Лекции по "Федеральное коллизионное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 18:48, курс лекций

Краткое описание

ТЕМА № 1: Введение в Федеральное коллизионное право

Часто произносимое словосочетание: «Конституция – это основной закон государства» в действительной реальности не правильно, так как в самом тексте Конституция не называет себя законом.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Федеральное коллизионное право - лекции теории.docx

— 94.33 Кб (Скачать документ)

Государство с такой юридической неразберихой не может считаться правовым.

Причины правовых коллизий носят как объективный, так и субъективный характер. К объективным, в частности, относятся: противоречивость, динамизм и изменчивость регулируемых правом общественных отношений, их скачкообразное развитие. Немаловажную роль играет также отставание ("старение", "консерватизм") права, которое в силу этого обычно не поспевает за течением реальной жизни. Здесь то и дело возникают "нештатные" ситуации, требующие государственного реагирования. Право поэтому постоянно корректируется, приводится в соответствие с новыми условиями.

К субъективным причинам коллизий относятся такие, которые зависят от воли и сознания людей - политиков, законодателей, представителей власти. Это, например, низкое качество законов, пробелы в праве, непродуманность или слабая координация нормотворческой деятельности, неупорядоченность правового материала, отсутствие должной правовой культуры, юридический нигилизм, социальная напряженность, политическая борьба, конфронтация и др. Причем одни из них возникают и существуют внутри самой правовой системы - внутрисистемные, другие привносятся извне - внесистемные.

 

Липатов Э.Г. Компетенция органов власти субъектов Российской Федерации в сфере правотворчества / под ред. В.В. Володина. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2009. 164 с.

 

Конституция РФ в качестве критерия разграничения полномочий по правовому регулированию между Российской Федерацией и ее субъектами выбрала понятие "законодательство". Только в одном случае употребляется термин "право" - федеральное коллизионное право (ст. 71, п. "п"). Использование в ст. 71 п. "ж" Конституции РФ таких формулировок, как установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, также можно рассматривать как тождественное понятию законодательства.

Использование термина "законодательство" Конституцией РФ представляется логичным и более обоснованным, чем использование понятия "отрасль права". Отрасль права объединяет нормы права, общность которых обосновывается такими теоретическими и иногда спорными критериями, как предмет и метод правового регулирования. В то же время отрасль законодательства направлена не только на закрепление норм права соответствующей отрасли, но и на отражение иерархии нормативного материала, а следовательно, на выражение иерархии органов власти, принимающих те или иные нормативные правовые акты.

 

 

 

Б.С. Крылов считал, что данным пунктом охватываются "правовые нормы, регулирующие разрешение коллизий между законами как Федерации, так и ее субъектов, а также определяющие порядок разрешения конфликтов на договорной основе" и что "применение норм коллизионного права ограничивается стадией досудебного рассмотрения споров".

 

В ст. 85 Конституции определено, что Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами последних. В этой же статье указано, что в случае недостижения согласованного решения Президент вправе передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Это дает основание считать, что применение норм коллизионного права ограничивается стадией досудебного рассмотрения споров.

 

Ю.А. Тихомиров трактует положение п. "п" ст. 71 Конституции РФ в с позиций определения соотношения действия законов Федерации и ее субъектов (См.: Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия. М., 1994. С. 99 - 102).

В.П. Звеков считает, что коллизионные нормы международного частного права могут быть отнесены к системообразующей структуре федерального коллизионного права "с наибольшими основаниями" (Звеков В.П. Международное частное право. М., 2004. С. 71).

 

Долинская В.В. Акционерное право: основные положения и тенденции. Монография. М.: Волтерс Клувер, 2006. 736 с.

 

 Рассматривает федеральное  коллизионное право как часть  международного частного права.

 

 

 

Стародубцева И.А. Конституционный принцип приоритета прав и свобод человека: коллизии в реализации // Российская юстиция. 2010. N 8. С. 43 - 45.

