Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:53, дипломная работа
Целью дипломной работы является:
- определение исторического развития права в формировании культуры
общества;
- анализ основных аспектов правовой культуры, её структуру и функции;
- выявление особенностей развития права в формировании казахского
общества.
Введение
Глава 1. Возникновение и историческое развитие права. 6
1.1 Многообразие определений и единство понятий 6
1.2 Античная эпоха10
1.3 Средневековье. __^ . 15
1.4 Эпоха нового времени._ 20
1.5 Соотношение русского и казахского права и их влияние друг на
Друга. __^ 25
Глава 2. Правовая культура общества.
2.1 Основные аспекты правовой культуры общества. 31
2.2 Правовая социализация личности. 36
2.3 Государственное обустройство общества. 42
2.4 Правосознание личности. _ 47
Глава 3. Развитие права в формировании культуры казахстанского
общества. ____^__ _52
Заключение 59
Список использованных источников.
Идея права, которая и есть свобода, развертывается в гегелевском учении в мире государства и права, и сфера объективного духа предстает как идеальная правовая действительность. Человеческая свобода - результат длительной работы духа. На востоке свободен лишь один (деспот), в греческом и римском мире свободны некоторые, в германском мире свободны все. В соответствии с
25
этим тремя основными государствами являются: восточная деспотия, античное государство в виде демократии или аристократии, современная представительная система - конституционная монархия.
Отношения права и свободы опосредуются в гегелевской философии объективного духа через свободную волю, которая представляет свободу во всех перипетиях диалектики идеи права. Тремя основными формами конкретизации понятия свободы и права являются: абстрактное право, мораль, нравственность.
В сфере абстрактного права воля непосредственна и абстрактна. В сфере морали выступает право субъективной воли в отношении к всеобщему - к праву мира. В сфере нравственности достигается синтез этих двух предшествующих абстрактных моментов. Одним из определения свободы и форм объективации понятия права является закон. Характеризуя «право как закон», Гегель пишет: «То, что есть право в себе, положено в его объективном наличном бытии, то есть, определено для сознания мыслью и известно как-то, что есть и признано правом, как закон. В процессе законодательства право превращается в закон и тем самым праву придается форма всеобщности и подлинной определенности»[21].
Законодательство, по признанию Гегеля, может исказить содержание права: «то, что есть закон, может быть отличным оттого, что есть право в себе». В гегелевской философии права, речь идет о праве и законе в их развитой, то есть соответствующей их понятию форме.
Право - это ветвь народной жизни. Оно изменяется и развивается вместе с жизнью народа, разделяя характер его культуры на различных ступенях развития и приспосабливаясь к его изменчивым потребностям. Историчность права означает, во-первых, органическую связь права с народной жизнью, совпадение их одновременного развития, во-вторых, - органический характер развития права (самого), органичность связи разных ступеней в развитии права. Развитие права уподобляется развитию народных нравов, обычаев, языка.
26
Таким образом, система гегелевской философии, хотя и содержит в себе принцип различения права и закона, но разработана она в плане не развертывания, а снятия этого принципа и доказательства его мнимости, поскольку речь идет лишь о различных определениях одного понятия, то есть права.
Несмотря на различные модификации, общее во взглядах юристов -«социологов» на право состоит в том, что все они, так или иначе, понимают под ним совокупность «правовых» отношений, возникающих и существующих независимо от норм; сложившийся в жизни «социальный порядок» или «правопорядок», а в конечном счете «фактический образ деятельности правительства, судов и других государственных органов и его должностных лиц» [14].
1.5
Соотношение русского и
друга.
Становление законодательства в Древней Руси началось ещё в 9 веке при
становлении
государственности у славян[22]
Любое преступление подразумевало выплату штрафов и имущественные взыскания, для чего требовалось наличие собственности. Наиболее вероятно, что во времена Русской Правды, несмотря на изустные привилегии феодалов за оскорбления, бесчестье и т.д., все свободное население отвечало за криминальные действия в отношении представителя другого сословия. С принятием христианства возраст преступника стал определяться на основе церковных установлений.
Русская Правда является сугубо светской, так как уголовные наказания против церкви устанавливаются в церковных уставах. На практике применялись следующие виды наказаний кровная месть, «поток и разграбление», смертная казнь, уголовные штрафы, заключение в темнице, членовредительные кары. Русская Правда ничего не говорит о телесных наказаниях и лишении свободы. Тюрем в Древней Руси ещё не было, как и осознания тюремного влияния на преступника. Законодатель сознавал, что степень тяжести преступления может зависеть как от преступника, так и от внешних обстоятельств. Однако эти элементы он не мог формулировать в абстрактном виде: отягчающие обстоятельства, соучастие, формы вины и т.д. -продукт позднего времени. В Русской Правде только намечается деление на умышленные и неосторожные деяния. Карательные нормы Русской Правды продолжали действовать, но к концу 15 в. была подготовлена база для
28
качественно нового уровня уголовного права. Это связано с тем, что появились новые виды преступлений против государства, его аппарата и должностных лиц, преступность стала более масштабной, и уголовное законодательство отреагировало на это усилением репрессий.
Основными же нормами права при разрешении спорных вопросов при становлении государственности казахов были нормы обычного права кочевников, дополненные при Модэ и его последователях новыми положениями. Законы не кодифицировались и, видимо, преимущественно были устными. В период Модэ право имело традиционное членение на 4 общих раздела:
1. хозяйственно-имущественные споры;
4. положения, касающиеся военного периода.
При древних тюрках правовая система была также основана на обычном праве кочевых скотоводов, которая была дополнена нормами государственного права и религиозными установлениями. Так, к обычному праву относятся преступления, связанные с причинением ущерба здоровью.
С появлением Золотой Орды было отделение и обособление норм государственного права в виде Яссы Чингиз-хана, которая наряду с устными политическими традициями определяла порядок наследования орд, юртов, улусов отдельными чингизидами и наследственное право тех или иных династий ханов и улуг-султанов на определенные регионы государства, а также описывала действия государственного аппарата и отдельного человека при военных действиях и других событиях.
Уголовные дела относились в основном к компетенции обычного права, которое можно также разделить на монгольское (Яссы) и кыпчакское (адат). В Золотой Орде до реформ хана Узбека и после в жизни многих слоев населения важную роль играл шариат, то есть исламское право, основанное на
29
положениях Корана. В основном оно было распространено в южных регионах среди оседлых социумов.
В 1467 году на Руси появился новый источник - Псковская судная грамота. В Пскове в связи с процессом дальнейшего закрепощения феодально-зависимого населения стали усиливаться классовые противоречия. Это нашло свое выражение в том, что за наиболее серьёзные преступления, нарушающие интересы господствующего класса, была введена смертная казнь. В Псковской судной грамоте предусматривалось значительно больше деяний, признаваемых господствующим классом социально опасными, нежели в Русской Правде. В соответствии с новым понятием преступления, по Псковской судной грамоте меняется и система преступлений. Впервые в русском праве появляются политические преступления. Псковская судная грамота знала так же, как и Русская Правда преступления против личности, но в отличие от Русской Правды она преследует такие преступления, как отцеубийство и братоубийство, это объясняется тем, что в эпоху Русской Правды дела указанной категории находились в ведении церковных судов, а в эпоху Псковской судной грамоты были изъяты из церковной юрисдикции и переданы в ведение светских судов. Так же Псковская судная грамота упоминает о таких видах преступления, как оскорбление судебного привратника, насильственное вторжение посторонних лиц в помещение суда и тайный посул судье. Русская Правда же не знала ещё преступлений такого вида. Эти преступления, направленные против порядка управления, несомненно, считались одними из наиболее серьезных, так как в данном случае нарушалась нормальная работа суда, в которой был заинтересован господствующий класс.
