Военно-промышленный комплекс и экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 01:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: сформировать представление об особой роли ВПК
конкретизация принципов размещения отраслей ВПК, конверсии предприятий ВПК;
Достижение поставленной цели достигается решением следующих задач:
Систематизация, обобщение и анализ исторического развития ВПК;
Изучение официальных документов, касающихся военно-промышленного комплекса России, его экономических преобразований на примере конверсии

Содержание

Введение 3
1. Военно-промышленный комплекс: сущность, особенности и тенденции
Развития 5
2. Типы и перспективы конверсии 14
3. Ход и проблемы конверсии в России 18
4. Современный этап развития ВПК в России 31
6. Экономический рост и структурные преобразования экономики России с
учетом выполнения программы конверсии 43
Заключение 52
Выводы и предложения 60
Список использованной литературы 62

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 259.00 Кб (Скачать документ)

Для России военная промышленность выполняет не только функцию обеспечения  вооружением и военной техникой Вооруженных Сил; она представляет собой важнейшую экспортоориентированную отрасль. И в советский период экспорт ВВТ рассматривался как выгодное направление внешнеэкономической деятельности, но тогда в данной сфере был чрезвычайно силен идеологический аспект. Это проявлялось, в частности, в значительных поставках ВВТ некоторым странам в долг, причем в большинстве случаев подобные долги не имели практических шансов быть погашенными странами-импортерами.

В сегодняшней экономической  ситуации в России в целом, и в военно-промышленном комплексе в том числе, коммерческая сторона экспорта оружия становится превалирующей. Достаточно сказать, что в настоящее время по этому каналу в комплекс идет 70% всех финансовых поступлений.

Ограничение экономических  возможностей и фактическое место России в мирохозяйственной системе сегодня и в перспективе двух-трех ближайших десятилетий предполагают оптимизацию структуры военной промышленности. Суть ее прямо вытекает из основных положений военной доктрины на каждом отдельном этапе, ее приоритетов в области военного строительства.

В связи с нехваткой  финансов масштабное переоснащение  Вооруженных Сил новыми видами оружия отложено на перспективу до 2015 года. Тогда же начнется и широкомасштабная структурная перегруппировка военной промышленности страны, чтобы соответствовать номенклатуре массовых поставок ВВТ в перевооружаемые армию и флот. Пока же с учетом имеющихся реалий военная доктрина исходит из и поддержания ведущей роли стратегических ядерных сил в военной системе государства[20].

Стремление США в  одностороннем порядке выйти  из договора с Россией о несоздании систем противоракетной обороны, их усилия в области расширения арсенала высокоточного оружия делают необходимым  для нашего государства сохранение достаточного количества ядерных вооружений, наличие современных систем предупреждения о военной опасности и ядерном нападении в особенности, надежного комплекса управления и информационного обеспечения постоянного функционирования и боевого применения Стратегических ядерных сил.

В настоящее время  на эти цели направляется примерно четверть военного бюджета страны, в том числе на такую важную их часть, как ракетные войска стратегического  назначения – 6-8%. Существует официальная  точка зрения органов законодательной  и исполнительной власти РФ, поддерживаемая военными специалистами, о повышении как абсолютных расходов на отмеченные выше цели, так и доли стратегических ядерных сил в структуре военного бюджета.

Агрессия НАТО в Ливии, развязанная весной 2011 г., послужила  еще одним поводом для укрепления данной позиции.

Упор на развитие стратегических ядерных сил предполагает и изменение  приоритетов в военно-промышленном комплексе Российской Федерации.

Речь должна идти о  первостепенном внимании к развитию ракетно-космической и атомной промышленности, а также к военному самолето- и кораблестроению. Соответствующее развитие предполагается в смежных отраслях, производящих комплектующие первой группы.

