Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 20:17, контрольная работа

Краткое описание

1. В основе философских исследований Канта лежит проблема познания. В своей книге «Критика чистого разума» Кант отстаивает идею агностицизма - невозможности познания окружающей действительности. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание: апостприорное, априорное знание и «вещь в себе».
2. Вершиной философии у Канта выступает этика, базирующаяся на понимании человека как высшей ценности. Этика выступает у него как особая часть философии, которая регулирует отношения между людьми.
3. Кант, подчеркивая специфичность эстетического, его несводимость ни к знанию, ни к морали, выдвигает антитезис: именно эстетическое есть среднее звено между истиной и добром, именно здесь встречаются и сливаются воедино теория и практика.

Содержание

1. Проблема теории познания Канта ........................................................... 3
2. Этика Канта ................................................................................................ 8
3. Эстетика Канта ........................................................................................ 13
Задание 1 ...................................................................................................... 17
Задание 2 ...................................................................................................... 17
Список используемых источников ............................................................ 19

Прикрепленные файлы: 1 файл

Философия Вариант 7.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)

Собственно моральным является такое поведение, которое не обусловлено никакими причинами, способными на него повлиять. Свобода воли понимается Кантом как независимость от условий или безусловность. Если человек выполняет чужую волю, он не свободен. Если он действует из какого-то интереса (корыстного, честолюбивого) либо из побуждений чувственности, он не свободен. Если он действует вследствие какой-либо побуждающей причины (внутренней или внешней), он не свободен. Такие действия подходят под формулу гипотетического императива, имеющего вид: «если хочешь достичь такой-то цели, сделай то-то».

Гипотетический  императив относится к действиям, когда известна цель и известны средства. Часто это просто технический  императив: если хочешь повесить картину, вбей гвоздь. Если хочешь стать богатым, иди в сферу торговли. Если хочешь стать счастливым, следуй правилам житейского благоразумия.

Совсем иной характер имеет категорический императив, в котором отражается сущность морали. Категорический императив ничего не говорит ни о цели, ни о средствах, но только о форме поступка, по которой можно судить о его моральности. Это чистое долженствование, основанное на идее свободы воли каждого человека как разумной и ответственной личности.

Поступок  является моральным, если он сам является целью и может стать образцом для всеобщего законодательства.

Высший моральный  закон Канта имеет несколько  формулировок.

1. Поступай  согласно такой максиме, руководствуясь  которой ты в то же время  можешь пожелать, чтобы она стала  всеобщим законом. Так как нравственный закон не содержит в себе ничего, кроме всеобщей целесообразности поступков, категорический императив не может быть ничем иным, как требованием к человеческой воле руководствоваться данным законом.

2. Поступай  так, чтобы ты всегда относился  к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого так же, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству, или чтобы человечество в нашем лице всегда было свято и выступало самоцелью. Этот императив является высшим принципом учения о добродетели. Категорическим он является по той причине, что его следует выполнять не ради каких-то иных целей, а ради него самого, и потому, что он не нуждается в каких-либо доказательствах. Основанием его служит то, что разумное естество существует как цель сама по себе. Моральность вообще состоит в подчинении своих действий принципу разума.

3. Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства. Человек, как моральное существо, должен поступать таким образом, как если бы он был всегда законодательствующим членом во всеобщем царстве целей. Единство человеческого рода, его способность к совершенству заключены в интеллигибельном (внутреннем, но умопостигаемом) или трансцендентальном (находящемся за пределами эмпирического мира) царстве целей. Моральность человека есть, по сути дела, его возвышение из области повседневного мира в область интеллигибельного.

Это требование является категорическим, а не гипотетическим, потому что оно говорит о чистой цели, к которой стремятся ради нее самой и потому, что оно не требует никаких доказательств.

Моральный закон, по мысли Канта, заложен в душе и в совести каждого человека. Как он попал туда - величайшая тайна, такая же тайна, как звездное небо над головой. Но он есть в душе каждого человека, что свидетельствует в пользу божественного происхождения человека, в пользу бессмертия его души. Таким образом, из постулата о свободе воли выводится идея бессмертия души и идея Бога.

Нравственный  закон (категорический императив) не может быть выведен из эмпирического мира. Для его обоснования необходимо предположить существование какой-то другой реальности, которую Кант обозначает понятием умопостигаемого мира. Человек - существо двух миров, эмпирического, подчиненного необходимости и умопостигаемого - мира свободы воли. Умопостигаемый мир выходит за пределы опыта и всех явлений, относясь к сфере безусловного. Безусловность и есть свобода.

