Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 11:39, дипломная работа
Целью исследования является разработка теоретических положений, имеющих основанием понятие «неисполнение», а также внесение предложений по дальнейшему совершенствованию правового регулирования. Достижение поставленной цели осуществляется на основе решения комплекса исследовательских задач:
– дать правовую характеристику термина неисполнение.
– проанализировать неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних.
Введение 3
Глава I. Правовая характеристика термина неисполнение 5
§1. Понятие, значение и виды неисполнения 5
§2. Исторические аспекты появления термина неисполнение 8
§3. Неисполнение в Трудовом, Уголовном и Гражданском праве 9
Глава II. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних 19
§1. Эволюция ответственности родителей по отношению к детям 19
§2. Ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних 23
Глава III. Неисполнение в международном законодательстве 30
§1. Наличие термина неисполнение в международном законодательстве 30
§2. Анализ международных конвенций ответственности за неисполнение 33
Глава IV. Анализ неисполнения в современном мире 38
§1. Моральная, административная и уголовная ответственность 38
§2. Виды наказания, пути пресечения неисполнения в современном мире 46
§3. Возможность и невозможность исключения из уголовного законодательства данных 52
Заключение 61
Библиографический список 63
К примеру, мать была привлечена к уголовной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию своего сына и жестокое обращение с ним. Данное преступление выражалось в том, что она не обеспечивала ребенка продуктами питания, местом для сна, не поддерживала в доме чистоту, систематически распивала спиртные напитки в присутствии сына, а также практиковала применение физических наказаний, лишала его пищи, выгоняла из дому.20
Родитель, лишенный родительских прав в соответствии со ст. 70 СК РФ, а также ограниченный в родительских правах на основании ст. 73 СК РФ, не является субъектом данного преступления и, следовательно, не подлежит уголовной ответственности, так как он утрачивает право на воспитание ребенка. В случае дальнейших противоправных деяний такого родителя в отношении своего ребенка его действия следует квалифицировать по соответствующей статье УК РФ, предусматривающей ответственность за преступления против личности.
На практике возникают
проблемы по привлечению к уголовной
ответственности по ст. 156 УК РФ лица,
проживающего совместно с
Также субъектом преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, является «иное лицо, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего». Согласно семейному законодательству к данной категории субъекта относятся усыновители, приемные родители, опекуны и попечители. В частности усыновитель приобретает родительский статус по отношению к усыновленному согласно ст. 137 СК РФ.
Так, например, Михеева совместно с мужем в 1998 г. усыновила малолетнего ребенка Д. В период с 2002 г. по апрель 2004 г. она ненадлежаще исполняла обязанности по воспитанию сына, периодически его избивала, нанося удары различными предметами по голове и телу, оскорбляла его, унижала человеческое достоинство. За данные действия Михеева была привлечена к ответственности по ст. 156 УК РФ21.
Опекуны и попечители (ст. 148.1 СК РФ, ст. 36 ГК РФ), а также приемные родители (ст. 153 СК РФ) обязаны воспитывать ребенка, находящегося под их опекой или попечительством, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. При нарушении указанных обязанностей, соединенном с жестоким обращением с ребенком, для данных лиц также наступает ответственность по ст. 156 УК РФ.
К примеру, опекун Капашкина признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, в отношении несовершеннолетней К. Капашкина не покупала К. одежду, не готовила ей еду, не обеспечила ей нормальное спальное место, условия для обучения. Она же неоднократно привлекала К. с 10-11-летнего возраста к тяжелым, изнурительным работам по дому: уборке всего дома, мытью посуды за всеми, а впоследствии и к приготовлению обеда на всех лиц, проживающих в доме. При невыполнении указанных работ К. наказывалась физически (побоями) или ограничением общения со сверстниками путем принудительного содержания в доме22.
Вместе с тем проблемным является вопрос о том, как квалифицировать деяния лиц, фактически участвовавших в воспитании ребенка, но на которых законом данные обязанности не возложены, например бабушка и дедушка, если они взяли на временное или постоянное воспитание внука или совместно проживают с родителями ребенка. В семейном праве таких лиц относят к фактическим воспитателям. Под ними понимают тех, кто содержит и воспитывает ребенка, не будучи связанным с ним формальными (оформленными юридическим фактом) отношениями и не наделен такими обязанностями в силу закона.23 Действующая редакции ст. 156 УК РФ не позволяет, однако, привлечь фактических воспитателей за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенное с жестоким обращением с ним.
Кроме того, вызывает интерес практика применения ст. 156 УК РФ в семье, где воспитываются дети от разных родителей. В случае. если сожители матерей либо отцов не исполняют или ненадлежаще исполняют обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, сопряженные с жестоким обращением в отношении родного ребенка, то такие лица привлекаются к уголовной ответственности по данной статье, а если в отношении неусыновленного пасынка (падчерицы), то они уже не являются субъектами данного преступления, следовательно, чаще всего остаются безнаказанными.
К примеру, Гуров совместно со своей женой Кукалевой не исполняли возложенные обязанности по воспитанию несовершеннолетних Г. (сын Гурова и Кукалевой) и К. (сын Кукалевой). Дети проживали в антисанитарных условиях, у них отсутствовало место для сна и приема пищи, им не оказывалась надлежащая медицинская помощь. Кроме того, Гуров, используя малозначительные поводы, постоянно причинял детям физические и психические страдания, систематически избивая их ремнем24. Несмотря на то, что преступное воздействие осуществлялось в отношении обоих детей, Гуров был привлечен к уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ только за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего Г., т.е. своего сына. На наш взгляд, указанная ситуация является недопустимой, поскольку отчим, не исполняющий обязанности по воспитанию и допускающий жестокость в отношении родного ребенка, автоматически переносит такую же линию поведения в отношении пасынка (падчерицы).
