Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 11:12, курсовая работа
Сложившаяся в стране криминогенная обстановка и выделяющийся на ее фоне рост рецидивной преступности вызвали необходимость разработки и принятия закона, закрепляющего эффективный механизм надзора, направленный на предупреждение совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, повторных преступлений и других правонарушений.
Результатом многолетних дискуссий стало принятие Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон об административном надзоре), который вступил в силу с 1 июля 2011 г
Список сокращений
Введение
Глава 1. Организационно-правовые основы административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
1.1. Задачи административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы и лица, в отношении которых он устанавливается
1.2. Содержание административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
1.3. Порядок осуществления административного надзора
1.4. Полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора
Глава 2. Проблемы применения законодательства об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы и основные направления его совершенствования
2.1. Проблемы практики осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
2.2. Пути совершенствования административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
Заключение
Список использованных источников
Изучение опыта работы сотрудников органов внутренних дел Республики Беларусь по аналогичному вопросу показало, что там разработан определенный порядок установления местонахождения лиц, уклоняющихся от надзора.
В частности, требованиями Инструкции об организации работы органов внутренних дел по осуществлению превентивного надзора, утвержденной приказом МВД Республики Беларусь от 21 сентября 2011 г. № 313, предусмотрено взаимодействие всех подразделений, участвующих в осуществлении превентивного надзора, в поисковых мероприятиях в отношении лиц, уклоняющихся от надзора, если нет оснований для розыска этих лиц. Кроме этого, эффективность осуществления мероприятий по поиску таких поднадзорных включена в оценку деятельности подразделений органов внутренних дел, осуществляющих данную работу.
В этой связи в целях
упорядочения работы по установлению
местонахождения лиц, уклоняющихся
от административного надзора, и
своевременному принятию к ним предусмотренных
законом мер предлагается внести
изменения в Порядок
В заключении хотелось отметить, что значимость поднятых вопросов на практике достаточно велика. В этой связи полагаю, что указанные пробелы законодательства подлежат восполнению, что может быть реализовано путем внесения изменений в нормативные правовые акты, принятия соответствующих ведомственных актов, а также соответствующего постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Таким образом, существуют проблемы
эффективного применения административного
надзора, что вызвано неоднозначной
оценкой ФЗ от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ и
несогласованностью этого правового
акта с отдельными нормами уголовно-
2.2. Пути совершенствования административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
Большинство обозначенных практических вопросов по рассмотрению дел об установлении административного надзора, за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, возможно решить с помощью изменений в действующий Федеральный закон и ГПК РФ. Однако ключевую проблему административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в гражданском процессе представляется разрешить путем перенесения данной категории дел из гражданского в административный либо уголовный процесс, что отвечало бы критериям данных правоотношений.
Ответственность за уклонение
от административного надзора
В ч.1 ст.3 Федерального закона указано, что административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную судимость либо неснятую судимость за определенные виды преступления. При этом не указывается принадлежность лица к гражданству РФ. Так например решением суда по инициативе исправительного учреждения установлен административный надзор гражданину Украины, пребывание которого на территории Российской Федерации не легитимно, а, следовательно, не регламентирован механизм осуществления органами внутренних дел административного надзора. Данная проблема актуальна и граждан Российской Федерации, но не имеющих определенного места жительства. В качестве еще одного примера можно привести вынесение Московским районным судом постановление об условно – досрочном освобождении лица – гражданина Армении, осужденного за совершение особо тяжкого преступления – убийства, по формальным признакам подпадающего под действие административного надзора. Пребывание данного лица на территории Российской Федерации незаконно (в связи с проживанием без регистрации) и нежелательно. Однако его депортация за пределы РФ невозможна из – за неполного отбытия вмененного судом срока наказания. Сложившееся противоречие в законодательстве свидетельствует о нецелесообразности применения условно – досрочного освобождения к лицам – не гражданам РФ, а также необходимости разработки механизма осуществления контроля за иностранными гражданами, в том числе и в отношении которых устанавливается административный надзор.
Так же вызывает критику слабая степень корреляции между поведением осужденного в исправительном учреждении и содержанием административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре. Единственным уголовно-исполнительным фактором, влияющим на установление административного надзора, выступает признание лица в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Как представляется, такой подход законодателя не будет способствовать индивидуализации административных ограничений, которые должны не только обладать общим для всех лиц, подвергаемых административному надзору, характером, но и выступать логическим продолжением процесса правового воздействия на лиц, совершивших преступление. Критика административного надзора, применяемого однотипно ко всем поднадзорным, была и в 80-х гг., когда попытки повысить эффективность обсуждаемой меры не увенчались успехом. Так, указывалось, что практика применения одних и тех же немногочисленных административных ограничений к осужденным, в отношении которых устанавливался административный надзор, "ведет к нарушению требований закона об индивидуальном подходе к поднадзорным... Такой подход исключает возможности индивидуализации средств административного надзора в процессе его осуществления". Представляется, подобные проблемы реализации административного надзора возникнут и теперь.
При институционализации
административного надзора
Соответственно, требуется
расширить перечень уголовно-исполнительных
оснований установления административного
надзора. В частности, с учетом планируемого
разделения исправительных учреждений
на два основных вида - тюрьмы и колонии-поселения,
следует более
Представляется, в отечественной
практике реализации концепции "контроля"
можно говорить о некоторых случаях
ее гипертрофированного
При этом перечень ограничений назначенного в качестве дополнительного наказания ограничения свободы по многим позициям сопоставим с административными ограничениями, устанавливаемыми при административном надзоре. Согласно ч. 1 ст. 53 УК при назначении ограничения свободы судом могут быть установлены следующие ограничения: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации.
Часть 1 ст. 4 ФЗ "Об административном
надзоре за лицами, освобожденными
из мест лишения свободы" предусматривает
следующие административные ограничения,
устанавливаемые при
Сопоставительный анализ указанных уголовно-правовых и административных ограничений показывает их фактическое тождество.
Следовательно, при последовательном
применении ограничения свободы
и административного надзора
происходит пролонгация фактических
и юридических ограничений, только
под другим наименованием и со
сменой контролирующих субъектов. Причем
продолжительность
Различие между этими ограничениями только формальное, но не содержательное. Следовательно, фактическое постпенитенциарное воздействие может достигать пяти лет. В случаях же продления административного надзора - доходить до пяти с половиной лет. При этом в случаях приостановления административного надзора сроки так называемой криминологической давности могут выходить далеко за пределы стандартного постпенитенциарного воздействия, ограниченного в основном сроками погашения судимости. Ведь, по существу, административный надзор устанавливается в целях предупреждения рецидива преступлений посредством индивидуальной профилактики, меры которой охватывают не только применение административных ограничений при надзоре, но и меры, которыми в соответствии с ч. 5 ст. 5 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" выступают случаи приостановления течения срока административного надзора: 1) объявление поднадзорного лица в розыск; 2) признание поднадзорного лица безвестно отсутствующим; 3) заключение поднадзорного лица под стражу.
Думается, что последовательное
применение ограничения свободы (причем
назначенного как в качестве основного,
так и в качестве дополнительного
наказания), а затем административного
надзора не только в сугубо правовом
смысле "размывает" границы между
уголовно-правовыми и