Правовой нигилизм и пути его преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является концептуальный анализ природы правового нигилизма в России, а также изучение причин и путей его преодоления. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
выявить историко-культурные основания правового нигилизма в российском обществе;
исследовать формы и подходы к понятию правового нигилизма;
проанализировать причины и пути преодоления правового нигилизма.

Содержание

ВВВЕДЕНИЕ 4

1.3 Правовой нигилизм как форма социального бытия в советской и постсоветской России 16

Выводы по главе 1 21

ГЛАВА 2 ПРИЧИНЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 22

2.1 Понятие правового нигилизма 22

2.2 Формы правового нигилизма 26

2.3 Причины и пути преодоления правового нигилизма в современной России 33

Выводы по главе 2 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39

Прикрепленные файлы: 1 файл

тгп.doc

— 199.00 Кб (Скачать документ)

Он воспринял в своем большинстве либо люмпенизированную идеологию «низов», либо идею наживы любой ценой «верхов».

Есть большая доля правды в словах Ф. Степуна о том, что через всю историю русской мысли если не красной линией, то все же красным пунктиром проходит домысел, что право – это могила правды и что лучше быть бьющим себя в перси грешником, чем просто порядочным существом.13 В силу ряда исторических причин Россия страдает индифферентностью и недоверчивостью к праву как институту. Она не раз поддавалась эпидемии как официального, так и «низового» правового нигилизма.

Тем не менее следует согласиться с позицией Э.Ю. Соловьева, что обоснование и убежденное отстаивание неотчуждаемых личных прав входят в круг этической культуры и они должны признаваться таким же духовно-детерминирующим компонентом отечественной традиции, какой прежде были индифферентность и недоверие к праву.14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 1

 

Таким образом, можно констатировать, что во многом негативное отношение россиян к правовым установкам государственной власти исторически обусловлено.

Мировая история, если ее понимать как развитие социальных форм, вовсе не стремится очеловечить человека. Напротив, она нередко пытается вытравить в нем истинно человеческое, извратить его природу. Что не может не толкать человека на бунт против абсурдных социально-правовых механизмов, созданных им же. В России правовой нигилизм формировался параллельно политико-правовой системе на протяжении веков как реакция на несправедливость социального устройства.

Поэтому он является одной из наших национальных особенностей. Это вызвано в первую очередь традиционным исторически сложившимся бюрократическим, «холопским» характером общественных отношений в России. Но, несмотря на то, что правовой нигилизм стал свойством нашего национального характера, необходимо учитывать то, что он во многом является следствием нашего «искания царства правды», которое все-таки является преобладающим в русском сознании.

Хочется верить, что со временем, на более высокой ступени своего исторического развития, когда мы станем ближе к «царству правды», то сумеем избавиться от всего негативного, что привносит в нашу жизнь правовой нигилизм.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ПРИЧИНЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

2.1 Понятие правового нигилизма

 

В современной российской правовой науке актуальна тема о правовом нигилизме. Распространено мнение о том, что «вся история правового развития России – это в первую очередь история правового нигилизма всего российского общества». 15

По данным социологического опроса, проведенного в июне 2012 года Аналитическим центром Юрия Левады (Левада-Центр), подавляющее число россиян чувствуют себя незащищенными от возможного произвола властей, убеждены в невозможности влиять на политические процессы в стране и уверены, что чиновники не подчиняются законам.

Так, не чувствуют себя защищенными от возможного произвола со стороны правоохранительных, налоговых, судебных и других государственных органов – 71 %; уверены или склоняются к убеждению, что чиновники не подчиняются законам – 82 %; не заинтересованы в участии в политической жизни страны и даже своего города – 62 %; сомневаются в возможности защитить свои права в случае их нарушения – 61 % опрошенных россиян.16 Приведенные данные красноречиво свидетельствуют о распространенности явления, рассмотрению которого посвящена настоящая работа. Что же такое правовой нигилизм?

Нигилизм (от латинского ничто – ничто, ничего) – полный скептицизм, отрицание общепринятых ценностей – идеалов, нравственных норм, культуры, форм общественной жизни.17

Соответственно, правовой нигилизм – разновидность социального нигилизма, выражающаяся в отрицании норм права, «невостребованности права обществом».18

Проанализируем, как трактовали термин «правовой нигилизм некоторые исторические деятели.

