Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:39, курсовая работа
Одной из особенностей экономической мысли в России является органическая связь теоретического анализа с актуальными, как правило, весьма острыми проблемами развития производительных сил, реформирования социально-экономических отношений. Это отличает и самобытную "Книгу о скудости и богатстве" Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726), и программу революционных преобразовании Павла Ивановича Пестеля (1793-1826), и теорию политической экономии трудящихся Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889), и труды буржуазных либералов Ивана Васильевича Вернадского (1821-1884), Александра Ивановича Чупрова (1842-1908), и работы теоретиков социального направления Николая Ивановича Зибера (1844-1888), Михаила Ивановича Туган-Барановского (1865-1919).
Введение
1.Организационно-производственная школа
1.1 Учения организационно-производственной школы в России и СССР
1.2 А.Н. Челинцев и его вклад в развитие мировой экономической мысли
2. Экономико-математическая школа.
2.1 Учения экономико-производственной школы в России и СССР
2.2 Л.В. Канторович и его вклад в развитие мировой экономической мысли
Заключение
Список использованных источников
Исключительно важное место заняла разработка программы аграрного устроения деревни, от правильности которой в значительной степени зависело дальнейшее экономическое развитие страны. Поэтому русская общественная и экономическая мысль с исключительным вниманием отнеслась к этой проблеме государственного строительства в новых условиях. Следует отметить, что еще в 1916 г. Экономический совет Союза городов предпринял попытку «привлечь научные, экономические силы страны к разработке общественной программы по важнейшим вопросам экономической политики».
Для осуществления поставленных
задач Экономический совет на
своем заседании 9 июня 1916 г. решил
«обратиться к виднейшим
По приглашению Временного правительства (с мая по октябрь 1917 г.) А.Н. Челинцев работал управляющим Отделом сельской экономии и статистики Министерства земледелия, участвовал в разработке принципов аграрной реформы. 21 июня Ученый комитет министерства единогласно избрал его своим членом.
Захват власти большевиками ученый пережил в Харькове, целиком углубившись в научную работу. В 1917 - 1919 гг. его научные публикации составили около 2 000 страниц. В личном фонде А.Н. Челинцева отложилось несколько работ этого периода: «Вопросы животноводства в связи с земельным переустройством», «Перспективы молочной кооперации в Харьковской губернии», «Состояние и развитие русского сельского хозяйства по данным переписи 1916 г. и железнодорожных перевозок», «Есть ли земельная рента в крестьянском хозяйстве?», «О строительстве сельскохозяйственной кооперации», «Опыт изучения организации крестьянского хозяйства в целях обоснования общественной и кооперативно-агрономической помощи на примерах Тамбовской губернии».
Гражданская война, в которой
он не поддерживал ни одну из сторон,
застала ученого на Кубани во время
руководимой им экспедиции «по исследованию
казацко-крестьянского
1 марта 1920 г., по договоренности
с посольством Сербии о
В творческом плане югославский
период жизни А.Н. Челинцева (1920 - 1923
гг.) был весьма результативен. Он был
назначен штатным профессором
Его работа «Мировой рынок
фермерских продуктов и его связь
с эволюцией фермерской системы»
вызвала интерес научной
Находясь вдали от родины,
А.Н. Челинцев внимательно следил за
событиями в России. Ученый сделал
свой вклад в решение жизненно
важной проблемы борьбы с голодом. 16
января 1922 г. он закончил свой доклад «Снабжение
России семенами яровых хлебов к весне
1922 г.», в котором делается попытка
«выяснения количества и рода потребностей
поставки семенного материала для
голодающих губерний и возможности
получения его из-за границы,…
в чем нуждается голодающая часть
сельской России, чтобы она была
в состоянии себя отделить от того
неслыханного в истории вымирания…
поддержанием посевной площади и
обеспечением жатвы в настоящем
1922 году…». На богатом фактическом
материале он дал сравнительный
анализ урожаев яровых и озимых культур
на посевных площадях 17 губерний России
за 1906 - 1921 гг. Поддержка этих районов,
«теперь съевшими вплоть до коры и
листьев деревьев», представлялась
ученому задачей невообразимо трудной,
но не такой уж неразрешимой. На основании
изучения состоянии
Политическая ситуация в
Европе, набирающий силу фашизм, сложные
отношения в среде самой
По решению Всеславянского кооперативного съезда (1921 г.), принявшего проект организации кооперативного образования для эмигрантов, 1 марта 1922 г. в Праге был открыт Русский институт сельскохозяйственной кооперации, аналогов которого не было ни в Европе, ни в России.
