Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 11:06, магистерская работа
Цель исследования: раскрыть сущность, основные принципы и особенности организации системы исполнительной власти в Российской Федерации, на основе разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов; проанализировать правовые механизмы и формы взаимодействия органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках единой системы исполнительной власти.
Введение …………………………………………………………….……….3
Глава 1. Исполнительная власть: oбщая характеристика, правовая доктрина и практика закрепления в Конституции РФ, текущем законодательстве………………………………………..……………………….14
1.1. Понятие и признаки органов исполнительной власти. …………….14
1.2. Функции органов исполнительной власти …………………………..32
1.3. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации………………………………………………………...……………...48
Глава 2. Полномочия деятельности органов исполнительной власти (ст.71, 72 Конституции РФ)……………………………………………..………58
2.1. Формы управления…………………………………………….………58
2.2. Методы управления……………………………….……….…………..67
2.3.Эффективность управления органов исполнительной власти………74
Глава 3. Принципы единства системы законодательной власти с позиций федерализма………………………………………………………..…..81
3.1. Разделение властей, разграничение государственной и муниципальной власти…………………………………………………………..81
3.2.Актуальные вопросы сущности государственно-административного управления………………………………………………………………...……100
3.3. Концепции создания единства системы исполнительной власти в Российской Федерации………………………………………………………...109
Заключение ……………………………………….……….………………124
Список использованной литературы …………………….……
Следует, однако, подчеркнуть, что не во всех случаях наделение государственной власти суверенитетом народа может быть признано удачным, ибо в государстве с авторитарным режимом, диктаторской формой правления при отсутствии народного суверенитета действует «голая» государственная власть, фетишизированный государственный суверенитет.
Конкретно-исторический и научный подходы к решению вопросов о соотношении верховенства (единства) государственной власти и суверенитета народа (наций) позволили выработать основные международно-правовые способы осуществления права народа на самоопределение. Это:
создание суверенного и независимого государства;
свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним;
установление любого другого политического статуса.
Свойства государственного суверенитета РФ характеризуются народным суверенитетом. Последний через государственный суверенитет обладает высшей силой в отношении своей территории (территория РФ включает в себя территории ее субъектов — ст. 67 Конституции РФ), правом самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику (ст. 71 Конституции РФ); исключительным правом народа на владение и распоряжение национальным богатством (ст. 9 Конституции РФ); правом принятия Конституции (ст. ст. 15, 71 Конституции РФ) и федеральных законов (ст. 76 Конституции РФ), имеющих прямое действие на всей территории РФ (ст. 4). Народный суверенитет, помимо государственного суверенитета, действует и непосредственно при формировании Федерального Собрания РБ (ст. ст. 3, 94 Конституции РФ) и Государственного Собрания РБ (ст. ст. 3, 79 Конституции РБ).
Организационная концепция государственной власти связана с политико-правовыми свойствами государственной власти (С. С. Алексеев), верховенством и независимостью, то есть такими свойствами государственной власти, которые выражают ее политико-правовую сущность (В. С. Шевцов).
Выделенные выше концепции в известной мере отражают позиции тех авторов, которые отличают государственный, народный, национальный суверенитеты. По их мнению, три вида суверенитета могут выступать в качестве единого суверенитета народа при референдуме или в качестве самостоятельного при принятии законов или выборе форм национальной государственности. Таким образом, учитываются экономический, политический и правовой суверенитеты Российской Федерации и ее субъектов. Государственный суверенитет выражен в ст. 1 Конституции РФ (ч. 2 ст. 69 Конституции РБ), политический — в ст. 3 Конституции РФ (полновластие народа), экономический — в ст. 9 Конституции РФ (различные формы собственности), национальный — в ст. 3 (ч. 1) и преамбуле Конституции РФ (ч. 1 ст. 69 Конституции РБ), народный — в ст. ст. 3, 11 Конституции РФ (ст. 3 Конституции РБ), правовой — в ст. ст. 15, 76 Конституции РФ (ст. ст. 1, 5 Конституции РБ).
