Военно-промышленный комплекс и экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 01:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: сформировать представление об особой роли ВПК
конкретизация принципов размещения отраслей ВПК, конверсии предприятий ВПК;
Достижение поставленной цели достигается решением следующих задач:
Систематизация, обобщение и анализ исторического развития ВПК;
Изучение официальных документов, касающихся военно-промышленного комплекса России, его экономических преобразований на примере конверсии

Содержание

Введение 3
1. Военно-промышленный комплекс: сущность, особенности и тенденции
Развития 5
2. Типы и перспективы конверсии 14
3. Ход и проблемы конверсии в России 18
4. Современный этап развития ВПК в России 31
6. Экономический рост и структурные преобразования экономики России с
учетом выполнения программы конверсии 43
Заключение 52
Выводы и предложения 60
Список использованной литературы 62

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 259.00 Кб (Скачать документ)

- осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности Федеральной комиссии при Правительстве Российской Федерации по обеспечению контроля за управлением и приватизацией объектов, предприятий и организаций оборонного комплекса, а также деятельности Российской части Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству государств-участников Содружества Независимых Государств;

- координирует и контролирует деятельность предприятий и организаций независимо от форм собственности, находящихся в сфере его ведения, по реализации мероприятий по мобилизационной подготовке экономики, включая создание, сохранение и использование страхового фонда технической документацией на военную и другую продукцию;

- осуществляет разработку и реализацию мер по широкому использованию технологий двойного назначения в военном и гражданском производстве предприятий оборонной промышленности.

На состоявшихся в  марте 1997 г. парламентских слушаниях  по вопросу «Конверсия оборонной  промышленности» был сделан глубокий анализ состояния российского ВПК. В частности, отмечалось, что Федеральная  целевая программа конверсии  оборонной промышленности на 1995-1997 гг., утвержденная Правительством России, выполняется неудовлетворительно.

Государственная политика не обеспечила технического перевооружения важнейших отраслей экономики на основе эффективного использования  научно-технического потенциала оборонного комплекса и привела к существенному падению производства на предприятиях отрасли[13].

История российского  ВПК позволяет сделать вывод, что его тяжелое положение  сложилось на основе трех негативных моментов: во-первых, резкое (многократное) снижение государственного оборонного заказа; во-вторых, неэффективно проводимая конверсия; в-третьих, общее тяжелое экономическое положение в стране.

Недостаточность оборотных  средств, хронические неплатежи, непомерные налоги, доходящие до 90%, привели  к огромной задолженности предприятий ВПК перед госбюджетом и внебюджетными фондами. Упала инвестиционная активность, затормозились процессы обновления основных производственных фондов. Предприятия ВПК, не имея своевременного авансирования оборонного заказа и конверсионных программ из бюджета, вынуждены были брать кредиты в коммерческих банках под высокие проценты, закладывать свое имущество. Только за два года (1995-1996) из-за задержек в оплате выполненных работ предприятия заплатили банкам по процентам за кредиты почти ту же сумму, что получили из госбюджета. С другой стороны, вместо реальных денег в «оборонке» широкое распространение получили денежные суррогаты, которые еще более осложняли финансовое положение ВПК. Массовые же сокращения квалифицированного научно-производственного персонала вели к разрыву технологических цепочек, свертыванию оборонного производства.

Опыт неудачной конверсии  в РФ показывает, что конверсировать надо те предприятия, которые органически  и быстро вписываются в народное хозяйство с минимальными затратами и быстрой самоокупаемостью, а не конверсировать все подряд, как это было на значительном временном отрезке до второй половины 90-х гг.

Очевидным фактом неудачной конверсии явилось и то, что она не находилась под пристальным вниманием Правительства РФ. Руководители Минэкономики, Минфина РФ и других министерств и ведомств рассматривали конверсионные программы в отрыве от общего экономического развития страны. В результате такого подхода финансирование осуществлялось по остаточному принципу, как правило, нерегулярному. Так, в 1993. конверсируемые предприятия получили 67% предусмотренного объема финансирования, в 1994 г. - 13%, в 1995 г. - 18%, в 1996 г. - 5%.

Сегодня совершенно очевидно, что процесс конверсии должен был базироваться на ряде объективных требований.

Во-первых, объем конверсии  не должен превышать объемы ее финансирования: реально это не более 6-7%. Материальные затраты и издержки при этом должен нести основной заказчик - государство. Во-вторых, предлагаемая к выпуску  на конверсируемом предприятии продукция должна быть максимально технологически совместима с имеющимся у предприятия оборудованием. В-третьих, запускаемые в производство изделия должны отвечать потребностям завтрашнего дня и базироваться на высоких технологиях.

