Бандитизм и организация преступного сообщества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 15:37, курсовая работа

Краткое описание

Представленная тема в научном и практическом отношении вызывает неоднозначные подходы к ее проблематики, как со стороны ученых, так и со стороны правоприменителя. Организованная преступность – исключительно опасное явление, которое в нашей стране не встречает, к большому сожалению, адекватного противодействия со стороны государства.

Содержание

Введение…………………………………………………….……………………….5
1 Уголовно-правовое понятие бандитизма и организации преступного сообщества……………………………..………………….…………………………7
1.1 Понятие банды как вида организованной группы…….………………………7
1.2 Понятие бандитизма как преступления против общественной безопасности………………………………………………..….…………………..10
1.3 Понятие организованной преступной группы и преступного сообщества………………………………………………………………………….18
2 Характеристика признаков составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 209, 210 УК РФ……………………………….……………...…………………….24
2.1 Объективные признаки бандитизма…….……………………………………24
2.2 Субъективные признаки бандитизма…...…………………………………….27
2.3 Уголовно-правовая характеристика организации преступного сообщества………………………………………………………………………….32
3 Вопросы национальной и международной борьбы с организованной преступностью……………………………………………………………..………53
Заключение…………………………………………………………………………58
Список используемых источников…….………

Прикрепленные файлы: 1 файл

Бандитизм.doc

— 343.00 Кб (Скачать документ)

Все эти действия могут совершаться и при создании преступной организации с нуля, однако, им должно предшествовать соглашение о совместном совершении тяжких или  особо тяжких преступлений в составе  сплоченной организованной группы, то есть должны быть выполнены условия, образующие данную форму соучастия. При этом создателями преступной организации будут считаться не все те, кто заключил такое соглашение перед ее созданием или стал инициатором такого соглашения, а лишь те (тот), кто совершил перечисленные выше действия, направленные на ее создание, либо участвовал в их совершении. Если, положим, трое лиц по взаимной инициативе согласились совершать преступления в составе преступной организации и только один из них по поручению или по согласию остальных распределил между ними функции, спланировал преступную деятельность и материально оснастил организацию, то ее создателем должен считаться именно этот человек, а двое других – ее участниками.

Особым вариантом  создания преступной организации в обеих ее формах является достижение соглашения между участниками уже существующей сплоченной организованной группы или объединения организованных групп о совершении тяжких или особо тяжких преступлений, если ранее ими совершались преступления иных категорий.

Создание преступной организации в обобщенном виде предполагает три стадии:

1) достижение  соглашения между двумя или  более лицами о совершении  тяжких или особо тяжких преступлений  в составе сплоченной организованной  группы либо достижение соглашения между двумя или более организованными группами о совместном совершении преступлений указанных категорий тяжести;

2) объединение  двух или более лиц в сплоченную  организованную группу либо объединение  двух или более организованных  групп для достижения целей ранее заключенного соглашения;

3) достижение  организацией состояния объективной  готовности к совершению тяжких  или особо тяжких преступлений37.

Таким образом, создание преступной организации следует  считать оконченным преступлением  только с того момента, когда такая организация достигла состояния объективной готовности к совершению тяжких или особо тяжких преступлений. Об этом могут свидетельствовать уровень материально-технической оснащенности организации, качество специальной подготовки ее членов, наличие эффективной и безотказной системы управления внутри организации и другие факторы. Если созданная организация не достигла такого состояния, то лицо, совершившее действия, направленные на ее создание, может нести ответственность лишь за покушение на ее создание.

Вторым деянием, образующим объективную сторону  состава преступления, предусмотренного ст. 210 УК РФ, в тексте закона названо  руководство преступным сообществом (преступной организацией). Законодатель не дает определения понятию руководства преступной организацией, равно как и понятию ее создания и участия в ней. Однако, исходя из логики закона, руководство необходимо отличать, с одной стороны, от создания преступной организации, а с другой стороны, от руководства совершением конкретных преступлений членами организации. В обоих случаях одно лицо может одновременно осуществлять все эти функции, то есть являться создателем преступной организации, ее руководителем, а также организатором и руководителем совершаемых ею преступлений, однако все эти функции, даже если они совмещены в одном лице, имеют самостоятельное правовое значение38.

