Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 18:16, курсовая работа
Цель курсовой работы: исследование финансовой системы РФ.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие и роль финансов;
2) раскрыть сущность и структуру финансовой системы;
3) определить характеристику звеньев финансовой системы.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ 6
1.1.Понятие и сущность финансовой системы 6
1.1.1. Сущность финансов и финансовой системы России 6
1.1.2. Функции и признаки финансов 11
1.1.3. Особенности финансов России 13
1.1.4. Характеристика финансовых отношений России 14
1.1.5. Типы финансовых систем 16
1.2. Эволюция финансовой системы РФ 18
1.2.1. Дореволюционная финансовая система России 18
1.2.2. Финансовая система Советского периода 21
1.2.3. Российская финансовая система 90-х гг. и по наше время 23
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СТРУКТУРЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 27
2.1. Характеристика звеньев современной финансовой системы России 27
2.2. Государственный бюджет 29
2.3. Внебюджетные фонды 33
2.3.1. Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) 35
2.3.2. Фонд социального страхования (ФСС РФ) 38
2.3.3. Государственный фонд занятости населения (ГФЗН РФ) 38
2.3.4. Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС РФ) 40
2.4. Государственный кредит 41
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 45
3.1. Основные проблемы функционирования современной финансовой системы РФ 45
3.1.1. Валютные риски 45
3.1.2. Голландская болезнь и её «лечение» 46
3.1.3. Проблемы инфляции 49
3.1.4. Политические риски 52
3.2. Направления развития финансовой системы РФ 54
3.2.1. Перспективы совершенствования финансовой системы РФ 54
3.2.2.Финансовый мегарегулятор России 57
3.2.3. Инновационный путь развития 61
3.2.4. Деятельность банков 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
Таким образом, соотношения между мировыми валютами обладают достаточно сильной волатильностью (изменчивостью).
Эта изменчивость создает специфические риски экономической деятельности - валютные риски.
Например, фирма продала свой товар за доллары в тот момент, когда доллар имел высокий курс, а когда пришла пора использовать эти доллары, курс их упал и фирма оказалась в убытке.
Существует способы страхования валютных рисков.
Но все они достаточно сложны и часто сами являются источниками убытков. А для таких крупных владельцев валютных средств как бюджеты или центральные банки убытки особенно чувствительны.
Но и для отдельных физических и юридических лиц это есть проблема.
Наконец, то, что вся иностранная валюта собирается в единый центре, в Банке России, резко повышает надежность самой валютной системы.
Банк России является уже хранителем всех инвалютных средств всех финансовых лиц России,
А это намного превышает величину его резервов, т.е. средств, принадлежащих Банку.
Сущность банковских резервов стабилизировать внешнеэкономические расчеты.
Но теперь они становятся стабильными в гораздо большей степени и потому собственные валютные средства Банку России просто без надобности.
И сам институт банковских резервов, который есть ничто иное, как замораживание денежных средств, становится ненужным.
При введении единой валюты и при отсутствии выхода коммерческих банков на иностранные валютную лицензию, т.е. право работать с валютой, получают автоматически все банки России.
Все клиенты получают автоматически право открытия валютного счета.
Таким образом, если будет принято решение о хранении валютных средств на территории России только в виде единой коллективной валюты, то это потребует одновременно запрета ввоза и хранения на территории России любых наличных иностранных денежных средств.
Эти денежные средства можно использовать только за пределами страны.
3.1.2. Голландская болезнь и ее «лечение».
Хорошо известна «голландская» болезнь. Её причина − богатые природные ресурсы. Недаром иногда говорят о «проклятии природных ресурсов». Это звучит также нелепо, как говорить о «проклятии силы», «о проклятии красоты», о «проклятии ума» для людей. Почему же природные богатства, которыми надо гордиться и радоваться, вдруг становятся «проклятьем»?
На самом деле причины «голландской болезни» не в ресурсах, а в существующей мировой финансовой системе.
В чем проявляется эта «болезнь»? Если в стране большое количество ресурсов, например, нефти, газа, алмазов и т.д., которые страна продает за границу, то это приводит к наплыву в страну большого количества мировых денег. Но в стране используются внутренние, национальные деньги. Мировые деньги обмениваются на внутреннем валютном рынке. Но появление на валютном рынке большого количества валюты приводит к падению ее цены и, соответственно, растет «твердость» национальной валюты. Это, в свою очередь, приводит к повышению стоимости национального производства, которое благодаря этому становится неконкурентоспособным на мировом рынке.
Внутренне производство стагнирует, страна переходит в разряд чисто сырьевых стран, обеспечивающих высокоразвитые страны ресурсами и сырьем, а полученные деньги проедающее закупками товаров у высокоразвитых стран. Этим самым ставятся пределы для выхода этих стран в разряд высокоразвитых.
