Правовые системы современност

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Кодификация символизировала собой окончательное завершение процесса формирования романо-германской правовой системы как целостного явления. Во многих странах Европейского континента была проведена систематизация действующих законодательных актов и как результат были приняты кодексы - нормативно-правовые акты, вбирающие в себя все жизнеспособное в романо-германской правовой семье. Так, во Франции (1804 г.), в Германии (1896 г.), Швейцарии (1881-1907 гг.) и других странах первоначально были приняты гражданские кодексы. В последующем уголовные, уголовно-процессуальные и другие аналогичные им нормативно-правовые акты.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Черновик Диплома.docx

— 88.91 Кб (Скачать документ)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Новое тысячелетие характеризуется сложностью стоящих перед мировым сообществом проблем, данных ему как веком предыдущим, так и начавшимся нынешним столетием. Процессы идентификации сегодняшней России в мировом сообществе актуализируют обращение к закономерностям развития современных государств, к тенденциям функционирования их права в условиях глобализации и интеграции.

Тем самым интерес к правовой системе как категории, объединяющей юридические явления и институты  государственно-организованных обществ, вполне закономерен и обоснован  как внутренними, так и внешними обстоятельствами. Прежде всего, он связан с теми процессами, в которые вовлечено наше государство в последние полтора десятилетия. Россия переживает сложный и по-разному оцениваемый период становления и оформления новой государственности и соответствующего ей национального права, который, в отличие от стран, где политико-правовые системы устанавливались постепенно и эволюционно, происходит ускоренно и активно. В рамках данного процесса не менее интенсивно развиваются правовые системы субъектов Российской Федерации, пользующиеся конституционно зафиксированной юридической самостоятельностью.

Следует учитывать и то, что в  рамках мирового сообщества сформированы и продолжают формироваться во многом уникальные правовые системы отдельных государств и иных внутригосударственных образований, государствоподобных образований или межгосударственных объединений со своими базовыми принципами, юридическими концепциями и категориями, правовыми конструкциями, системой источников права, ее внутренней структурой, особенностями правотворческого процесса и осуществления права.

Указанные обстоятельства, а также  недостаточность научно- теоретической  разработки основ теории правовых систем определили выбор темы диссертационного исследования. Ее актуальность определяется реалиями современного российского права, наметившимися за последние годы новыми приоритетами в отечественной государственно-правовой политике, растущим уровнем интернационализации правового пространства, интеграции России в мировые и региональные политико-правовые институты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теория правовых систем

Праву свойственна системность как  его неотъемлемый признак, характеризующийся необходимостью расположения юридических составляющих в строго обусловленной последовательности, согласованности и иерархичности правового материала. Системность предполагает взаимосвязанность, внутреннюю непротиворечивость, упорядоченность, что позволяет праву обеспечивать собственную реализацию, регулировать отношения различного свойства и характера1.

Системность как явление свойственна  всем происходящим вокруг нас социальным процессам, поскольку любое целостное  образование в обществе невозможно представить без его составляющих элементов. В то же время отдельные компоненты целого не могут выполнять свои функции вне системы, связывающей их воедино и придающей им необходимую зависимость друг от друга в рамках общей направленности их действия2.

Общество, по мнению классика современной  социологической мысли Т. Парсонса, состоит из четырех основных подсистем: культурной, политической, экономической и интегративной (куда входит составной частью и право)3. Право реально и непосредственно связано с системой общественных отношений, и потому в нем отражаются их стабильные свойства и признаки.

Но и само право представляет собой устойчивую систему, состоящую  из определенных частей. Более того, обращаясь к правовым понятиям и  категориям, раскрывая содержание юридических явлений и общие правовые закономерности, мы постоянно сталкиваемся с системными образованиями в праве: определяем место юриспруденции в системе общественных наук и общетеоретической правовой науки в системе юридических наук; рассматриваем положение права в системе нормативного регулирования общества и роль правопонимания в системе государственной политико-правовой идеологии; анализируем систему национального законодательства и виды систематизации нормативных правовых актов; раскрываем систему права как его объективно сложившееся внутреннее строение, которое представляет собой взаимосвязанную и согласованную совокупность правовых правил, институтов, отраслей права и их семей.

