Обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденного при рассмотрении и разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 18:29, научная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в комплексном изучении норм уголовно-процессуального, уголовного, уголовно-исполнительного законодательства, регулирующих порядок применения условно-досрочного освобождения, замены лишения свободы более мягким видом наказания, изменения вида исправительного учреждения, практической деятельности исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, прокуроров по надзору за деятельностью исправительных учреждений, адвокатов, судебной практики рассмотрения и разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора, и подготовке на этой основе предложений и рекомендаций, направленных на повышение гарантий обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных на данном этапе уголовного судопроизводства.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
– проанализировать основные теоретические подходы к сущности института исполнения приговора в системе уголовного судопроизводства, определить его назначение, роль, место и функции в качестве самостоятельной стадии уголовного процесса;
– определить понятие, структуру и содержание процессуального статуса осужденного при рассмотрении и разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора;
– рассмотреть основные направления деятельности суда по обеспечению прав, свобод и законных интересов осужденного в стадии исполнения приговора;
– рассмотреть прокурорский надзор в качестве гарантии обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденного при рассмотрении и разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора;
– определить понятие, структуру и содержание процессуального статуса представителя администрации исправительного учреждения в производстве, осуществляемом в порядке гл. 47 УПК РФ;
– рассмотреть содержание права осужденного на защиту и особенности его реализации в производстве по делам об условно-досрочном освобождении, замене лишения свободы более мягким видом наказания, изменении вида исправительного учреждения и др.;
– разработать предложения и рекомендации, направленные на повышение гарантий прав осужденного в процессе разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Диссертация_Шабалина Л.А..doc

— 1.41 Мб (Скачать документ)

На наш взгляд, свободу осужденного при рассмотрении и разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора, следует понимать как свободу пользования предоставленными правами (свобода реализовать либо не реализовывать право на заявление ходатайства, право на пользование услугами адвоката и т. д.).

В общей теории права существует множество понятий субъективных прав. Так, например, Е. А. Лукашева принимает во внимание только основные права человека и определяет их следующим образом: «Под основными правами человека следует понимать права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовых документах по правам человека»24.

М. Л. Добрынина придерживается точки зрения, согласно которой права человека – это комплекс возможностей и притязаний человека в личной, социальной, экономической, политической и культурной сферах, присущих его природе, характеризующих его правовой статус по отношению к государству, признанных и законодательно оформленных во внешнем (международном) и во внутреннем (государственном) или только в международном праве и гарантируемых всем международным сообществом, без которых он не может существовать как полноценное человеческое существо25.

Наряду с правами  и свободами ключевым структурным элементом процессуального статуса являются законные интересы.

Законные интересы следует  признавать самостоятельной правовой категорией, подлежащей включению в структуру правового статуса в качестве самостоятельного элемента.

Н. В. Витрук, включая законные интересы в правовой статус личности, отмечая их неразрывную связь с субъективными правами и обязанностями, считает, что они «служат продолжением либо этапом на пути формирования новых субъективных прав и обязанностей» и «не всегда могут быть опосредованы субъективными правами и обязанностями»26.

В правовой науке сложилось несколько позиций относительно юридической природы законных интересов.

Так, нередко законные интересы отождествляются с охраняемыми законом интересами, под которыми понимаются экономические, социальные, моральные и другие интересы, подлежащие правовой защите в виде предоставления субъективных прав или непосредственной защиты со стороны правоохранительных органов27.

Этой позиции противостоит точка зрения В. И. Селиверстова, согласно которой охраняемый законом интерес может быть неправовым, но основанным на законе, законный же интерес всегда является правовым и непосредственно предусмотренным в законе28.

В этой связи наибольшее распространение получила концепция выведения законных интересов из действия принципов взаимоотношений государства и личности. Под законными интересами в данном случае понимаются интересы, которые не нашли прямого выражения в юридических правах и обязанностях, но подлежат правовой защите со стороны государства29. Для признания интереса личности законным необходимо, во-первых, чтобы он был непротивоправным, т. е. его реализация не должна нарушать норм права, выражающих общие интересы общества и государства; во-вторых, он должен подпадать под сферу действия права, его реализация должна допускаться и поощряться30.

К особенностям, определяющим юридическое содержание законных интересов, следует, на наш взгляд, отнести то, что по своей природе они представляют собой такой вид правомочий, как правопритязание, реализация которого ставится в зависимость от воли компетентных государственных органов.

Под законными интересами осужденного при рассмотрении и разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора, необходимо понимать стремление осужденного улучшить свое правовое положение путем условно-досрочного освобождения, перевода в исправительное учреждение с меньшим количеством правоограничений, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания либо избежать ухудшения своего правового положения.

