Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 23:09, курсовая работа
Для достижения поставленной мною цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность понятия «теневая экономика»;
- выявить причины возникновения теневой экономики;
- рассмотреть механизм функционирования теневой экономики;
- изучить структуру теневой экономики в России;
- выявить особенности проявления теневой экономики в советском обществе;
- обозначить причины роста и развития теневой экономики в постсоветском пространстве;
- рассмотреть масштабы теневой экономики в современной России;
- обозначить методы борьбы с теневой экономики в РФ.
Введение 3
1. Основные характеристики теневой экономики 9
1.1 Сущность теневой экономики как экономической категории 9
1.2 Механизм возникновения и функционирования теневой экономики 14
1.3 Структура теневой экономики и её институционализация 19
2. Особенности теневой экономики в России 24
2.2 Теневая экономика в советском обществе 24
2.2 Причины роста и развития теневой экономики в постсоветском пространстве. 28
2.3 Масштабы теневой экономики в современной России. 32
3. Борьба с теневой экономикой. 38
Заключение. 46
Список используемой литературы. 49
Эта система начала функционировать еще в советские времена, когда хозяйствующие субъекты и просто физические лица создали полулегальный рынок взаимных услуг под условным названием - «блат-связи» на основе бартерных операций, особенно в сфере обращения дефицитных товаров и услуг - в торговле, строительстве, транспорте, снабжении и других отраслях. Растущий дефицит товаров и услуг в СССР привел к широкомасштабным спекуляции и торговле «из-под прилавка», что стало основой формирования серого рынка.
Другая составляющая серого рынка - это достигшее огромных размеров присвоение (хищение) государственной собственности (феномен «несунов»). Процветали и приписки на производстве, с одной стороны, позволяющие фиктивно выполнять спускаемые сверху нереальные планы, а с другой стороны - скрывать воровство материалов и оборудования, которые затем перепродавались на черном рынке.
В современных условиях сложился новый тип серого рынка, на котором властные органы, используя свои полномочия, принуждают бизнес делать взносы в свои полуофициальные внебюджетные фонды. Такой оброк может заменяться взятками или откупами за право не платить оброк. Взамен власти закрывают глаза на правонарушения бизнесменов.
Черный рынок - (криминальная зона) включает сделки и операции в сфере неучтенного денежного оборота, теневое производство товаров и услуг на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых и других государственных органах, или производство «левых» неучтенных товаров и услуг на формально соблюдающих законы предприятиях; а также взятки, контрабанду, проституцию, рэкет, наркобизнес и скрытые от налогообложения виды деятельности(«левые» репетиторство услуги врачей, спортивных тренеров; теневые банки, черная касса). На этом рынке, как на «зоне» (каламбур), авторитеты преступного мира определяют правила (понятия) экономического поведения.
Черный рынок - это своего рода офшор внутри страны. Посредством нелегальных видов деятельности создается добавленная стоимость, свободная от налогообложения. Однако существуют своеобразные трансакционные издержки: дань криминалу (цена безопасности) и милиции (право на неприкасаемость), а также «арбитражные» издержки на «разборки».
Гигантские
масштабы «черного рынка» и его четкая
структурированность позволяют
сделать выводы о наличии внутри
страны параллельного государства
с аналогичной официальной
Хозяйствующий субъект черного рынка - организованная преступность, которая четко структурирована, отлажена и разветвлена. По существу она органично встроена в народное хозяйство. По данным МВД РФ, в России действуют около 20 тыс. преступных группировок, куда входит около 90 тыс. активных участников. С учетом пособников и членов семей эта сфера охватывает порядка 400 тыс. чел. Причем идет активный процесс консолидации - вхождение мелких групп в крупные сообщества, как в рамках отдельных территорий, так и на межрегиональном и международном уровнях путем налаживания связей между крупными криминальными формированиями. На сегодня 150 российских криминальных сообществ фактически поделили страну и активно вклиниваются не только в экономическую, но и в политическую сферу.
