Теория коммуникации и картина информационного общества в работах зарубежных философов второй половины XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 11:45, реферат

Краткое описание

Понятие коммуникации все чаще фигурирует в работах современных ученых, в публикациях журналистов, речах политиков. Термин «коммуникация» присутствует в названиях министерств, учебных дисциплин и целых отраслей экономики. Но значит ли это, что внимание и интерес к коммуникации перевоплотились в глубокое понимание этого явления? В настоящей работе мы попытались проанализировать различные подходы к пониманию природы коммуникации. Сразу можно сказать: в философии не так много авторов, которые могли бы претендовать на то, что они создали теорию коммуникации и показали, каким образом новые технологии в коммуникации преображают общество в целом.

Содержание

Введение 2
Осмысление коммуникации в современной
социальной теории 4
1.1. Информация и коммуникация как научные понятия 4
1.2. Эволюция коммуникационных технологий 10
1.3. Коммуникационные потоки общества 16
2. Коммуникативные миры французской философии 22
2.1. Единство лингвистических и социальных структур коммуникации у К. Леви-Строса 24
2.2. Коммуникативная семиология Р. Барта 27
2.3. Коммуникация симулякров в работах Ж. Бодрийяра 31
2.4. Социология коммуникации П. Бурдье 39

Заключение 47
Список использованной литературы 48

Прикрепленные файлы: 1 файл

Teoria_kommunikatsii.doc

— 249.00 Кб (Скачать документ)

В традиционных обществах возможности передачи информации тысячелетиями определялись пределами технологий, связанных с физическим перемещением человека. Эта задача решалась на суше с помощью гужевого транспорта - лошади, верблюда, мула. Соответственно коммуникация, как и логистика товарных обменов, ограничивалась возможностями конвенциональных видов транспорта. Позже эта задача перешла к технике, основанной на энергии двигателей внутреннего сгорания: железная дорога, автомобильный транспорт, авиация. Автомобиль, самолет, поезд, корабль изменили индивидуальные коммуникативные возможности человека, степени свободы в маршрутах его передвижения. Разговор об индивидуализации личности был бы бессмыслен без расширения индивидуальной власти над пространством, возникновения «географии частного лица». Отстаивание свободы перемещения как юридического права  получило смысл только после того, как возможности перемещения были гарантированы технологически.

Только в  середине XIX века ученые начали находить практическое применение открытию электричества и свойств электромагнитного поля. Первым и наиболее простым применением было использование электрического тока для создания и воспроизведения сигналов. Если прежние сигнальные системы удаленных сообщений опирались на визуальное восприятие (например, огня) и были способны нести код лишь из нескольких сигналов, то сигналы по кабелю быстро обрели возможность предоставлять более сложные системы кодов, вплоть до воспроизведения языка. Телеграфная связь к началу XX века обогатилась возможностью кодирования и воспроизведения звука, т.е. трансформировалась в телефонную связь. В это же время были открыты формы беспроводной передачи сигналов, возникла радиосвязь и открылись возможности эфирной коммуникации. Телефон становится повседневностью в 20-е годы XX столетия, радио - в 30-е, телевидение - в 50-е.

Электромагнитные  импульсы и волны произвели революцию в коммуникативных возможностях человечества. Во-первых, в скорости. Передача сообщений на сколь угодно большие расстояния стала почти мгновенной. Т.е. расстояние - как понятие - в рамках разговора о коммуникации электронных сообщений стало понятием почти иррелевантным (почти, так как вся индустрия телекоммуникации зиждется на покрытии территорий коммутационными станциями). Чувство удаленности от партнера по коммуникации в ситуации передачи электронных сигналов является воображаемым, умственно конструируемым. Время сообщения - другое, чем время перемещения, переезда. Время коммуникации - иное, чем время физического мира. В нем все пространства солежат друг другу одновременно. Эта очевидная мысль была несвойственна нашим предкам.

Во-вторых, революция  электромагнитной коммуникации касалась только сообщений. Электроэнергия несла революцию в быт, но с точки зрения технологического базиса цивилизации это ее применение ничего принципиально не меняло, в отличие от сверхскоростной передачи сообщений. Эти сообщения могли быть сколь угодно сложными. В простом случае это была непосредственная передача аудиального сообщения, которое хотел отправить конкретный человек с помощью телефона. В более сложном случае можно было передать комплексный образ, аудиовизуальную передачу по радио или телевидению, комплекс команд для удаленного управления системами.

Это применение открыло новое направление коммуникации - проецирование виртуальных миров. Прежде возможности развлечения воображения посредством создания виртуальных миров были ограничены форматом рассказа - устного или письменного. Область нарративной коммуникации - фундаментальная основа единства и целостности человеческой культуры, ее традиции и преемственности. В этом формате переносилась вся информация, стоящая выше коммуникации «здесь и теперь»: представления об устройстве мира, новости, интерес к окружающему миру, к истории. Формы трансляции этой информации составили медиакультуру общества.