Статья 399 УПК РФ определяет процессуальный порядок разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора. Согласно данной уголовно-процессуальной норме в случае, когда в судебном заседании участвует осужденный, он вправе: 1) знакомиться с представленными в суд материалами; 2) участвовать в их рассмотрении; 3) заявлять ходатайства, отводы; 4) давать объяснения; 5) представлять документы; 6) осужденный может осуществлять свои права с помощью адвоката.

Названная статья определяет только те права осужденного, которыми он обладает непосредственно в судебном заседании по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора. Вопрос о процессуальных правах осужденного на иных этапах уголовно-процессуальной деятельности по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора, в уголовно-процессуальном законодательстве не решен.

Система прав осужденного  при рассмотрении и разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора, включает в себя следующее.

  1. Право на судебную защиту.

Провозглашенное в ст. 46 Конституции РФ право на судебную защиту является основополагающим по отношению ко всем остальным правам и свободам человека и гражданина. Все они рискуют превратиться в фикцию, если не могут быть восстановлены с помощью справедливого и беспристрастного судебного разбирательства.

Обеспечение права на судебную защиту предполагает: реальный доступ к правосудию; рассмотрение любого дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом; неукоснительное соблюдение процедуры судебного разбирательства, а также процессуальных прав его участников; возможность обжалования судебного решения; эффективный контроль государства за его исполнением.

Часть 3 ст. 56 Конституции РФ гарантирует право на судебную защиту, которое не подлежит ограничению. Этим правом в полном объеме обладают также осужденные, оправданные и реабилитированные. Реализация их прав происходит в соответствии с Конституцией РФ, УПК РФ, УИК РФ, а также международными правовыми актами.

2. Право на заявление  ходатайства о рассмотрении и  разрешении в отношении осужденного вопроса, связанного с исполнением приговора, включающее в себя также право повторного заявления такого ходатайства.

Данное право он может реализовать как лично, так и через адвоката. В соответствии с ч. 1 ст. 399 УПК РФ осужденный обладает правом заявлять ходатайства об условно-досрочном освобождении.

Полагаем, что помимо этого осужденный должен обладать правом обращаться в суд с ходатайством о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, а также об изменении вида исправительного учреждения.

3. Право заявлять ходатайства  об участии в судебном разбирательстве. 

Наличие у осужденного права  на заявление ходатайства об участии  в судебном заседании соответствует  нормам не только отечественного, но и  международного права. Так, согласно ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах каждый имеет право быть судимым в его присутствии и защищать себя лично или через выбранного им самим защитника31.

4. Право участвовать в судебном  заседании по рассмотрению и  разрешению в отношении осужденного вопросов, связанных с исполнением приговора.

Указанное право является ключевым в данном аспекте, так как без этого права он вряд ли сможет воспользоваться остальными.

Т. Н. Корнеева, на наш взгляд, верно отметила позитивную динамику, отразившуюся на осужденном как на участнике уголовно-процессуальных отношений при исполнении приговора. Так, если ст. 369 УПК РСФСР 1960 г. устанавливала, что при исполнении приговора осужденный вызывался в суд лишь «как правило», то в ч. 3 ст. 399 УПК РФ 2001 г. закреплено: «решение об участии осужденного в судебном заседании принимает суд»32. «Здесь усматриваются некоторые, хотя и непоследовательные шажки законодателя обеспечить 100-процентное участие осужденных при рассмотрении судом в отношении них тех или иных вопросов. Однако чувствуется боязнь законодателя до конца узаконить вышеуказанную модель: обеспечить во всех случаях явку осужденных в суд чрезвычайно трудно в организационном отношении», – отмечает по этому поводу Д. В. Тулянский33.

В этой связи О. В. Воронин правильно заметил: «подобное положение может привести к тому, что нормы, регулирующие процессуальный статус осужденного, будут носить лишь декларативный характер»34.

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. № 40-ФЗ в ст. 399 УПК РФ были внесены  изменения, касающиеся процессуального  порядка рассмотрения и разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора. При наличии ходатайства осужденного об участии в судебном заседании суд обязан обеспечить его непосредственное участие в судебном заседании либо предоставить возможность изложить свою позицию путем использования систем видеоконференц-связи. Безусловно, внесенные в УПК РФ изменения направлены на усиление гарантий обеспечения прав осужденного в процессе разрешения указанных вопросов, однако законодатель не предусматривает способов обеспечения непосредственного участия осужденного в судебном разбирательстве по исполнению приговора.

