Музыкально-ритмические движения как средство развития координации детей 5-6 лет на физкультурном занятии.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:24, дипломная работа

Краткое описание

в работе описано влияние музыкально-ритмических движений на развитие координации движений старшего дошкольного возраста. В во второй главе описывается практическая работа по данной проблеме. Есть диагностики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы использования музыкально-ритмических движений на физкультурных занятиях в ДОУ как средства развития координации движений дошкольников…………..9
История становления системы музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста………………………………………………9
Развитие координации у детей дошкольного возраста………………...15
Задачи развития координации движений детей старшего дошкольного возраста средствами ритмической гимнастики ……………………..…19
Особенности использования музыкально-ритмических движений на физкультурных занятиях в ДОУ. Музыкальное сопровождение ритмической гимнастики. ………………………………………………..23
Глава II. Практическая работа по использованию музыкально-ритмических движений на физкультурном занятии как средства развития координации детей старшей группы ДОУ. ………………...….31
2.1. Организация и использование методов диагностики по определению
координационных способностей у детей старшего дошкольного
возраста……………………………………………………………………31
2.2. Влияние музыкально-ритмических движений на формирование
координационных движений у детей старшего дошкольного
возраста……………………………………………………………………36
2.3. Результаты деятельности воспитателя по развитию координации
движений у дошкольников старшей группы средствами музыкально-
ритмических движений в ходе физкультурных занятий…..…………..48
Заключение………………………………….…………………………….……...51
Литература……………………………………………………………………….55
Приложение…………………………………………………………………...….58

Прикрепленные файлы: 1 файл

ВКР Султановой Е. 2013.docx

— 284.26 Кб (Скачать документ)

Особой выразительности ритмизированные танцы достигли в Древней Индии. Обучение им проходило в специальных закрытых школах. В античной Греции ритмичные движения входили в ритуальные танцы орхестрики. Танцующий должен был с помощью ритмичных движений выразить определенную мысль, идею, а для этого ему надо было обладать высоким чувством ритма, быть физически подготовленным, владеть своим телом. Кроме этого, танцору необходимо было знать поэзию, историю, мифологию, другие науки и искусства того времени.

Высоко ценили ритмичные движения эллинские философы. Например, Лукиан считал, что телесный ритм захватывает сознание как исполнителей, так и зрителей и раскрывает соотношение между красотой телесной и духовной, воздействует на чувства, воспитывает человека [5, с.16].

Военизированные ритмические танцы включались в спартанскую систему подготовки молодых воинов и были довольно сложными. Так, танцующий имитировал метание копья или поединок с противником. Одновременно манипулировал щитом, защищаясь от реальной угрозы - летящих в него камней, которыми пытались поразить его взрослые зрители. Такие танцы развивали ловкость, выносливость, быстроту движений и другие качества, необходимые воину.

С переходом к феодальным общественным отношениям античная культура постепенно приходила в упадок. Церковь насаждала аскетизм, проповедовала отречение от жизненных благ, в том числе и от физической культуры. Даже детские игры, танцы рассматривались как греховные. Изменения коснулись и военного дела. Теперь тяжело вооруженному, закованному в латы воину нужны были сила и устойчивость. Такие качества, как ловкость, быстрота и выносливость, которые вырабатывались с помощью ритмизированных физических упражнений без лат и не в седле, потеряли свою ценность. Поэтому ритмизированные движения сохранялись лишь в танцах.

В эпоху Возрождения физическая культура переживает новый подъем. Получают распространение игры с мячом, верховая езда, фехтование, гребля, устраиваются различные состязания. Ритмизированные движения продолжают развиваться в танцах, которые превращаются в самостоятельный вид искусства. На рубеже XIV- XV веков Доменико да Пьяченца (да Ферара) издает трактат «Об искусстве танцевать и водить хоры», в котором на основе народного танца и греческих традиций закладывает основы балетной хореографии. Затем появляются подобные труды Г. Эбрео, Ф. Карозо и других. [5, с.20]. Искусство танца и в этот период используется как средство обучения благородным манерам, воспитания изящества и легкости движения, развлечения.