Таким образом, оценивая в целом этот исторический этап в развитии нашей страны можно сказать, что рыночные реформы, проводимые в России в 90-е гг., привели к тяжелейшему социально-экономическому кризису, в том числе на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Достаточно сказать, что за эти годы в среднем в десять раз сократился объем производства, доля государственного оборонного заказа сократилась до 2-9%. Возникли долги за выполненный государственный оборонный заказ, долги по зарплате, обязательным платежам в бюджет, за потребленные энергоресурсы и т.д[6].

Исторический опыт проведения конверсии показывает, что приоритетное место в этом процессе должно было занять решение двух главных задач. Первая - это производство на конверсируемых предприятиях оборудования для топливно-энергетического комплекса, что позволило бы снизить его зависимость от импорта соответствующего оборудования и сохранение в перспективе его экспортной направленности. Вторая - это производство различного конкурентоспособного оборудования для агропромышленного комплекса страны, что позволило бы обеспечить подъем сельскохозяйственного производства и снизить таким образом зависимость внутреннего рынка от импорта продовольственных товаров. Решению первой задачи должно было способствовать Постановление Правительства РФ №363 «О неотложных мерах но использованию процесса конверсии предприятий оборонной и машиностроительных отраслей в целях обеспечения устойчивой работы топливно-энергетического комплекса России». Под выполнение данной программы выделялись кредиты Центрального банка Российской Федерации и создавался Фонд конверсии. Однако значительная часть запланированных программ так и осталась невыполненной. Основной причиной этого явилось отсутствие в необходимой мере финансовых средств как собственных, так и инвестиционных. В результате реализация намеченных Центром заданий натолкнулась на пассивность оборонных предприятий, которые ответили спадом производства и оттоком кадров в другие отрасли народного хозяйства, несмотря на выделение правительством специальных дотаций на зарплату[4].

Крайне сложно складывалось положение и с привлечением в  российскую экономику иностранного капитала. Его объемы совершенно не соответствовали потребностям народного  хозяйства, и к тому же он направлялся  главным образом в добывающую промышленность и торговлю, минуя обрабатывающие отрасли. В 1995 г. объем прямых иностранных инвестиций составил примерно 2,0 млрд. долл. (для сравнения: в Китае они в том же году составили 38 млрд. долл.).

По разным оценкам, для  осуществления конверсии ВПК России и модернизации производства требовалось от 150 до 300 млрд. долл[3].

Проблема конверсии  слишком сложна, не имеет простых  решений, требует постоянного внимания и времени. Даже в США – стране с развитой рыночной экономикой и  мощным гражданским сектором промышленности она потребовала осуществления крупномасштабного структурного маневра и радикального изменения всей системы закупок вооружений и военной техники.

На сегодняшний день необходимость и целесообразность конверсии не рассматриваются однозначно. Многие развитые страны придерживаются мнения о том, что сильный ВПК поддерживает экономику, обеспечивая рабочие места и научно-технический прогресс. С этой точки зрения нельзя рассматривать ВПК только как объект конверсии, как перепрофилирование оборонных мощностей на выпуск традиционных промышленных и потребительских товаров. К примеру, США, усвоив опыт последних провальных попыток конверсии военного производства в конце 70-х годов отвергли конверсию в том виде в каком она имеет место в России (обвальный спад производства продукции по всему оборонному комплексу в целом и, особенно, по военной продукции).

Ведущие страны Запада в последнее  время значительно снижают свои военные расходы, сокращают численность  вооружённых сил, свёртывают военно-экономическую деятельность, но делают это очень осторожно, даже не предполагая отказываться от дальнейшего развития военной мощи. Наоборот, всеми силами стараясь повысить экономическую эффективность своей военной промышленности. Крайне сложно решить и такие проблемы, возникающие в ходе конверсии, как: переподготовка и трудоустройство высвободившихся кадров; уничтожение  ядерного и химического оружия, военной техники, оборудования узкоспециализированного военного производства, которое не поддаётся конверсии; хранение дорогостоящих материалов, которые в перспективе могут стать неисчерпаемыми источниками энергии.

Конечно, конверсия очень  дорогостоящий проект, особенно для  стран, где сформировался мощный ВПК. Неопределённая обстановка в мире, высокие издержки конверсии порождают в целом неоднозначное отношение к ней на данном этапе времени. Однако, сейчас подтверждается всё шире, что в будущем военные расходы станут тормозом экономики. В мирных целях используется только одна пятая исследований в военной области.