Черный рынок организован по принципу пирамиды. На ее вершине стоят криминальные авторитеты, а в основании - «рабочая сила»: торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, бандиты, грабители, наемные убийцы, сутенеры и т.п. Часть основания пирамиды занята коррумпированными представителями органов власти и управления.Вторая группа формирует среднюю часть пирамиды и состоит из «теневиков-хозяйственников» (предприниматели, коммерсанты, банкиры). Здесь черный рынок смыкается с серым. Третья группа представлена наемными работниками физического и умственного труда, для которых нерегистрируемая деятельность - вторичная (неформальная) занятость. Род их занятий сам по себе не является противоправным, но в силу разного рода обстоятельств (правовых и экономических) эти занятия уводятся в тень. К ним примыкают мелкие и средние государственные служащие.[8, с.106-115]
Институционализация теневой экономики - это закрепление теневого экономического поведения (например, «обналичивание» денег, теневой вывоз капитала) в те или иные организационно устойчивые формы, признаваемые всеми участниками данной деятельности и транслируемые следующими поколениями занятых ею субъектов. Из данного определения ясно, что пройдя стадию институционализации, теневая экономика претерпевает качественные изменения: из хаотических и случайных, никак не оформленных взаимодействий экономических субъектов, поведение которых не ограничено какими-либо жесткими правилами, она превращается в структурированную и самовоспроизводящуюся социальную систему, которая не только скрыта от прямого государственного контроля и наблюдения, но и имеет внутреннюю организацию.
О таком превращении, свидетельствует появление в среде неформальных взаимодействий следующих стабильных характеристик. Во-первых - тех или иных экономических ролей, привычных для субъектов и носящих теневой характер (например, «рэкетир»). Во-вторых – сложившихся норм «теневого поведения» (например, такой нормы, как «обналичивание» денег под фиктивные контракты). В-третьих - устойчивых видов теневых экономических взаимоотношений между определенными субъектами («прикрытие бизнеса» определенных предпринимателей сотрудниками силовых ведомств). И, в-четвертых-новых типов организаций, внутри и с помощью которых осуществляется теневое поведение субъектов специальные фонды, опосредующие отношения бизнесменов и сотрудников силовых ведомств; фирмы, специализирующиеся на «обналичивание» и т.п.). Взаимосвязи между этими четырьмя элементами образуют особый мир теневой экономики, которая за период перехода России к рынку превратилась в новый институт в системе экономических институтов России[2, c.13]
Произошедшая
институционализация теневой
До конца 1980-х гг. в Советском Союзе тема теневых экономических отношений находилась defacto под запретом. «Если кто-то кое-где у нас порой» не хотел зарабатывать законопослушным образом, это трактовалось как досадное исключение из правила. Те диссиденты (А. Каценелинбойген, Л. Тимофеев, С. Кордонский), которые пытались обратить внимание на широкий размах теневой экономики, получали не благодарность за открытие, а репрессии. Но едва при Горбачеве был снят запрет на обсуждение пороков советской системы, как советские исследователи начали довольно быстро обсуждать роль и масштабы теневой экономики в СССР.
Для этого времени характерно абсолютное доминирование эмпирической описательности. Что же касается теоретического осмысления теневой экономики, то оно долгое время было довольно слабым, «на уровне здравого смысла».
Как правило, отечественные исследователи разделяли общую методологическую установку зарубежных советологов (скорее всего, сами того не подозревая), согласно которой теневая экономическая деятельность рассматривалась как отклонение от нормы, проявление «болезни» хозяйственного организма. Характерны сами заголовки публикаций того периода: «Теневые опухоли легальной экономики», «Порок нации или...?». Соответственно, общепринятым на некоторое время стало убеждение, будто «излечиться» от этой «болезни» можно довольно быстро — путем либо «очищения» социалистического строя от «родимых пятен» и «пороков», либо — более радикально — путем рыночных реформ, которые ликвидируют сам строй, что порождает вредоносную тень.
Невнимание советских экономистов к теоретическому осмыслению теневой экономики тем более печально, что за рубежом как раз в это время формируется новая «тенелогическая» парадигма.
Новый подход к анализу теневой экономики связан с идеями перуанского экономиста Э. де Сото, чья опубликованная в 1989 г. монография «Иной путь» произвела буквально революцию в представлениях о роли и значении теневой экономики в современном рыночном хозяйстве. Именно концепция «Иного пути» определяет сейчас преобладающую в литературе парадигму теорий неформального сектора экономики, да и теневой экономики в целом.
Традиционный, господствовавший в 1970—1980-е гг. подход к проблеме теневой экономики трактовал открытую К. Хартом неформальную занятость как порождение бедности, нищеты и отсталости. Неформальный/теневой сектор, с такой точки зрение, — экономическое гетто, не имеющее позитивных перспектив.Данные о бурном разрастании неформального сектора в городской экономике развивающихся стран рассматривались при таком подходе как показатель деградации периферийного капитализма.