Какие же рецепты предлагает западная наука для лечения этой «болезни». Конечно не прекращение или сокращение добычи этих ресурсов. А предлагается рецепт в виде сокращения поступления валютных средств в страну. Например, стерилизацией «лишних» денег. Другими словами, ресурсы вы продавайте, но вырученные деньги не ввозите в страну, а оставляйте на Западе. Пусть они лежат в западных банках, во всяких фондах, работающих на Западе и т.д.
Но что это значит, оставлять деньги на Западе? Это фактически означает: товар продавайте, а деньги не берите, т.е. фактически отдавайте даром. В крайнем случае, в кредит с неопределенным сроком возврата да еще обесцененными деньгами ввиду постоянной инфляции западных валют. Таков рецепт лечения «голландской» болезни, предлагаемый западной экономической мыслью.
На самом деле причина вовсе не в богатстве природных ресурсов, не в излишке поступающей валюты, а в самом финансовом механизме, при котором эти валютные средства поступают на внутренний валютный рынок, делая более «твердой» национальную валюту.
Причина состоит в
слишком тесной связи между
внутренней и мировой
И это можно легко осуществить при использовании единой мировой валюты. Для этого требуется только осуществить допуск мировой валюты во внутреннюю экономическую жизнь страны.
Не надо обязательно конвертировать мировую валюту в национальные деньги, а разрешить использование мировой валюты во внутреннем обороте. Например, платить налоги прямо в валюте, платить зарплату работникам полностью или частично в валюте, покупать товары у отечественных предприятий за валюту. Этим самым резко уменьшится предложение валюты на внутреннем валютном рынке и, естественно, не будет падать ее стоимость и не будет «отверживаться» национальная валюта. И «голландская» болезнь просто исчезает. Причем одновременно валютные поступления никуда не «стерилизуются», а используются для целей экономического развития своей, а не других стран.
Но за это надо заплатить некоторую цену. Эта цена − переход на двухденежную финансовую систему. Надо менять даже Конституцию России, так как по Конституции Россия есть одноденежное государство с единой рублевой денежной системой.
Но так ли это сейчас? Есть множество государств, где спокойно ходят и национальные деньги, и валюты других стран. В СССР имела место частичная многовалютность. Существовали специальные магазины «Березки», в которых товары продавались за валюту. В России в девяностых годах прошлого века имела место многовалютность.
В Европе до перехода на евро во всех странах использовалась двухвалютная система – ЭКЮ и национальные деньги. Даже в Великобритании были периоды многовалютности.
Только в США всегда использовались единые деньги. Это понятно, так как доллар и является мировой валютой. Впрочем, даже и доллар несет некий отпечаток мультивалютности, недаром ведь в качестве вполне официального понятия используется понятия «евродоллар». Но рубль не мировая валюта и цепляться за рубль как единственного и универсального представителя России в финансовом мире вряд ли есть смысл.
Многовалютность чрезвычайно широко использовалось в мире ранее, распространена и в современном мире
Таким образом, все проблемы «голландской болезни» снимаются простейшим способом − переходом российской финансовой системы от одновалютного на двухвалютный тип.
Этим самым снимается
«проклятие природных ресурсов»
3.1.3. Проблемы инфляции.
Проблема инфляции вновь выходит на первый план. И мы вновь покажем, что предлагаемая финансовая система позволяет решить и эту проблему достаточно эффективно. Но для этого нужно разработать новый валютно-рублевый механизм конвертации.
Финансовая практика и теория знает два конвертационных механизма. Первый механизм − это механизм жесткой привязки внутренней национальной валюты к некоторой мировой. Курс устанавливается административным образом. Это распространенный конвертационный механизм. Например, все страны Балтии до вступления в Европейское сообщество жестко привязывали курсы своих национальных валют к марке ФРГ.
Другой конвертационный механизм − рыночный. Курс устанавливается на торгах на валютной бирже. Такой механизм используется в настоящее время в России. Предлагается новый конвертационный механизм, который совмещает оба вышеуказанных механизма, который можно назвать административно-рыночной конвертацией − АРК.
В этом механизме курс скупки валюты банками (обмен владельцами валютных средств на рубли) устанавливается административно, причем раз и навсегда и никогда не будет меняться. Например, гражданин или предприятие, заработавшие валюту и конвертировавшие ее в МДС желает обменять эти средства на рубли. Это можно сделать свободно по строго фиксированному и неизменному курсу, устанавливаемому Банком России однажды и навсегда. Имеем административную сторону механизма конвертации. Но обратная операция продажи валюты банками физическим и юридическим лицам осуществляется уже по рыночным ценам, и курс зависит от спроса и предложения валютных средств.
