Современный экономический кризис: причины, последствия, уроки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы явилось освещение специфических форм проявления кризиса, его последствий и соответствующих антикризисных мер в Республике Беларусь по сравнению с другими трансформационными экономиками. В связи с поставленной целью были решены следуцющие задачи:
1. Сравнительный анализ теорий происхождения экономических циклов с целью выявления типа современного кризиса 2008–2011 гг.
2. Изучение мнений ученых о причине возникновения современного финансового кризиса и их критический анализ.
3. Выявление механизма развертывания и последствий кризиса в мировой экономике

Содержание

Введение…………………………………………………………………..………3
1. Мировой экономический кризис 2007 – 2011 гг.: причины и механизм развертывания…………………………………………………………………..6
2 . Последствия и уроки мирового экономического кризиса для стран СНГ…………………………………………………………………………….…16
3. Антикризисная политика трансформационных экономик и Республики Беларусь в период 2008 – 2010 гг. и ее результаты …………28
Заключение…………….…………………………………………………….….36
Список использованных источников….………………………….…………38

Прикрепленные файлы: 1 файл

Антонина курс раб.doc

— 281.00 Кб (Скачать документ)

Новым мотивом к расширению предмета исследования среди данного направления теорий циклов явилось признание роли последствий государственных денежно-кредитных политик в 70-х годах ХХ века (М. Айольфи, М. Камински, В. Чери). Среди внешних толчков стали фигурировать институциональные факторы, в частности, степень концентрации и монополизации производства. Так, Дж. Хенсон, Р. Хоукинс привели ряд доказательств того, что транснациональные корпорации (ТНК) своей деятельностью усиливают циклическую нестабильность в зависимых странах [9, C. 14–15].

Наиболее ранней и фундаментальной теорией циклообразования для открытой экономики, описывающих в качестве причины циклов экзогенные возмущения, является модель Дж. Мида. В этом направлении исследования продолжаются (И. Минц, В. Зарновиц). B крупных странах со значительным внутренним рынком циклы передаются за рубеж экзогенно посредством изменений объема импорта в эти страны, так как импорт влияет на величины национальных доходов стран-импортеров [9, c. 110–113].

С переходом экономик к плавающим валютным курсам возросла взаимозависимость национальных циклов, особенно для средне- и слаборазвитых стран. В результате моделирование «внешних толчков» усложняется с учетом фактора международного движения капитала/

Современный мировой кризис изучается особенно тщательно, так как мировая экономика давно не испытывала такого потрясения. Последний существенный кризис относится к 1974–75 гг. Множество экономистов высказываются о причинах и механизме его развертывания, поэтому название кризиса варьирует от «ипотечного», «финансового» до «экономического»,  «глобального».

Рассмотрим более подробно точки зрения экономистов на причину этого кризиса. Анализ мнений ученых позволяет выделить три основных точки зрения:

1) Видимая причина – чрезмерно раздутые операции на рынке деривативов, приведшие к значительному (в 30–40 раз) отрыву рыночной котировки ценных бумаг от их фактической стоимости на фондовых рынках) (У. Боннер [цит. 21, по С. 33], Л.Б. Вардомский,  А.Г. Пылин [4, C. 4], И. Минервин [39, C. 14–15]). Приток капитала со всего мира в США сделал денежные ресурсы дешевыми и привел к снижению процентных ставок на рынке США с дальнейшими последствиями. Такой подход позволил называть кризис 2007–2011 гг. проявлением болезни «голландских пузырей». Данная точка зрения показала, что глобальные дисбалансы не нарушали законов макроэкономики до тех пор, пока американская финансовая система была способна эффективно и надежно работать со сбережениями всего мира.

