Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 09:16, реферат
Джон Клифтон “Джек” Богл (John Clifton “Jack” Bogle). На сегодняшний день сотни миллиардов долларов вложены инвесторами в индексные фонды, приносящие стабильный доход и отличающиеся низкими издержками. За великолепную возможность получать прибыль с вложенного капитала, не прилагая больших усилий и не пытаясь “переиграть” рынок, инвесторы должны благодарить одного человека – Джона Богла. Близкие, коллеги, а часто и журналисты называют его Джеком.
Введение
1. Радикальная критика современного капитализма
2. Корпорации как субъекты производства
3. Управленческая деятельность: сущность и структура
4. Кризисы управления
5. Пути выхода из кризиса
а) возрождение корпоративной ответственности
Заключение
Список использованной литературы
Отношения Богла с сотрудниками представляли собой своеобразную совокупность любви и стресса, в которой любовь все же, как правило, одерживала верх. Один эксперт, консультировавший Vanguard по вопросам, связанным с персоналом, рассказывал, что “большинство людей, вступивших в прямой контакт с Боглом, бывают очень напуганы. Они уважают его, но он внушает им страх. Они боятся идти на совещания, потому что их будут за что-либо разносить или заставят что-либо отстаивать. Джек Богл не принадлежит к современным менеджерам с демократичным подходом к управлению. Тот, кто имеет с ним дело, испытывает дрожь в коленках”. В то же время консультант отмечал, что Богла ценили за заботу о подчиненных и доступность для контакта.
С точки зрения сотрудников, сильные стороны его натуры намного перевешивали грубоватость и жесткость. Так, по словам одного из высших менеджеров Vanguard, Богл как руководитель мог быть “импульсивным, переменчивым, черствым и бесчувственным, мог заставить собеседника “чувствовать себя абсолютным тупицей”, - и при всем том этот менеджер не поменялся бы рабочим местом ни с кем другим, потому что именно работая у Богла, смог “изучить все явные и скрытые особенности отрасли самым лучшим образом”. Он также добавлял, что Богл чрезвычайно предан своим сотрудникам и не скупится на похвалу, когда кто-либо из них демонстрирует хорошую работу.
К середине 1990-х гг. проблемы Богла со здоровьем серьезно обострились, и в 1996 году Джэк Богл, чью жизнь многие годы поддерживал кардиостимулятор, перенес операцию по пересадке сердца. В начале того же года он оставил пост главного исполнительного директора Vanguard, оставшись почетным председателем совета директоров. В конце 1999 года Богл покинул совет после неудачной попытки обойти правило, предусматривающее обязательный выход директоров Vanguard на пенсию в возрасте 70 лет. С этого момента начался третий этап карьеры этого неутомимого человека: ныне он является президентом аналитической фирмы Bogle Financial Markets Research Center, входящей в структуру Vanguard.
Богл и его жена
Ив проживают в штате
Богл является автором целого ряда книг, пользующихся заслуженным интересом в финансовом мире. Первая книга, изданная в 1993 году издательством Irwin Professional Publishing под заголовком “Богл о взаимных фондах: новые перспективы для разумного инвестора” (“Bogle on Mutual funds: New Perspectives for the Intelligent Investor”), сразу стала бестселлером. Ее содержанием явились основы инвестирования во взаимные фонды и обсуждение преимуществ индексных фондов. В 1996 году то же издательство выпустило книгу журналиста Роберта Слейтера (Robert Slater) “Джон Богл и эксперимент Vanguard: человек, преобразовавший отрасль взаимных фондов” (John Bogle and the Vanguard Experiment: One Man’s Quest to Transform the Mutual Fund Industry), которая была написана в сотрудничестве с Боглом и по его инициативе. Работа Слейтера была интересна тем, что по сути представила “первый авторский взгляд изнутри” на одну из ведущих компаний взаимных фондов.
В сентябре 2005 года в свет вышла пятая книга Богла, получившая название “Битва за душу капитализма” (“Battle for the Soul of Capitalism”). О ее содержании говорит фраза на обложке: “Как финансовая система расшатала социальные идеалы, подорвала веру в рынки, обокрала инвесторов на триллионы и что с этим делать”. Страницы книги на самом деле напоминают поле битвы: Богл восстает против “патологической мутации” от “капитализма собственников”, при котором вознаграждение доставалось владельцам капитала, к “капитализму менеджеров”, чьи доходы совершенно вышли из-под контроля.
