Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:45, курсовая работа
Современные тенденции развития уголовной и уголовно-исполнительной политики отличаются дуалистическим началом. С одной стороны, наблюдаются сдвиги в сторону гуманизации применения мер уголовной ответственности, с другой - ужесточение наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления.
Последнее направление обусловлено, по всей видимости, значительным ростом рецидивной преступности, а также увеличением числа тяжких и особо тяжких деяний, за счет которых общий уровень преступности в России на протяжении последних лет приобрел угрожающий характер. Данное обстоятельство выдвигает настоятельную потребность в разработке эффективных механизмов борьбы с указанными явлениями и совершенствовании уже существующих.
В основу борьбы с наиболее тяжкими преступлениями положены средства, применяемые в рамках наказания в виде лишения свободы (как срочного, так и пожизненного). Данное наказание, как указывают многи
Введение
3
Глава I. Уголовно-правовая и уголовно-исполнительная сущность тюремного лишения свободы
5
§1. Сущность тюремного лишения свободы, его цели
5
§2. Особенности назначения осужденному лишения свободы в тюрьме
12
Глава II. Исполнение и отбывание лишения свободы в тюрьмах
25
§1. Режим и условия отбывания лишения свободы в тюрьме
25
§2. Особенности ресоциализации лиц, отбывающих наказание в тюрьме
32
Заключение
39
Список использованных нормативных актов, материалов судебной практики и специальной литературы
Нормы, закрепляющие понятие, содержание и признаки режима являются универсальными и относятся ко всем видам лишения свободы. Специфические же предписания, определяющие размер, вид и характер средств обеспечения режима в конкретных исправительных учреждениях, отражены в соответствующих разделах и главах, посвященных исполнению определенных видов наказания.
Требования
режима лишения свободы обеспечивают
реализацию
вытекающих из его сущности функций, а
именно карательной,
воспитательной, обеспечивающей, социального
Согласно ч. 2 ст. 130 УИК в тюрьмах устанавливаются два вида режима: общий и строгий. Отбывание наказания в тюрьме начинается в наиболее тяжких условиях. Все осужденные, поступившие в тюрьму, согласно ч. 3 ст. 130 УИК содержатся первоначально на строгом режиме. На тот же вид режима поступают осужденные, переведенные с общего режима.
Пребывание на строгом режиме в тюрьме, независимо от оснований нахождения осужденного на этом виде режима, длится не менее одного года (ч. 5 ст. 130 УИК). Это минимально необходимый срок, установленный законодательством, во время которого определяется, выбрал ли осужденный для себя путь правопослушного поведения и, следовательно, достоин ли перевода в менее суровые условия дальнейшего отбывания лишения свободы (на общий режим) либо является неправопослушным и перевода на общий режим не заслуживает.
Установленный «испытательный» срок в один год представляется разумным пределом, в ходе которого осужденный претерпевает значительные ограничения. Строжайшая изоляция в камере «нарушается» лишь ежедневной прогулкой по тюремному дворику в течение часа. Отбывающим наказание на строгом режиме разрешается: ежемесячно расходовать средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 60 процентов МРОТ, получать одну посылку и одну бандероль в течение года, иметь два краткосрочных свидания в течение того же срока.
Общий
режим подразумевает
Указанная двухступенчатая тюремная система на самом деле сужает возможности дифференциации условий отбывания лишения свободы по сравнению с колониями, делает их более суровыми46.