Следует отметить, что сам термин нигилизм ввел еще блаженный Августин для обозначения людей неверующих; в средние века словом nihilista называли ложно верующих или еретиков. Полное выражение это понятие получило в трудах Фридриха Ницше - родоначальника философской теории нигилизма, его пламенного пропагандиста. Он впервые дал определение понятию нигилизм. «Что означает нигилизм? То, что высшее ценности теряют свою ценность… нет цели, нет ответа на вопрос «зачем?»19.

Л.С. Франк полагал, что нигилизм – это отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей 20.

Шпенглер в своем труде «Закат Европы» утверждал: «Нигилизм есть чисто практическое миронастроение жителей большого города, у которых за спиной законченная культура и ничего впереди». «Перед нами, - пишет Шпенглер, - три формы нигилизма. Вчерашние идеалы, великие религиозные, государственные, художественные формы изжиты, и только этот последний акт культуры - ее самоотрицание - еще раз служит выражением прасимвола всего ее существования… Стоицизм имеет в виду способ держать себя, отдельного человека, его статуеобразное, сосредоточенное в одном настоящем, существование, без всякого отношения к будущему или прошедшему. Социализм есть динамичное трактование той же темы»21.

 

Хайдеггер определил нигилизм как «историческое движение, а не какое-то кем-то представленное учение или воззрение. Нигилизм – это не просто историческое явление среди других явлений, не только духовное течение наряду с другими – христианством, гуманизмом и просвещением - в рамках европейской истории. Нигилизм по своей сущности - основное движение в истории Западной Европы. Это движение обнаруживает такую глубину, что его развертывание может иметь следствием только мировую катастрофу. Нигилизм есть всемирно историческое движение народов земли, втянутых в сферу влияния современности».22 Хайдеггер согласен с Ницше, что нигилизм - внутренняя логика европейской истории, это следствие раскола мира на «сущее» и «ценное», отделение реальности от ее смысла.

Исследование содержания понятия «правовой нигилизм» с точки зрения места права в системе норм социального регулирования позволяет выявить два исторически сложившихся в науке подхода к рассматриваемому явлению. Представители первого подхода исходят из принципа верховенства права в общей совокупности социальных норм. Так, Б.А. Кистяковский в 1909 году отмечал, что «… из всех формальных ценностей право, как наиболее совершенно развитая и почти конкретно осязаемая форма, играет самую важную роль».23 Сторонники такого подхода провозглашают превосходство правовых норм над другими нормами социального регулирования: нормами морали, религии, идеологии и т.д.

Придерживающиеся указанной точки зрения представители современной российской науки, в частности В.С. Нерсесянц, характеризуют право как «всеобщую, необходимую и единственную форму бытия и выражения равенства, свободы и справедливости в социальной жизни»24, утверждая, что «другой формы бытия и выражения свободы в общественной жизни, кроме правовой, человечество не изобрело.

Да это и невозможно ни логически, ни практически. Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы»25.

По мнению указанного исследователя, вне права не существует ни равенства, ни свободы, ни справедливости, так как мораль, нравственность, религия и другие «неправовые сферы (и присущие им формы и нормы регуляции) носят ограниченный, частичный характер.

Развивая мысль о ведущей роли права среди других форм социального регулирования, В.С. Нерсесянц утверждает, что «поскольку внеправовые начала лишены определенности принципа правового равенства и права в целом (объективной всеобщности правовой нормы и формы, единого масштаба права, равной меры правовой свободы и справедливости), они неизбежно оказываются во власти субъективизма, релятивизма, произвольного усмотрения и частного выбора (индивидуального, группового, коллективного, партийного, классового и т.д)»26. Морально-нравственные, идеологические, религиозные, иные социальные регуляторы признаются произвольными, неопределенными, то есть неспособными справиться с поставленной задачей упорядочения общественной жизни.

Вместе с тем в российской науке имеет место и другой подход к понятию правового нигилизма, представители которого считают, что «правовой нигилизм может представлять собой своеобразный протест против принижения значения внеправовых социальных норм или показатель того, что нормы права вошли в конфликт с актуальными внеправовыми социальными нормами»27. Этот подход основывается на принципах всеобщей взаимосвязи, гармонии и совершенства, стремления к завершенности правовых и внеправовых социальных норм друг в друге и, так же, как и первый, сформировался исторически.

