Незаконное предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 00:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы является изучение института незаконного предпринимательства на основе анализа законодательства РФ, а также научных статей и монографий по данной проблеме.
Для раскрытия выбранной темы требуется решить следующие задачи:
- дать понятие незаконного предпринимательства, а также рассмотреть уголовно-правовую характеристику его признаков;
- провести анализ юридического состава незаконного предпринимательства как преступления;
- рассмотреть проблемы квалификации незаконного предпринимательства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика незаконного предпринимательства 5
1.1. Понятие и признаки незаконного предпринимательства по УК РФ 5
1.2. История развития норм о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности в уголовном законодательстве России 7
Глава 2. Юридический анализ статьи 171 УК РФ……………………………..10
2.1. Объект и объективная сторона незаконного предпринимательства 10
2.2. Субъект и субъективная сторона незаконного предпринимательства 20
Глава 3. Отягчающие обстоятельства незаконного предпринимательства…..25
Глава 4. Отличие незаконного предпринимательства от смежных преступлений 28
Заключение 36
Библиографический список 38

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая - УП.docx

— 110.00 Кб (Скачать документ)

УК  РСФСР 1960 года предусматривал более  широкий круг деяний, признаваемых хозяйственными преступлениями. Почти всякая деятельность частного лица, направленная на извлечение прибыли, стала рассматриваться преступлением и квалифицироваться как частнопредпринимательская деятельность, коммерческое посредничество, занятие запрещенными видами промыслов. Вводя все эти запреты, государство не могло оставить без уголовно-правовой защиты принцип всеобщего распределения материальных благ, особенно товаров и продуктов повышенного спроса. Как итог, неоднократные изменения и дополнения Уголовного кодекса статьями об ответственности за нарушение в сфере торговли, усиление ответственности за спекуляцию. Так, УК РСФСР устанавливал уголовную ответственность за незаконное предпринимательство (ст. 162-4), выделяя при этом ответственность за незаконное предпринимательство в сфере торговли (ст. 162-5). Диспозиция статьи конструктивно основывалась на административной преюдиции. Но, правовая конструкция указанной нормы не могла способствовать искоренению данного вида преступных посягательств ввиду сложности привлечения к ответственности. Часть 2 ст. 162-4 предусматривала квалифицированный состав незаконного предпринимательства, как  самовольное осуществление предпринимательской деятельности,  разрешенной  исключительно   государственным  предприятиям5.

Децентрализация экономики требовала более эффективной защиты прав и интересов потребителей, государства в условиях перехода к рыночным отношениям. Это вызвало необходимость лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности. Вслед за введением в законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 1990 г. нормы о лицензировании законодателями была введена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии.

Учитывая  рассогласованность норм УК РСФСР и КоАП РСФСР, а также наличие ограничителя в виде административной преюдиции, современный законодатель существенно изменил редакцию статьи «Незаконное предпринимательство». Была устранена необходимость предварительного наложения на него административного взыскания за аналогичные деяния; были четко определены необходимые последствия преступления; устранены такие составы, как осуществление деятельности, разрешенной только государственным предприятиям, и незаконное предпринимательство в сфере торговли.

Хочется отметить, что без осознания ответственности  государства за направленность и итоги проводимых реформ, успешное становление законодательства в данной сфере невозможно. Процесс развития норм  о  предпринимательской деятельности оказался более сложным и противоречивым, чем это первоначально представлялось. Но даже в таких условиях отчетливо прослеживается положительный опыт, который позволяет считать процесс становления этого феномена необратимым.

 

Глава 2. Юридический анализ статьи 171 УК РФ

2.1. Объект и объективная сторона незаконного   предпринимательства

Под незаконным предпринимательством действующее  уголовное законодательство понимает осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

Общим объектом преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ, являются все общественные отношения, охраняемые действующим уголовным законом.

Родовым объектом анализируемого состава преступления являются отношения в сфере экономики. Как отмечает ученый А.М. Медведев, "экономические преступления посягают на экономику, права, свободы, потребности и интересы участников экономических отношений, нарушают нормальное функционирование экономического механизма, причиняют этим социальным ценностям и благам материальный ущерб".

 Видовым  объектом незаконного предпринимательства  являются общественные отношения в сфере экономической деятельности. По мнению Б. М. Леонтьева, таким объектом выступают государственные интересы и интересы отдельных субъектов при осуществлении экономической деятельности6. Однако, на мой взгляд, более точно видовой объект рассматриваемого преступления определяет Б. В. Волженкин как "установленный порядок осуществления предпринимательской деятельности по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг"7.

В отечественной  научной литературе  до настоящего времени не сложилось однозначного представления о содержании непосредственного объекта рассматриваемого преступления. По мнению Т. Д. Устиновой, непосредственным объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование предпринимательской деятельности8. Данное определение мне представляется абстрактным. Я считаю, что непосредственным объектом являются общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения реализации конституционного права на государственную регистрацию и получения специального разрешения (лицензии), осуществления законной предпринимательской деятельности, задачи которой состоят в обеспечение необходимыми товарами и услугами, а также производство соответствующих отчислений в государственный бюджет от полученной прибыли.

Дополнительные  объекты в анализируемом составе  являются факультативными, так как для привлечения к уголовной ответственности достаточно установить либо причинение вреда интересам государства в целом в сфере налогообложения — получение крупного или особо крупного дохода, либо интересам граждан или организаций — причинение крупного ущерба.