Функциональная концепция государственной власти выражается в прерогативности государственной власти. Государственная власть вправе отменить, признать недопустимым любое проявление всякой другой общественной власти (п. 4 ст. 13 Конституции РФ, п. 3 ст. 3 Конституции РБ). Публичное осуществление государственной власти путем разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ, ст. 6 Конституции РБ) и непосредственность осуществления народом государственной власти (ст. 3 Конституции РФ, ст. 3 Конституции РБ) лежат в русле этой концепции.
Понятие полновластия, суверенитет народа в собственном смысле охватывает и отношения в сфере управления обществом. Поэтому можно сказать, что концепция государственного суверенитета выражается в первичности народовластия, суверенитета народа. По функциональной роли государства бывают управляющие, организующие, регулирующие, подавляющие. По общему признанию ученых, государственный суверенитет как системное единство существующих свойств государственной власти отличается не только от народного и национального суверенитета, представляя собой самостоятельное по отношению к ним явление, но и от самой государственной власти в той мере и степени, в которой существенные свойства отличаются от субъекта их свойств.
Государственная власть — это «особый источник» государственного суверенитета. Но государственная власть не может служить единственным «источником» народного суверенитета, поскольку народный суверенитет сам формирует государственную власть. Регулятивная концепция государственной власти выражается в том, что с помощью конституционных норм и принципов воля народа «переводится» в политические отношения, действия. Причем эти действия обусловлены, во-первых, тем, что непосредственной силой, создающей или санкционирующей право, является государство. Во-вторых, в праве выражается общая воля многонационального народа, организованного в государство. В-третьих, осуществление права обеспечивается организационной деятельностью государства, в том числе и силой его механизма в случае нарушения или неисполнения правовых предписаний.
Аналогичным образом прослеживается и обратная связь права и государства. Конституционное право оформляет государственное правление и национально-государственное устройство. В нем определяется объем прав и обязанностей (компетенция) федеральных органов государства, общественных организаций, граждан и органов самоуправления.
Структурная концепция государственной власти определяется внутренней и внешней сторонами государственного суверенитета. Внутренняя сторона выражается в независимости государственной власти (народовластия) внутри страны, в частности самостоятельной организации государственных органов власти РФ (например, Совет Федерации и Государственная Дума — ст. 95 Конституции РФ, Палата Представителей и Законодательная Палата — ст. 80 Конституции РБ); внешняя сторона — во взаимоотношениях с другими государствами.
В международно-правовых отношениях государственная власть непосредственно не выступает. Она лишь охватывает двуединое начало народовластия и федеративную форму государственного устройства. Каждый субъект федерации сохраняет политико-правовое качество государственности, но его суверенитет в определенной мере ограничивается в рамках переданных федеральным органам компетенций, равно как ограничен суверенитет федерации компетенцией ее субъектов.
Концепция государственной власти с позиции народной воли вытекает из того, что народ осуществляет свою государственную и политическую власть также через органы местного самоуправления (ст. 3, п. 2 ст.130 Конституции РФ, ст. 3, п. 2 ст. 108 Конституции РБ).
Процессуальная концепция государственной власти исходит:
из прямого (непосредственного) действия Конституции;
«пробуксовки» конституционных норм в связи с отсутствием или неполнотой процессуальных средств в различных отраслях права;
правильного понимания правовых норм, цели процессуальных средств и цели их обеспечения;
признания первичности социального «заряда» в процессуальных средствах реализации норм права.
В целом же, при определении процессуальных средств реализации Конституции обращено внимание на подвижность этого социального явления, на их «присутствие» в постоянно развивающихся уголовных, гражданских, административных, земельных, процессуальных нормах права. Однако, как показывает практика, в изменившихся условиях мы часто оперируем традиционными понятиями, терминами, содержание которых в новой социальной обстановке имеет иной смысл.