К следующей группе субъектов преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, относятся педагог или другой работник образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним.
Педагогом является лицо,
имеющее необходимую
К другим работникам образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного обеспечивать надзор за несовершеннолетним, относят любого работника, осуществляющего свою профессиональную деятельность (профессиональные (функциональные) обязанности) в указанных учреждениях, включая спортивные, досуговые и прочие, в том числе негосударственные (немуниципальные).25
Например, им может быть
медсестра, обслуживающая учреждения
для несовершеннолетних, работник культуры,
представители органов и
Поскольку норма является бланкетной, то для привлечения к уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего данной группы субъектов необходимо установить, на основании какого нормативно-правового акта лицо осуществляло свою деятельность и какие функциональные обязанности были им нарушены при жестоком обращении с несовершеннолетним.
В ходе опроса 61,6% из 383 сотрудников ОВД, суда, прокуратуры из 11 субъектов РФ указали на необходимость расширения круга субъектов преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, для того чтобы привлекать к уголовной ответственности лиц, которые фактически выполняют обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (дедушка, бабушка, мачеха, отчим, сестра, брат и пр.).
Таким образом, проанализировав вышеизложенное и учитывая выявленные законодательные пробелы, а также мнение практических работников, полагаем, что круг субъектов неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего необходимо расширить, включив в диспозицию ст. 156 УК РФ дополнительный субъект преступления - лицо, фактически осуществляющее обязанности по воспитанию. Под такими лицами следует понимать: дедушку, бабушку, мачеху, отчима, сестру, брата, тетю, дядю и прочих лиц, которые посягают на объект рассматриваемого преступления.
Как представляется, введение
в качестве альтернативы в редакцию
статьи такого субъекта преступления
позволит повысить эффективность реализации
рассматриваемой уголовно-
Неисполнение лицом требований закона в международном законодательстве называется делинквентностью. Данный термин применяется в англо-американском праве, он означает совершение лицом преступления или правонарушения, и выражается в невыполнение им обязанностей, возложенных законом или договором. Термин «делинквентность» также имеет широкое распространение в криминологии, международном праве и в законодательстве экономически высокоразвитых стран.27 Делинквентность можно рассматривать, как социологическое, юридическое или криминологическое понятие, также существуют ее разные формы и виды. В российском законодательстве термин не употребляется, также он не был широко применим в отечественной юриспруденции.
В криминологии обычно используют термин "подростковая делинквентность", обозначающий высокий уровень правонарушений, влекущих за собой предъявление обвинения, которые совершаются подростками мужского пола в возрасте от 12 до 20 лет. Типичными преступлениями для подростков более юного возраста в указанных пределах являются воровство и кражи с взломом, тогда как насильственные преступления более характерны для тех, кто старше семнадцати".28
При неисполнении или ненадлежащем
исполнении обязательств для неисправной
стороны наступают неблагоприятные последствия.
Право стран континентальной Европы исходит из того, что требование об исполнении в натуре является основным и должник в принципе всегда может быть присужден к исполнению в натуре (за некоторыми исключениями), когда этого желает кредитор.
Во Франции принудительное
исполнение в натуре применяется прежде всего к обязательствам, содержанием
которых является передача вещи. Когда
вещь изъять у должника невозможно, кредитор
может купить такую же вещь за счет должника.
Если содержание обязательства
Правовая ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств состоит в обязанности неисправной стороны возместить в деньгах убытки, причиненные неисполнением, то есть гражданско-правовая санкция носит чисто имущественный характер. С точки зрения континентального права требование возмещения убытков рассматривается как вторичное, если исполнение в натуре оказывается невозможным или кредитор потерял интерес к получению такого исполнения.
С точки зрения англо-американского права требование возмещения убытков рассматривается как основное средство защиты и кредитор всегда имеет возможность получить денежную компенсацию в случае нарушения договора.
Как право стран континентальной
Европы, так и англо-американское право в возмещении убытков исходят
из некоторых общих принципов, которые
сводятся к следующему. Цель, которая преследуется
уплатой, состоит в компенсации потерпевшей
стороны. Кредитор не должен материально
пострадать в результате нарушения должником
договорных обязательств.
Обязанность возместить убытки, причиненные неисполнением, представляет собой возложение на неисправную сторону как бы нового обязательства взамен неисполненного или в дополнение к обязательству, которое было выполнено ненадлежаще (например, с опозданием).
Отсюда следует, что возмещение должно быть наиболее полным. Возмещается по всем правовым системам не только положительный ущерб, то есть те реальные затраты и потери, которые понес кредитор из-за несоблюдения его контрагентом своих обязательств, но и упущенная выгода, то есть те доходы, которые кредитор мог бы получить при надлежащем исполнении договора другой стороной (ст. 1149 ФГК; § 252 ГГУ; п. 2 ст. 2-708 ЕТК США).
Компенсаторные убытки
взыскиваются за неисполнение обязательства, они
заменяют исполнение, поэтому нельзя требовать
одновременно уплаты компенсаторных убытков
и исполнения обязательства. Мора
Право Франции, Англии и США исходит из
того, что возмещению подлежат лишь те
убытки, которые были предвидены или могли
быть предвидены во время заключения договора
(ст. 1150 ФГК). Это ограничение по французскому
закону не применяется в тех случаях, когда
нарушение договора произошло в результате
умысла неисправной стороны.
Ответственность при неисполнении договорных
Информация о работе Неисполнение, как уголовно-правовая категория