Возможность свободного использования валютных средств приведет к росту валютных средств внутри страны. Но только желающих ее конвертировать в рубли будет не очень много, так как гораздо выгодней ее использовать напрямую. Поэтому предложений на продажу валюты будет не очень много. А спрос, естественно, будет достаточно высок как со стороны физических лиц, так и со стороны предприятий и учреждений. Не все смогут валюту зарабатывать. Поэтому курс продажи валюты будет высоким.
Ясно, что между курсом скупки валюты и курсом ее продажи будет существовать разница. Причем эта разница будет тем больше, чем больше потребность в валюте и меньше ее предложение. Очевидно, что эта разница в начальный момент может быть весьма велика и может составлять десятки процентов. Из этой маржи определенная часть пойдет банкам, но большая часть должна идти в доход бюджета.
Что мы получаем в результате?
Так как мировая денежная единица основана на корзине всех валют высокоразвитых стран, то она имеет более высокую стабильность, чем все эти «парциальные» валюты. Таким образом, внутренний валютный рынок будет иметь очень высокую ценовую стабильность, цены на нем будут соответствовать средним ценам мирового рынка. Фактически, более стабильной валюты и существовать не может.
Но курс рубля также достаточно жестко привязан к курсу международной единицы, в результате чего и рубль становится очень стабильной денежной единицей. При этом рублевые цены окажутся как бы зажаты между мировыми ценами при конверсии рубля по верхнему и по нижнему курсу. При повышении рублевых цен может оказаться выгодным менять рубли на валюту по низкому курсу обмена и осуществлять импорт.
При понижении рублевых цен может стать выгодным экспорт. Таким образом, получается ценовой лфт, в котором окажутся зажаты рублевые цены ценами мирового рынка.
В то же время внутренний производитель, работающий на рублевом рынке, получает определенные преимущества за счет существования большой щели между валютными курсами продажи и покупки. Эта разница создает условия благоприятствования российскому производителю на рублевом рынке, что эквивалентно тому, как если бы импортные товары на российский валютный рынок поступали без таможенной пошлины, а на рублевый уже с пошлиной. Действительно, для осуществления импортных поставок на рублевый рынок необходимо будет осуществлять конверсию получаемых на рублевом рынке рублей в мировые валютные средства. А так как этот курс конверсии достаточно велик, то это вызывает необходимость повышенных цен на импортные товары, что как раз и создает для российских товаров на рублевом рынке режим благоприятствования.
Таким образом, рублевый рынок оказывается в определенной степени защищенным, Т.е. имеем в одной стране два рынка. Один либеральный − это валютный рынок, второй − протекционированный − рублевый. Причем внутренний производитель может выступать и на том, и на другом рынке в зависимости от качества и спроса на свою продукцию.
Этим самым создается возможность работать отечественным предприятиям на внутреннем рублевым рынке под защитой высокого обменного курса мировой валюты и одновременно создается стимул для выхода на валютный рынок, сначала внутренний, а затем и внешний.
Причем и на валютном рынке российский производитель получает преференции, так как он не платит таможенных пошлин и ему не надо ввозить товар издалека.
Итак, мы видим, что мы получае6м стабильные мировую и рублевую денежные системы с одновременными преференциями для отечественного производителя.
В настоящее же время имеет место странная ситуация в денежной системе России Иностранную валюту в России заработать невозможно, а вот купить – сколько угодно.
3.1.4. Политические риски.
Современная финансовая система является также источником политических рисков. Многократно мы видели, как Запад замораживал счета людей, фирм и даже целых государств. Фактически, это финансовое оружие. Оно применялось уже многократно. Например, против Ирана, Ирака, применяется в настоящее время против Белоруссии. Применялось против политиков и государственных деятелей. Завтра, если Россия не будет вести себя в соответствии с пожеланиями Запада, оно может быть обращено и против России путем блокирования и замораживания счетов российских компаний, Банка России, российских государственных и политических деятелей. Тем более, что это может осуществляться под прикрытием разговоров о криминализированности и коррумпированности страны. Это является средством шантажа чиновников, имеющих счета на Западе.
Поэтому стоит вопрос − можно ли выбить это финансовое оружие из рук Запада?
И это можно сделать. Но это требует уже совместных действий стран Содружества. Для этого необходимо создать валютный союз, например, Международный валютный союз. Все участники этого союза должны использовать единую мировую коллективную валюту того типа, что описан в предыдущей главе. Предложенные выше мировые денежные средства есть мировая валюта, а вовсе не российская, даже если курсы рассчитывает Банк России. Но этот расчет ведется постандартных формулам на базе котировок мирового валютного рынка. Ясно, что эту валютную институцию могут использовать любые иные страны. Никаких односторонних преимуществ это России не дает.