Функциями руководителя преступной организации лицо может  быть наделено одним из следующих  способов:

а) создатели  преступной организации делегируют полномочия руководителя одному из них либо третьему лицу, которое не принимало участия в создании организации;

б) создатель  преступной организации оставляет  за собой полномочия по ее руководству;

в) участник преступной организации, не являющийся ее создателем, достигает положения руководителя путем устранения прежнего руководителя, присвоения себе его полномочий либо с согласия других участников организации;

г) более сильная  преступная организация подчиняет  себе менее сильную, и полномочия руководителя слабой организации переходят к руководителю сильной организации, либо последний назначает нового руководителя.

Руководство преступной организацией может быть как единоличным, так и коллективным. В последнем  случае каждый член коллективного руководящего органа может обладать равными полномочиями по руководству организации, а решения принимаются коллегиально, либо же коллективный руководящий орган возглавляется одним лицом, а другие его участники осуществляют лишь отдельные функции по руководству преступной организацией, что никак не исключает их ответственности именно за руководство преступной организацией.

Руководство любой организацией, в том числе и преступной, состоит  в совершении следующих действий:

- разработка и (или)  утверждение норм и правил  поведения, обязательных для участников организации;

- применение санкций к  нарушителям норм и правил  поведения участников организации;

- разрешение споров между  участниками организации;

- принятие в организацию  новых членов и исключение  из нее;

- распределение функций  между участниками организации;

- отдача обязательных  для каждого члена организации  распоряжений о совершении тех  или иных действий в интересах  организации;

- общее планирование  преступной деятельности организации  либо утверждение планов совершения  организацией конкретных преступлений;

- распределение  прибыли от совместной преступной  деятельности между участниками  организации;

- распоряжение  материальными средствами организации39.

Не в каждой преступной организации руководящему органу принадлежат все эти полномочия. Некоторыми из них руководитель может  и не обладать. Например, в организации, имеющей устоявшиеся традиции, нормы  и правила, руководитель может быть лишен полномочий изменять эти правила без согласования с другими участниками организации. Ведь преступная организация хотя и предполагает авторитарный режим управления ею, наличие элементов демократии в ней также не исключено. Более того, если руководитель преступной организации является коллективным лицом, то перечисленные выше полномочия, как правило, распределены между отдельными руководителями. Поэтому выполнение каким-либо лицом даже одной из этих функций должно квалифицироваться не иначе как руководство преступной организацией, при условии ее выполнения на постоянной основе либо в течение длительного периода40.

Третьим деянием, образующим объективную сторону  рассматриваемого нами состава преступления, является руководство входящими  в преступную организацию структурными подразделениями. В данном случае нам необходимо определить, во-первых, что такое структурное подразделение преступной организации, а во-вторых, отличается ли чем-либо содержание действий по руководству преступной организацией от руководства входящими в нее структурными подразделениями.

Структурность – неотъемлемое свойство всех реально  существующих объектов и систем. Каждая преступная организация, являясь разновидностью социальной системы, обладает определенной структурой. При этом под структурой следует понимать строение и внутреннюю форму организации системы, выступающую как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных взаимосвязей41.

Структурное подразделение  – это одновременно система по отношению к составляющим его элементам, то есть входящим в него участникам или группам участников, и элемент по отношению к более крупной системе – самой преступной организации. А преступная организация есть элемент другой системы – организованной преступности, в то время как организованная преступность – это элемент системы всего общества. В этом находит свое отражение такое свойство системы, как иерархичность.

Материальной  системе присуща не просто структурность, а полиструктурность, то есть многообразие структурных связей и уровней. Поэтому для преступной организации характерно как минимум наличие двух структурных цепей – территориальной и функциональной. Функциональное структурное подразделение – это обособленная группа лиц, на постоянной основе совместно выполняющих одну или несколько взаимосвязанных функций преступной организации. Территориальное структурное подразделение преступной организации – это в некотором смысле ее филиал, осуществляющий все или большую часть функций преступной организации на определенной территории.

Можно ли отождествить структурное подразделение преступной организации с организованной группой, когда преступная организация имеет  форму объединения организованных групп; и если да, то есть ли смысл  выделять в законе такую форму  преступной организации? Думается, что в отдельных случаях подобное отождествление допустимо. Преступное сообщество в форме объединения организованных групп существует только тогда, когда каждая входящая в него организованная группа совершает те или иные преступления. Однако не каждое структурное подразделение создается для совершения преступлений; отдельные подразделения специализируются на выполнении функций, которые сами по себе состава преступления не образуют.