 

Если рассматривать понятие "коллизия" в широком смысле, то федеральное коллизионное право должно регулировать порядок разрешения всех коллизий, конфликтов, противоречий, споров в государстве, за исключением тех, которые в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами относятся к исключительному ведению субъектов Федерации.

предлагается следующая его структура с точки зрения разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами: 1) федеральное коллизионное право; 2) коллизионное право субъектов Российской Федерации. Федеральное коллизионное право должно устанавливать общие принципы разрешения коллизий в государстве, одним из которых является принцип приоритета прав и свобод человека. Данный принцип очень важен при разрешении конфликтов, участником которых, хотя бы с одной стороны, являются органы государственной власти, местного самоуправления (публично-правовые субъекты).

 

ЗАнина М.А.

КОЛЛИЗИИ НОРМ ПРАВА РАВНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЫ

(понятие, причины, виды)

 

1. Коллизии норм права в большинстве случаев являются разновидностью логико-языковых дефектов государственного волеизъявления, деформаций в построении и выражении правовых норм в системе права и имеют следующие характерные признаки:

а) обусловлены регулированием одного и того же круга общественных отношений, в рамках которых реализуются права и обязанности субъектов права;

б) характеризуются отсутствием точного, последовательного нормативного установления;

в) имеют текстуальное выражение, фиксируются на бумажном носителе в виде письменных знаков;

г) выступают результатом правотворческой деятельности федеральных и региональных органов законодательной или исполнительной власти, органов местного самоуправления и других компетентных субъектов;

д) являются следствием нарушения требований, гарантирующих законность нормативных правовых актов;

е) устраняются правовыми средствами, реализуемыми в процессуальном порядке;

ж) препятствуют достижению целей и реализации прав и свобод граждан и охраняемых законом интересов личности и ухудшают их правовое положение.

2. Причины коллизий норм  права делятся на три группы.

Первую группу составляют нарушения правил законодательной техники (логических, грамматических) и др.

Вторая группа обусловлена недостаточным учетом при конструировании норм права социальной реальности, в условиях которой они функционируют, а также социальных и юридических закономерностей, действующих в различных сферах общественных отношений

Третью группу составляют дефекты, обусловленные структурой системы права и законодательства, ее функционированием во взаимодействии иерархической (вертикальной), отраслевой (горизонтальной) и федеративной структур.

3. Являясь разновидностью  столкновений норм права, коллизии  правил равной юридической силы  выступают противоречием норм, направленных  на регулирование одних и тех  же сторон одного и того  же общественного отношения в  один и тот же период времени, образующимся на уровне горизонтальной (отраслевой) структуры права и  законодательства. Их специфика  заключается в том, что они  возникают между нормативными правовыми актами, принятыми одним и тем же правотворческим органом или разными правотворческими органами одного уровня. Во всем остальном им присущи те же черты, что и иным разновидностям коллизий норм права.

4. Коллизии норм права равной юридической силы возникают между нормами права, принятыми одним и тем же правотворческим органом, и могут находиться:

- в одной главе или  разделе нормативного правового  акта;

-в разных положениях, главах, разделах нормативного правового  акта.

Они возникают между федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами министерств и ведомств, законами субъектов федерации, нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, а также между нормативными правовыми актами и актами их легального официального толкования.

Коллизии юридических норм равной юридической силы также обусловлены расширением границ правового регулирования, дифференциацией и интеграцией законодательства в рамках отраслей права и возникают между нормами, находящимися в пределах:

-отрасли законодательства (одноотраслевые коллизии);

-разных отраслей законодательства (межотраслевые коллизии).

5. Правоприменительные органы, в том числе суды, преодолевают коллизии норм права равной юридической силы следующим образом:

  • выбирают одну из коллидирующих норм, руководствуясь коллизионными правилами отраслевого приоритета3, «последующий закон отменяет действие предыдущего», «специальный закон отменяет действие общего»;

  •  прямо применяют Конституцию РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права.