Такая градация тюремного режима на общий и строгий лишает возможности реализации полного набора мер воздействия, присущих прогрессивной системе. Несомненно, тюремная изоляция сама по себе носит и должно носить шоковый характер, сразу помещая осужденного в крайне суровые условия содержания (на строгий режим). Однако в этом случае исключается какая-либо возможность регрессивного воздействия на лишенных свободы, не осознавших всей серьезности предъявляемых к ним требований. Применение мер взыскания, предусмотренных ст. 115 УИК РФ, не могут существенно повлиять на деструктивную личность, которая и так ограничена во всем. Помещение же в штрафной изолятор носит в большей мере пресекающий или предупредительный характер, назначается на срок до 15 суток, в связи с чем, не может применяться для долгосрочной корректировки свойств личности осужденного, что, несомненно, необходимо при работе с рассматриваемым контингентом лиц. Осознание вновь прибывшим осужденным того, что хуже уже не может быть, способно предопределить будущее его поведение, идущее вразрез с воспитательными мерами. Более того, такое положение дел в какой-то мере «развязывает руки» преступным «авторитетам», которые в общей массе содержащихся в тюрьме попадают на один режим и, находясь в своей стихии, будучи уверенными в невозможности перевода на более строгий режим и отделения их от всей массы осужденных, продолжают насаживать «воровские законы».
И в этом смысле логичным представляется установление трехступенчатой системы режимных требований, т.е. облегченный, общий и строгий режим, по подобию условий содержания в колониях различных видов. При этом первоначальным для всех категорий осужденных, направленных для отбытия в тюрьму, следует признать общий режим. Строгие условия должны явиться своеобразным противовесом, который воздерживал бы от нарушения порядка содержания в тюрьме и подталкивал, укреплял стремление к переходу на облегченный режим, а в результате и досрочному переводу в исправительную колонию.
Следует
отметить, что законодательное
Действующая
ныне система распределения
Статья 131 УИК РФ, определяя общие условия отбывания лишения свободы в тюрьме, предписывает содержать осужденных в общих запираемых камерах. Одиночное заключение допускается лишь в «необходимых случаях» по мотивированному постановлению начальника тюрьмы и с согласия прокурора (например, при возникновении угрозы личной безопасности осужденного со стороны других сокамерников).
Условия отбывания лишения свободы в тюрьмах довольно суровы. Наиболее болезненно воспринимается помещение, как правило, в переполненные общие камеры, где порядки содержания нередко превращаются в ситуацию выживания. При таких обстоятельствах крайне важным, как для самого осужденного, его безопасности, так и для проводимой работы в ИУ, становится окружающее его сообщество сокамерников, их психологическая совместимость, уровень морально-нравственной и криминальной запущенности и т.д.
При размещении виновных лиц по камерам учитываются требования ст. 80 и ст. 131 УИК РФ, в соответствии с которыми впервые осужденные к лишению свободы содержатся отдельно от ранее отбывавших этот вид наказания, а больные инфекционными заболеваниями - от здоровых осужденных.
Указанные нормы предписывают отдельно от иных категорий содержать:
1) осужденных при особо опасном рецидиве;
2)
осужденных к пожизненному
3)
осужденных, которым смертная казнь
заменена в порядке
Кроме того, изолированно от других преступников и раздельно содержатся осужденные (ч. 2 ст. 131 УИК):
1)
переводимые из одного
2)
оставленные в тюрьме для
3) отбывающие лишение свободы на общем и строгом режимах.
Подобная дифференциация при размещении лишенных свободы обусловлена не только уголовным и уголовно-исполнительным законодательством, но и ратифицированными Российской Федерацией международно-правовыми актами, устанавливающими стандарты обращения с лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы47.
Указанные
предписания основываются на многолетней
практике исполнения наказаний в
виде лишения свободы как
В монографической литературе не раз высказывалось мнение относительно несовершенства системы дифференциации и индивидуализации при распределении лишенных свободы в исправительных учреждениях. Накопленный опыт работы и теоретические разработки позволяют констатировать недостаточность классификации, основанной на уголовно-правовых признаках виновных лиц, а также требований уголовно-исполнительного законодательства.
Достижение цели становления осужденных на путь исправления существенно затрудняется, если игнорировать в период осуществления карательно-воспитательного процесса уровень социально-нравственной запущенности более или менее однородных групп осужденных, не учитывать их взаимного влияния друг на друга. Поэтому необходимо в процессе исполнения наказания подобрать ему такой круг общения, который содействовал бы лишенному свободы становлению на путь исправления, а не вызывал бы в нем стремление совершить новое преступление в период отбывания наказания или после освобождения из исправительного учреждения.
