Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 09:49, курсовая работа
Сказанным определяется выбор темы настоящего исследования.
Содержание указанных целей определяет следующие задачи дипломной работы:
уточнение определения понятия преступлений против правосудия; подробный анализ их специфических признаков;
выявление структуры правосудия как защищаемого уголовным правом социального блага и построение на этой базе научно-обоснованной классификации рассматриваемых преступных посягательств;
обоснование необходимости проведения дальнейшей работы по криминализации и декриминализации деяний, совершаемых в соответствующей сфере;
освещение проблемы дифференциации уголовной ответственности за названные общественно опасные деяния, выяснение возможностей для повышения эффективности использования средств такой градации.
Введение……………………………………………………………….........3
Глава I. Понятие и общая характеристика преступлений против правосудия…………………………………………………………………………6
1.1. Правосудие как объект уголовно-правовой охраны………………..6
1.2. Объективные и субъективные признаки преступлений против независимости правосудия……………………………………………………….8
1.3. Субъекты преступлений против правосудия. Характеристика специальных признаков субъекта преступления против правосудия………..11
Глава II. Преступления против порядка отправления правосудия…….19
2.1. Принуждение к даче показаний……………………………………19
2.2. Характеристика объективных и субъективных признаков принуждения к даче показаний…………………………………………………19
2.3 Квалифицирующие признаки состава преступления принуждение к даче показаний…………………………………………………………………...20
Глава III. Заведомо незаконные задержание или заключение под стражу…………………………………………………………………………….22
3.1. Сущность заведомо незаконные задержания или заключения под стражу…………………………………………………………………………….22
3.2. Характеристика признаков, относящихся к объективной и субъективной сторонам преступления…………………………………………29
3.3. Характеристика признаков субъекта заведомо незаконного задержания……………………………………………………………………….41
3.4. Роль и значение последствий, наступивших в результате заведомо незаконного задержания или заключения под стражу………………………..45
Заключение………………………………………………………………..48
Список использованных источников...……………
О специальных составах преступлений следует сказать, что они совершаются представителями власти, которыми могут быть, только прокурор, следователь, лицо, производящее дознание, судья или лицо, наделенное правом производить задержание. Во всех этих случаях следует говорить о специальном субъекте преступления.
Согласно закону представителем власти признается должностное лицо как правоохранительного, так и контролирующего органа, либо другое должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, которые не находятся от него в служебной зависимости. Следовательно, специальными субъектами указанных составов могут быть только представители власти, т. е. круг должностных лиц органов суда, прокуратуры, МВД, КГБ и других лиц, которые наделены властными полномочиями по отношению к другим гражданам.
Однако основные признаки представителя власти как разновидности должностного лица требуют более детального рассмотрения, а в дальнейшем и изучения.
Прежде всего, следует отметить, что представитель власти должен обладать властными полномочиями, которые реализуются в праве должностного лица отдавать в пределах своей компетенции указания или распоряжения, обязательные к исполнению как должностными лицами, так и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями и другими юридическими лицами независимо от их правового статуса и ведомственной принадлежности и подчиненности. Причем представитель власти осуществляет свои полномочия в установленном законом порядке постоянно, временно или по специальному поручению. Поэтому для признания лица представителем власти необходимо установить, на каком основании он занимает должность (назначение, выборы, иное) в органах законодательной, исполнительной, а также судебной власти либо в органах местного самоуправления.
К представителям власти относятся должностные лица республиканских органов государственной власти, исполнительной и судебной власти любого уровня, депутаты всех звеньев, мэры городов, судьи, прокуроры, работники органов внутренних дел, Комитета Государственной безопасности, таможенных органов, работники органов государственной налоговой службы, охотнадзора, органов рыбоохраны, санитарно-эпидемиологического надзора, военнослужащие, исполняющие обязанности по охране общественного порядка и другие.
Представителями власти также признаются и лица, постоянно или временно наделенные такими полномочиями в соответствии с действующим законодательством в отношении граждан (члены ДНД, члены государственных комиссий, общественные инспекторы охотинспекций и рыбинспекций, общественные контролеры на транспорте и т. п.).
Таким образом, по отношению к другим должностным лицам представители власти как субъекты должностного преступления, как справедливо отмечает Б. В. Здравомыслов, обладают рядом специфических признаков, правильное определение которых имеет большое значение для применения соответствующих норм, предусматривающих ответственность за самые различные должностные преступления [9, с. 134].
В свою очередь, правильное установление признаков специального субъекта – представителя власти – дает возможность отграничивать специальные составы от общих должностных преступлений, указанных в УК РБ. Особенно это важно, когда имеют место общая и специальная нормы (конкуренция норм) и согласно закону совокупность преступлений отсутствует, а уголовная ответственность наступает по специальной норме.
