Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 16:47, курсовая работа
В системе процессуального права принципы занимают главенствующее место, всегда являются первичными нормами, не выводимыми друг из друга и охватывающими остальные нормы, в которых конкретизируется содержание принципов и которые подчинены этим принципам. Обладая высокой степенью общности, опосредствуясь в других правилах, принципы синхронизируют всю систему процессуальных норм и придают глубокое единство механизму уголовно-процессуального воздействия. Именно такая взаимосвязь общих и конкретизирующих норм обеспечивает единство процессуального порядка по всем уголовным делам ст. 1УПК РК и соблюдение законности в уголовном судопроизводстве.
Введение
Глава 1 Конституция республики Казахстан как правовой
источник формирования принципов уголовного судопроизводства
Глава 2 Классификация принципов уголовного судопроизводства
2.1. Конституционные принципы
2.2. Принципы уголовного процесса
Глава 3 Категория существенности нарушений принципов
уголовного процесса и их правовые последствия
Заключение
Список использованной литературы
В уголовном судопроизводстве, где допускается применение мер государственного принуждения вплоть до лишения свободы и где большинство процессуальных действий так или иначе затрагивает моральные интересы граждан, проблема уважения личности приобретает особое значение. В связи с этим законодательством установлен ряд требований, которые имеют целью предупредить (или предотвратить) необоснованное причинение морального ущерба при производстве по уголовному делу. В совокупности они составляют определенную систему гарантий чести и достоинства участников процесса.
Реализация данного принципа осуществляется посредством выполнения следующих норм:
-Фактические данные должны быть признаны недопустимыми в качестве доказательств, если они получены с нарушениями требований УПК, которые путем лишения или стеснения гарантированных законом прав участников процесса при расследовании или судебном разбирательстве повлияли или могли повлиять на достоверность полученных фактических данных .
-Производство следственного
-При производстве
-Данные предварительного
-Следственные действия, связанные с обнажением человека, не могут производиться в присутствии лиц другого пола (за исключением медицинских работников) (ч. 3, 4 ст. 226; ч. 3 ст. 360 УПК).
-Проведение следственного эксперимента допускается, если при этом исключается опасность для жизни и здоровья участвующих в нем лиц, не унижаются их честь и достоинство, не причиняется им материальный ущерб (ч. 3 ст.239).
-Следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при обыске и выемке обстоятельства частной жизни лица, занимающего данное помещение, или других лиц (ч. 11 ст.232 УПК).
Необоснованный отказ в приеме заявлений и сообщений есть по существу отказ в юридической защите прав и законных интересов потерпевшего, в том числе его чести, Ст. 183 УПК РК обязывает должностных лиц принимать и рассматривать заявления и сообщения о преступлениях, необоснованный отказ может быть обжалован прокурору или в суде (ч1 ст. 109; п.п. 9, 13 ч. 1ст. 197; ст. 190).
Кроме того, согласно ст. 184 УПК РК, решение по заявлению или сообщению о преступлении должно быть принято не позднее 3 суток со дня его поступления. В необходимых случаях для получения дополнительных сведений, истребования документов или иных материалов, проведения осмотра места происшествия, экспертизы этот срок может быть продлен начальником органа дознания, начальником следственного отдела до десяти суток, а в исключительных случаях - до одного месяца, о чем в течение 24 часов должен быть уведомлен прокурор. Зачастую, как показывает практика, по объективным причинам следователь, дознаватель не может принять решение по поступившему заявлению, сообщению о преступлении в течение одного месяца, возникает необходимость продления срока принятия решения, однако, этот вопрос остался не урегулированным в УПК РК, в связи с чем следователь вынужден необоснованно либо отказывать, либо возбуждать уголовное дело, которое в любом случае ведет к браку в работе. На наш взгляд, необходимо увеличение этого срока и уточнение ст. 184 УПК РК в этом вопросе.
Принцип неприкосновенности личности (ст. 14 УПК РК) сочетает требования, относящиеся как к порядку судопроизводства, его формам, так и непосредственно к следственной и судебной деятельности. В основе данного принципа лежит положение Международного пакта о гражданских и политических правах о том, что каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность./49. С.35/
Конституционное право человека на свободу находится в неразрывной связи с его личной неприкосновенностью /9. С. 158/ Право неприкосновенности личности определяется как право каждого гражданина на государственную охрану и защиту от преступных посягательств кого бы то ни было на его жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство. Содержание неприкосновенности личности на современном этапе общественного развития характеризуется не недопустимостью каких бы то ни было ограничений действий и проявлений личности вообще, не исключением применения к личности мер государственного принуждения и общественного воздействия, а тем, что личность неприкосновенна лишь в той мере, в какой ее проявления во вне общественно полезны, либо не причиняют вреда обществу и государству, правам и законным интересам граждан /50. С.9/ Неприкосновенность личности гарантируется ст. ст. 16. 17
Конституции РК и обеспечивается нормами уголовного, уголовно-процессуального, трудового и уголовно-исполнительного законодательства.