Богл внес немалый вклад в развитие отрасли, участвуя в работе различных профессиональных объединений и государственных организаций. В 1969-70 гг. он был председателем совета управляющих Института инвестиционных компаний (Investment Company Institute), а затем до 1974 г. оставался членом совета. Также он занимал должность председателя Комитета по инвестиционным компаниям Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам. В 1997 г. тогдашний председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам США Артур Левитт (Arthur Levitt) назначил Богла членом только что созданного Совета по независимым стандартам. С сентября 1999 г. он является председателем совета Национального конституционного центра. До декабря 2005 года он также состоял директором Instinet Corporation. Он член Комиссии по инвестиционным фондам и частным предприятиям при исследовательской фирме Conference Board, а также член инвестиционного комитета научного общества Phi Beta Kappa Society.
Список отличий и наград, полученных Боглом, слишком длинен, чтобы приводить его полностью, однако нельзя не назвать хотя бы некоторые из них. За последние 10 лет американские университеты, включая его родной Принстон, присудили “отцу индексных фондов” 11 почетных докторских степеней в таких областях знания, как право, гуманитарные науки и деловое администрирование. В 1996 году Богл стал первым в рейтинге управляющих фондами журнала Fund Action. Годом позже издание “Лидерство в финансовых услугах” включило его в число “финансовых лидеров XX века”. В 1998 он получил приз за профессиональное совершенство от Ассоциации инвестиционного менеджмента и аналитики (Association for Investment Management and Research) “за выдающиеся достижения, практическое мастерство и качества истинного лидера, внушающие уважение к инвестиционной профессии”. В 1999 году журнал Fortune назвал его одним из четырех “гигантов XX века” в инвестиционной индустрии, а Barron’s поместил его имя в инвестиционный зал славы. Тогда же Принстонский университет присудил Боглу медаль Вудро Вильсона за “выдающиеся достижения в служении нации”. В 2004 году журнал Time назвал его “героем и кумиром” в числе “100 наиболее могущественных и влиятельных людей в мире”. В том же году ему была присуждена пожизненная награда за достижения (Lifetime Achievement Award) журнала Institutional Investor.
Интересы Богла не ограничиваются областью инвестиций. Он чрезвычайно интересуется историей, является членом Американского философского общества и Американской академии искусств и наук. Несмотря на тяжелое заболевание, Богл всегда вел физически активный образ жизни, любил пешие прогулки, увлекался различными видами спорта, включая велосипед, парусный спорт и сквош.
Богл далеко не считает себя непогрешимым. “Я могу заверить вас, что я не святой. Если вы не верите, спросите мою жену”, - шутит он. Но его карьера, по его же словам, была одной “сплошной радостью”, и, по его твердому убеждению, “никто в этом бизнесе не получал больше удовольствия”. В одном из недавних интервью Богла спросили, собирается ли он теперь, когда его возраст приближается к восьмидесяти, жить более спокойной жизнью. Богл ответил, что когда люди “сбавляют обороты, они начинают стареть”, и этот процесс превращается в “самоисполняющееся прорицание”. Он же все еще полон энергии и уверен, что ему по-прежнему есть что сказать миру.
5. Пути выхода из кризиса
Корпоративная ответственность или устойчивое развитие в применении к деятельности компаний - это молодая область знания, формирующаяся на наших глазах. Для нее характерно большое разнообразие тем и практического опыта, являющегося материалом для теоретических обобщений. Поэтому многие даже базовые понятия пока еще очень подвижны, единого понимания многих процессов и терминов еще только предстоит достичь.
Некоторые считают, что «предчувствие» корпоративной ответственности (КО) появилось вместе с капиталистической экономической моделью, т.е. в XVII веке. Но лишь в XX веке эти ощущения начали принимать очертания концепции.
Теория КО была представлена учеными и исследователями, а затем начала апробироваться компаниями-пионерами, сделавшими попытки применить ее в собственной деловой практике. В разных странах этот процесс шел с разной скоростью и степенью адаптации к местным условиям. Сценарий «укоренения» идеи в конкретной стране во многом зависел от того, какую позицию занимали основные заинтересованные стороны: государство как регулятор, общество в лице наиболее активных организаций, участники делового сообщества.
Схематично некоторые вехи, повлиявшие на «новую» историю развития идеи, можно изобразить так.
1950–60-е годы: появление отдельных научных трудов и исследований в области экономики, где шла речь о новой модели фирмы и ее новой роли в мире.