Так одна из разновидностей ритмической гимнастики – орхестрика была предшественницей всех ритмических, пластических и ритмопластических систем упражнений, включая современную художественную гимнастику.

Во второй половине XIX века французский физиолог Жорж Демени создал своеобразную систему гимнастических упражнений, основанную на ведущем значении ритма и гармонии движений. [5, с.23]. Цель достигалась ритмичным напряжением и расслаблением мышц. Автор считал, что непрерывные движения менее утомительны, поэтому нужно менять упражнения без остановки. Так было положено начало принципу поточности движений. В работу включалось сразу несколько суставов и сигментов тела в течении 3-10 минут, после чего следовала пауза отдыха длительностью 1-3 минуты. Продолжительность урока – 60 минут для взрослых и 30 минут для детей.

Родоначальником направления, объединявшего колоритность и ритм движения был оперный певец Ф. Дельсарт. В 1883 году он открыл в Париже курсы сценической выразительности. Система его упражнений была основана на слитности включения в действие многих суставов, связи эмоционального состояния человека с телодвижением. [5, 31].

В начале ХХ века профессор Женевской консерватории Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950) – композитор и музыкант создал гимнастику, которая способствовала развитию слуха и мышечного чувства ритма. Он  решил выделить музыкальную ритмику в отдельную  отрасль музыкальной педагогики и «культивировать ритмическое  чувство само  по себе». [20, c. 23]. Регулятором движения Далькроз сделал музыку. Один из основных принципов его системы – подчинения движения музыкальному ритму и передача звуковых периодов в длительностях пластического движения. Ученики  должны  упражняться  в  координации  своих движений с движениями музыки, поскольку именно в музыке  имеется  идеальный  образец  организованного движения. Каждое упражнение усложнялось лишь после того, как было доведено до автоматизма. Музыка регулирует движение  и  даёт  чёткие  представления   соотношений   между   временем,   пространством   и движением.  Создаются  правильные моторные привычки и способности не только производить ритмичные  движения,  но  и  представлять,   воображать   совершенно   чётко всевозможные временно-пространственные соотношения, которые в любой момент могут быть и выполнены с той  же   чёткостью.  Согласованность  с  музыкой    такова,  что   движения   выполняются на метрической основе, в отличие от ритмической. Метрические упражнения Далькроз  чередовал или объединял в сложный комплекс движения, многие из них относил  одновременно и к метру, и   к   ритму   и   поэтому   квалифицировал   как   метрические.   Сам   Далькроз дал популярное определение качественному различию метра  и ритма: «Такт  (как известно, такт и метр понятия почти  тождественные)  есть  некая  одинаковость,  в   которую   может быть заключено богатое разнообразие.  А ритм  и есть то разнообразие, которое заключено в одинаковость».  [20, c. 27]. Поэтому движения  на  подлинной  ритмической  основе  бесконечно разнообразны, как в смысле их временной   длительности   и   комбинации   этих  длительностей,  так  и  в  смысле   динамики, ибо движения, согласованные с музыкой, следуют не только за ритмическим рисунком музыки, но и за всеми оттенками силы, начиная от самых спокойных, уравновешенных  и  кончая  требующими полного напряжения мускулатуры.

В отношении к этой гимнастике было не мало и скептиков, писавших, например: «Ритмическая гимнастика – дрессированный пляс. Эта гимнастика умерщвляет в душе человека волю к свободному самоопределению». Однако негативные отзывы не помешали бурному росту её популярности. Системы Демели, Дельсарта и Далькроза имели большое число последователей, которые модифицировали и дополняли их в соответствии со всеми взглядами. Особую чувствительность среди них приобрела американская танцовщица Айседора Дункан. Она как бы снова открыла смысл человеческой походки, бега, лёгкого естественного прыжка, движений головы и рук. Дункан прониклась античным культом тела.