Грамотная дифференциация лишенных свободы в тюрьме имеет неоценимое значение для правильного выбора основных средств обеспечения режима и мер воспитательного воздействия. По сути, при этом происходит окончательная индивидуализация наказания, которая в течение всего срока лишения свободы в тюрьме корректируется в зависимости от поведения осужденного. Обеспечивается это посредством различных приемов и способов, в число которых входят переводы с одного вида режима на другой, возможность досрочного перевода из тюрьмы в соответствующую исправительную колонию по отбытии не менее половины назначенного судом срока тюремного заключения. Условно-досрочное освобождение указанных лиц прямо из тюрьмы невозможно, ибо это противоречило бы смыслу приговора ввиду того, что второй компонент лишения свободы (отбывание в колонии) оказался бы невыполненным48.
Части 5 и 6 ст. 130 УИК РФ устанавливают возможность прогрессивного и регрессивного изменения условий содержания. На общий режим осужденные могут быть переведены по отбытии не менее одного года срока наказания на строгом режиме. В случае если осужденный, находящийся на общем режиме, признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, он автоматически переводится на строгий режим.
Указанное правило направлено, прежде всего, на активное стимулирование положительного поведения и предупреждение нарушений установленного порядка отбывания наказания. Однако для того, чтобы данный механизм был результативен, необходимо, чтобы все участники уголовно-исполнительного процесса были осведомлены об условиях, влияющих тем или иным образом на возможность перевода. Кроме того, такие правила должны быть четко регламентированы, чтобы не вызывать ложных иллюзий и чувства несправедливого отношения у осужденного со стороны администрации ИУ.
Таким образом, режим представляется универсальным инструментом, обеспечивающим раздельное содержание однородных категорий осужденных в различных условиях. Однако его задачи этим не исчерпываются. Помимо прочего ст. 82 УИК РФ к функциям режима относит обеспечение возможности реализации прав и законных интересов осужденных, а также их личной безопасности.
Завершая
анализ рассматриваемого института, хотелось
бы отметить, что режим лишения свободы
в тюрьмах России, в отличие от западноевропейских
тюремных систем, где главенствующим является
степень изоляции, содержит основные правоограничения,
налагаемые на виновных лиц. Он есть выражение
кары и одновременно является основным
инструментом в деле достижения целей
наказания. Именно поэтому четкая организация
и детальная регламентация условий содержания
лишенных свободы должна, с одной стороны,
в максимальной степени обеспечивать
соблюдение их прав и законных интересов,
а с другой - предоставить администрации
тюрьмы необходимые правовые рычаги для
эффективного достижения поставленных
целей, обеспечения порядка и дисциплины
в деятельности исправительных учреждений,
предупреждения среди осужденных новых
преступлений и иных правонарушений.
§2. Особенности ресоциализации лиц,
отбывающих наказание в тюрьме
Лишение
свободы в тюрьме осуществляется
в условиях строгой изоляции, в
связи с чем неизбежно
Лишение свободы в тюрьме, направлено на достижение целей наказания, а в конечном счете призвано вернуть в общество полноценного человека, способного нормально сосуществовать в социуме, соблюдая его законы. Ввиду этого вся совокупность средств воздействия обязана, помимо прочего, иметь и ресоциализирующий характер. Поэтому процесс исполнения наказания в тюрьме, выполняя превентивную функцию, должен органично сочетать в себе интересы общества и государства по обеспечению безопасности, которая должна быть гарантирована не только в момент изоляции осужденного, но и после его освобождения. Весь комплекс мер уголовно-правового и уголовно-исполнительного характера призван обеспечить ресоциализацию лишенного свободы, учитывая закономерности и особенности жизнедеятельности человека, отбывающего наказание, положительные и отрицательные факторы условий социальной изоляции для личностной самореализации индивида.