Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 18:29, научная работа
Цель исследования заключается в комплексном изучении норм уголовно-процессуального, уголовного, уголовно-исполнительного законодательства, регулирующих порядок применения условно-досрочного освобождения, замены лишения свободы более мягким видом наказания, изменения вида исправительного учреждения, практической деятельности исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, прокуроров по надзору за деятельностью исправительных учреждений, адвокатов, судебной практики рассмотрения и разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора, и подготовке на этой основе предложений и рекомендаций, направленных на повышение гарантий обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных на данном этапе уголовного судопроизводства.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
– проанализировать основные теоретические подходы к сущности института исполнения приговора в системе уголовного судопроизводства, определить его назначение, роль, место и функции в качестве самостоятельной стадии уголовного процесса;
– определить понятие, структуру и содержание процессуального статуса осужденного при рассмотрении и разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора;
– рассмотреть основные направления деятельности суда по обеспечению прав, свобод и законных интересов осужденного в стадии исполнения приговора;
– рассмотреть прокурорский надзор в качестве гарантии обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденного при рассмотрении и разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора;
– определить понятие, структуру и содержание процессуального статуса представителя администрации исправительного учреждения в производстве, осуществляемом в порядке гл. 47 УПК РФ;
– рассмотреть содержание права осужденного на защиту и особенности его реализации в производстве по делам об условно-досрочном освобождении, замене лишения свободы более мягким видом наказания, изменении вида исправительного учреждения и др.;
– разработать предложения и рекомендации, направленные на повышение гарантий прав осужденного в процессе разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора.
К постановлению предъявляются общеизвестные требования: законность, обоснованность, мотивированность. Само постановление аналогично имеет традиционную структуру: вводную, описательную и резолютивную части.
В стадии исполнения приговора судом могут быть вынесены следующие решения:
– о возмещении вреда реабилитированному, восстановлении его трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав в соответствии с ч. 5 ст. 135 и ст. 138 УПК РФ;
– замене наказания в случае злостного уклонения от его отбывания;
– изменении вида исправительного учреждения, назначенного по приговору суда осужденному к лишению свободы;
– условно-досрочном освобождении от отбывания наказания;
– отмене условно-досрочного освобождения;
– замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания;
– освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного;
– отмене условного осуждения или о продлении испытательного срока;
– отмене либо о дополнении возложенных на осужденного обязанностей;
– освобождении от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора;
– исполнении приговора при наличии других неисполненных приговоров;
– зачете времени содержания под стражей, а также времени пребывания в лечебном учреждении;
– продлении, изменении или прекращении применения принудительных мер медицинского характера;
– отмене отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей;
– разъяснении сомнений и неясностей, возникающих при исполнении приговора.
Приведенный перечень решений остается открытым.
Еще одной проблемой уголовного судопроизводства в рассматриваемой стадии процесса является проблема сроков, хотя институт сроков – один из основных институтов в любом процессуальном законодательстве. В УПК РФ, как и в УПК РСФСР, вопрос о судебных сроках в стадии исполнения приговора вообще не обозначался.
В соответствии с общим принципом обжалования любых постановлений суда, связанных с нарушением прав и свобод граждан, постановления судьи, вынесенные в порядке исполнения приговора, также могут быть обжалованы в кассационном порядке путем подачи жалобы или представления в порядке, установленном гл. 43 и 45 УПК РФ.
Однако законодатель вновь допустил пробел, не указав такую форму обжалования решений, как апелляция, тогда как, исходя из норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующего правоотношения по исполнению приговора, вопросы в этой стадии процесса может рассматривать и мировой судья. Так, в частности, вопросы о возмещении вреда реабилитированному, замене наказания в случае злостного уклонения от его отбывания, об освобождении от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора и целый ряд других вопросов, согласно ч. 1 ст. 396 УПК РФ, разрешает суд, постановивший приговор. Таким судом вполне может быть и мировой судья, решения которого, как известно, могут проверяться и апелляционной инстанцией вплоть до отмены решения мирового судьи и вынесения нового решения.
Исходя из вышеизложенного, необходимо сделать следующие выводы:
Ее следует считать самостоятельной, заключительной стадией уголовного процесса, которую характеризуют: 1) задачи, состоящие в том, чтобы обратить приговор к исполнению и разрешить все возникающие при этом вопросы; 2) определенный круг участников уголовно-процессуальной деятельности (судья, прокурор, учреждения и органы, исполняющие наказания, осужденный и др.), между которыми складываются конкретные уголовно-процессуальные отношения; 3) присущие данному этапу уголовного судопроизводства процессуальные решения судьи, принимаемые им по результатам рассмотрения вопросов исполнения приговора и облекаемые в форму постановлений; 4) особенности процессуального порядка (единоличная компетенция судьи, проведение «усеченного» судебного заседания, ограниченные возможности кассационного обжалования и опротестования решений судьи по вопросам исполнения приговора)103.
Более того, значение стадии исполнения приговора определяется тем, что она обеспечивает неотвратимость уголовной ответственности и наказания за совершенное преступление.
Полагаем, что под стадией исполнения приговора необходимо понимать относительно самостоятельный этап производства по уголовному делу, осуществляемый судом на основании вступившего в законную силу судебного решения при наличии поступившего ходатайства или представления о рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора, исключающий рассмотрение вопроса о виновности или невиновности лица.
Производство по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора, целесообразно именовать «судопроизводство по исполнению приговора».