Позже 1497 году в Московском княжестве был принят Судебник. В нем значительно усложнилась система преступлений по сравнению с Русской Правдой и Псковской судной грамотой. Судебник вводит преступления, лишь намеченные в Псковской судной грамоте - государственные преступления. Судебник знал следующие преступления против личности: убийство (душегубство), ябедничество, то есть злостная клевета, и преступления против
30
чести. Не упоминаются Судебником такие деяния, как нанесение увечий, ран, побоев. Конечно, они имели место в действительности, но, вероятно, регулировались Русской Правдой. Наиболее серьезным преступлением против личности было убийство. Судебник различает убийство простое и квалифицированное. Кроме того, Судебник предусматривал тюремное заключение, в 1563 году в Московском государстве был введен такой вид наказания, как ссылка, и в 1582 году согласно указу Ивана Грозного ссылка приобрела статус уголовного наказания.
Период так называемого смутного времени характеризуется не только резким возрастанием недовольства широких слоев населения, увеличением преступности, но и завершением процесса объединения земель, укреплением власти монарха, что требовало принятия нового нормативного акта.
И в 1649 году появилось Соборное Уложение, состоящее из 25 глав и 967
статей, что знаменовало собой новый этап правового регулирования. Пытаясь
создать свод законов, разработчики Уложения уделили значительное внимание
вопросам преступности и наказуемости деяний, наращивая устрашающий
характер наказания и процесса его исполнения. В отличие от ранее
действовавших нормативных актов, существенное развитие в Соборном
Уложении получили статьи о преступлениях против государства, которые
защищались как интересы личности монарха. Круг посягательств на интересы
частных лиц также значительно расширился, причем сначала речь шла о
многочисленных имущественных преступлениях и только затем
посягательствах личного характера. Главными видами наказания являлись
смертная казнь, телесные наказания, тюремное заключение и ссылка. Телесные
наказания приобрели ещё более жесткий характер. В этот период стала
намечаться тенденция к расширению применения тюремного заключения,
которое назначалось на определенный срок и на неопределенный срок.
Уложение, помимо всего прочего, знает деление преступлений на умышленные,
неосторожные и случайные. Закон выделяет отдельные стадии преступного
деяния: умысел, покушение на преступление и совершение преступления.
31
Закон также знает понятие рецидива и понятие крайней необходимости, которая является ненаказуемой только при соблюдении, соразмерности её реальной опасности со стороны преступника. Нарушение соразмерности означало превышение пределов необходимой обороны и наказывалось.
Право же казахского общества было обычным правом (адат), то есть совокупностью обычных прав и обычаев. Казахское право при всей своей простоте дополнялось и развивалось. Адат - это та форма права, которая более всего соответствовала особенностям экономического и культурного развития казахского общества. Казахские ханы неоднократно предпринимали попытки изменить казахские обычаи, привести их в соответствие с интересами господствующего класса и придать им официальный характер.
Источники сообщают о сборнике обычаев хана Хак-Назара и хана Есима. В истории Казахстана известен только один источник права, дошедший до нашего времени - «Жеты Жаргы». «Жеты Жаргы» не было писаным правом, а представляло собой собрание устных пословиц, изречений, которые должен был знать каждый бий, старейшина и каждый аксакал казахских аулов. В этом собрании были закреплены основные принципы и нормы патриархально-феодального права средневекового казахского общества. Нормы «Жеты Жаргы» исходили из принципов социального неравенства и закрепляли всю судебную власть за биями, устанавливали размер взимаемых с населения налогов. Нормы обычного права казахов постоянно совершенствовались в процессе судебной деятельности биев. Благодаря русским ученым Спасскому и Левшину, исследовавшим Казахстан, которые записали данный источник и сделали его письменным, он дошел до наших дней. Данный источник содержал нормы административного, уголовного и гражданского права, а также положения о налогах, религии и другие[23].
Другой формой правотворческой деятельности биев являлись так называемые «Ереже» (положения), принимаемые съездами биев о том, какими именно нормами права они будут руководствоваться при решении судебных дел. Эти постановления «Ереже» сами становились источниками права.
32
Посредствам судебных прецедентов казахские бии вносили в обычное право некоторые нормы шариата, жестко карающие за отступление от требований ислама. Действие норм «Жеты Жаргы» продолжалось до заседания в комитете по казахским законам 13 марта 1825 года, где были частично изменены с учетом обычаев казахов действовавшие в то время нормы права. И в дальнейшем они развивались параллельно с правом России.