Главным образом неприкосновенность личности обеспечивается мерами и средствами уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
Уголовное законодательство, одной из задач которого является защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина (ст. 27 УК РК) от преступных посягательств, предусматривает ответственность за преступления против личности, конституционных и иных прав и свобод человека и гражданина, жизни, здоровья, свободы и достоинства личности. Оно предусматривает ответственность за убийство, телесные повреждения, половые преступления и др. преступления против личности.
Учитывая, что неприкосновенность личности может быть нарушена не только во взаимоотношениях между гражданами, законодатель устанавливает ответственность и должностных лиц, неправомерно ограничивающих личную неприкосновенность граждан или посягающих на их жизнь, здоровье, индивидуальную свободу, безопасность, честь и достоинство. Уголовное законодательство предусматривает ответственность за вынесение заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта (ст. 350 УК РК). за заведомо незаконное задержание или содержание под стражей (ст. 346 УК РК), за привлечение к уголовной ответственности заведомо невиновного (ст. 344 УК РК).
Помимо конституционного запрета ареста без судебного решения или санкции прокурора уголовно-процессуальный закон предусматривает основания, при наличии которых лицо может быть задержано по подозрению в совершении преступления (ст.132 УПК), определяет порядок и основания мер пресечения (ст. ст, 139, 143 УПК), содержит ряд других норм, гарантирующих неприкосновенность личности. Лицо, заключенное под стражу, также обладает правом неприкосновенности личности, хотя и в суженом объеме. Так, ч. 1 ст. 6 Закона РК «О порядке и условиях содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» гласит: «Подозреваемые и обвиняемые пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Республики Казахстан, с ограничениями, предусмотренными настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан ./51/
Нельзя сводить принцип неприкосновенности личности в уголовном судопроизводстве лишь к установлению надежных гарантий против незаконных и необоснованных задержаний и арестов. Такое толкование является чрезмерно узким, так как посягательства на личность возможны и в иных формах неправомерного насилия, таких как незаконный привод, незаконный, необоснованный обыск, незаконное отстранение от должности, денежное взыскание.
Принципы уголовного процесса представляют собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных начал, которые в сочетании друг с другом выражают социальную и правовую сущность уголовного судопроизводства, обеспечивают решение задач уголовного процесса, оказывают активное воздействие на всю организацию борьбы с преступностью.
В основе правового регулирования деятельности суда, органов уголовного преследования лежит принцип охраны прав и свобод граждан при производстве по уголовным делам.
Формы реализации этого принципа предполагают пассивное и активное начала. Пассивное начало заключается в точном соблюдении установлений уголовно-процессуального закона, что само по себе означает охрану прав и свобод лиц, вовлекаемых в судопроизводство. Активное начало предполагает принятие своевременных мер противодействия при возникшей угрозе, от кого бы она ни исходила. /9. С. 162/
Во исполнение требований данного принципа органы уголовного преследования обязаны создавать условия в целях осуществления участниками процесса своих прав и обеспечения свобод. Нарушение принципа охраны прав и свобод граждан при производстве по уголовным делам может причинить лицу вред как морального, так и материального характера. Соблюдение данного принципа предполагает принятие необходимых мер для возмещения нанесенного вреда.
В соответствии со ст. 15 УПК РК и Закона РК «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе» /52/, при наличии оснований на то, что участнику уголовного процесса, а также членам его семьи или иным близким родственникам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества либо иными противоправными действиями, уполномоченные государственные органы обязаны принять предусмотренные законом меры к охране жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества этих лиц. В качестве процессуальных средств, гарантирующих обязательность и выполнимость данного положения, выступает система мер по обеспечению безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе, таких как ограничение доступа к сведениям о защищаемом лице, вынесение официального предостережения лицу, от которого исходит угроза, производство следственных и судебных действий в условиях, исключающих узнавание или визуальное наблюдение лица, которым посвящена глава 12 УПКРК.