Различные ритмопластические системы движений имели большую популярность в России. Так, в 1910 г, в Петербурге открылись курсы ритмической гимнастики по системе Ж. Далъкроза. 50 выпускниц курсов преподавали потом ритмику в женских пансионатах, музыкальных училищах. Отсюда получили развитие разные школы художественной гимнастики. Возникшие в России студии пластики, свободного танца, ритмики и т. п. разными путями стремились к гармоническому развитию человека, его физической красоте, духовному обогащению.

Одну из этих студий, а именно «Московские классы пластики», закончила Л. Н. Алексеева – создательница системы гармонической гимнастики. Ее первая студия так и называлась «Студия гармонической гимнастики и танца». [19, с.5]. Главное в Алексеевской гимнастике – подбор упражнений, гармонически развивающих тело, естественность движения, особая обработка гимнастического материала. Даже самые небольшие учебные упражнения оформлялась как маленькие «этюды движения» со своей гимнастической и эмоциональной задачей. Движение в них органически сливается с музыкой, соответствуют духу музыкального произведения. Между движением и музыкой должна быть, как говорила Алексеева, «ритмическая гармония» [19, с.7] исполнение разнообразных художественно-гимнастических этюдов под классическую музыку доставляет занимающимся большое эстетическое удовольствие. Для детей особо привлекательна игровая форма занятий. Первая большая работа Л. Н. Алексеевой – «Мрак», «Порыв» и «Марсельеза».

Сейчас за рубежом очень популярна система гимнастики американской киноактрисы Джейн Фонды. На телеэкранах шло несколько фильмов с ее участием. Она разработала систему упражнений для женщин, которую называют по-разному: аэробические танцы, музыкальная аэробика, женская ритмическая гимнастика.

Занимаясь дома физическими упражнениями для поддержки формы, Джейн Фонда попробовала объединить движения музыкой. Однажды во время киносъемок она показала это актерам, и всем понравилось.

Первый опыт занятий ритмической гимнастикой с детьми относится к 20-ым годам ХХ века. В обращении Государственной комиссии по просвещению (16 апреля) опубликованном в «Известиях Всероссийского центрального комитета» указывалось, что массовая ритмическая гимнастика является одним из важнейших факторов физического развития детей. В 1923 году по распоряжению наркома просвещения А. В. Луначарского была организована «студия пластического движения», руководимая З. Д. Вербовой, где готовили преподавателей физического воспитания для средних школ и техникумов. [17, с.45].

Большой вклад в разработку и развитие ритмической гимнастики в дошкольных учреждениях и начальных школах в 80 годы внесла                  Л. В. Карманова. [17, с.38]. Она разработала рекомендации к проведению ритмической гимнастики, где сформулировала требования к составлению комплексов ритмической гимнастики; особенности методики проведения с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Как видим, современная ритмическая гимнастика не возникла вдруг, а объединила в себе элементы ранее существовавших систем физического воспитания. Естественно, на новом, современном уровне.

 

 

    1. Развитие координации у детей дошкольного возраста.

 

Вопросы координации движений человека с давних пор привлекали внимание исследователей. Чрезвычайная биомеханическая сложность этих движений, обилие степеней свободы, многообразие и дифференцированность двигательных актов обусловливают значительные трудности в исследованиях движений человека. Поэтому в нейрофизиологическом плане лучше всего изучена координация в простейшем звене – суставе; обладающем одной степенью свободы и обслуживаемом двумя группами мышц антагонистического действия.