2) Глубинные предпосылки и перспективы  развития кризисных процессов:

а) Рост торгового дисбаланса между США и остальными странами, выраженный прежде всего в резком увеличении резервов центральных банков мира [21, C. 31–32]. В результате краха Бреттон-Вудской системы механизмы саморегуляции, основанные на привязке к золоту или доллару США, полностью конвертируемому в золото, и предотвращавшие устойчивое нарушение торгового и денежного баланса, перестали работать. В результате отмены конвертируемости доллара США в золото американцы получили уникальную возможность оплачивать импорт необеспеченными долларами или долговыми инструментами, оцененными в долларах. Поэтому такой подход дает возможность трактовать спад начала 2007 г. как мировой финансовый кризис американской инициативы.

За период с 1949 г. по 2009 г. общие совокупные резервы иностранной валюты центральных банков увеличились в 134 раза при уменьшении доли золота в резервах с 72 до 11% [21, C. 32]. Тот факт, что основу резервов составляют доллары США, говорит не только об экспансии доллара США или высоком доверии к нему, но и об увеличении многих рисков мировой валютной системы и необходимости ее реформирования для повышения защищенности национальных денежно-кредитных систем государств.

б) Накопившийся дисбаланс международной торговли: огромный торговый дефицит у США и Великобритании, а также профицит у азиатских стран, России и экспортеров нефти. В результате дефицит счета текущих операций платежного баланса США в 2000-е гг. колебался в диапазоне 1—2% мирового ВВП, примерно таким был совокупный профицит развивающихся азиатских стран (включая Китай) и стран — экспортеров нефти ( В. Мелюшко [21, С. 33]). Такое объяснение причины кризиса дало основание называть его мировым шоком внешней конъюнктуры.

в) Увеличение дефицита бюджетов и госдолга развитых стран мира Американцы покрывали свой непомерный долг (в сотни раз превышающий объем ВВП) простым печатанием долларов и распространением их в странах Европы и Азии. Другие же страны держали свои золотовалютные резервы в валюте США и потому были вовлечены в процесс рецессии американской экономики. ( [12, С. 55-56; [18, С. 26–27]; [34, С. 41–42]).

3) Ипотечный рынок, точнее, возникшие  на нем трудности погашения  ранее взятого ипотечного кредита ([30, C. 117]; [35, С. 22-23]). Денежно-кредитная политика, которую Федеральная резервная система США проводила с начала 2000-х годов, стимулировала выдачу коммерческими банками потребительских и ипотечных кредитов. Среднегодовые темпы прироста банковского потребительского кредитования в 2003–2007 гг. достигли 5% [30, C. 117–118] беспрецедентные объемы выдачи ипотечных кредитов в США были обеспечены, высокими темпами роста цен на недвижимость, которые увеличивались на 10% в год. Благодаря подобным условиям, приобретение жилья в собственность стало дешевле, чем аренда. Так продолжалось до тех пор, пока население не столкнулось с ростом процентных ставок и затруднением погашения ранее взятого кредита.

4) Политическое объяснение рецессии 2007–2009 гг., возлагающее значительную часть вины на меры непродуманной экономической политики США, включая снижение налогов, программу оказания помощи кризисным активам (Troubled asset relief program, TARP), программы Министерства финансов по модификации ипотеки (treasury mortgage modification programs) и др. Согласно распространенным аргументам, эти неудачные меры разрушили стимулы и повысили неопределенность в экономике. Так, как показало одно из исследований, курсы американских и иностранных акций в наибольшей степени деградировали именно в период объявления TARP [39, с. 16]. 

Таким образом, среди причин, вызвавших мировой кризис 2007–2011 гг., большинство либо являются финансовыми по содержанию, либо связано с денежным обращением косвенно, поэтому в экономической науке преобладает название «мировой финансовый кризис».

Более глубокий анализ источников данного кризиса позволяет выявить механизм его развертывания. Денежное обращение, каким бы масштабным и сложным оно ни было, включая операции с ценными бумагами, обслуживает лишь процесс воспроизводства, обеспечивая продвижение товаров и услуг от производителя к потребителю, поэтому отражает как в зеркале накопившиеся диспропорции производства. Как отмечал К. Маркс, «…то, что представляется кризисом на денежном рынке, в действительности выражает аномалии в самом процессе производства и воспроизводства1».

