Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:11, курс лекций
Тема 1. Теория трансакционных издержек
Экономическая теория трансакционных издержек представляет собой сравнительный институциональный подход к изучению экономической организации, в котором трансакция выступает в роли базовой единицы анализа.Оливер Итон Уильямсон. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. — СПб.: Лениздат, CEV Press, 19%. - С. 607.
Теория трансакционных издержек (transaction cost economics) является одной из составных частей неоинституционализма, а трансакционные издержки наравне с институтами — ее базовой категорией.
5.2.Определение теневого сектора
в российской экономической литературе
в зарубежной литературе предлагается много названий теневой экономики: подпольная экономика (underground economy), секретная (subterranean), скрытая (hidden), серая (gray), теневая (shadow), тайная (clandestine), нелегальная (illegal), неучтенная (unreported), незарегистрированная (unrecorded), вторая (second), параллельная (parallel), черная (black) и т.д. Можно с уверенностью констатировать, что такое обилие названий свидетельствует о неупорядоченности понятийного аппарата изучаемой проблемы.
Российские ученые, не имея собственной научной традиции в изучении названного явления, используют в основном теоретические подходы и понятийный аппарат западных ученых, которые еще с начала 1970-х гг. начали проявлять пристальный интерес к теневой и неформальной экономике в развивающихся странах.
В российской экономической литературе наиболее часто встречаются следующие определения теневой экономики:
1.Теневая экономика — это экономическая деятельность, противоречащая действующему законодательству, то есть совокупность нелегальных хозяйственных действий.
2.Теневая
экономика — это часть
3.Теневая
экономика — это виды
5.4. Методы измерения теневой экономики
Ученые и практики в основном согласны с тем, что теневой сектор быстро расширялся на протяжении последней четверти XX в., особенно в развивающихся странах, но расходятся во мнениях о том, как измерить его масштабы. Расхождения в объеме производства в теневом секторе в зависимости от различных методов подсчета представлены в табл. 8.1.
Таблица 8.1. Сравнение различных методов измерения масштабов теневой экономики
Оценка средних масштабов теневой экономики в Канаде, Германии, Великобритании, Италии и США в 1970-1990-е гг. |
Методы оценки |
24,4 |
Расхождение между фактическими и официально учтенными трудовыми ресурсами (discrepancy between actual and official labor force) |
21,9 |
Анализ объема операций (transactions approach) |
15,5 |
Анализ соотношения наличных денег и вкладов (cash-deposit ration) |
12,7 |
Метод электробаланса (physical input (electricity) approach) |
8,9 |
Анализ спроса на валюту (currency demand approach) |
7,9 |
Метод построения моделей (model approach) |
6,4 |
Расхождение между расходами и доходами (discrepancy between expenditure and income) |
6,1 |
Анализ записей налоговых книг (tax auditing) |
3,1 |
Метод выборочных обследований (survey method) |
5.5.Теневая экономика в мире
Теневая
экономика характерна для всех типов
экономических систем. Ее масштабы
значительны как в
Во второй половине 1990-х гг. в развитых странах теневая экономика была эквивалентна в среднем 15% ВВП, в странах с переходной экономикой — 23 %, в развивающихся — 39%.
Среди развитых стран 1998 г. по этому показателю «лидировали» Греция — 29,0 % ВВП, Италия - 27,8 %, Испания - 23,4 %, Бельгия — 23,4%. Значительны масштабы теневой экономики в Ирландии, Канаде, Франции — от 14,9 до 16,3 %. Более благополучными считались Австрия - 9,1 %, США - 8,9 %, Швейцария — 8,0 %.
Наиболее быстрый рост масштабов теневого сектора наблюдается в Греции, Италии, Швеции, Норвегии и Германии. Например, в Германии в 2001 г. рост теневого сектора составил 3,5 %, в то время как рост ВВП — 1%. Всего же теневой сектор составляет 16,5 % ВВП.
5.6. Теневая экономика в России
По оценке мировых финансовых институтов, в России ежегодно отмывается до 100 млрд. долл., а объем теневой экономики превышает 40 % валового внутреннего продукта. Об этом сообщил заместитель генерального секретаря ООН Пино Арлакки на международной конференции в Санкт-Петербурге по проблемам борьбы с теневой экономикой и легализацией доходов, полученных незаконным путем1.
По данным МВД РФ, в 1990—1991 гг. в теневой экономике производилось от 10 до 11 % ВВП, в 1993 г. - 27, в 1994 г. - 39, в 1995 г. — 45, в 1996 г. — 46. С теневой экономикой связана деятельность 58—60 млн. чел.2 Данные Госкомстата значительно ниже: 1992-1994 гг. — 9-10 %, 1995 г. - 20 %, 1996 г. - 23 %. По данным Госкомстата на май 2002 г., в теневом секторе экономики было занято 15,4% от общей численности работающих.
5.7.Институциональные причины теневой экономики
Среди основных, однако взаимосвязанных причин существования теневой экономики следует выделить следующие:
• высокие трансакционные издержки легального бизнеса;
• отсутствие эффективной системы защиты прав собственности;
•подчиненис системы государственных институтов определенной группе интересов.
В целом эти факторы определяют величину трансакционных издержек отдельных экономических агентов и влияют на выбор степени легализации их деятельности.
5.7.1. Высокие трансакционные издержки легального бизнеса
Высокие трансакционные издержки легального бизнеса являются одной из основных институциональных причин сушествования нелегального сектора. В данном контексте интересно рассмотреть подход перуанского экономиста Э. де Сото, который по сути можно назвать трансакционным, поскольку основой выбора участия в легальной или нелегальной деятельности служат издержки обмена.