Как существо чувственное, человек принадлежит  миру явлений (феноменов). Как существо разумное, нравственное, он принадлежит умопостигаемому миру вещей в себе (ноуменов).

Таким образом, Кант считает, что свобода и необходимость  существуют в разных отношениях, в  разных мирах, они нигде не пересекаются.

3. Эстетика  Канта

 

Кант, подчеркивая специфичность эстетического, его несводимость ни к знанию, ни к морали, выдвигает антитезис: именно эстетическое есть среднее звено между истиной и добром, именно здесь встречаются и сливаются воедино теория и практика.

Само эстетическое не монолит. У него две ипостаси, два лица. Одно обращено преимущественно к знанию - прекрасное, другое преимущественно к морали - возвышенное. Кантовский анализ основных эстетических категорий ограничивается рассмотрением прекрасного и возвышенного. О комическом Кант рассуждает вскользь, трагического вообще не касается. И это показательно: Канта интересует не столько эстетика как таковая, сколько ее опосредующая роль; прекрасного и возвышенного ему достаточно для решения поставленной задачи.

Кант выводит  один из существенных принципов комического - неожиданную разрядку искусственно созданного напряжения ожидания (чего-то значительного) в ничто путем особого игрового приема. Это и является причиной смеха над шуткой. Кант видит во всех комических случаях нечто, способное на мгновение повергнуть нас в заблуждение. Он считает смех средством примирения противоречий и подчеркивает, что воспоминание о чем-либо смешном радует нас и не так легко сглаживается, как другие приятные рассказы. Причина смеха, по Канту, в состоянии внезапно ущемленных нервов.

Аналитика прекрасного  у Канта строится в соответствии с классификацией суждений по четырем признакам - качеству, количеству, отношению, модальности. Первая дефиниция (определение) звучит односторонне: прекрасно то, что нравится, не вызывая интереса. Оценка приятного возникает в ощущении и связана с интересом. Доброе мы оцениваем при помощи понятий, благоволение к нему также связано с интересом. Оценка красоты свободна от интереса чувств и разума. Канту необходимо развеять рационалистические и утилитаристские построения, поэтому он столь категоричен в формулировках. Взятые в их односторонности, они лежат в основе многих формалистических теорий искусства.

Вторая дефиниция  прекрасного намечает более широкий  подход к проблеме. Речь идет о количественной характеристике эстетического суждения. Здесь выдвигается требование всеобщности суждения вкуса. Но если нет понятия, то откуда всеобщность? Ведь чувство индивидуально, оно лежит в основе наслаждения, а на всеобщность не претендует. Оказывается, удовольствие от прекрасного производно от «свободной игры» познавательных способностей - воображения и рассудка; отсюда «субъективная всеобщность» красоты.

Еще ближе к  познанию третье определение прекрасного: красота - это форма целесообразности предмета, поскольку она воспринимается в нем без представления о цели. Здесь особенно важны сопутствующие этому определению оговорки. Кант наряду с «чистой» красотой вводит понятие красоты «сопутствующей». Пример первой - цветы, пример второй - красота человека, здания и так далее. Сопутствующая красота предполагает понятие цели, которое определяет, чем должна быть вещь.

Четвертое определение прекрасного - прекрасно то, что познается без посредства понятия как предмет необходимого благоволения. Суждение вкуса обязательно для всех. Потому что условие необходимости, которую предполагает суждение вкуса, есть идея «общего чувства», базирующегося на «свободной игре познавательных сил». Прекрасное вызывает интерес только в обществе, это средство общения и показатель общительности.

Все рассмотренные четыре определения красоты суммируются в одном. Красотой вообще (все равно, будет ли она красотой в природе или красотой в искусстве) можно назвать выражение эстетических идей. Эстетическая идея есть представление, которое дает повод много думать, но которому не может быть адекватным никакое понятие. Следовательно, никакой язык не в состоянии полностью постигнуть его»

Таким образом, Кант считает, что «наслаждение в  приятном» и «наслаждение в добром»  соединены с интересом, в то время  как наслаждение прекрасным, которое определяет суждение вкуса или эстетическое суждение, свободно от всякого интереса.