Дисбалансы в торговле являются следствием, а не причиной кризиса, так как торговля (обмен) сама по себе является лишь третьей стадией расширенного воспроизводства, она реализует лишь то, что создано в процессе производства. Диспропорции в мировой торговле также являются следствием накопившихся противоречий в сфере производства мировой экономики. Поэтому кризис разворачивался, начиная с производства, затем проявился в сфере торговли в форме дисбалансов в мировой экономике, а денежно-кредитные «провалы» явились лишь его «показателями». Таким образом, рассматриваемый кризис по праву можно считать мировым экономическим кризисом американской инициативы.

Остановимся более подробно на финансовой причине кризисов. Она  наиболее подробно рассматривается экономистами потому, что в основе правительственных программ регулирования экономики до недавнего времени преобладали теории монетаризма, оттеснившие идеи кейнсианства с конца 60-х гг. ХХ в.

Спрос на деньги, в частности, на американские доллары, определяется формулой Фишера (PQ=MV). Сторонники данной формулы объясняют, что она выражает пропорциональное соответствие между реальным сектором экономики (левая часть формулы) и монетарным сектором (правая часть формулы). Логика закона денежного обращения вытекает из необходимости равенства между спросом на деньги (PQ/V) и их предложением (М). Для практического использования имеюися два ограничительных момента в этой формуле:

1. На сегодняшний день на каждый  доллар, который обслуживает реальное  обращение благ, в мировом хозяйстве приходится 9 долларов, обслуживающих обращение финансовых активов (так называемая «экономика казино»). Между тем, финансовые инструменты не составляют никакой части ВВП какой бы то ни было страны, и колебания их цен (курсов) на объем ВВП никак не влияют. Таким образом, связь между объемом ВВП и потребностью в денежной массе, связанной с трансакционным спросом на деньги, достаточно иллюзорна.

Кроме того, на рынке в течение текущего года обращаются товары прошлых лет ( вторичное жилье, подержанные автомобили), не имеющие к величине текущего годового ВВП никакого отношения, но покупки которых обслуживаются деньгами.

2. Помимо трансакционного спроса, существуют также мотив отложенного  спроса (резервирование денег для  будущих трансакций) и спекулятивный мотив спроса на деньги. В условиях, когда около 80 % мирового оборота приходится на транснациональные компании американского происхождения, доллар США неизбежно является резервной валютой, а это означает, что спрос на доллары никак не связан с объемом текущих операций покупки товаров и услуг (трансакций) и в значительной мере определяется потребностью в них для осуществления будущих трансакций.

Нынешний кризис, по мнению финансистов,  сработал по механизму финансовых циклов, описанному еще в 60- годы ХХ в. Х.Мински. В первой фазе цикла происходит «замещение», некое событие, которое меняет представление людей о будущем. Затем происходит рост цен на активы в том секторе, который был затронут «замещением». Третья фаза цикла – получение доступа к дешевому кредиту и рост финансовых инноваций, связанных с использованием и обеспечением кредита. Четвертая фаза – бурный рост сделок, когда рынок постоянно зависит от притока новых участников, которые незнакомы с правилами игры. Пятая фаза – эйфория, когда новоприбывшие участники рынка надеются заработать столько же, сколько их предшественники. В шестой фазе происходит фиксирование прибыли инсайдерами, которые понимают неминуемость кризиса. После чего наступает седьмая стадия финансового цикла – собственно кризис [25, c. 50].

 По такой схеме финансовые  циклы развивались на протяжении  столетий, начиная со знаменитой  тюльпанной лихорадки в Нидерландах  в эпоху буржуазной революции. В случае с нынешним кризисом  первая стадия «замещение» началась, по мнению аналитиков, в результате масштабного сокращения процентных ставок в 2000–2002 гг., которое привело к росту цен на многие активы, прежде всего на недвижимость.

