Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 17:45, шпаргалка
Геополитика — наука, система знаний о контроле над пространством. Геополитика как научная дисциплина изучает, прежде всего, геополитику в широком смысле слова. Экскурс в историю становления и развития геополитических идей и концепций позволяет дать определение геополитике как науке и уяснить те ключевые понятия, которыми она оперирует. Все геополитические концепции в той или степени обращаются к идее контроля над пространством. Это есть главная проблема геополитики. Она, собственно говоря, тем и занимается, что изучает основы, возможности, способы и формы контроля пространства со стороны политических институтов, прежде всего государств и государственных союзов.
Понятие “Мировой порядок”
В научной литературе представлены различные интерпретации понятия «мировой порядок. Согласно одной из них, условно расширительной, мировой порядок - это принципы, нормы и институты, регулирующие поведение и деятельность международных актеров. Устройство международных отношений определяет форму организации, протекания и воспроизводства политического процесса.
Как устройство межгосударственных отношений трактуется мировой порядок известным исследователем проблемы английским ученым X. Буллом: «Под мировым порядком понимается характер или направление внешней активности, обеспечивающей незыблемость тех целей сообщества государств, которые являются для него, с одной стороны, элементарно необходимыми, с другой - жизненно важными, с третьей - общими для всех». Согласно Буллу, иерархия этих целей такова:
сохранение самой системы и сообщества государств, нейтрализация существующих и потенциальных угроз.
обеспечение независимости и суверенитета каждого государства.
сохранение мира, понимаемого как возможность войн лишь при особых обстоятельствах и в соответствии с принципами, разделяемыми мировым сообществом.
Наличие и функционирование общих установок для всей социально-политической сферы независимо от того, затрагивают ли они взаимоотношения между индивидуумами, обществом и государством или взаимоотношения между государствами.
Мировой порядок можно определить как такое устройство международных отношений (межгосударственных), которое призвано обеспечить основные потребности субъектов мировой политики в безопасном существовании и реализации своих интересов.
Имеются следующие основные измерения мирового порядка: горизонтальное, вертикальное и функциональное.
Горизонтальное измерение - это, прежде всего отношения между основными актерами мировой политики. Поддержание порядка в международной системе обеспечивается благодаря балансу сил, наличию общих интересов и ценностей.
Вертикальное измерение
миропорядка - это отношения между сильными
и слабыми актерами. Гарантом существования
жесткой иерархической организации международных
отношений выступает, прежде всего, фактор
силы. Именно сила обеспечивала жесткую
иерархическую организацию международных
отношений в рамках империй.
Основу функционального измерения мирового
порядка составляют такие факторы, как
дипломатия и стратегия акторов - экономическое
взаимодействие между ними, моральны,
ценности и политические амбиции лидеров,
транснациональные сообщества деловых
людей, ассоциации ученых, специалистов
и т. д. Каждый из указанных факторов может
играть стабилизирующую и дестабилизирующую
роль в международных отношениях.
Мировой порядок сочетает в себе элементы устойчивости, стабильности, т. е. собственно порядка, и переходности как накопления предпосылок для продвижения к более высоким формам организации международных отношений, соответствующим усложняющейся общественной жизни. Исторически начало очередного мирового порядка было связано либо с итогами войн, следовавшими за ними внутренними переменами в ведущих странах, либо с распадом некоторых крупных государств. Как следствие в сравнении с предшествующим миропорядком менялись состав наиболее влиятельных субъектов международных отношении и конфигурация связей между ними.
В конце 70-х годов широкое распространение получило понятие «новый мировой порядок». Именно тогда в связи с валютно-финансовым и энергетическим кризисами, демографическим взрывом, дефицитом продовольствия в третьем мире и другими процессами, резко снизившими стабильность международной системы, авторитетные неправительственные организации (Римский клуб, Совет по изучению человечества и др.), используя методы математического моделирования, пришли к выводу о необходимости трансформации существующего миропорядка в справедливый как для отдельных индивидов, так и государств. Главная цель такой трансформации виделась в «достижении достойной жизни и благосостояния для всех граждан мира».
Качественное отличие современного мирового порядка.
После Второй мировой войны сложился мировой порядок, в котором произошло четкое разделение мира на две социально-политические системы, которые находились в состоянии перманентной «холодной войны» друг с другом, взаимных угроз и гонки вооружений. Раскол мира нашел свое отражение в постоянном усилении военной мощи двух сверхдержав - США и СССР, он институализировался в противостоящих друг другу двух военно-политических (НАТО и ОВД) и политико-экономических (ЕЭС и СЭВ) союзах и прошел не только по «центру», но по «периферии» международной системы.