Принцип неприкосновенности частной жизни, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений вместе с определением процессуального порядка уголовного судопроизводства предъявляет определенные требования, относящиеся непосредственно к следственной и судебной деятельности. Правовым основанием принципа неприкосновенности частной жизни является ст. 18 Конституции, Данный принцип реализуется посредством четкой правовой регламентации таких процессуальных действий, как личный обыск задержанного, обыск его жилища, освидетельствование, осмотр почтово-телеграфных отправлений, перехват сообщений, прослушивание и запись переговоров, получение образцов Для экспертного исследования, производство экспертизы и иные действия, которые являются источниками информации о частной жизни лица.
Гарантией соблюдения настоящего принципа является производство таких следственных действий, как наложение на почтово-телеграфную корреспонденцию, перехват сообщений, прослушивание и запись переговоров, только с санкции прокурора.
Часть 2 ст. 18 Конституции РК и ст. 16 УПК РК обеспечивают право граждан на тайну телефонных переговоров. Однако ст. 237 УПК РК, регламентирующая прослушивание и запись переговоров, не содержит достаточных гарантий защиты частной жизни граждан. Часть 1 данной статьи гласит, что прослушивание и запись переговоров, в том числе ведущихся с телефонов и других переговорных устройств подозреваемого, обвиняемого и других лиц, которые могут располагать сведениями о преступлении по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, могут производиться на основании постановления следователя, санкционированного прокурором, при наличии достаточных оснований полагать, что в результате прослушивания будут получены сведения, имеющие значение для дела. Часть 4 указывает на то, что в случаях, не терпящих отлагательства, прослушивание и запись переговоров производятся по постановлению следователя без санкции прокурора с последующим направлением ему в течение 24 часов сообщения о прослушивании, записи переговоров. Получив указанное уведомление, прокурор проверяет законность данного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае, если принято решение о незаконности произведенного прослушивания, записи переговоров, данное действие не может быть допущено в качестве доказательств по делу. Таким образом, указанное положение гарантирует конституционное право подозреваемого и обвиняемого на неприкосновенность частной жизни. Что же касается «других лиц», то им не известно о произведенном прослушивании и записи переговоров, в результате чего нарушается конституционное право «других лиц» на неприкосновенность частной жизни. /53. С Л 76/
Конституция Казахстана в ст.25 устанавливает, что жилище неприкосновенно. Не допускается лишение жилища иначе как по решению суда. Проникновение в жилище, производство его осмотра и обыска допускаются лишь в случаях и в порядке* установленных законом. Нам представляется, аналогичное правило необходимо установить и при производстве других следственных действий, таких как допрос, следственный эксперимент, так как любое лицо обладает правом на неприкосновенность жилища. Не всегда указанные следственные действия производятся в стенах горрайорганов, возникает необходимость их производства в жилище, когда следователь, дознаватель независимо от воли и желания лица проводит следственное действие по месту его жительства.
Прямое толкование сущности данного принципа заключается в том, что он подразумевает запрет на вхождение в жилище против воли живущего в нем на законных основаниях лица. Неприкосновенность жилища обеспечивает ряд других прав и свобод человека: неприкосновенность частной жизни, переписки, дневников и иное./47. С.93/ Принцип неприкосновенности жилища определяет содержание деятельности органов уголовного преследования, служит важным средством обеспечения, гарантией соблюдения конституционных прав граждан.
Под жилищем понимается помещение или строение для временного или постоянного проживания одного или нескольких лиц, в том числе: собственные или арендуемые квартира, дом, садовый дом, гостиничный номер, каюта, непосредственно прилегающие к ним веранды, террасы, галереи, балконы, подвал и чердак жилого строения, кроме многоквартирного дома, а также речное или морское судно (п.42 ст. 7 УПК РК).
Правовым основанием принципа неприкосновенности собственности является положение ст. 26 Конституции РК, которое заключается в следующем:
-граждане РК могут иметь в
частной собственности любое
законно приобретенное
-собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом;
-никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда;
-принудительное отчуждение
Перейдем к рассмотрению принципа осуществления правосудия на началах равенства перед законом и судом. На конституционный характер принципа осуществления правосудия на началах равенства перед законом и судом указывает ст. 14 Конституции. Конституция Республики Казахстан подняла до высшего правового уровня проблемы судебной защиты прав человека, превратив принципы уголовного процесса в реальные регулятивные инструменты воздействия на судебную систему при полной деидеологизации их содержания. Это получило свое выражение прежде всего в том, что впервые, причем на конституционном уровне, юридически признана категория «права человека». В основе концепции прав человека лежит принцип формального равенства прав и свобод каждой личности. Права человека, основанные на формальном равенстве, стали одним из главных ценностных ориентиров общественного развития, они оказали огромное влияние на характер государства, сделались ограничителем его всевластия, способствовали установлению демократического взаимодействия между государственной властью и индивидом. /54. С.27/