Согласно же концепции Э. де Сото, теневая экономика есть закономерная форма генезиса массовых, «народных» форм капиталистического предпринимательства на периферии современного мирового хозяйства. Главная причина ее разбухания — не бедность и слаборазвитость, а бюрократическая зарегулированность. Связанные с властями капиталисты - олигархи легко обходят бюрократические рогатки, но запреты становятся непреодолимым препятствием на пути небогатых людей, желающих заниматься обычным мелким бизнесом (возить пассажиров в личных машинах, торговать с лотка или в киоске, производить простые промышленные товары). В результате легальная экономика стран «третьего мира» становится заповедником для привилегированной бизнес-элиты, а мелкий бизнес принудительно выталкивается в «тень». В таком случае рост теневой экономики в «третьем мире» следует, по Э. де Сото, рассматривать как форму развития «нормального» конкурентного предпринимательства, которое прорывается сквозь сковывающие его путы насильственных меркантилистских ограничений. Неформалы, которые раньше рассматривались как жертвы империалистической эксплуатации, предстают при этом подходе победителями бюрократического угнетения.
Таким образом, в последние советские годы существование теневой экономики не только признали, но и объявили одним из наиболее весомых аргументов в критике советского строя, который заставлял людей покупать и производить дефицитные товары с нарушением закона. Считалось, что рыночные реформы откроют дорогу развитию нормального бизнеса и тем самым ликвидируют корни теневой экономики. Действительность оказалась существенно иной. Критическая оценка результатов радикальных рыночных реформ 1990-х гг. привела и к более взвешенным суждениям по поводу советской теневой экономики, особенности которой во многом определили характер ельцинских реформ.[3, с.137-142]
Теперь коснемся более углубленного понимания теневой экономики в советский период.
Советская теневая экономика была основана преимущественно на прямом использовании государственных ресурсов для частных нужд, иными словами, на регулярном приворовывании у государства. Советское приворовывание у государства происходило в первую очередь на рабочем месте. Характер и масштабы воровства определялись формальным статусом работника, его позицией в той или иной государственной корпорации. Это было не просто воровство, а воровство "по чину" - негласная привилегия, обеспечиваемая самим рабочим местом. Официальное включение человека в советский механизм производства общественных благ открывало ему физический доступ к государственным ресурсам, дозированные возможности приватизации прав на их использование путем выноса этих ресурсов за ворота предприятия или их утилизации для работы "налево", делало возможным использование служебного положения для получения взяток и т.п. Известно, что не официальный уровень зарплаты определял материальную привлекательность той или иной работы, а именно доступ к распределению дефицитных ресурсов.
Это находило отражение, во-первых, в предметном разнообразии теневой деятельности (водители сливали бензин, рабочие выносили инструменты, повара - мясо и полуфабрикаты), а во-вторых, в стратифицированном характере этой деятельности (вышестоящему было дозволено больше; если же начальник только контролировал деятельность непосредственных исполнителей и не имел физического доступа к ресурсам, ему была положена определенная доля в виде регулярных подношений).
Теневая экономика почти всегда - прямо или косвенно - сопряжена с уходом от налогов. Однако в советское время это в первую очередь касалось нелегалов, легализации мешали главным образом не налоговые антистимулы, а идеологические и бюрократические запреты. Сегодня уход от налогов превратился в стержень теневой политики хозяйственных агентов, и, главное, в эту политику наряду с явными нелегалами вовлечена основная масса обычных, вполне респектабельных предприятий и рядовых граждан. Теневые сегменты все теснее переплетаются с нетеневыми.
С нарастанием кризисных
явлений в командно-
Теневая экономика в условиях административной экономики являлась необходимым компенсатором. Однако факт быстрого развития этого сектора свидетельствует о нарастании ситуации разрегулированности экономики в целом.[4, с.54-56]
Теневая экономика в постсоветском пространстве охватывает почти все сферы жизнедеятельности россиян. С каждым годом теневой сектор разрастается и так тесно переплетается с легальным сектором, что уже трудно разграничить эти элементы экономической системы. И это в свою очередь влияет на внешнюю экономику нашей страны тоже. Постоянно ведется множество разговоров о путях преодоления этой проблемы. Но прежде чем начать решать эту проблему, следует проанализировать причины роста и развития теневой экономики в постсоветской России.[16, с.18]
Информация о работе Теневая экономика в РФ: сущность, структура, основные формы проявления