Ранее судебная практика не признавала отсутствие осужденного в судебном заседании при условии надлежащего  уведомления о времени и месте  судебного заседания существенным нарушением35. Суды считали нарушением отсутствие осужденного в судебном заседании в случае отсутствия сведений об извещении лица о времени и месте судебного заседания, а принятые судебные решения подлежали отмене вышестоящими судами36.

При решении вопросов, связанных  с исполнением приговора (не связанных с обстоятельствами совершенного преступления и разъяснениями сомнений и неясностей, возникающих при исполнении приговора, с исполнением приговора при наличии других неисполненных приговоров), участники процесса должны осуществлять свои полномочия на основании принципа процессуального равенства.

Под процессуальным равноправием сторон принято понимать ситуацию, при которой  субъекты уголовно-процессуальных отношений  пользуются равными процессуальными  правами для отстаивания перед  судом своих утверждений и требований противной (оппонирующей) стороны37.

Уголовно-процессуальный закон, оставляя форму участия осужденного в судебном заседании на усмотрение суда и не предусмотрев способов обеспечения непосредственного участия осужденного в нем, на наш взгляд, ограничивает данного участника процесса в возможностях полноценно участвовать в отстаивании своих прав и законных интересов.

Следует отметить, что в процессуальной литературе советского периода также высказывалась точка зрения о том, что вызов осужденных в судебное заседание следовало бы считать обязательным во всех случаях рассмотрения судом вопросов, связанных с изменением порядка отбывания наказания в местах лишения свободы38. Подобную позицию поддержала Т. Н. Добровольская, отмечавшая, что «осужденный, о судьбе которого решается вопрос, – не бесправный субъект, а лицо, чьи процессуальные права и законные интересы должны быть надлежащим образом обеспечены и гарантированы»39.

Полагаем, что участие  осужденного в судебном заседании  по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора, должно быть обязательным. Аналогичного мнения придерживается значительная часть сотрудников исправительного учреждения, прокуроров, адвокатов, а также осужденных, принимавших участие в исследовании (прил. 9). Соответственно, в УПК РФ необходимо закрепить, что рассмотрение вопроса без участия осужденного допускается только при условии его письменного согласия.

Закрепление за осужденным статуса обязательного участника процесса на данном этапе уголовного судопроизводства, а также конкретизация способов реализации им права принимать непосредственное участие в судебном разбирательстве позволит повысить его активность в осуществлении, защите и отстаивании своих прав и законных интересов.

5. Право на пользование услугами переводчика.

Статья 18 УПК РФ устанавливает, что уголовное судопроизводство ведется на русском языке, а также на государственных языках республик, входящих в Российскую Федерацию. Следовательно, осужденному, как и любому другому участнику уголовного судопроизводства, не владеющему или недостаточно владеющему языком, на котором ведется уголовное судопроизводство, должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами, выступать в судебном заседании по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора, на родном языке или другом языке, которым он владеет, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика.

6. Право на рассмотрение ходатайства в разумный срок.

Одно из последних  нововведений в уголовном судопроизводстве касается разумного срока уголовного судопроизводства.

Сроки назначения и рассмотрения ходатайств и представлений в  порядке ст. 399 УПК РФ не установлены. Однако при назначении судебного разбирательства по делам данной категории судам следует соблюдать предусмотренное ч. 3 ст. 47 УПК РФ право осужденного иметь достаточное время и возможность для подготовки к защите (в этом случае к судебному разбирательству). Необходимость обеспечения данного права исключает назначение представления к рассмотрению в день или на следующий день его поступления в суд, а предполагает предоставление осужденному определенного времени (по общему правилу – до 5 суток) для подготовки к судебному заседанию и получение при необходимости юридической помощи адвоката40.

В качестве одной из гарантий обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденного при рассмотрении и разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора, на наш взгляд, должно выступать право на достаточное количество времени для качественной досудебной подготовки материалов и (или) собирания доказательств в подтверждение своей позиции относительно разрешаемого вопроса.

По данным проведенного нами исследования, для качественной подготовки материалов к судебному заседанию по разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора, осужденному и его адвокату требуется не менее трех недель41.

7. Право на квалифицированную  юридическую помощь.

В соответствии со ст. 48 Конституции РФ каждому гражданину гарантировано право на получение квалифицированной юридической помощи. Данное право реализуется через предоставление возможности иметь адвоката. Этим правом в полной мере обладает и осужденный, в отношении которого ведется производство по разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора.

Информация о работе Обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденного при рассмотрении и разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора