Противодействие экстремизму

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 13:47, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Политические и экономические преобразования, проводимые в нашей стране с конца ХХ века, коренным образом изменили все сферы жизнедеятельности российского общества. В стране стала складываться новая модель права, принципиально отличающаяся от ранее существовавшей, с новой нормативной базой противодействия преступности. Одним из основных ее орудий стал Уголовный кодекс РФ, в котором законодатель предпринял попытку решить вопрос об ответственности за многие ранее не известные деяния, получившие значительное распространение в современных условиях.

Прикрепленные файлы: 1 файл

AvtoreferatPetryanin_A_V.doc

— 339.50 Кб (Скачать документ)

3. Положения  перспективного характера.

3.1. С учетом мотивов и целей  совершения преступлений экстремистской направленности, определяющих спектр нарушаемых общественных отношений, находящихся под охраной Уголовного кодекса России, предлагается криминализировать в качестве самостоятельных составов следующие разновидности террористического акта как наиболее радикальной и общественно опасной формы экстремизма с закреплением их в соответствующих главах УК РФ:

– в главе 29 УК РФ «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» предусмотреть статью 2781 «Антиконституционный террористический акт»;

– в главу 34 УК РФ «Преступления против мира и безопасности человечества» ввести статью 3601 «Международный террористический акт».

3.2. Обоснована криминализация и  предложена редакция следующего  самостоятельного состава преступления, с закреплением его в статье 2823 УК РФ «Экстремистское посягательство на личность».

3.3. В целях повышения  пенитенциарной профилактики экстремизма предлагается создание специальных исправительных учреждений либо участков для лиц, осужденных за совершение преступлений экстремистской направленности.

3.4. В целях повышения эффективности  борьбы с экстремизмом разработан авторский проект Национальной концепции противодействия экстремизму в Российской Федерации.

Теоретическая значимость диссертационного исследования. Сформулированные в работе положения и выводы представляют собой результат комплексного уголовно-правового и криминологического анализа преступлений экстремистской направленности и ориентированы на создание эффективного механизма противодействия экстремизму в рамках систематизации и унификации современного антиэкстремистского законодательства.

В работе предлагается авторская трактовка таких основополагающих категорий, как экстремизм, международный экстремизм, терроризм, преступления экстремистской направленности, социальная группа, уголовная политика в сфере противодействия экстремизму, унификация норм, регламентирующих ответственность за преступления экстремистской направленности. К основным достижениям соискателя, свидетельствующим о его вкладе в уголовно-правовую и криминологическую науку, можно отнести разработанную им концепцию, включающую в себя критерии, позволяющие определить исчерпывающий круг преступлений экстремистской направленности, а также разработанные на основе результатов проведенного исследования проекты нормативных правовых актов уголовно-правового и криминологического характера.

Практическая значимость работы состоит в том, что изложенные в ней положения и выводы содержат в себе предложения по совершенствованию соответствующих норм действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», а также положений Постановлений Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях экстремистской направленности» и «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений» в целях выработки механизма единообразного их применения.

Выработанные предложения могут быть использованы:

– в законотворческой деятельности по совершенствованию действующего законодательства, направленного на противодействие экстремизму;

– при подготовке разъяснений Верховным Судом РФ и совершенствовании положений ведомственных нормативных актов;

– в деятельности правоохранительных органов, осуществляющих противодействие экстремизму;

– при подготовке и переподготовке сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с экстремизмом;

– в ходе изучения курсов «Уголовное право (Часть Особенная)», «Криминология», «Уголовно-исполнительное право»;

– в научно-исследовательской деятельности – при дальнейшем изучении уголовно-правовых и криминологических проблем экстремизма.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли свое отражение в 47 опубликованных работах автора общим объемом 48,14 п. л., среди которых три монографии, научные статьи, в том числе изданные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации. В процессе подготовки исследования соискатель принял участие в 23 международных, девяти всероссийских, семи межвузовских и одной межрегиональной конференциях, в рамках которых были представлены и апробированы основные положения диссертации.

Результаты проведенного исследования, основанные на них выводы, положения, предложения и рекомендации прошли апробацию во время выступлений на научно-практических семинарах, межвузовских и региональных конференциях, при проведении занятий (лекционных и семинарских) по уголовному, уголовно-исполнительному праву и криминологии в Федеральном государственном казенном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Нижегородская академия МВД России» и Приволжском филиале Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия». Результаты диссертационного исследования внедрены в деятельность Нижегородского областного суда, Следственного комитета по Нижегородской области, ГУ МВД по Нижегородской области, о чем имеются соответствующие акты внедрения.

Основные положения проведенного диссертационного исследования рецензировались и обсуждались на кафедре уголовного и уголовно-исполнительного права Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородская академия МВД России» и на кафедре уголовного права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех разделов, объединяющих шесть глав, четырнадцать параграфов, а также заключения, библиографического списка и приложения.

Объем и структура диссертационного исследования соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, проанализирована степень ее научной разработанности, определены цель и задачи, объект и предмет исследования, методика его проведения, сформулированы положения, выносимые на защиту, продемонстрирована научная новизна полученных результатов, их теоретическое и практическое значение, приведены сведения о структуре работы.