1970–80-е годы: выступления
общественных групп,
1990-е годы: ускорение
процессов глобализации, революция
информационных технологий, «волна»
экологической отчетности, разработана
новая модель стейкхолдеров (
2000-е годы: продвижение идеи устойчивого развития, появление системы отчетности GRI.
В Россию новая концепция попала в момент, когда в очередной раз менялись правила сосуществования разных секторов общества:
«Дискуссия о КСО отражает ситуацию, когда бизнес оказался «крайним» в споре о справедливости устройства механизмов создания общественных благ и … справедливости принципов их перераспределения… Проблематика КСО в России, в первую очередь, связана с неэффективностью государственных механизмов регулирования и отсутствием цивилизованных механизмов общественного давления и на бизнес, и на власть». Доклад о социальных инвестициях в России, Ассоциация менеджеров, 2004.
За прошедшие годы появлялись разные термины для обозначения одной и той же идеи. Схематично трансформацию базового термина можно изобразить так: корпоративное гражданство (1970-е) ---- (корпоративная) социальная ответственность (1990-е) ---- корпоративная ответственность ---- устойчивое развитие (2000-е)
Это не означает, что один термин сменял другой, скорее, через переформулировку термина происходило уточнение его содержания или подчеркивались специфические особенности этого содержания. Следует заметить, что все термины до сих пор находятся в употреблении. Приведем лишь несколько примеров.
«Корпоративное гражданство – это стратегия развития бизнеса,
поддерживающая ценности, которая компания
объявляет в своей миссии, а также ежедневный
выбор, которые делают ее менеджеры и работники».
Центр корпоративного гражданского Бостонского
колледжа, 2005.
«Социальная ответственность частного
сектора касается отношений компании
не только с клиентами, поставщиками и
работниками, но также … к потребностям,
ценностям и целям общества». Из доклада
Генерального секретаря ООН Кофи Аннана
«Разработка руководящих принципов относительно
роли и социальной ответственности частного
сектора», 2000.
«Быть социально ответственным означает
не только оправдывать ожидания общества,
но и инвестировать в людские ресурсы,
охрану окружающей среды и отношения со
стейкхолдерами». «Зеленая книга о корпоративной
социальной ответственности» (European Commission
Green Paper on Corporate Social Responsibility), 2001.
«КСО определяет самую суть поведения компаний и их ответственность за вклад в развитие общества. КСО не является необязательным дополнением к основной деятельности компании и не ограничивается филантропией. Социально ответственной можно считать корпорацию, которая управляет бизнесом, принимая во внимание все возможные негативные и позитивные последствия своей деятельности в области экологии, экономики и социальной сферы». Крис Марсден, Amnesty International Business Group, 2002.
«Социальная ответственность - ответственность организации за влияние ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое
- согласуется с устойчивым развитием и благосостоянием общества;
- учитывает ожидания заинтересованных сторон;
- согласуется с международными нормами поведения;
- введено во всей организации». ISO 26000 (проект), 2008.
«Устойчивое развитие – это такое развитие, которое позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения без угрозы удовлетворению нужд грядущих поколений. Это не достижение статичного состояния гармонии, а процесс последовательных изменений, когда эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация на технологический прогресс и институциональные изменения соответствуют потребностям будущего и настоящего». Из Доклада Т. Брундланд, ООН, 1987.
Сейчас принято считать, что все эти термины призваны обозначить одну и ту же сущность (несмотря на видимые различия в нюансах каждого из них), а именно:
- это способ анализа
взаимозависимых отношений,
- это форма обсуждения того, в какой мере бизнес ответственен перед обществом;
- это средство, с помощью
которого можно обнаружить
Еще одним базовым термином в теории КО является выражение «заинтересованные стороны» или «стейкхолдеры». Это своего рода естественный ограничитель: как бы ни была велика компания или организация, сфера ее ответственности не может распространяться на все общество в глобальном масштабе. Определение групп заинтересованных сторон помогает установить более реалистичные границы воздействий и ответственности компаний и организаций в каждый конкретный момент времени. Круг этих стейкхолдеров может быть велик или мал в зависимости от того, в какой промышленной отрасли работает компания или организация, экономического будущего этой отрасли, а также от размеров самой компании или организации.
Также близки к теории КО (и во многих вопросах пересекаются) концепции и теории:
- социальный и экологический аудит;
- теория стейкхолдеров;
- корпоративная этика;
- стратегическая филантропия;
- корпоративное управление.