Военные расходы носят  четко выраженный инфляционный характер, так как заработная плата работников оборонных предприятий, ведя к росту  потребительского спроса, не способствует расширению предложения товаров и услуг, а, кроме того, военное производство отвлекает сырье и технических специалистов от гражданских отраслей. Существование же монополизма военно-промышленного комплекса и гарантированный рынок сбыта снижают производительность труда, повышают издержки производства по сравнению с гражданскими отраслями экономики. Согласно современным исследованиям, конверсия не является причиной роста безработицы, так как на создание одного рабочего места в военном производстве требуется больше примерно в 4 раза капитальных вложений, чем в гражданском производстве.

Поэтому в интересах  каждой страны переключить свои ресурсы  на мирные цели. Ведь использование  только 10 %  мировых военных расходов на решение глобальных проблем помогло бы успешно решить основные из них[14]. 

Существенные проблемы управления процессами конверсии:

- отсутствие четкой нормативно-законодательной базы, регламентирующей условия и порядок формирования, размещения и выполнения государственных программ и заказов, определяющей обязанности и ответственность сторон в рамках федеральной контрактной системы, а также устанавливающей порядок, хранение и развитие мобилизационного потенциала, и т.д.;

- это неадекватная российским общественным условиям финансово-экономическая политика, то есть бюджетная, кредитная, ценовая и налоговая, инвестиционная политика государства, не способствующая развитию производства и мотивации труда;

- непродуманная политика управления процессами конверсии и структурной перестройки. Снижение государственных заказов ниже уровня предельно допустимых технологических порогов при сохранении монополии государственных структур на экспорт изделий, работ и услуг высокотехнического значения поставило предприятия в целом на грань экономического развала[22].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Современный этап  развития ВПК в России

 

 

Предприятия военно-промышленного  комплекса расположены на территории большинства субъектов РФ, хотя и  крайне неравномерно. Некоторые районы и более 70 городов-заводов, включая  закрытые административно-территориальные образования, полностью зависят от работы комплекса, поскольку в них практически отсутствуют другие сферы применения труда (Приложение 3). Наиболее сложно эта ситуация складывается в Удмуртии (55,3% занятого населения работает на предприятиях оборонной промышленности), в Саратовской области (50,9%), Новосибирской области (43,5%), Северо-западном регионе России (30,7%)[24].

Регионы с высокой  долей занятости занятых на предприятиях военно-промышленного комплекса  формируют большой потенциал массовой миграции рабочей силы в другие районы, что при отсутствии достаточных инвестиций в производственную и жилищно-коммунальную сферу создает экономическую и социальную напряженность. Поэтому в данных регионах важно учитывать местные возможности для трудоустройства высвобождающихся из оборонных отраслей работников.

Крайне тяжелая ситуация в военно-промышленном комплексе  проявляется в обвальном падении  объемов производства, финансовых трудностях, снижении технического уровня производства, нарушений сложившейся системы кооперационных связей, уменьшении мобилизационных возможностей. Часть этих трудностей Россия унаследовала от Советского Союза, а некоторые из них – результат ошибок экономической политики.

Таким образом, главные  причины трудностей в оборонной промышленности России заключаются в несовершенстве управления, недостатках финансового обеспечения, непродуманными конверсией и приватизацией предприятий комплекса.

Еще одна проблема – переход  за критический минимум объема производства многих видов военной продукции. В целом государственный оборонный заказ за последние годы по основной массе вооружения и военной техники обеспечивает загрузку производственных мощностей максимум на 10-15%. Повсеместно оборонный заказ стал ниже минимально допустимого уровня, что ведет к росту издержек в расчете на единицу выпускаемой продукции, а также к деградации и утрате высокотехнологичных производств.

Совершенно ясно, что  на сегодняшний день отставание для  России в этой сфере от ведущих  в военном и экономическом отношении стран недопустимо. Мир находится на пороге очередной научно-технической революции, которая должна привести к значительному качественному рывку в модернизации ныне действующих образцов ВВТ, появлению принципиально новых видов оружия, которые будут базироваться на новых физических принципах и наукоемких технологиях. Причем двойное назначение будет иметь гораздо больше технологий, чем те, которые применяются при производстве нынешних вооружений.

Одно из негативных итогов ухудшения финансового положения оборонных предприятий – резкое устаревание оборудования. Действительно, недостаточный уровень капиталовложений в техническое перевооружение функционирующих и мобилизационных мощностей ведут к их быстрому моральному и физическому старению, что в ближайшее время, несомненно, скажется на способности производить современное вооружение и военную технику. Анализ технического состояния активной части основных производственных фондов оборонной промышленности показывает, что в отраслях замечена негативная тенденция к устареванию оборудования. Предполагается, что к 2012 году количество оборудования с возрастом в 20 лет составит половину от его общего числа[11].

Информация о работе Военно-промышленный комплекс и экономический рост