Военно-промышленный комплекс и экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 01:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: сформировать представление об особой роли ВПК
конкретизация принципов размещения отраслей ВПК, конверсии предприятий ВПК;
Достижение поставленной цели достигается решением следующих задач:
Систематизация, обобщение и анализ исторического развития ВПК;
Изучение официальных документов, касающихся военно-промышленного комплекса России, его экономических преобразований на примере конверсии

Содержание

Введение 3
1. Военно-промышленный комплекс: сущность, особенности и тенденции
Развития 5
2. Типы и перспективы конверсии 14
3. Ход и проблемы конверсии в России 18
4. Современный этап развития ВПК в России 31
6. Экономический рост и структурные преобразования экономики России с
учетом выполнения программы конверсии 43
Заключение 52
Выводы и предложения 60
Список использованной литературы 62

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 259.00 Кб (Скачать документ)

Подавляющим большинством специалистов и ученых конверсия рассматривалась  как одно из главных средств выхода отечественной экономики из кризиса. В частности, высказывалось мнение, что конверсия будет способствовать решению проблемы хронической нехватки товаров на потребительском рынке, укреплению рубля, снижению темпов инфляции, уменьшению давления на товарный рынок огромной массы личных сбережений определенных слоев населения[14].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Ход и проблемы конверсии в России

 

 

Принято считать, что  начало конверсии связано с заключенным  между СССР и США договором  по РСМД (ракетам средней и малой  дальности) 8 декабря 1987 г. В соответствии с этим договором прекращалось производство ракет, пусковых установок и соответствующих транспортных средств на ряде крупных оборонных предприятиях сибирского региона. Данный договор явился основополагающим для проведения широкомасштабной конверсии. К этому же периоду относится сокращение в одностороннем порядке Советским Союзом Вооруженных Сил и вооружений, и, следовательно, расходов на оборону.

Таким образом, начальный  этап конверсии 90-х годов 20 столетия с высоты сегодняшних дней представляется совершенно неподготовленным в экономическом отношении, а лишь очередным мероприятием в череде политических уступок Горбачева и его ближайшего окружения США и их союзникам.

Вообще, считается, что первую конверсию СССР провел в 1944-1946 годах. Промышленность тогда перестраивалась дважды: в 1941 г. комбайновые заводы перешли на выпуск боевых самолетов, а тракторные -танков. В 1944 г. на этих заводах начали снова производить гражданскую технику, и через два с половиной года конверсия была завершена. При этом она дала предприятиям высокие технологии, а главное - от нее выиграли все - заводы, качество производимой ими продукции, а также государство.

Для понимания всей сложности решения этой проблемы необходимо иметь в виду те реальные условия, в которых шел процесс первой конверсии. Это касается прежде всего вопроса о том, какой ущерб был нанесен советской экономике в 1941-1943 гг. в результате оккупации гитлеровскими войсками значительной части территории СССР. Об этом подробно сообщалось в опубликованном «Правдой» документе "О материальном ущербе, причиненном немецко-фашистскими захватчиками государственным предприятиям и учреждениям, колхозам, общественным организациям и гражданам СССР".  Войсками агрессора было разрушено 31850 предприятий, на которых трудились около 4 миллионов рабочих; выведено из строя 1135 шахт, дававших стране 100 миллионов тонн угля в год; вывезено 239 тысяч электромоторов, 175 тысяч металлорежущих станков; повреждено 65 тысяч километров железнодорожных путей; разграблено 98 тысяч колхозов, около 5 тысяч совхозов и МТС; уничтожены десятки тысяч больниц, школ, техникумов, вузов и библиотек - это далеко не полный перечень нанесенного ущерба.

Другой особенностью процесса перестройки военной промышленности был процесс миграции - перемещения  из западных и центральных районов  на восток части населения с одновременной эвакуацией предприятий и учреждений. Это вызывало серьезные трудности с размещением не только станков, оборудования и материалов, но, главное, - рабочих, служащих и их семей. По мере развития военных успехов на советско-германском фронте начиная с 1943 и особенно в 1944 гг. начал осуществляться обратный процесс - возвращение людей и предприятий из эвакуации (реэвакуация).

Также, необходимо отметить, что в годы войны перед крупными предприятиями ставилась задача выпуска наряду с оборонной продукцией предметов народного потребления. В 1944 г. заводы десяти промышленных наркоматов изготавливали, в частности, металлические ложки, что вызывалось необходимостью обеспечения армии и мирного населения предметами широкого потребления[3].