6. Коллизии кодифицированных и некодифицированных (текущих) актов одной отрасли законодательства (например, ГК РФ и ФЗ «Об акционерных обществах») необходимо разрешать по принципу приоритета кодекса. Противоречия кодифицированных и некодифицированных законов не следует относить к временным или содержательным. Всякое изъятие из данного правила в пользу положения «lex specialis derogat lex generalis» должно быть предусмотрено в самом кодексе.

7. При столкновении двух  норм одной отрасли законодательства, принятых в разное время и  не являющихся общей и специальной  нормами, следует применять правило  «последующий закон отменяет  действие предыдущего».

Если нормы права, принятые в разное время, являются общей и специальной, то приоритетом должно обладать правило «lex specialis derogat lex generalis».

8. При противоречиях двух  норм разных отраслей законодательства  следует применять норму, специально  предназначенную для регулирования  тех или иных общественных  отношений, т.е. руководствоваться принципом  отраслевого приоритета, а не  правилами разрешения темпоральных противоречий или конкуренции общей и специальной норм.

В целях предупреждения коллизий такого рода следует нормативно закрепить положение о том, что отношения, входящие в предмет ведения той или иной отрасли права, в первую очередь должны регулироваться актами этой же отрасли законодательства (например, нормы гражданского права – актами гражданского законодательства). В случае коллизий между комплексными и однородными отраслями законодательства приоритет должны иметь положения однородной отрасли.

9. При коллизиях нормативных  правовых актов, принятых в один  и тот же период времени, имеющих  специальный характер и относящихся  к одной отрасли законодательства, следует применять акт, соответствующий  Конституции, нормам международного  права и общеправовым принципам.

При этом диссертант отмечает, что в большинстве случаев коллизии норм права являются дефектом правотворческой деятельности, а конкуренция норм права выступает необходимым способом связи норм права. Отмечается, что конкурирующие связи норм права выступают неизбежным элементом любой системы права и существуют во всех отраслях права. Это, например, связи между нормами особенной части и общей части кодекса, соотношение основных и квалифицированных видов составов преступлений в УК РФ. Существование специальных норм «вытекает из необходимости дифференцированного правового регулирования, а также конкретизации наиболее общих положений законов в специальных нормативных актах».

В зависимости от степени обобщенности актов, содержащих коллидирующие нормы, существуют коллизии между кодифицированными актами (например, коллизия норм, закрепленных абз. 3 п. 4 (2) ст. 35 Земельного кодекса РФ и         ст. 553 Гражданского кодекса РФ), а также кодифицированными и некодифицированными актами.

По характеру отношений, регулируемых противоречащими нормами, выделяются коллизии актов материального и процессуального законодательства.

В зависимости от наличия умысла нормотворческого органа коллизии норм права делятся на умышленные и неумышленные. В том случае, когда правотворец знал или мог знать о существовании однопредметной нормы, но в определенных целях или по небрежности не принял ее во внимание, противоречия в праве необходимо считать умышленными. Если правотворческий орган не знал о закреплении нормы, регулирующей определенный круг общественных отношений, налицо неумышленные противоречия норм права. 0

По степени очевидности обнаружения коллизии норм права могут классифицироваться на открытые (явные) и мнимые. Если нормы права явно противоречат друг другу, что выявляется при буквальном прочтении норм, например, там, где одна из существующих норм устанавливает право, а другая – обязанность определенного поведения, мы имеем дело с открытыми противоречиями норм права.

Коллизия может оказаться мнимой, когда, например, правоприменитель приходит к выводу о противоречии норм, в то время как оно отсутствует. Например, когда Конституционный Суд РФ признал норму недействующей и не подлежащей применению ввиду ее несоответствия Конституции РФ, а правоприменителю об этом неизвестно.

Причины противоречий юридических норм объединены диссертантом в три группы.

Первая группа причин связана с нарушениями правил юридической техники, с одновременным отнесением полномочий к компетенции различных органов власти и включает в себя логическое несовершенство (непоследовательность) правовых конструкций, неясность и неопределенность нормативных предписаний, недостатки в систематизации законодательства, преднамеренное изменение позиции нормотворческим органом и др.

Информация о работе Лекции по "Федеральное коллизионное право"