Кроме того, структурное  подразделение не всегда обладает признаком устойчивости членства: состав участников такого подразделения может изменяться руководством организации без ущерба для выполняемой этим подразделением функции. Ведь в структурности проявляется и другое свойство системы – ее неаддитивность, то есть несводимость целого к механической сумме частей. В этом смысле структурное подразделение не обладает самостоятельным существованием вне организации (системы) и, в отличие от организованной группы, не имеет теоретической возможности выхода из нее.

Каковы же те критерии, с помощью которых мы можем выявить структурное подразделение в рамках конкретной преступной организации?

Прежде всего, такое подразделение должно быть обособленным, то есть иметь относительно постоянных членов, отличающихся от других участников преступной организации либо спецификой, либо местом своей деятельности.

Второй критерий, тесно связанный с первым, заключается  в наличии собственного руководителя, полномочия которого ограничены функциями  такого подразделения. Вместе с тем, несмотря на свою обособленность, структурное подразделение должно обладать связью с общей преступной деятельностью всей организации, а руководитель подразделения должен подчиняться руководителю всей организации.

Из приведенных  критериев просматривается различие между действиями по руководству всей преступной организацией и ее структурными подразделениями. Так или иначе, но все полномочия руководителя структурного подразделения производны от полномочий руководителя самой организации, который, во-первых, устанавливает их объем, а во-вторых, наделяет этими полномочиями определяемое им самим лицо42.

Поэтому для  признания действий того или иного  лица содержащими признаки руководства  структурного подразделения достаточно лишь установить, что это лицо на постоянной основе и по поручению руководителя преступной организации было наделено правом отдавать распоряжения о совершении тех или иных действий в интересах организации, которые обязательны лишь для членов такого подразделения.

В качестве четвертого деяния, образующего объективную сторону состава преступления, предусмотренного ст. 210 УК РФ, целесообразно рассмотреть участие в преступном сообществе (преступной организации), которое сформулировано в части второй названной статьи. Участие в преступной организации нельзя отождествлять с участием в совершаемых ею тяжких или особо тяжких преступлениях. Одного участия в совершаемых организацией преступлениях не достаточно, чтобы квалифицировать действия лица по ч. 2 ст. 210 УК РФ. Ведь к совершению отдельных преступлений ею могут привлекаться абсолютно посторонние лица. В то же время участник преступной организации может не только не участвовать в совершаемых ею преступлениях, но даже не знать об обстоятельствах их совершения. Для того чтобы действия лица квалифицировать как участие в преступной организации, необходимо установить, что он занимает определенное место в ее структуре и связан с ней выполнением конкретной функции. Причем выполняемая таким лицом функция (как, например, аналитическая, техническая, бухгалтерская, информационная) может вообще не содержать в себе состава преступления. Достаточно, чтобы эта функция осуществлялась им в интересах преступной организации и была направлена на поддержание ее организационного единства и эффективной деятельности. Об участии лица в преступной организации могут свидетельствовать следующие факты:

- прохождение  процедуры (ритуала) вступления  в организацию;

- подчинение (зачастую  неписаным) нормам и правилам  организации;

- исполнение  распоряжений руководителя организации  или ее структурного подразделения;

- передача части  прибыли от незаконной деятельности  в общую кассу организации,  а равно получение части такой  прибыли43.

Участие в преступной организации образует оконченный состав преступления с момента вступления лица в преступную организацию и  совершения какого-либо деяния (в том числе и правомерного) в ее интересах или по ее заданию.

Пятое деяние, образующее объективную сторону состава  преступления, предусмотренного ст. 210 УК РФ, выражается в создании объединения  организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп в целях разработки планов и условий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений. Указанное объединение не упоминается в ст. 35 УК РФ, то есть у нас отсутствуют формальные основания считать его самостоятельной формой соучастия, равно как и третьей формой преступной организации, наряду со сплоченной организованной группой и объединением организованных групп. Однако разобраться с этим вопросом не формально, а по существу мы сможет только после того, как рассмотрим признаки этого объединения.

Информация о работе Бандитизм и организация преступного сообщества