Вторая волна конверсии началась в 1991 году. В течение ноября-декабря 1991 года была демонтирована отраслевая структура управления военно-промышленным комплексом, ликвидирована Государственная комиссия Совета Министров СССР по военно-техническим вопросам, которая играла важную роль в старой отраслевой структуре управления промышленностью. Управление разработками и производством вооружения и военной техники полностью перешло к Министерству обороны. Логика событий требовала реорганизации Министерства, а также сложившейся системы закупок вооружения и военной техники[4].

Военно-промышленный комплекс, представляющий собой организованную структуру управления, объединяющую предприятия и организации, деятельность которого основывалась на государственном  заказе, на централизованно распределяемых финансовых, трудовых и материально-технических ресурсах, после ликвидации планово-распределительной системы и либерализации цен стал зависеть только от объемов прямого бюджетного финансирования. Утратив командные посты в правительстве и возможность влиять на распределение бюджетных ассигнований, у военно-промышленного комплекса оставалась последняя возможность бороться за свое существование в прежнем качестве – сохранить сам комплекс как связанную в единую организационную систему структуру управления и подчиняющиеся ей предприятия и организации. Однако в планах правительства по преобразованию оборонного комплекса важное место занимала программа приватизации. В соответствии с этой программой демилитаризацию производственного сектора промышленности и сферы НИОКР планировалось провести на основе развития негосударственных форм собственности и предпринимательства, сокращения государственных дотаций и свертывания неэффективных производств и предприятий, постепенного снятия ограничений на иностранную конкуренцию.

Первоначально при реализации этой программы главными задачами в  области конверсии на этом этапе  должны были стать сохранение наиболее важных элементов производственного  и научно-технического потенциала предприятий  оборонного комплекса России, их максимальное использование для реконструкции экономики, развития социальной сферы, для создания импортозамещающих производств, расширения экспортных возможностей страны. Предполагалось, что государство будет использовать широкий арсенал средств государственной поддержки конверсии оборонных предприятий. Среди них: бюджетное финансирование конверсии, льготное государственное кредитование, использование внебюджетных государственных фондов конверсии, предоставление конверсируемым предприятиям налоговых льгот, разрешение предприятиям использовать для финансирования программ конверсии и часть валютной выручки от экспорта вооружений, а также от продажи лицензий и технической документации на их производство, содействие в получении иностранных инвестиций и безвозмездной помощи, приоритетное включение конверсионных проектов в иностранные кредитные линии, оказание предприятиям оборонного комплекса методической, юридической и иных видов помощи. Поэтому одним из основных условий предоставления конверсируемым предприятиям и организациям материально-финансовой и технической помощи государства или содействия в предоставлении такой помощи со стороны отечественных и зарубежных инвесторов становилось изменение организационно-правовой формы собственности предприятий, их акционирование и коммерциализация в интересах эффективного функционирования в рыночных условиях. Вывод мощностей, относящихся к оборонному комплексу, за рамки сложившейся системы управления планировалось осуществлять через формирование хозяйственно независимых корпораций и концернов. Глубоко специализированные на производстве вооружений и военной техники предприятия, процесс конверсии на которых крайне затруднен, а также крупные НИИ и КБ, где сосредоточено сложнейшее и дорогостоящее оборудование, которое можно было использовать только для разработки и испытаний образцов вооружения и военной техники, планировалось преобразовать в казенные предприятия и базовые государственные научно-технические центры.

Предполагалось, что разработка и производство вооружения и военной техники для российских вооруженных сил будет производиться небольшим количеством узкопрофильных и глубоко специализированных оборонных предприятий и организаций, принадлежащих государству и действующих на основе Положений о специализированных государственных предприятиях и о государственных научно-технических центрах. Кроме того, эти же работы могли, при необходимости, проводиться крупными диверсифицированными и независимыми от государства корпорациями, в которые преобразованы многие предприятия и организации оборонного комплекса в результате их разгосударствления. Их привлечение к выполнению военных заказов должно осуществляться по контрактам, полученным преимущественно на конкурсной основе в соответствии с Положением о контрактации по оборонным заказам, которые предстояло разработать. К тому времени должно было также быть реформировано Министерство обороны и система военных заказов.

Однако вместо хорошо продуманной системы реализации этого замысла были в срочном  порядке использованы заготовки конверсионных программ 1990 года, ориентированных на "физическую" конверсию, которые невозможно было реализовать в рамках новой экономической политики и безуспешные попытки предложений западным инвесторам отечественных проектов.

Отсутствие новой военно-технической политики, отказ правительства от государственного регулирования системы закупок вооружения и военной техники, которое правительство по умолчанию "повесило" на Министерство обороны, резкое сокращение ассигнований привели к "фибрилляции" этой системы, последствия которой сказываются и сегодня[3].

В основу реформирования ВПК в 1992г. был положен лозунг «Даешь конверсию!». Он обосновывался начавшимся процессом разоружения, обещанием руководства США тогдашнему президенту СССР Горбачеву пойти на 15-процентную конверсию. Однако США своего обещания не сдержали, а начавшаяся конверсия ВПК уже в самом ее начале была обречена на тяжелые испытания[13].

В соответствии с Законом  РФ «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации», принятым в марте 1992 г., предприятия, которые по технико-экономическим показателям не могли перепрофилироваться, прекращали свою деятельность и ликвидировались. Основанием для сокращения или прекращения на оборонном предприятии производственной деятельности для военных нужд было в первую очередь фактическое сокращение бюджетных расходов на эти цели. В качестве главного принципа работы конверсируемых предприятий была определена их способность конкурировать на внешнем рынке. При конверсии предприятиям, входящим в объединение, но не являющимся юридическими лицами (цеха, отделы и т.д.), было разрешено создавать самостоятельные предприятия с правом юридического лица. Решение об этом принималось общим собранием трудового коллектива - большинством голосов. Далее разрешалась, а зачастую предлагалась приватизация предприятия.

В результате такого непродуманного решения крупные предприятия  и объединения стали рассыпаться  как карточные домики. Появилось  большое число желающих приватизировать  оборонные предприятия, получить полную самостоятельность вплоть до выхода на внешний рынок. Этим был нанесен сильный удар по ВПК, приведший его к острому кризису и расчленению.

Чтобы как-то сохраниться  в этих условиях, руководители оборонных  предприятий устремились за рубеж, рассчитывая повыгоднее продать свою продукцию - будь-то военная техника или современные научно-технические разработки.

Государство в какой-то мере пыталось регулировать акционирование и приватизацию значительной доли ВПК, но при остром финансовом дефиците, в котором оказалась экономика России, в том числе и оборонный комплекс, контролировать этот процесс не удавалось. Формально решение о конверсии оборонной промышленности было принято, однако в нем не просчитывались ее последствия, не указывалось, как это делать. К тому же немаловажным моментом, а может быть и основополагающим, было то, что государство не имело четкой военной доктрины и положения о национальной безопасности: не было определено, какие же вооруженные силы страна должна иметь, чтобы обеспечить свою обороноспособность, и в связи с этим, какой должна быть оборонная промышленность.

Следует сказать, что  ВПК страны и до радикальной конверсии  был уже ориентирован на частичный  выпуск гражданской продукции. К  началу 90-х гг. соотношение между  военной и гражданской продукцией в отраслях ВПК составляло в среднем 50:50(Приложение 8). Предполагалось, что в результате конверсии ВПК масштабы производства гражданской продукции в стране существенно вырастут. Однако в действительности этого не произошло. Конверсия осуществлялась главным образом в направлении резкого сокращения военного производства. Намечавшаяся же задача по удвоению объема производства гражданской продукции оказалась в силу многих причин невыполненной.

Реальные инвестиции в оборонные предприятия оказались  намного ниже запланированных. Было потеряно до 60% численности работников, спад производства в гражданском секторе начиная с 1994 г. превысил спад военной продукции. В итоге половину высвобожденных в ходе конверсии мощностей предприятий ВПК нечем было загрузить, а другая половина жила за счет случайных заказов. Постепенно складывались условия для ликвидации производственно-технологического потенциала ВПК.

В этих условиях 18 июля 1996 г. было принято Постановления Правительства  Российской Федерации №815, в котором подчеркивалось, что Министерство оборонной промышленности Российской Федерации:

- принимает участие в разработке государственного оборонного заказа;

- обладает исключительным правом внесения в установленном порядке предложений по назначению представителей государства в акционерных обществах, созданных путем преобразования предприятий и организаций оборонной промышленности, а также по продаже, сдаче в аренду, в залог, внесению в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных товариществ и обществ государственного имущества, находящегося у предприятий оборонной промышленности на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

Информация о работе Военно-промышленный комплекс и экономический рост