторически по мере укрепления экономической, военной, финансовой мощи и политического веса США Латинская Америка постепенно втягивалась в геополитическое поле северного соседа. И сейчас практически Соединенные Штаты занимают в абсолютном большинстве стран этого континента гегемонистское положение. “Прибирать к рукам” латиноамериканцов США начали еще в первой четверти XIX в.
В конце 1823 г. президент Соединенных Штатов Дж. Монро обратился к Конгрессу со специальным посланием, которое явилось результатом обобщения и развития теории и практики внешней политики США и получило название доктрины Монро. Эта доктрина была разработана на заседаниях американского правительства в связи со слухами об угрозе интервенции со стороны Священного Союза (Россия, Австрия, Пруссия) в Латинскую Америку с целью восстановления былого господства Испании в ее американских колониях. Вот такой надуманный предлог был использован США для утверждения своей гегемонии в южном полушарии континента.
Конец XX в., конечно, внес изменения в геополитическую систему силовых полей континента. Возникли и активизируются новые процессы в политике, экономике, которые во многом обусловлены ускорением научно-технического прогресса, формированием транснациональных компаний и другими причинами. Важной особенностью этих перемен является то, что в их орбиту втягиваются все страны мира. И Латинская Америка в полной мере испытывает на себе позитивное, а также и негативное воздействие новой обстановки. Страны континента, несмотря на противодействие США, в силу прежде всего объективных причин ищут пути интеграции в мировую экономику. Внутренними причинами интегрирования явились: застой в экономике стран Латинской Америки (он характерен для большинства государств континента), неконкурентоспособность продукции на мировом рынке, неустойчивое хозяйственное развитие, рост безработицы, инфляции, социальной напряженности и др. В качестве важнейшей внешней причины можно назвать глобализацию мировой экономики. Это один из ключевых мирохозяйственных процессов современности. Происходит качественная трансформация мировой экономики. Кроме того, глобализация выступает как одна из движущих сил научно-технического прогресса, обновления производства и ускорения темпов роста производительных сил, усиления взаимодействия всех форм международного экономического обмена (мировой торговли, вывоза капитала, научно-технического сотрудничества и т.д.). Но глобализация несет резкое обострение конкуренции во всех субрегионах континента, усиление экономической неустойчивости: учащение колебаний хозяйственной конъюнктуры, увеличение безработицы, рост банкротств, снижение оплаты труда рабочих и служащих.