Глава 2
Реализация прав, свобод и законных интересов
осужденного при рассмотрении и разрешении
вопросов, связанных с исполнением приговора
§ 1. Основные направления судебной
деятельности
по обеспечению прав, свобод и законных
интересов осужденного
в стадии исполнения приговора
Основная задача исполнения приговора как самостоятельной стадии уголовного судопроизводства состоит в обеспечении прав и законных интересов всех участников уголовно-процессуальной деятельности в ходе и после обращения судебных решений к исполнению посредством правильного применения норм уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, регулирующих складывающиеся в ходе реализации решений суда правоотношения.
Судебная защита является одной из важнейших гарантий обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденного при рассмотрении и разрешении вопросов об условно-досрочном освобождении, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об изменении вида исправительного учреждения.
Реализация
осужденным права на судебную защиту
при рассмотрении и разрешении вопросов,
связанных с исполнением
Важным, по мнению Г. Я. Борисевич, является не только необходимость исключения возможности незаконного и необоснованного обвинения и осуждения, но и обеспечение и защита нарушенных прав личности, участвующей в процессе в различных качествах, в частности, осужденного в стадии исполнения приговора105.
На наш взгляд, в пользу судебного порядка разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора, убедительными представляются аргументы Т. Н. Добровольской, показавшей, что только он:
а) в значительной мере выводит решение этого вопроса из сферы усмотрения администрации органов, ведающих исполнением соответствующего вида наказания;
б) делает основой для решения этого вопроса исключительно результаты исследования, установления и оценки конкретных фактов, полученных в порядке, предписанном процессуальным законом, органом, свободным от ведомственных интересов;
в) позволяет осуществить доказывание наличия или отсутствия фактических данных, необходимых по закону для принятия решения, в условиях, обеспечивающих лицу, чья судьба определяется таким решением, возможности защищать свои права и законные интересы106.
Таким образом, можно констатировать, что целью данной деятельности является судебная защита конституционных прав, а содержанием – рассмотрение и разрешение вопросов, возникающих в стадии исполнения приговора.
Л. А. Воскобитова верно, на наш взгляд, отмечает, что суд в современных государствах постепенно превращается в средство обеспечения и защиты верховенства права, сохранения демократических ценностей и завоеваний, в числе которых права человека107.
Обеспечить права, свободы и законные интересы участников уголовно-процессуальных правоотношений (в данном случае осужденного, в отношении которого разрешается вопрос, связанный с исполнением приговора) можно только посредством эффективной судебной деятельности, которая, на наш взгляд, должна определяться соответствием ее результатов целям обеспечения правильного применения норм уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства108.
Судебная власть, по мнению В. А. Лазаревой, может быть определена как принадлежащее судам Российской Федерации исключительное властное полномочие разрешать возникающие в обществе конфликты правового характера путем осуществления в особой процессуальной форме правосудия и принятия обязательных для исполнения решений109.
Для определения полномочий суда в обеспечении прав, свобод и законных интересов осужденного при рассмотрении и разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора, в первую очередь необходимо обратиться к вопросу правовой природы и содержанию судебной деятельности, т. е. определить, является ли судебная деятельность в данном случае правосудием.
Относительно этого вопроса
в юридической науке нет
Определяя деятельность суда по разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора, в качестве правосудия, ученые исходят из того, что процессуальная деятельность по разрешению этих вопросов – неотъемлемая часть стадии исполнения приговора, представляющая собой продолжение начатого в предыдущих стадиях правосудия по уголовному делу113. Вместе с тем высказывается и противоположное мнение о том, что хотя деятельность и относится к сфере уголовного процесса, она не является осуществлением правосудия, так как здесь не решается основной (сущностный) вопрос уголовного судопроизводства о виновности и наказании лица, совершившего преступление114.
Под правосудием в уголовном процессе принято понимать деятельность суда по применению норм материального права на основе разрешения спора в особом процессуальном порядке. Такой подход является доминирующим в отечественной юридической литературе. Дискуссии связаны главным образом с тем, какой из указанных признаков считать определяющим115. На наш взгляд, для выявления связи судебной деятельности по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора с правосудием, достаточно будет установить наличие правового спора (все другие свойства – применение материального права и особый процессуальный порядок – обусловливаются судебным порядком разрешения данных дел).
Под правовым спором понимается такой конфликт, в котором спор непосредственно связан с правовыми отношениями сторон (их юридически значимыми действиями или состояниями). Протекать он может как в форме активного противостояния сторон, так и без такового (потенциальная форма конфликта). В последнем случае он непосредственно связан с принудительно изменяющимися правовыми отношениями. По мнению ряда ученых, деятельность суда в этом случае также является ничем иным, как правосудием116. Закрепляемая модель судебной деятельности по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора, не исключает двух вариантов производства: в форме активного противостояния осужденного и администрации исправительного учреждения и в форме отсутствия процессуального противоборства. В первом случае спор очевиден, поэтому не возникает сомнений в том, что суд, рассматривая вопрос по существу, осуществляет правосудие. Во втором – спор присутствует в потенции ввиду объективного различия интересов участников производства, поэтому деятельность суда в этой ситуации также должна расцениваться как отправление правосудия117.
А. Ф. Амануллина, например, отвергает мнение о том, что судебная деятельность по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора, является правосудием: «в классическом понимании правосудие – это осуществляемая судом в законодательно обусловленной процессуальной форме деятельность по рассмотрению и разрешению уголовных дел с вынесением общеобязательного, обеспеченного государственным принуждением решения. В сфере уголовного судопроизводства результатом этой деятельности является ответ на вопрос: виновен – невиновен. Однако такой вопрос в стадии исполнения приговора не ставится»118.