Предпринятые правительством России в последнее время меры позволили приостановить негативные тенденции в военно-промышленном комплексе. В частности, в ряде отраслей возрос объем производства, практически во всех отраслях замедлилось его падение, улучшились некоторые показатели хозяйственной деятельности оборонных предприятий.

Перспективы развития наукоемкого производства будут определяться интенсивностью спроса в отраслях, потребляющих его продукцию, и соответственно зависеть от положительных тенденций, оживляющих экономику в целом. Однако уже очевидно, что осуществить переход на интенсивное наукоемкое производство невозможно без сильной государственной политики и поддержки. Необходима система мер по привлечению инвестиций, в том числе иностранных, по организации на территории области производств по выпуску, как готовой продукции, так и узлов, деталей, агрегатов, которые удовлетворяли бы требованиям и внутреннего, и внешнего рынка. Общая ориентация таких производств должна быть не на количество, а на качество продукции, ее надежность, экологичность и дизайн. Без государственной поддержки высокотехнологических производств Сибирь, как и Россия в целом, в ближайшей перспективе неизбежно утратит способность к производству наукоемкой продукции[6].

В начале XXI века, как никогда  ранее, необходимо понимание на всех уровнях хозяйственной и властной иерархии того, что следует как можно быстрее преодолеть угрожающее национальной безопасности страны отставание от мирового уровня по критически важным технологиям и перейти к созданию прогрессивной технологической базы в области важнейших технологических систем (воздушного, морского и наземного транспорта, связи и коммуникаций, производства космической техники, медицинского оборудования и т. д.) для выпуска конкурентоспособной продукции, что в целом и гарантирует технологическую безопасность страны[25].

В ближайшей перспективе каждое оборонное предприятие области должно решать для себя следующие задачи: - выбрать и экономически обосновать конкретную стратегию реформирования, направленную, в конечном итоге, на создание эффективного производства и улучшение финансово-экономических результатов деятельности; - разработать подробный бизнес-план структурных преобразований; - пересмотреть ранее разработанные планы и проекты диверсификации и конверсии производства, которые не реализуются из-за необоснованности и неперспективности; - изучить возможности вхождения предприятия в состав интегрированных структур (ФПГ, ГНЦ и т. д.) и создания совместных предприятий с иностранными фирмами.

Долгосрочные перспективы  развития оборонных предприятий  области будут определяться интенсивностью инвестиционного спроса в отраслях, потребляющих их продукцию, и соответственно зависеть от тенденций, оживляющих экономику в целом. Однако для предприятий, которые продлят свое существование, необходимы меры, способствующие их переходу на технологии четвертого и пятого поколений и вхождение в международное разделение труда. Поэтому для второго десятилетия XXI века останется важнейшей задачей постоянная работа, в том числе и работа областной администрации, по привлечению инвестиций, по содействию в создании совместных предприятий, по организации производств и направлению их общей ориентации[6].

 

 

 

 

 

 

6. Экономический рост и структурные преобразования экономики России с учетом выполнения программы конверсии

 

 

Самыми общими и употребительными в мировой статистике показателями роли военно-промышленного комплекса в экономической структуре государства являются удельный вес военных расходов в ВВП и объем военного производства. В СССР в 80-х гг. удельный вес оборонных расходов составлял 9-13%. В комплексе было занято около 10 млн. человек. Отраслевая структура и высокий научно-технический потенциал промышленности позволяли обеспечивать стратегический паритет с ведущей в экономическом и военном отношении страной мира – США (имея приблизительно 1/3 американского объема внутреннего валового продукта (ВВП)).

По сравнению с СССР экономические возможности России существенно ухудшились. Сегодня  по размеру ВВП Россия отстает  от США в 10 раз, Китая – в 6, Японии – в 4, Германии – в 3, Индии, Франции, Великобритании и Италии – в 2 раза. По объему ВВП мы занимает 15-е место в мире, пропустив вперед не только указанные страны, но и Испанию, Бразилию, Южную Корею, Канаду, Мексику и даже Индонезию. По объему ВВП на душу населения наши позиции еще хуже (примерно 100-е место в мире).