Медиакультура - отдельная сфера и тема общественной коммуникации. Без задач экстратерриториальной коммуникации не существовало и не могло возникнуть целого пласта материальных носителей знаковых сообщений, который отождествляется нами с высшими достижениями человеческой культуры. Ключевым событием, прервавшим века господства устной коммуникации, стало массовое распространение книги [10, 64]. Это произошло в Европе вследствие не столько изобретения книгопечатания в XVI веке, сколько пришествия эпохи массовой грамотности городского населения уже во второй половине XIX века. Массовое распространение книги насчитывает, собственно, не более полутора столетий и тесно связано с процессом индустриализации, образования индустриального рабочего. Не меньший медиаэффект для этого потребителя имело радио - в самый пик бумажной эпохи. Еще больший эффект и культурное значение имело утверждение в качестве массового медиаформата аудиовизуального телевизионного сигнала в 60-е годы. В течение одного-двух столетий на место коммуникации устного нарратива пришла сложная медиакультура, основанная на комплексных сообщениях. Если их возникновение было обязано прогрессу технологий в обработке материалов, принесшему такие средства аналоговой передачи сигнала, как пластиковая фото-, кино- и магнитная пленка, то цифровая эпоха, начавшаяся в конце XX века, позволила найти материальную базу для воплощения сообщений, произведений медиакультуры, в совершенно новом для цивилизации материале - кварце, носителе сложнейших интегральных схем, компьютерных чипов.

  Коммуникация нарративов и виртуальных миров, вызванная возникновением новых медиаформатов, привела к формированию еще нескольких коммуникационных феноменов, неведомых традиционному обществу и получивших название средств массовой коммуникации. Приход в человеческую культуру СМИ коренится в феномене репродуктивных средств коммуникации, коренным образом изменивших коммуникационную ситуацию современности1. Репродукция, т.е. воспроизведение существующего медиаобъекта, в традиционном обществе осуществлялась путем переписывания. Книгопечатание точнее было бы назвать процессом мануфактурной, а позже машинной репродукции. Множительная техника разбила мир на мир оригиналов и мир артефактов, подражаний. Репродукции профанировали уникальное творение автора, лишали мир его неповторимости. Ценность автора в Новое время обусловлена уже не столько функцией творения оригинала, сколько его способностью выступать генератором потока репродукций и тиражей, который обеспечивается работой целой индустрии. Современная медиакультура — культура мегатиражей. Какой бы оригинал ни появился, он способен многократно умножаться, порождая неведомую свободу выбора и разрушая любой идеологический монополизм, хотя, впрочем, иногда и усугубляя его. Все это получило в литературе характеристику эпохи постмодерна.

  Третья форма, в которую может перевоплощаться электромагнитный сигнал, - комплексное сообщение, включающее и себя набор команд. Это может быть информация, которая вместо физической передачи предметов воспроизводит условия оперирования с предметами. В таком случае нет необходимости в физическом перемещении тех предметов, которые желают передать. Скажем, вместо того, чтобы перевозить газеты, редакция может передать информацию, позволяющую произвести газеты прямо на месте. Результат от передачи сигналов - такой же, как и от перемещения предметов. Таким образом, электромагнитная связь преодолевает предметность. В более широком смысле она позволяет создать кибернетические системы, системы управления, руководящие комплексом действий. Это лежит в основе информатизации и автоматизации производств, кибернетической коммуникации.

То есть информационно-коммуникационная революция имеет в своей основе переход к электромагнитным сигналам и носителям информации. При этом происходит изменение физической основы процессов обмена информацией: переход от физики конечных скоростей к физике высоких скоростей, от физики макрообъектов к физике микрочастиц, от логики Ньютоновой механики к логике квантовой физики и релятивистской механики. Именно этот переход разрушает границы рамок, в которые заключен традиционный информационно-коммуникационный процесс. Те неизоморфные отношения, которые характеризуют связь микро- и макромира (например, неприменимость категории причинности к квантовому миру) [9, 211], отныне в определенной степени характеризуют взаимоотношения между информационно-коммуникативными и реальными событиями: первые обретают собственные логику и законы, оказываются способны создавать собственные миры, принципиально отличающиеся от социокультурных жизненных миров, в которые они могут вторгаться, воздействуя на них.

Во что это выливается? В формирование некоторого материального слоя, в котором концентрируется и собирается особый пласт культуры, характеризующий современное общество, - коммуникационной культуры. Объем совершаемой коммуникации превзошел те объемы, которые традиционно могла транслировать культура, в десятки тысяч раз; и материальным носителем, «системным блоком», осуществляющим все эти процессы, служит инфраструктура электромагнитных физических процессов.