Более отчетливо, чем в аналитике прекрасного, опосредующая роль эстетики видна в  аналитике возвышенного. Сопоставляя  возвышенное с прекрасным, Кант отмечает, что последнее всегда связано с четкой формой, первое же без труда можно обнаружить и в бесформенном предмете. Удовольствие от возвышенного носит косвенный характер, здесь уже не «игра», а «серьезное занятие воображения», прекрасное привлекает, возвышенное привлекает и отталкивает. Основание для прекрасного мы должны искать вне нас, для возвышенного - только в нас и в образе мыслей.

Сначала Кант дает формальное определение: возвышенно то, в сравнении с чем все другое мало, но тут же подкрепляет его содержательным антитезисом: чувство возвышенного требует расположения души, подобного расположению к моральному. Ход рассуждений следующий: восприятие возвышенного всегда связано с определенного рода волнением, которое возникает при созерцании предметов, размеры или сила которых превосходят привычные нам масштабы.

Возвышенное - нарушение привычной меры, вместе с тем в нем есть своя мера. Возвышенное - это возвышающее; бесстрашное отношение к страшному, преодоление страха и моральное удовлетворение по этому поводу.

Кант различает  два вида возвышенного: математически  возвышенное и динамически возвышенное. Первый вид определяется величиной объекта, увлекающей наше воображение в бесконечность. Второй - угрожающими силами природы (бушующий океан, гроза с ее громом и молниями, действующий вулкан и т.п.), когда человек созерцает их из безопасного места, ощущает увеличение своей душевной силы в процессе созерцания и получает удовольствие от осознания в себе способности сопротивления им. Душа воспринимающего начинает ощущать возвышенность своего назначения по сравнению с природой.

В эстетике Канта, развернутой в сторону общефилософских  проблем, искусству отведено сравнительно небольшое, хотя и достаточно важное место. Все отмеченные выше особенности  эстетического проявляют себя здесь в полной мере. Границы искусства зыбки, но все же их можно прочертить с достаточной определенностью. Это не природа, не наука и не ремесло.

Искусство, по Канту, может быть механическим (если оно  реализует познание) и эстетическим. Последнее, в свою очередь, делится на приятное и изящное. Приятные искусства предназначены для наслаждения, развлечения и времяпрепровождения. Изящные искусства содействуют культуре способностей души, они дают особое удовольствие рефлексии, приближая сферу эстетического к сфере познания.

Кант одним  из первых в истории эстетики дает классификацию изящных искусств. Основанием для деления служит способ выражения эстетических идей, то есть красоты. Различные виды искусства - это различные виды красоты. Может быть, красота мысли и красота созерцания. Во втором случае материалом художника служит либо содержание, либо форма. В результате можно выделить три вида изящных искусств - словесное, изобразительное и искусство игры ощущений.

Таким образом, согласно Канту, искусство как эстетический феномен является созданием гения, особого врожденного таланта, через который природа дает искусству правило. Это правило является оригинальным и не поддающимся словесному описанию и объяснению; при этом оно так же органично, как и законы природы, и становится образцом для подражания негениальных художников. Искусство является важнейшим средством проникновения в мир сверхчувственного.

Задание 1

 

Своими ответами на эти вопросы Кант выступил как  завершитель Просвещения и как  мыслитель преступивший границы этой эпохи и положивший начало последнему периоду новоевропейской классической философии, протекавшему под знаком романтического настроения.

Эта система  взглядов полностью отвечает и соответствует  развитию  наук того  времени.  Некоторые выводы  были   сделаны   Кантом   благодаря   его гениальности и намного опередили время.

На сегодняшний  день, как и любая другая сфера знания философия имеет внутреннее деление. Разделы философии являются своеобразными ответами на ее основной вопрос. Так, первая сторона основного вопроса философии анализируется в рамках науки - онтологии. Вторая сторона подразделяющаяся на проблему понимания человека и вопрос о его взаимоотношении с миром решается в рамках целого ряда наук. Вопрос о понимании человека, смысле и целях его жизни, месте и роли в обществе анализируется в философской антропологии, и социальной философии. Вопрос о взаимоотношении человека и мира в рамках наук гносеологии, аксиологии, логики, праксиологии, этики и эстетики.

 

Задание 2

 

а) С точки зрения телеологии, человек есть последняя цель земной природы. Подобным утверждением мы, по Канту, не расширяем наши теоретические знания о человеке, а лишь рефлективно оцениваем его. Поэтому категорический императив будет звучать так: поступай так, чтобы человек и человечество всегда были только целью, но не средством.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"