Выраженные в юридических актах  правила поведения, являясь некоей отправной единицей, формируют вокруг себя в ходе усложнения задач регулирования порядка в обществе и государстве все более сложные образования, иерархической вершиной которых и является правовая система.

Понятие «правовая система» использовалось юриспруденцией с XIX века прежде всего  как синоним права или законодательства. Постепенный процесс создания наций-государств, формирования и функционирования национального права вел к более пристальному вниманию к исследованиям зарубежного права, к становлению сравнительного правоведения как самостоятельного направления общетеоретической юридической науки. Оно было призвано положить конец национальной ограниченности правового мышления, сдерживаемого рамками собственного права4.

Ведущими теоретиками права  признается, что само понятие «правовая  система» заимствовано у сравнительного правоведения. Однако исследователи правовой системы именно в общеюридическом аспекте подчеркивают, что обращение к ней дает возможность воспринимать правовую систему как комплексную, интегративную категорию, отражающую всю правовую организацию общества. Французский правовед Ж.-Ж. Карбонье указывает в этой связи, что использование правовой наукой, в частности юридической социологией, понятия «правовая система» необходимо для того, чтобы охватить весь спектр явлений, изучаемых ею. Правовая система сосредотачивает в себе самые различные юридические явления, существующие в обществе одновременно и в одном пространстве5.

Современную правовую реальность весьма сложно отражать с помощью старых, иногда довольно узких конструкций. И тогда приходит осознание необходимости введения в юриспруденцию комплексных категорий, вбирающих в себя подвижные и адекватные научные операции, ведущие к достижению более высоких уровней обобщения. Одной из них и является правовая система. Она способна дать возможность анализировать и оценивать всю правовую реальность в целом, а не отдельные ее компоненты. При этом нет необходимости подмены понятий, например, замены концепции права концепцией правовой системы, поскольку она должна становиться составной частью учения о праве как более значимого и многоаспектного. Однако понимание столь очевидного для современного исследователя факта приходит не сразу, а постепенно, натыкаясь на многочисленные понятийные препоны и идеологические табу, действовавшие в правопонимании минувших эпох.

Тем не менее, именно развитие учения о праве создало условия для - развернутого подхода к пониманию  места и роли правовой системы  в юридической теории и практике. Так, в начале становления советской юридической литературы правовая система трактовалась довольно-таки широко - как правовая реальность. И выводилось это понятие не из юридических норм, а из социальных функций как элементов структуры права, правовой идеологии, правовых отношений. Известный представитель марксистской школы права Е.Б. Пашуканис отмечал в конце 20-х годов, что «правовая форма на высшей стадии развития характеризуется появлением системы общих понятий, теоретически отражающих правовую систему как завершенное целое»6. Однако эти положения не нашли дальнейшего развития в последующие десятилетия, поскольку в марксистско-ленинской юридической науке на долгое время утверждается весьма ограниченное, так называемое узконормативное понимание права. И основное внимание уделяется изучению иных системных связей в праве, а именно: системе права и системе законодательства. Возможно, поэтому правовую систему часто отождествляли с системой права.

Такой подход подкреплялся аналогичными положениями распространенной в западном праве нормативистской школы, «лицо» которой австрийско-американский юрист Г. Кельзен в своей «Чистой теории права» также трактовал правовую систему как систему права. Он утверждал, частности, что «правовое познание признает право как исключительную, замкнутую в себе систему, как «мир-в-себе». Внутри этой системы вопрос: «что есть право?» как вопрос о родовых отличиях лишен всякого смысла, ибо внутри этой системы нет ничего помимо права, все является правом». Для нормативистской школы правовой порядок является системой правовых норм как иерархической совокупности норм и актов их создания, которую Кельзен называет «совокупностью формальных источников права».7

В конце XX века понятие правовой системы  все чаще стало использоваться для пояснения сложных правовых процессов, а узкое определение правовой системы, ее прямое отождествление с правом либо его внутренним строением постепенно исчезают (хотя и не полностью) из современных теоретических публикаций.