Описанные феномены индустриализированной машинной логистики, мультимедийного мира постмодерна, а также телекоммуникации в течение столетия радикальным образом изменили мир, быт, повседневность. Но и это еще не точка в стремительном изменении коммуникативной ситуации в мире. Каждому ясно, что мир сегодня существенно отличается от картины постиндустриализма, нарисованной Д. Беллом в 1973 г. За это время, кроме количественных изменений в средствах коммуникации, например изобретения и массового распространения сотовой связи, стремительного развития вычислительной техники и возникновения глобальных информационных сетей, произошел заметный сдвиг в производственных технологиях, с помощью которых это было достигнуто. Эти технологии характеризуют более тонкую работу со свойствами материи, переход от работы с готовым сырьем к работе над материалами на молекулярном уровне, изменению их микропараметров. Начало здесь дали работы в области полупроводников, биохимии, генетических исследований, а потенциал дальнейшего движения получил условное обозначение «нанотехнологий». Прикладные возможности многих существующих и грядущих открытий в этих областях, например сверхпроводимости, еще только предстоит превратить в технологии. В отличие от коммуникационных технологий «аналогового» индустриального века, та величина, на которую способны расшириться эти возможности, составляет многие порядки. Поэтому изменения, которые нас ожидают в грядущем информационном обществе, не могут быть частичными, как пишет Уэбстер. Они неизбежно будут приводить к изменениям качественных параметров социума.

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Коммуникационные потоки общества

Ключевое качественное изменение, которое связывается с этими технологиями, имеет смысл назвать «сетевым обществом», хотя для разъяснения его все также будут использоваться понятия информации и коммуникации.

Сеть - это совокупность объектов, связанных друг с другом нелинейными взаимодействиями. Этим она отличается от понятия каузальных (причинно-следственных) взаимодействий макромира, от понятия цепей, описывающих реалии электромагнитных технологий, от понятия матрицы, представляющей собой объединение множеств линейными зависимостями. Традиционная концепция коммуникации была ориентирована на самый элементарный и экономный формат - линейную связь; каждое отправленное сообщение могло достичь посредством линейного соединения только одного адресата. Электронные коммуникации позволили направлять сообщения одновременно многим адресатам, так что информация могла поступить до адресата различными обходными путями. Этой возможностью они обязаны прежде всего полупроводниковым технологиям. Последние, основываясь на физических свойствах кварца, оказались способны реализовывать многополосные и комплексные средства связи, т.е. сложные системы обработки данных. Изобретение компьютерных сетей заставило заговорить об обратной связи в режиме реального времени и моделировать коммуникационные сети различной глубины - от компьютерных локальных сетей до глобальной сети, способной охватывать и связывать миллионы пользователей.

До развития вычислительной техники, как было сказано выше, не существовало возможности хранения и обработки больших объемов передаваемой информации. Поскольку человек в своей деятельности имел дело с предметами, носителем информации был «знак» - мыслительная операция соотнесения реального предмета с предметом меньшей степени сложности. Аудиальная форма слова, фонема, служила наиболее простой формой знаково-сигнальной коммуникации. Письменный символ позволил визуально фиксировать слово и речь, облегчив усвоение комплексной информации. Однако сколь сложным оставался этот способ передачи информации, показывают словесные описания математических операций в древних культурах (шумеро-вавилонской, греческой, китайской и др.). Лишь в европейском Средневековье впервые была предложена удобная (десятичная) система математической записи количественных соотношений. Новое время отмечено развитием математической рациональности, на базе которой стал постепенно выстраиваться весь комплекс новоевропейских наук (математическая физика, алгебраическая геометрия, астрономия и т.д.). С попыткой выразить пространственные и физические соотношения через число связана революция в физике и химии. Тем не менее до определенного момента число и слово существовали совершенно самостоятельно, параллельно. Информация о качественных отношениях выражалась через слово и понятие.

Ситуация изменилась с информационной революцией. Когда математический характер был придан логике и языковой семантике, выяснилась возможность создания искусственных языков. Посредством числа стало возможным выражать предметные отношения, доступные прежде только для живого слова. Это позволило операционализировать, формализовать и моделировать сложнейшие физические процессы2. Увязав в первых вычислительных машинах простейшие математические процессы с электродинамическими процессами, в середине XX века удалось осуществить математические вычисления со скоростью электродинамических процессов, т.е. выполнять в единицу времени столько математических операций, сколько за это время происходит электрических циклов в цепи. Элементарной единицей информации стал бит - альтернатива между «да» и «нет» и двоичной системе исчисления, 0 и 1. На базе этой простейшей системы счета стало возможным выражать настолько сложные числа, насколько позволяет мощность и быстродействие вычислительной техники. «Новый принцип воздействия посредством селекции и систематического применения информации и коммуникационных отношений на потоки материи и энергии представляет собой совершенно новый подход к производству знания и к техническому овладению комплексными системами», - отмечает Р. Крайблих [10, 139].

Информация о работе Теория коммуникации и картина информационного общества в работах зарубежных философов второй половины XX века