По оценке большинства  отечественных экономистов, даже при  ежегодном приросте ВВП на 2-5% положение  России в ближайшие 15 лет принципиально  не изменится, к тому же инвестиционных предпосылок к таким темпам не имеется. К 2010 году соотношение экономических сил, вероятнее всего, будет следующим: мы будем уступать по объему ВВП блоку НАТО в целом (с учетом потенциалов еще 12 стран, подавших заявки на вступление в него) в 20 раз, США и Китаю – в 8 раз, Японии – в 4 раза.

К сожалению, в начале 90-х гг., вместо продекларированного правительством перепрофилирования ряда оборонных предприятий на производство продукции гражданского назначения ВПК подвергся жестокому разрушению, стала распадаться его социальная база. ВПК не только не увеличил количество и качество гражданской продукции на внутреннем рынке, но и разрушил бывшие производства. Он безропотно уступил свое место на рынке иностранным товарам. Изменившиеся с началом экономических реформ условия проведения социальной политики привели к резкому сокращению государственной поддержки населения, связанного с оборонным комплексом Производство военной продукции по сравнению с 1991 г сократилось в 6 раз, что негативно отразилось на процессе воспроизводства самой квалифицированной части трудовых ресурсов страны Численность производственного персонала в оборонном комплексе сокращается быстрее, чем в целом по промышленности, увольняются высококвалифицированные работники, обслуживающий персонал - за воротами оказалось свыше 2 млн. работников ВПК Большая их часть становятся безработными, теряют квалификацию. В районах с высокой концентрацией оборонных объектов уровень безработицы в 3-4 раза превышает средний по России, большая часть работающих трудится неполный рабочий день. В отраслях ВПК, где самая квалифицированная часть трудовых ресурсов, наблюдается отставание заработной платы на 40% от среднего показателя по промышленности

Принятые на государственном  уровне различные программы реформирования ВПК не были выполнены, что привело  к ослаблению обороноспособности страны. С начала 90-х гг. в оборонном комплексе наблюдается общий спад производства, причем намного более резкий, чем в промышленности в целом. По мнению большинства ученых и экономистов, программы конверсии российских оборонных предприятий 1993-1995 гг. и 1995-1997 гг. провалились только по одной причине - они были профинансированы всего лишь на 11%.

Было сорвано выполнение всех приоритетных конверсионных федеральных программ, таких как «Развитие электронной техники России», «Возрождение российского флота», «Развитие гражданской авиационной техники России» и др. Шел распад оборонной промышленности, были утрачены целые направления военных технологий и производства, в том числе в таких важнейших сферах, как информатика, новые материалы, аэрокосмическая техника, биотехнология.

Комплекс социальных проблем обозначился в армии. Затраты на содержание, обучение и  все виды обеспечения одного военнослужащего  в нашей стране в 10-15 раз ниже аналогичных  затрат в ведущих странах Запада. Особенно злободневна проблема обеспечения военнослужащих жильем, порождаемая как общей ситуацией, ведущей к свертыванию в стране социальных программ, включая и жилищную, так и спецификой военной области - массовой передислокацией войск из стран ближнего и дальнего зарубежья. Более 200 тыс. семей военнослужащих и уволенных в запас не обеспечены жильем [3].

Из-за недостатков в  системе учета и контроля, из-за плохой охраны, коррумпированности армейских  чиновников идет беспрецедентная утечка боевого оружия в криминальные структуры  и банд-формирования не только в «горячих точках», но и по всей России. Это оружие изменило облик преступного мира России, создало напряженность во многих регионах страны, ведет к гибели людей.