Большой интерес вызывает вопрос о том, в какой мере выявленные у животных закономерности координации мышц-антагонистов применимы к координации естественных движений человека. В ряде сравнительно ранних электромиографических исследований активности мышц-антагонистов при движениях было установлено, что активность мышц при движениях имеет переменный характер, возбуждение одной мышцы происходит на фоне торможения ее антагониста. Это подтверждало существование механизма реципрокной иннервации в естественных движениях человека. В ряде случаев, правда, исследователи наблюдали одновременную активность антагонистов, преимущественно при очень быстрых ритмических движениях, а также в неудобных позах и непривычных движениях.

Более поздние данные свидетельствуют не в пользу мнения о преобладающем значении реципрокной иннервации (рефлекторный механизм координации двигательных актов, обеспечивающий согласованную деятельность мышц-антагонистов) в координации естественных движений. Отношения между мышцами-антагонистами, несмотря на наличие врожденной реципрокной иннервации, оказываются столь же многообразными и гибкими, как и отношения между любыми другими мышцами. В этой связи очень важно выяснить взаимоотношения мышц-антагонистов при выработке двигательного навыка, ибо это дает возможность сопоставить относительную роль в их координации врожденных и приобретенных механизмов. Действительно, вопрос о роли реципрокной иннервации является по существу частью более общей проблемы взаимоотношений врожденных и приобретённых механизмов при осуществления двигательного акта.

Наибольший интерес для педагогов представляют данные о соотношении в работе симметричных мышц контралатеральных конечностей, чем в конечном счете определяются многие естественные движения и спортивные упражнения. В этой области разносторонние и интересные исследования проведены В. С. Фарфелем и его сотрудниками. [26, с.13]

При изучении координации в движениях подтвержден ее перекрестный характер, лежащий в основе шагательного рефлекса. Перекрестная координация в движениях ног является более элементарной, автоматической, чем симметричная. Доказательством этого служат результаты опытов о детали дошкольного возраста, которым предлагалось делать прыжки, отталкиваясь одновременно двумя ногами. Начав такие прыжки согласно заданию, дети затем переходили на поочередные движения, типичные для бега. Характерно, что это происходило тем раньше, чем меньше был возраст детей. Так, дети трех-четырех лет с большим трудом совершали последовательные прыжки двумя ногами, тогда как в девятилетнем возрасте выполняют это движение почти без ошибок.

Другой характер имеет координация в движениях рук. В опытах Ю. Л. Ряузова показано, что при круговых движениях рук все испытуемые действовали обеими руками симметрично. [13, с.15] Если правая рука двигалась по часовой стрелке, то левая – против часовой. Это означает, что в работе одновременно участвуют симметричные мышцы обеих рук. Попытки выполнения в горизонтальной плоскости перекрестных движений удавались с большим трудом. Движения были недостаточно синхронными, а при увеличении, скорости они переходили в симметричные. По-видимому, различия между координациями верхних и нижних конечностей сформировались в процессе антропогенеза; верхние конечности человека утратили свою локомоторную функцию и вместе с ней перекрестную координацию, необходимую только при быстрой ходьбе и беге для сохранения равновесия тела.

А. В. Коробков [8, с.43] в результате экспериментальных физиологических исследований приходит к выводу, что в возрасте четырех-пяти лет происходит становление координационных механизмов и налаживание их взаимодействия с вегетативной сферой организма, повышение роли второй сигнальной системы в становлении координационных двигательных механизмов. По данным М. М.Кольцовой [11, с.57], к семилетнему возрасту у детей отмечается хорошо выраженные четкие индукционные отношения. Последовательное торможение быстро концентрируется, т.е. оказывает сильное, но быстро проходящее влияние на процессы возбуждения. Все виды внутреннего торможения в этом возрасте вырабатываются легко и оказываются более стойкими. В старшем дошкольном возрасте дети в состоянии подчинить свои действия заранее данной инструкции, предвидеть акцептор действия. К этому возрасту отмечается способность детей к произвольному осознанному регулированию мышечной деятельности в таких движениях, как общеразвивающие упражнения, прыжки.

Информация о работе Музыкально-ритмические движения как средство развития координации детей 5-6 лет на физкультурном занятии.