 

 1.1 Понятие правовой системы

Обращение к различным источникам в сфере справочной, учебной и  научной юридической литературы позволяет выделить несколько сложившихся подходов в рассмотрении понятия правовой системы, в определении ее места, масштабов и роли как способа социальной регуляции.  

Распространенным является следующее  определение: «Правовая система - совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, с помощью которых государственная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей и их объединения».

С некоторыми уточнениями такое понятие имеет место и в иных изданиях. В.И. Синюков, например, лишь добавляет к приведенному определению: «юридических средств (явлений), с помощью которых публичная власть оказывает ...воздействие ...» . А В.А. Четвернин разделяет средства и явления, выводя понятие «правовая система» как «совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, и правовых явлений, существующая в отдельной стране8. А следующий исследователь правовую систему рассматривает в соединении «правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития страны»9. Считаем, что «элементы» как составные части чего-либо логичнее бы рассматривать в контексте структуры правовой системы.

Авторы другого издания несколько  иначе трактуют понятие правовой системы, с одной стороны, расширяя способы ее воздействия, а с другой, - сужая круг тех, на кого оно направлено: под правовой системой признается «совокупность  внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, методов, процедур, с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее воздействие на общественные отношения, реализует меры юридической ответственности»10.

Четкая привязанность к государству  проявляется в отличных от приведенных определениях, трактующих правовую систему, в частности, через ее содержание. Так, Г.И. Муромцев раскрывает правовую систему посредством уровней отражения правовой системой государства юридической реальности: это - «научная категория, дающая многомерное отражение правовой действительности конкретного государства на идеологическом, нормативном, институционном и социологическом уровнях»11.

В.М. Сырых, рассматривая «правовые  системы современности» (название соответствующей главы авторского учебника), сводит их к «национальным правовым системам», отмечая, что национальная правовая система как юридическая категория «является одним из наиболее широких по содержанию правовых понятий и включает в себя всю, без какого-либо исключения совокупность правовых явлений и процессов, действующих в какой-либо от - дельно взятой стране».  В одной из публикаций, специально посвященной определению правовой системы, автор, проведя широкий экскурс в историю проблемы и высказываясь в пользу выделения различных уровней правовых систем современности, тем не менее, в собственной чрезмерно развернутой дефиниции ограничивается государственной составляющей данного явления: «Правовая система - это активная составляющая правовой действительности, находящая выражение в совокупности общеобязательных юридических норм, принципов, институтов, отраслей, то есть во всех признаваемых государством (выделено нами) формах позитивного права; проявляющаяся в активной стороне правосознания, то есть в совокупности правовых взглядов, идей, представлений мышления; представляющая собой совокупность правозащитных организаций и правоисследовательских учреждений; законодательных, правоисполнительных, правоохранительных, квазиправоохранительных и судебных органов и выполняемых ими функций»12.

Близким по основным составляющим представляется социологический подход, при котором  правовая система, имеющая самостоятельный  статус, связывается с обществом, отражая как собирательное понятие  все его правовые проявления и дающее комплексное представление о правовой действительности и уровне правового развития общества.

Исследователи, придерживающиеся таких  взглядов на правовую систему, разнятся, по существу, лишь трактовкой того, что ее определяет - правовые явления или средства. Тех, кто связывает данную систему с правовыми явлениями, в большей степени может объединить определение, данное М.И. Байтиным правовой системе, - «совокупность внутренне организованных, социально однородных и устремленных, в конечном счете, к общим целям, правовых явлений данного общества, каждое из которых выполняет свою специфическую роль в правовом регулировании или выходящем за его пределы правовом воздействии на общественные отношения»13. В.Б. Исаков уточняет суть «основных правовых явлений общества», относя к ним институты, нормы, отношения и правосознание в их единстве и взаимосвязи14.

Если же обратиться к определениям правовой системы на основе использования термина «правовые средства», то здесь превалирует следующее: «определить правовую систему можно как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих средств, обеспечивающих правовое регулирование общественных отношений и выражающих качественное состояние правовой организации того или иного общества»15. Нельзя не заметить, что сторонники такой дефиниции практически однозначно трактуют содержание «средств», включая в них те же составные части, что и приверженцы «явлений» как содержания правовой системы.

Информация о работе Правовые системы современност