Первый раздел «Меры противодействия преступлениям экстремистской направленности в российском, международном и зарубежном законодательстве: ретроспективный и сравнительно-правовой анализ» включает в себя две главы, состоящие из четырех параграфов.

Первая глава «Отечественное уголовное законодательство об ответственности за преступления экстремистской направленности: ретроспективный анализ» состоит из двух параграфов, в которых исследуется история развития норм отечественного законодательства об ответственности за экстремистские преступления.

Первый параграф «Развитие норм российского уголовного законодательства об ответственности за преступления экстремистской направленности в период до Октября 1917 года» посвящен анализу гносеологических, социальных и правовых оснований возникновения уголовно-правового запрета на совершение деяний, содержащих в себе признаки экстремизма.

На основе проведенного исследования автор выделяет несколько этапов становления и развития соответствующих норм:

а) первый этап характеризуется неразвитостью уголовно-правовых средств регулирования ответственности за экстремистские преступления и отсутствием их системы (Псковская судная грамота, Русская Правда);

б) второй этап связан с укреплением российской государственности и появлением первых кодифицированных актов (Судебник 1497 г., Судебник 1550 г., Соборное уложение 1649 г.), содержащих в себе нормы, запрещающие экстремистские проявления и очерчивающие круг соответствующих деяний;

в) третий этап ознаменован реформаторской деятельностью Петра I, в том числе в сфере регулирования уголовно-правовых отношений. Артикул воинский и Морской устав Петра I, пришедшие на смену Соборному уложению 1649 года, характеризовались ужесточением ответственности за экстремистские преступления, посягающие на безопасность государства;

г) четвертый этап связан с формированием правовых основ противодействия преступлениям экстремистской направленности как на внутригосударственном (Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, Уголовное уложение 1903 г.), так и на международном уровнях.

Во втором параграфе «Развитие норм уголовного законодательства об ответственности за преступления экстремистской направленности в советский и постсоветский периоды» осуществлен ретроспективный анализ норм отечественного законодательства в указанные исторические периоды, на основе которого выделены самостоятельные этапы развития национального антиэкстремистского законодательства;

д) пятый этап отличается тем, что он протекал в условиях формирования и становления советского уголовного законодательства (УК РСФСР 1922, 1926, 1960 гг.);

е) шестой (современный) этап характеризуется наличием развитого законодательства, регламентирующего ответственность за преступления экстремистской направленности (УК РФ, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона ²О противодействии экстремистской деятельности²» и др.).

Исследование истории развития норм об ответственности за преступления экстремистской направленности в России показало, что негативным фактором, влияющим на эффективность противодействия этим общественно опасным деяниям, на всех исторических этапах являлось отсутствие четкого их понятия и признаков, позволяющих идентифицировать их и отличать от смежных общественно опасных деяний. 

В результате изучения этапов становления законодательства в рассматриваемой сфере соискателем сделан вывод о том, что эффективность борьбы с изучаемым явлением зависит не только от применения классических видов уголовных наказаний, но и от карательных экономических мер, в качестве одной из которых должна выступать конфискация имущества. В этой связи предложена авторская редакция части 1 статьи 1041 УК РФ.

Во второй главе «Современное состояние международного и зарубежного законодательства об ответственности за преступления экстремистской направленности» проводится анализ международного и зарубежного права, устанавливающего ответственность за исследуемую группу деяний.

Первый параграф «Экстремизм как конвенциональное преступление» посвящен рассмотрению существующих международно-правовых актов, затрагивающих вопросы борьбы с экстремизмом, на основе изучения которых высказывается предложение об унификации российского уголовного законодательства с международными источниками права по вопросам противодействия экстремизму. В этих целях предлагается максимально подчинить и сделать подконтрольными только международному праву все действия государств, направленные на борьбу с преступлениями экстремистской направленности, и выработать на международном уровне дефиницию «международный экстремизм», включающую в себя следующие концептуальные признаки.

Во-первых, транснациональный организованный характер деятельности экстремистских организаций, присутствующих на территориях нескольких государств и совершающих такие наиболее радикальные преступления экстремистской направленности, как захват заложников и террористические акты (например, Международная конвенция о борьбе с захватом заложников; Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом; Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма).

Во-вторых, ввиду транснационального характера деятельности экстремистов, мировым сообществом признано, что экстремизм представляет угрозу не только для безопасности конкретных государств, но и для всего мира в целом (например, Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма; Резолюция Генеральной Ассамблеи «Права человека и терроризм»; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации).

В-третьих, на международном уровне признано наличие специфической мотивации, характерной для исследуемой группы преступлений. Это политическая, расовая, национальная, религиозная ненависть или вражда (например, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений; Резолюция ООН «Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости»).

Также предлагается в рамках универсального принципа действия уголовного закона в пространстве относить к категории лиц, ранее судимых, субъектов, имеющих судимость за совершение преступлений экстремистской направленности по законодательству зарубежных государств, являющихся участниками международных соглашений по борьбе с экстремизмом.

Информация о работе Противодействие экстремизму