5.8. Структура теневого бизнеса
Возвращаясь к исследованиям Э. де Сото, следует обратить внимание еще на одну проблему, рассмотренную им в книге «Иной путь». Перуанский экономист на примерах доказывает, что в теневом бизнесе, как и в легальном, действует «сила права» (конечно, права специфического, то есть нелегального). Мир теневого бизнеса во многом копирует мир бизнеса легального, заимствуя эффективные формы организации: во всех видах нелегальной деятельности (жилищное строительство, торговля, транспорт) существуют устойчивые организации, которые координируют контакты теневиков друг с другом и с законными государственными институтами. «Пиратские» комитеты водителей-нелегалов устанавливают плату за проезд, интервалы движения, регулируют куплю-продажу прав на участие в теневом бизнесе; федерации уличных торговцев защищают захваченные ими территории и организуют строительство нелегальных рынков; нелегальные организации застройщиков ведут регистр земель и разрешают земельные споры. Складывается впечатление, что в «тени» живет параллельный мир со своими профсоюзами, судами, правовыми нормами, который во многом эффективнее официального мира. Даже процесс подкупа госудственных чиновников трансформируется здесь из эпизодического право нарушения в устойчивый порядок, с которым согласны все участники. Так, в нелегальных комитетах водителей существует должность секретаря по защите, который передает установленные суммы взяток чиновнику, регулярно совершающему обход комитетов.
Тема 6. Институциональные теории и экономический рост
6.1. Понятие институциональных технологий
Трансформационные процессы, происходящие в мировой хозяйственной системе на современном этапе, обширны и многообразны и затрагивают все страны: в меньшей степени — с развитой рыночной экономикой, в большей—с развивающейся и переходной экономикой. Последнее десятилетие характеризуется коренными изменениями именно в институциональной системе последней группы стран. Преобразования охватывают все сферы общества и оттого, в каком направлении они ведутся, насколько глубоко меняют существующую систему институтов, зависит экономическое развитие, как в краткосрочной, так и в Долгосрочной перспективе. Таким образом, наряду с производственными технологиями особое значение и интерес приобретают технологии, которые с оговоркой можно назвать социальными и которые определяют формирование институтов, координирующих деятельность экономических агентов.
6.2. Импорт институтов
Понятие «импорт» институтов встречается в экономической литературе последних лет довольно часто, что связано с глубокими трансформациями, происходящими в странах с переходной и развивающейся экономикой. Импортируя институты, правило, эффективно действующие в странах с развитой рыночной экономикой, «догоняющие» страны стремятся сократить до десятилетия те процессы, которые страны-экспортеры переживали веками. Стимулом для импорта институтов служит накопленный в мировой практике положительный опыт, а также рост кооперации между странами и во многом — деятельность международных финансовых организаций1.
Термин «импорт» институтов укоренился в российской экономической литературе благодаря работам А. Олейника, который заимствовал его у французского политолога Б. Бади.
В работах
экономистов, посвященных анализу
переходной экономики и экономики
развивающихся стран, можно также
встретить термин «трансплантация
— процесс заимствования
6.3. Институциональное планирование и стратегии заимствования институтов
Процесс заимствования институтов из институциональной среды даже промышленно развитой страны должен происходить на основе тщательного изучения выгод и издержек от внедрения нового института и разрушения старого в случае замены. Таким образом проблема институционального планирования в переходной экономике выходит на первый план.
6.4. Негативные последствия импорта институтов
Институциональные технологии, как и производственные, следует отнести к общественным благам. Однако в отличие от последних, последствия внедрения нового института могут быть неодинаковыми для различных групп экономических агентов: «положительным» для одной группы и «отрицательным» - для другой. Исходя из этого, положительный спрос на институты, предъявляемый одной группой, нередко сопровождается отрицательным спросом со стороны другой, и, соответственно, сопротивлением внедрению нового института, что ведет к росту трансформационных и трансакционных издержек.
6.5. Институциональные ловушки
Простейшая экономическая
Тема 7. Институциональные проблемы
переходного периода в России
7.1.Влияние институционального наследия командно-административной системы на рыночные преобразования
Коренные
изменения как в экономической,
так и в любой другой сфере
происходят не на пустом месте —
реформаторы неизбежно
Прежде чем перейти к анализу роли государства в переходной экономике, следует остановиться на механизмах функционирования и институциональных особенностях командной системы, поскольку без знаний о прошлом невозможно разобраться в причинах неудач и трудностей проведения рыночных реформ в постсоциалистических странах.
Как и любой другой экономический механизм, система с централизованным управлением обладает присущими только ей чертами:
1.Государственная
собственность как основная
2.Управление
экономикой осуществляется из
единого Центра. Всеобщая система
планирования охватывает
3.Многие
рыночные институты, например, институт
частной собственности и
4.Экономика
испытывает «хронический
5.Уравнительная
система распределения не
6.Трансакционные
издержки функционирования
7.2. Сценарии перехода от командной
к рыночной системе институтов
Теоретически разработано, по крайней мере, два сценария трансформационного перехода общества, от одной системы хозяйствования к другой (например, от командной к рыночной) — неоклассический и неоинституциональный.
Неоклассический сценарий, базирующийся на основных положениях неоклассической экономической теории, предполагает разработку системы мер государственного регулирования, направленную на формирование (или, скорее, импорт) новых институтов или изменение уже существующих формальных правил, в то время как неформальные нормы остаются вне поля зрения реформаторов.
Неоинституциональный сценарий, разработанный в рамках неоинституциональной экономической теории, предусматривает изменение как формальных правил, так и неформальных норм. По крайней мере, учитывает влияние последних на действенность принимаемых законов. Идеальным, согласно неоинституциональному подходу, является эволюционный процесс формирования институтов, соответственно революционный (импорт) является менее предпочтительным и должен осуществляться на базе тщательного изучения существующей институциональной среды.