Стоит отметить, что правильное определение непосредственного объекта незаконного предпринимательства влияет на квалификацию преступления, позволяя определить характер и степень общественной опасности совершенного деяния.

Предметом преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ, может  быть продукция, произведенная в  результате осуществления предпринимательской  деятельности без регистрации или  без лицензии в случаях, когда  такая лицензия обязательна.

Объективная сторона - это  внешняя сторона общественно  опасного посягательства.  По конструкции объективной стороны преступления, состав незаконного предпринимательства – формально-материальный. Материальный состав незаконного предпринимательства, выражается в причинении крупного ущерба гражданину, организации или государству и признается оконченным с момента наступления вредных последствий. Формальный же состав незаконного предпринимательства сопряжен с извлечением дохода в крупном размере с момента совершения любого деяния, перечисленного в диспозиции ч. 1 ст. 171 УК РФ деяний. А по способу описания, состав незаконного предпринимательства относится к альтернативному, то есть любое из перечисленных действий  характеризует объективную сторону данного преступления.

Объективная сторона незаконного предпринимательства  определена в диспозиции ч. 1 ст. 171 УК РФ как «осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере»9.

Анализируя  ч. 1 ст. 171 мы видим, что законодатель выделил такие обязательные признаки объективной стороны, как совершение деяния, наступление общественно опасного последствия в виде крупного ущерба, причиняемый гражданам, организациям или государству, а также извлечение дохода в крупном размере и причинной связью между деянием и причиненным ущербом.

Определяя признаки данного преступления, законодатель предусмотрел и формы совершения этого деяния:

1) Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации. 

Статья 2 и ч.1 ст. 23 ГК РФ говорят о том, что предпринимательской деятельностью могут заниматься лишь лица, зарегистрированные в порядке установленным Федеральным законом  «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Согласно ст. 8 данного федерального закона государственная регистрация осуществляется не более чем за пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации после истечения этого срока, когда должна была внестись соответствующая запись в государственный реестр, но внесенная по какой-либо причине, не может служить основанием для привлечения к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ, если отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации10.

Согласно  п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам  о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» осуществление предпринимательской деятельности без регистрации будет иметь место в том случае, если в едином государственном реестре для юридических лиц и едином государственном реестре для индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании соответствующих записей, либо содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя11. Предпринимательская деятельность, осуществляемая после вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом, также является незаконной.

Из этого  следует, что незаконным является осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, либо до момента регистрации.

Преступление, предусмотренное ст. 171 УК РФ, может  быть совершено как в форме  действия, так и путем бездействия. Преступное действие имеет место, если предпринимательская деятельность осуществляется после представления документов на регистрацию, но до ее завершения, т.е. до выдачи свидетельства. Преступное бездействие будет иметь место, когда предпринимательская деятельность осуществляется без представления документов, необходимых для регистрации. Противоправность в данном случае будет состоять в неисполнении возложенных на предпринимателя обязанностей.

2) Осуществление предпринимательской  деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна.

Статья 3 Федерального закона  «О лицензировании   отдельных видов деятельности» дает следующее определение понятия лицензии: «специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа». 
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, установлен в ст. 12 рассматриваемого закона 12. Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности, а ее передача другому юридическому или физическому лицу запрещается. Поэтому осуществление определенного вида деятельности по лицензии, выданной другому лицу, или при наличии лицензии на другой вид деятельности расценивается как деятельность без лицензии13.

К примеру, можно взять дело Благовещенского  городского суда по Амурской области, где гражданин   Ливенков А.А. совершил незаконное предпринимательство без лицензии, сопряженное с извлечением дохода в крупном размере при следующих обстоятельствах. Он организовал деятельность компьютерного клуба по предоставлению телематических услуг не определенному кругу населения. А согласно части 1 статьи 29 Федерального закона № 126 от 07.07.2003 года «О связи» деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области услуг связи (лицензии), которой у данного гражданина не было. Суд квалифицировал  действия Ливенкова А.А. по ч.1 ст. 171 УК РФ - незаконное предпринимательство14.

Незаконной  будет считаться и деятельность, осуществляемая по истечении срока действия лицензии, либо после ее аннулировании. Следует отметить, что в силу определенных обстоятельств органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, имеют право приостановить действие лицензии с последующим ее возобновлением.  Из этого следует, что продолжение предпринимательской деятельности во время приостановлении лицензии должно рассматриваться как незаконное.

Статья  13 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержит исчерпывающий перечень документов, на основании которых выдается лицензия. Представление недействительного или поддельного документа, не предусмотренного данной статьей, не может рассматриваться в качестве основания для признания предпринимательской деятельности незаконной, но может повлечь ответственность по другим статьям УК РФ.

Вопрос  о привлечение к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ при таких обстоятельствах остается довольно проблематичным. К примеру, лицензированию подлежит деятельность по добыче полезных ископаемых на определенном участке месторождения, а соответствующая лицензия у субъекта добычи отсутствует, хотя на продажу товара, лицензия получена. Есть ли в действиях руководителя субъекта-организации признаки незаконного предпринимательства? Поскольку в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда  «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем», содержащем разъяснения об осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно, соответствующего деления видов деятельности нет, поэтому на поставленный вопрос можно дать утвердительный ответ15.

Информация о работе Незаконное предпринимательство