Дестабилизация международной системы свидетельствуют о том, что человечество находится на переломном этапе своего развития. Объективные императивы выживания, безопасности и развития влекут за собой потребность в более надежном международном порядке, отвечающем новым тенденциям, связанным с «раздвоением» привычного государственно-центричного мира и сосуществованием его с миром нетрадиционных факторов. Время покажет, будет ли новый порядок регулироваться планетарным правительством, располагающим для этого соответствующими средствами наднационального характера - правительством, армией, действенными правовыми механизмами и т. п., - или его основой станут несколько взаимодействующих между собой интегрированных региональных центров, охватывающих своей совокупности весь мир, или же это будет какой-то иной вариант управления миром.
Но в любом случае создание и функционирование надежного мирового порядка может быть достигнуто лишь на основе создания условий для реализации интересов и сохранения ценностей не только государств и межправительственных организаций, но и самых разнообразных социальных общностей, и даже конкретных людей.
С другой стороны, это требует преодоления той степени аномии, которая присуща сегодня международному обществу. Сегодняшний мир еще далек от такого состояния. Прежний международный порядок, построенный на силе и устрашении, хотя и подорван в глобальном масштабе, но в то же время его правила и нормы еще продолжают действовать (особенно на региональных уровнях), что не позволяет сделать вывод о необратимости тех или иных тенденций. Упадок же послевоенного мирового порядка открывает перед человечеством переходный период, полный опасностей и угроз для социальных и политических устоев общественной жизни.
40,Назовите основные приоритеты китайской и японской геополитики.
Развитие Китая можно свести к нескольким группам факторов:
1)самая важная из них — ограниченность природных ресурсов, огромный людской потенциал и низкая стоимость рабочей силы;
2)фактор, до сих пор не оцениваемый в России, — планомерное государственное регулирование инвестиций и развития экономической сферы жизни общества;
3)планирование (в первую очередь) освоения высоких технологий, динамично растущего 4)экспортного потенциала;
5)самый крупный в Евразии рынок;
6)ускоренное наращивание военной мощи;
7)все большее негативное воздействие на глобальную экологическую обстановку и т.д.
Как заявляют сами китайцы: XXI век — век Китайской цивилизации. Китайская цивилизация, считают они, по своим основным характеристикам, в первую очередь гуманистическим, превосходит другие цивилизации, и это обеспечит торжество Китая в XXI в. Безусловно, Китай уже вошел в круг держав, определяющих основополагающие векторы развития геополитических полей и сил.
Многие эксперты подчеркивают, что к концу XX в. снизилась роль Китая в качестве своеобразного балансира между двумя военно-политическими блоками, которую играла КНР в 60-х годах. Один из блоков был разрушен, а другой стал решающей геополитической силой.
В основе промышленно-экономической стратегии Китая лежит концепция ресурсосбержения.
По данным экспертов на территории РФ, особенно на Дальнем Востоке и в Забайкалье, нелегально проживает около 2 млн. китайцев. Они занимаются торговлей, земледелием, заводят семьи и получают вид на жительство.
На протяжении столетий геополитика Китая носила двойственный характер. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, «Срединное царство» принадлежало к Rimland, береговой зоне Тихого океана, а с другой — Китай никогда не был талассократическим государством, так как всегда ориентировался на континентальные архетипы.
С начала XIX в. вплоть до 3 октября 1949 г. (победа народа под руководством коммунистов над Гоминданом) геополитика Китая была в своей основе атлантистская. Китай выступал в качестве евразийской береговой базы Запада. После победы над Гоминданом и провозглашения Китайской народной Республики (3 октября 1949 г.) в течение 10 лет Китай шел в русле просоветской, по сути евразийской политики. Затем КНР исповедовала идеологию «автаркии» — опоры на собственные силы.
Китай является потенциальным геополитическим противником России на Юге и Дальнем Востоке. Наши ученые, специалисты по Китаю, геополитики предлагают разные варианты решения этой проблемы. Например, А. Дугин считает, что геополитическая задача России в отношении самого восточного сектора своего «внутреннего» южного пояса заключается в том, чтобы максимально расширить зону своего влияния к югу, создав как можно более широкую пограничную зону12.
Применительно к Китаю, по его мнению, речь идет о силовом позиционном геополитическом давлении, о провокации территориальной дезинтеграции, дроблении, политико-административном переделе государства.