Профессор Челинцев был принят в штат и вошел в состав Учебной коллегии института и Земледельческой школы при нем, читал курсы лекций по организации и экономии сельского хозяйства, плодоводству, сельскохозяйственной географии
В 1924 г. несколько профессоров института получили научные командировки за границу и внутри Чехословакии. Профессору Челинцеву была предоставлена командировка в Берлин в Высшую сельскохозяйственную школу для ознакомления с методикой преподавания экономии сельского хозяйства и проведения семинаров по сельскохозяйственной статистике профессором Аэрбо. Полученные им материалы легли в основу статьи «Мировой рынок и мировое производство сельскохозяйственных продуктов».
Теперь же А.Н. Челинцев получил
возможность «объездом и по литературным
материалам» изучать ход самой
радикальной в Европе аграрной реформы.
Сравнивая ее с реформами других
стран, в том числе с ходом
восстановления народного хозяйства
в СССР, ученый пришел к отрицательной
оценке аграрной реформы в Чехословакии,
так как она, по его мнению, противоречила
интересам бедняцкой
В Праге А.Н. Челинцев встретился
с С.С. Масловым и заинтересовался
идеей этого ученого об учреждении
Русского научного института сельской
культуры (РНИСК). Ими главным образом
и были разработаны организационно-
Институт был открыт в Праге 1 апреля 1924 г. Состоял он из восьми отделов. Экономический отдел возглавил профессор А.Н. Челинцев.
В том же году РНИСК был реорганизован в Институт изучения России. Вместо упраздненных отделов были учреждены пять кабинетов: социологии, занимавшийся изучением социальных форм сельской жизни (К.Р. Кочаровский); аграрный - изучением земельных отношений и земельного законодательства России (А.В. Пешехонов); местного самоуправления (Г.И. Шрейдер); практических проблем сельской жизни - изучением заграничного опыта применительно к проблемам России (С.С. Маслов). Руководителем кабинета сельскохозяйственной экономии, который изучал вопросы организации русского сельского хозяйства, стал А.Н. Челинцев. Основным направлением деятельности кабинета было выявление форм, производительности и условий развития помещичьего хозяйства России перед революцией, изучение типов организации крестьянского хозяйства по важнейшим областям страны. Еженедельно собирался научный семинар кабинета. Велась подготовка книги «Мировой рынок и мировое сельскохозяйственное производство» в качестве отдельного выпуска «Трудов института». Институт имел свое издание - «Записки Института изучения России» (вышло всего 2 выпуска в 1925 г.).
Таким образом, в Чехословакии профессор Челинцев успешно совмещал педагогическую работу в Русском институте сельскохозяйственной кооперации и его Земледельческой школе с активной научно-организационной работой в Институте изучения России и с редакторской работой в институтских изданиях, работал в Обществе инженеров и техников и вместе с тем, по его признанию, по всем доступным материалам изучал ход восстановления народного хозяйства в СССР.
Из его научных статей
по экономическим вопросам, напечатанных
в 1923 - 1925 гг. на страницах периодических
изданий «Крестьянская Россия»,
«Кооперация и сельское хозяйство»
и «Записки Института изучения России»,
следует выделить: «Опыт построения
местной сельскохозяйственной политики»,
«Сельское хозяйство в 1923 г.», «Сельское
хозяйство и аграрный вопрос», «Помещичье
хозяйство в России перед революцией»,
«Сельскохозяйственная
Несмотря, казалось бы, на все
условия для научной
Эти намерения вернуться на Родину имели серьезное основание. Дело в том, что советские экономические учреждения остро нуждались в специалистах высокой квалификации.
Еще в 1921 г. профессор Челинцев получил приглашение Наркомзема РСФСР на работу в Плановой комиссии этого учреждения «в качестве высококвалифицированного крупного экономиста в области сельского хозяйства».
Была еще одна причина для возвращения ученого в Россию, о которой он сообщает в письме одному из коллег: «Глубоко и органически не принимаю политической платформы подавляющего большинства русских ученых-эмигрантов»
В декабре 1924 г. секретариат Президиума ЦИК СССР восстановил ученого «в правах советского гражданства». И в 1925 г. профессор с семьей вернулся на Родину «для продолжения прерванной событиями последних лет работы
По возвращении на родину
научный потенциал ученого, обладающего
энциклопедической широтой
Научно-организаторскую
В результате государственной политики сплошной коллективизации, приведшей к субъективизму и насилию и в аграрной науке, последовали аресты ученых-аграрников, многих из которых обвинили в принадлежности к так называемой «ТКП».
Несмотря на информацию в
печати о том, что А.Н. Челинцев был
оставлен после «чистки в составе
профессоров и преподавателей ТСХА»,
его в 1930 г. арестовали и выслали
в Воронеж. Через два года он был
освобожден «от дальнейшего отбывания
наказания с правом свободного проживания
на территории СССР» и вызван в
Москву. До 1950 г. он работал в Наркомате
(Министерстве) земледелия СССР, Арало-Каспийской
научной экспедиции Академии наук СССР
по проблемам ирригации и развития
хлопководства в Средней Азии,
НИИ Северного зернового
Информация о работе Вклад отечественных учёных в развитие мировой экономической мысли