Представляется обоснованным вывод ученых о том, что функции процессуальных средств реализации Конституции конкретизируются на всех трех стадиях реализации права, а именно: при регулировании общественных отношений (юридическая норма); в возникновении субъективных прав и юридических обязанностей (правоотношение); в реализации субъективных прав и обязанностей (саморегуляция и правоприменительные акты).
Такое соотношение в функциях процессуальных средств реализации Конституции связано с тем, что процессуальные средства «присутствуют» в доведении правовых норм и предписаний до сведения субъектов конституционно-правовых отношений, в определении социально-полезной цели в законах и других нормативных актах и в поддержке правом социально-правового контроля. Процесс воздействия функций процессуальных средств в реализации Конституции начинается с постановки целей и заканчивается достижением положительного результата. Затем на основе информации о результатах достижения или же не достижения целей (в частности, такое встречается после обсуждения законов на Совете Федерации или после проверки решений вышестоящими органами) ставятся новые задачи и начинается новый цикл реализации (действия) функций процессуальных средств по прежнему, но обновленному факту. Это означает, что функции процессуальных средств реализации Конституции, как и добровольная реализация правовых норм, обеспечиваются:
установлением воли субъектов, призванных проводить эти установления в жизнь;
определением разумных пропорций форм, в которые облекаются правовые предписания (запрет, дозволение, обязанности);
выбором средств психологического воздействия на субъекты (стимулирующие и принудительные), обуславливающих реализацию норм права в соответствии с их содержанием и тем назначением, которые они призваны выполнять на конкретно-историческом этапе развития правовой системы Российской Федерации и ее субъектов.
Следовательно, «процессуальные средства» играют роль «ключа», приводящего в движение весь механизм конституционного регулирования, их функции. Они обеспечивают своевременное и правильное выполнение конституционных положений всеми нуждающимися в специальном содействии субъектами конституционного права. Воплощение в жизнь правовых законов на основе функций процессуальных средств служит «эталоном» понимания всеми законодателями и правоприменителями требований норм Конституции РФ и ее субъектов, а также заключенных между ними различных договоров в рамках действующих конституций и международных стандартов.
В этой связи следует признать, что реализуемые процессуальными средствами функции права предполагают положительные (позитивные) действия законодателя и правоприменителя. Если по конкретному факту игнорируется требование закона, необоснованно разрабатывается и применяется неудачная норма или же закон реализуется вопреки и вне связи с другими нормами права, отдается предпочтение волевому усмотрению, задерживается принятие законов и решений, а равно отказывается в пересмотре незаконных нормативных актов и решений, то действиями законодателя и правоприменителя умаляется юридическая ценность процессуальных средств реализации Конституции. В подобной ситуации все процессуальные действия и решения должны быть аннулированы, а должностные лица (депутаты), допустившие их, обязаны нести ответственность с возмещением ущерба согласно ст. 53 Конституции РФ (ст. 16 ГК РФ).
Заключение
Противоречия между Федерацией и ее субъектами, федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, постоянно возникающие спорные ситуации между ними приводят к осознанию неизбежности внесения соответствующих дополнений и изменений в Конституцию РФ 1993 г. Эти изменения призваны среди прочих мер по модернизации государственно-правовой модели России закрепить и механизмы поддержания единства правового пространства страны. Конституция 1993 г., вбирая в себя положения Федеративного договора, не ввела положение об участии субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Что надлежит сделать, если речь идет о формировании единой государственной власти. Государственное единство должно пониматься не как диктат федеральных органов по отношению к субъектам Федерации, а как совместное, кооперированное выполнение поставленных перед единым федеративным государством задач.
На первом этапе восстановления властной вертикали надлежит разработать и принять закон «О единстве государственной власти в Российской Федерации».
Основу концепции закона должны составить следующие положения:
- в Российской Федерации
- основу единой системы
- структуру единой системы
- федеральная государственная
власть распространяется на
- государственная власть
- органы государственной власти
субъектов Российской
- местная государственная
Информация о работе Единство системы исполнительной власти в Российской Федерации