Итак, в XXI в. Китай будет оказывать большое влияние на и российскую внешнюю и внутреннюю, оборонную политику, экономику, демографию и политическим лидерам России надо осознать и приготовиться принять вызов Пекина.
Один из основателей геополитики Карл Хаусхофер относил Японию к «островным странам с континентальным типом мышления». Он полагал, что Япония представляет собой противоположность— Англии. Оснований для такого противопоставления: Англия всегда отгораживалась от Европы, противопоставляла себя ей. Япония, напротив, поддерживала тесные связи с Азией, в большей степени с азиатским Китаем, с Кореей и обязана континенту практически всем — от письменности до орудий труда и производства.
Русско-японские отношения имеют более чем трехсотлетнюю историю. Первые сведения о Курильских островах сообщил в 1697г. русский землепроходец В.В. Атласов.
После открытия русскими мореходами Курил и закрепления их за Российской империей (поднятие русского флага, установка православных крестов на всех островах гряды, включая Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, на которые сейчас претендует Япония) эти земли были нанесены на все карты мира как принадлежащие России.
Необходимо подчеркнуть такой немаловажный момент из истории Японии. В 1633, 1636, 1639 гг. последовали три указа японского правителя о «закрытии страны». Япония была закрыта для иностранцев, особенно европейцев. (Впервые европейцы — португальцы — попали в Японию в 1542 г.). Особо отмечаем, что страна была закрыта не только для европейцев, но и для соседей за исключением китайцев. Самим японцам было запрещено строить большие суда и ходить дальше указанной прибрежной зоны. «Открыл» Страну восходящего солнца американский крейсер под командованием капитана М.Перри в 1854г. Для европейцев были открыты порты Симода и Хакодате.
Итак, три ключевые проблемы в российско-японских отношениях решаются в конце XX в.:
первая — «северные территории» (Японское правительство всегда ставило в зависимость от территориальных претензий к России.),
вторая — экономическая (В проекте освоения энергоресурсов не соблюдается взаимовыгодное сотрудничество.),
третья — военно-политическая и геополитическая. (Проблема российско-японских отношений тесно связана с расширением НАТО на Восток.).
Политика Японии, начиная с эпохи Мэйдзи, но особенно в 30-е годы XX в., отражала и сейчас отражает особенности ее географического и политического положения. Островное расположение, перенаселенность, недостаток природных ресурсов, с одной стороны, а с другой — мощная, динамично развивающаяся промышленность, острая потребность в сырье и рынках сбыта предопределили стремление Японии занять достойное своему потенциалу место под солнцем. Сделать это было непросто.
41Каковы основные геополитические противоречия между США, Китаем, Японией и Россией в Азиатско - Тихоокенском регионе.
43 ,Каковы основные приоритеты мусульманской геополитики.
В последнее время в мире все больший интерес вызывает феномен “исламского возрождения” в странах Ближнего и Среднего Востока Решающий толчок, выведший исламский фактор в ранг первостепенных проблем мировой политики, сделала антишахская революция 1979 г в Иране По таким показателям, как напряжение общественных сил, накал страстей в самом Иране и в мире, число жертв, принесенных в ходе борьбы против режима шахиншаха Мохаммеда Реза Пехлеви, она не имеет прецедентов в странах Третьего мира Велико влияние революции на все страны исламского мира.
Две параллели - конспирологическая и геополитическая как бы задают основания этой теме. Первая - выход на метачеловеческий, мистический план истории, связанный с древними царствами и тайными вероучениями, второй - план конкретных действий и сугубо прагматической мотивации.
Что реально стоит за картиной исламской геополитики?
Здесь присутствуют три радикально отличных типа традиции. Первая - общепрофанный суннизм, то есть религия масс, эгалитарный и агрессивный экзотеризм.
Социальный идеал - теократическая республика, на деле - крайне пластичная приспособленность практически к любым социальным условиям.
Два других типа - исмаилитский и джафаритский (то есть признающий цепь двенадцати имамов) шиизм.
Низаритский исмаилизм и ортодоксальный (иранский по преимуществу) шиизм - совершенно различные метафизические типы; при этом оба тяготеют к монархическому имперскому принципу. Ни в одной из традиций, аутентично сохраненных сегодня, не выражен с такой яркостью основной инстинкт индоевропейской мифологии - вера в возвращение последнего Императора. В этом сходятся буквально все индоевропейские традиции, но только в шиизме этот инстинкт достигает такой полноты, которая реально алхимически воспроизводится в перманентную революцию, во взрыв против направления истории.