Все указанные представители власти являются специальными субъектами этих преступлений и подлежат уголовной ответственности и наказанию за совершенные должностные преступления.
Статистические данные о привлечении к уголовной ответственности следователей и сотрудников оперативных служб органов внутренних дел показывают, что чаще всего специальными субъектами преступлений против правосудия являются сотрудники, прослужившие в указанных органах от 4 до 7 лет. В свою очередь, анализ конкретных уголовных дел показывает, что наиболее часто привлекаются к ответственности работники милиции, осуществляющие заведомо незаконное задержание или арест [8, с. 211].
Другие преступления против правосудия могут совершить лица, обязанные содействовать суду, производству предварительного расследования и дознания, которые не осуществляют должностных функций, связанных с отправлением правосудия, но являются также специальными субъектами. В данном случае речь идет о таких преступлениях, как, например, заведомо ложные показание, заключение эксперта или неправильный перевод и отказ свидетеля или потерпевшего отдачи показаний.
В первом случае специальным субъектом преступления будут являться лицо, проходящее по уголовному делу в качестве свидетеля или потерпевшего, а также участники судебного процесса, выступающие в качестве эксперта или переводчика. Во втором случае при отказе свидетеля или потерпевшего от дачи показаний, которые они согласно уголовно-процессуальному закону обязаны давать при производстве следственных действий, дознания и в суде, указанные лица являются специальными субъектами преступлений
Лицо, вызванное на допрос в качестве подозреваемого или обвиняемого, за отказ от дачи показаний уголовной ответственности не несет. Не подлежит также уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и лицо, вызванное на допрос в качестве свидетеля, но в последующем привлеченное по данному уголовному делу в качестве обвиняемого. Однако, если свидетель или потерпевший, отказываясь от показаний, все-таки искажает фактические обстоятельства существа дела, относящиеся к предмету доказывания, его действия могут квалифицироваться по ст. 401 УК РБ. В этом случае такие лица уже являются специальным субъектом преступления, предусмотренного ст. 401. За ложное заключение, содержащее искажение и неверную оценку фактов либо выводов, либо неправильный перевод, связанный с искажением смысла переведенной устной информации с одного языка на другой либо документов, выступают специальными субъектами только соответственно эксперт или переводчик, а никакое другое лицо.
Специальными субъектами преступлений против правосудия являются также лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, т. е. осужденные и лица, содержащиеся под стражей. Преступление, предусмотренное ст. 413 УК РБ – побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи – посягает на нормальное и правильное функционирование органов уголовно-исполнительной системы, предварительного расследования и суда. Однако общественная опасность данного преступления состоит не только в противодействии исполнению приговора или мере процессуального принуждения, но и в достаточной его распространенности.
Так, в структуре преступности в местах лишения свободы, как показывают некоторые исследования, на протяжении ряда лет одно из ведущих мест занимают побеги (около 16%, а в иные годы – до 20%). Особенно возросло в последнее время число побегов. [19, с. 259]
Специальным субъектом такого преступления является лицо, осужденное к лишению свободы (независимо от его вида) или аресту, а также лицо, в отношении которого мерой пресечения избрано содержание под стражей и находящееся в связи с этим в предварительном заключении.
К специальным субъектам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, относятся осужденные, в отношении которых приговор вступил в силу и обращен к исполнению. К ним относятся и осужденные к лишению свободы, оставленные в СИЗО или тюрьме для производства следственных действий, а также участия в судебном разбирательстве по делу о преступлении, совершенном другим лицом.
Специальным субъектом данного общественно опасного деяния является и подозреваемое лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, в отношении которого до предъявления обвинения избрана мера пресечения – содержание под стражей и находящееся в связи с этим в предварительном заключении.
Однако субъектом рассматриваемого преступления не может быть лицо, задержанное в порядке ст. 109 УПК РБ в качестве подозреваемого либо в порядке административного задержания в соответствии с Кодексом РБ об административных правонарушениях, водворенные в связи с этим в камеру изолятора временного содержания задержанных, гауптвахту, приемник-распределитель. В случае побега такое лицо по ст. 413 УК уголовной ответственности не несет.
Специальным субъектом преступления, предусмотренного ст. 413, является и обвиняемый – лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого в совершении преступления и избрана мера пресечения – заключение под стражу.
При этом субъектом побега не может быть признано лицо, которое незаконно осуждено к лишению свободы или в отношении которого с нарушением закона избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В данных случаях говорить о наличии специального субъекта преступления, предусмотренного ст. 413 УК, нельзя.