 В печати появилось много  научных публикаций, связывающих кризис США с ростом долларовой массы, почти в 30 раз превышающей годовой объем ВВП всего мира, и следовательно, не обеспеченный товарным покрытием. Однако из-за особой роли доллара в мировом хозяйстве ему не нужно товарное покрытие – в том смысле, в котором оно необходимо другим валютам. До тех пор, пока центральные банки разных стран мира охотно накапливают долларовые резервы, Федеральной резервной системе (ФРС) США нужно лишь заботься о том, чтобы спрос на эти резервы не иссяк.

Из приведенных соображений формула Ирвинга Фишера непригодна для сопоставления долларовой массы с объемом годового производства какой бы то ни было страны или группы стран мира. До тех пор, пока доллар США является резервной валютой в мире, избыточная денежная эмиссия не только не вредит экономике, но и является инструментом, позволяющим правительству США рассчитываться по внутреннему долгу и финансировать бюджетный дефицит.

В течение последних 20 лет в экономике США имел место рецессионный разрыв, когда при зафиксированных на высоком уровне цен до Р0 предложение AS устойчиво превышало совокупный спрос AD (рисунок 1).

Коренной причиной кризиса, по мнению Р.М. Нижегородцева, является перенакопление капитала сверх потребностей производства [25, c. 12]. Рецессионное состояние экономики и отражает тот факт, что экономика находится на пороге кризиса перепроизводства. Если экономика находится долгое время в состоянии рецессионного разрыва (устойчивое неравновесное состояние), возможны два варианта восстановления равновесия – кейнсианский и неоклассический.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Рецессионный разрыв в экономике США в период

кризиса 2007–2009 гг.

 

Кейнсианский вариант заключается в стимулировании совокупного спроса, чтобы AD постепенно смещалась вверх-вправо на рисунке 1, пока не пересечет кривую AS в точке цены P0. Этот путь плодотворен в система, выходящих из состояния депрессии и переживающих состояние подъема, если уровень ВВП еще далек от потенциального возможного. В них имеются незагруженные производственные возможности и безработица.

Сценарий второй заключается в подавлении общего уровня цен, так что кривые AS  и AD будут смещаться вниз, пока не пересекутся друг с другом на низком уровне цен. Этот вариант доступен в абсолютно рыночной, саморегулирующейся экономике, но абсолютно недоступен в системах с сильной регулирующей функцией государства и квазимонопольными отраслевыми рынками. В таких случаях встроенные стабилизаторы, снижающие общий уровень цен, не работают.

Если не будет реализован ни один из этих вариантов, система сама стихийно будет стремиться к состоянию равновесия, то есть кривая совокупного предложения AS будет смещаться вверх-назад, то есть наступит рецессия, кризис перепроизводства, что и произошло в 2007–2008 гг. Такое стихийное выравнивание опасно, так как спад производства (при неизменности объема денежной массы) выступит мощнейшим фактором устойчивой инфляции, а значит, и стагфляции.

Одной их причин мирового кризиса, как уже указывалось, явились диспропорции на ипотечном рынке. Истоки надувания «пузыря» на ипотечном рынке надо искать в начале 2000-х гг., когда в результате проводимой ФРС США политики «дешевых» денег ставка рефинансирования планомерно была снижена с 6 % (март 2000 г.) до 1 % : (июнь 2003 г.). В результате доля ненадежных заемщиков в сер. 2006 г. составляла около 1/5 [25, c. 37]. В последние годы американская экономика росла главным образом потому, что американцев убедили брать в долг ипотеку, так как процент за кредит был слишком низок. На рынке недвижимости начался бум, когда дома стали покупать не для того, чтобы в них жить, а для перепродажи, с желанием на этом заработать.

Информация о работе Современный экономический кризис: причины, последствия, уроки