 

2.2 Формы правового нигилизма

 

Существует множество различных форм, сторон, граней его конкретного проявления. Укажем лишь на некоторые из них, наиболее яркие и очевидные.

  • Прежде всего, это прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативно-правовых актов. Эти нарушения составляют огромный, труднообозримый массив уголовно наказуемых деяний, а также гражданских, административных и дисциплинарных проступков. Злостный, корыстный уголовный криминал – наиболее грубый и опасный вид правового нигилизма, наносящий неисчислимый, не поддающийся точному определению вред обществу – физический, материальный, моральный.28

Законы попираются открыто, цинично и почти безнаказанно. Преступный мир диктует свои условия, ведет наступление на само государство, претендует на власть. Он отслеживает и отчасти контролирует действия правоохранительных органов, использует по отношению к ним методы шантажа, подкупа, угроз, не останавливается перед расправой с законодателями, журналистами, судьями, банкирами, предпринимателями.

Преступность – мощный катализатор правового нигилизма, мрачная зона которого стремительно расширяется, захватывая все новые и новые сферы влияния. Помимо теневой экономики, которая была и раньше, возникла теневая политика, невидимые кланы и группы давления. Злоумышленники не боятся законов, умело обходят их, используя разного рода правовые «дыры» и «щели». Действуют вполне легально или полулегально.

Слово «нигилизм» – слишком мягкое для отражения всего происходящего в данной области.

Это – некая запредельность, «законы джунглей». Давно установлены международные преступные связи.

По степени продажности своих чиновников Россия входит в первую десятку наиболее коррумпированных стран мира.

  • Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица государственные органы, общественные организации) попросту не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по «своим правилам». В одном из своих предвыборных выступлений Президент РФ признал, что «сегодня в России царит правовая анархия, законы никто не выполняет».

Законы легко переступают, блокируют, с ними не считаются, что означает своего рода социальный бойкот, саботаж, обструкцию. Закон для многих стал весьма условным понятием. Случается, что указы Президента России не признаются или толкуются на свой лад местными властями. Расхожая мысль о том, что законы пишутся для того, чтобы их нарушать, нередко у нас, к сожалению, оправдывается. Некоторые лица и структуры весьма стесненно чувствуют себя в конституционных рамках, они постоянно пытаются выйти из них.

Немалый вред правопорядку, интересам личности и общества причиняет и обыкновенное воровство – застарелая черта российского национального быта. На Руси воровали всегда, воруют и сейчас. Закон же, будучи не в состоянии эффективно пресечь это массовое зло, практически молчит, хотя Уголовный кодекс РФ предусматривает состав мелкого хищения. На такой «ухоженной» почве нравственно-правовой нигилизм процветает без особых помех.29

 

 

С другой стороны, имеются значительные пласты общественных отношений, не опосредуемых правом, хотя объективно нуждающихся в этом. Дает о себе знать и перенасыщенная регламентация отдельных сторон жизни общества, сохраняющаяся с прежних времен. Все это создает правовой беспорядок, неразбериху, войну законов и властей. Именно поэтому наше общество нередко называют системой, где все можно и в то же время ничего нельзя, где многое делается не благодаря, а вопреки закону. Запутанность же законодательства дает простор для волюнтаристских действий должностных лиц, властных структур.

Известно, что некоторые республики в составе РФ провозгласили приоритет своих законов над общероссийскими. А ведь именно с этого началась в начале 90-х годов война законов в СССР, послужившая одной из причин его распада. Сегодня мы имеем «второе издание» этой войны, но уже между новым центром и новыми его субъектами. Кстати, ни в одной стране мира с федеративным устройством региональные законы не имеют превосходства над федеральными. В противном случае был бы налицо государственный нигилизм.30 К сожалению, Конституция РФ четко не разграничивает предметы. законотворчества и «указотворчества», не оговаривает твердо и однозначно, что законы обладают высшей юридической слой, по сравнению со всеми иными нормативными актами, в том числе и указами, хотя этот основополагающий принцип является общепризнанным во всем мировом опыте.

  • Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью, выходы различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на неправовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции или в «разреженном правовом пространстве» – вот приметы нынешней политической жизни в России.

Информация о работе Правовой нигилизм и пути его преодоления