Что же касается военнослужащих, отбывающих наказание в дисциплинарном батальоне или на гауптвахте, то они продолжают оставаться участниками военно-служебных отношений. Поэтому самовольное оставление дисциплинарной воинской части не будет являться преступлением, предусмотренным ст. 413 УК. Субъектом побега может быть лишь военнослужащий, подозреваемый или обвиняемый в совершении преступления и на законных основаниях содержащийся под стражей на гауптвахте.
Другое преступление, совершаемое специальным субъектом, связано с уклонением осужденного лица от отбывания лишения свободы (ст. 414 УК). Данное преступление посягает на нормальную деятельность органов и учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы. Рассматриваемое общественно опасное деяние выражается в невозвращении осужденного лица, которому была предоставлена возможность в соответствии с УИК РБ краткосрочного выезда за пределы места лишения свободы либо была предоставлена отсрочка исполнения приговора в порядке, предусмотренном УПК РБ. Специальным субъектом преступления, предусмотренного ст. 414 УК, может быть женщина, которой была предоставлена отсрочка отбывания наказания в связи с беременностью или наличием у нее детей до определенного законодательством возраста.
Таким образом, можно в какой-то степени говорить об однородности признаков специального субъекта преступления в ст.ст. 413, 414 УК, которым является лицо, отбывающее наказание в виде лишения свободы, т. е. осужденный.
Рассматривая последнюю разновидность специального субъекта гл. 34 УК, нельзя не сказать, что в гл. 32 УК РБ, предусматривающей общественно опасные деяния, посягающие на порядок управления, имеется в виду преступление, которое направлено против нормального функционирования или деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества осужденных и других лиц, содержащихся под стражей.
В отличие от действующего УК РБ, аналогичное преступление в УК РБ 1960 г. указывалось в главе «Государственные преступления» и относилось к иным общественно опасным деяниям против государства. Статья 74 предусматривала ответственность за действия, связанные с дезорганизацией работы исправительно-трудовых учреждений. Специальным субъектом указанного преступления был только осужденный.
Однако в связи с тем, что УК РБ предусматривает новый признак – совершение преступного деяния в месте содержания под стражей, специальный субъект преступления представлен несколько шире. Так, в результате этой новизны в законе специальным субъектом указанного преступления могут быть не только осужденные, но и лица, находящиеся в местах содержания под стражей (подозреваемые, обвиняемые, подсудимые или лица, в отношении которых приговор еще не вступил в силу).
При наличии умышленной формы вины в виде прямого умысла и разных мотивов и целей, можно говорить о том, что виновный сознательно противодействует путем применения насилия в отношении сотрудников и осужденных и таким образом препятствует исполнению приговора и отбывания наказания.
Что же касается специального субъекта, то он по признакам во многом совпадает с признаками субъекта преступления, предусмотренного ст. 413 УК, а также имеет много общего и со специальным субъектом уклонения от отбывания наказания в виде лишения свободы (ст. 414 УК). Им является осужденный наряду с другими лицами, содержащимися под стражей.
В свою очередь, анализ действующего уголовного законодательства, а точнее, уголовно-правовых норм с признаками специального субъекта в рамках УК РБ, позволяет условно классифицировать предмет исследования (специальный субъект) на следующие три вида.
Первый вид специального субъекта преступления образуют должностные лица, в частности представители власти, обязанные охранять и защищать конституционные права и интересы граждан, а также правосудие – это судьи, прокуроры, следователи, лица, производящие дознание, и лица, обладающие правом задержания.
Вторую группу (вид) образуют лица, участвующие в предварительном следствии, производстве дознания и судебном разбирательстве, которые по закону обязаны содействовать органам правосудия: свидетели, потерпевшие, эксперты, переводчики.
Третий вид специального субъекта образуют лица, осужденные к лишению свободы, и лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано содержание под стражей.
В заключение следует сказать, что необходимо законодательно уточнить понятие специального субъекта, трактуемого в законе как представитель власти с указанием дополнительных признаков, раскрывающих его внутреннее содержание и сущность.
Глава II. Преступления против порядка отправления правосудия
2.1. Принуждение к даче показаний
В результате данного преступления нарушаются общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов дознания, предварительного следствия по содействию в осуществлении правосудия и судов по осуществлению правосудия, а также права, законные интересы граждан, их телесная неприкосновенность и здоровье.
Потерпевшими могут быть: подозреваемый; обвиняемый; потерпевший; свидетель; эксперт.
Подозреваемый - физическое лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, либо лицо, в отношении которого органом уголовного преследования возбуждено уголовное дело или вынесено постановление о применении меры пресечения до вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого или постановление о признании его подозреваемым (ч.1 ст. 40 УПК РБ).
Информация о работе Заведомо незаконные задержание или заключение под стражу