Большую угрозу как внутренней, так и внешней безопасности представляют «утечка мозгов», незаконное производство и сбыт радиоактивных материалов в «третьи страны», что создает возможность попадания ядерной технологии производства оружия массового поражения в «горячие точки», в очаги межэтнических и региональных конфликтов, в руки террористов. Российские ученые и специалисты по ядерной, химической и биологической технологиям работают в развивающихся странах, таких как Алжир, Индия, Ирак, Иран, Ливия, Тайвань и др.

В обществе нарастает  обеспокоенность появлением различного рода негосударственных вооруженных формирований, отрядов боевиков, коммерческих охранных служб, где незаконно находятся тысячи единиц огнестрельного оружия. Кроме того, в войсках накопилась критическая масса неисправного вооружения, в том числе самолетов, подлодок, кораблей, пусковых установок, что представляет опасность для населения тех мест, где они дислоцируются.

Отсутствие ясности  в понимании внешней политики, критериев национальной безопасности, военной доктрины, реформы Вооруженных  Сил, программы вооружений, непрерывная смена кадров в верхнем эшелоне власти ВПК, скоропалительность и непродуманность принимаемых решений отрицательно сказались на состоянии научного потенциала в ВПК. Если за последние семь лет объем ВВП России снизился приблизительно в 5-6 раз, а общие расходы на НИОКР за этот период снизились с 3,6-4,7% до 0,3-0.4% ВВП, то реальное финансирование научных исследований упало в десятки раз. В настоящее время расходы на военные НИОКР составляют 1-8% общих расходов на оборону (в США - 22-23%) В ведущих странах Запада финансирование научных исследований в расчете на одного ученого превышает российский уровень в 33-43 раза.

С 1992 г. уровень оплаты труда, который закладывается в  цену научно-исследовательских и  опытно-конструкторских работ, был  уже заранее меньше прожиточного уровня жизни. Например, заработная плата работников предприятий высоких технологий на 30% ниже средней по России и в 4 раза ниже заработной, платы в сырьевых комплексах. Полумиллионная армия ученых и более 3 млн. производственников получают из бюджета всего 16% необходимых средств на оплату труда. В результате разрушается кадровый потенциал оборонных отраслей промышленности: увеличивается отток ученых и специалистов в структуры, не связанные с научно-технической деятельностью, ухудшается профессиональный и возрастной состав научных работников, сопровождающийся разрушением механизма передачи научных знаний, потерей преемственности, утратой научных школ; остается невостребованным высшее физико-математическое и политехническое образование [24].

В таких условиях «утечка  умов» выступает как естественный процесс. В аэрокосмической системе  США работают свыше 200 специалистов из нашей страны, а в ВПК Израиля  около 90% его сотрудников - выходцы  из бывшего СССР С 1991 по 1997 г. из России в страны Запада выехали более 100 тыс. наиболее одаренных ученых.

Из-за безденежья, стремления выжить отдельные научные организации  распродают на мировом рынке (часто  по бросовым ценам) научно-технические  разработки. И это в то время, когда, по оценкам западных фирм, Россия имеет технологические разработки, значительно превышающие мировой уровень. Их цивилизованная коммерциализация могла бы дать эффект, сопоставимый с валютными поступлениями от внешней торговли топливно-энергетическими ресурсами России. Однако свыше 80% объектов новой техники и технологии остаются невостребованными. Здесь необходимо отметить однобокость, а, следовательно, и неэффективность подхода к внешнеэкономическим связям российского ВПК. Они сводятся в основном к торговле оружием, причем если мировой рынок вооружений за последние 10 лет сократился почти в 1,5 раза, то российский экспорт оружия - в несколько раз. Имея громадный потенциал передовых наукоемких технологий, мы оказываемся на обочине международного разделения труда, не принимаем мер по интеграции в интернациональные военно-технические проекты. Решение этих проблем способствовало бы значительному увеличению несырьевых источников экспортных доходов, сохранению имеющихся и созданию новых рабочих мест, обеспечению технологической безопасности страны, новых рынков сбыта.

Информация о работе Военно-промышленный комплекс и экономический рост