Слухи: социальные функции и условия появления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 12:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть социальные функции слухов и условия их появления.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд следующих задач:
- рассмотреть понятие “слухи” согласно различным подходам;
- проанализировать классификации слухов;
- изучить социальные функции слухов

Содержание

Введение 3
Глава І. Сущность и специфика слухов

1. 1. Понятие слуха 5
1. 2. Классификация слухов 7
1. 3. Социальные функции слухов 11
1.4. Источники и условия возникновения слухов 14
1. 5. Циркуляция слухов и ее особенности 19
Глава II. Практическое изучение слухов

2.1.Исследование слухов в работе Гордона У. Оллопорта и Лео Постмана 22
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая Дятчинаdocx

— 78.73 Кб (Скачать документ)

            Наиболее часто встречаются «слухи-пугала», основанные на якобы неизбежном повышении цен на продукты питания, их исчезновении и приближающемся голоде. Такие слухи были зафиксированы в России в 1917 и в 1990-1991 годах, в Чили в 1971-1973 годах, в Никарагуа в 1980 году, в Афганистане в 1980-х годах и во многих других сходных ситуациях. Принимая слухи за «чистую монету», доверяя им, часть населения бросается закупать подчас вообще не нужные им продукты или приобретают их в неразумных объемах, в результате чего действительно искажается конъюнктура рынка. Товары быстро исчезают с прилавков или стремительно растут в цене, может и в самом деле возникнуть голод.   Классический пример — Россия 1917 года: хотя урожай был даже выше обычного, уже к октябрю в столичных магазинах исчез хлеб.

          Аналогичным образом распространяются слухи о «грядущем контрнаступлении реакции», близком военном перевороте, «неотвратимом отмщении» лицам, активно сотрудничающим с новой властью, и т. д. В таких ситуациях усиление пессимистичных настроений стимулируется еще и типичными для этих обстоятельств слухами о якобы имеющихся разногласиях, борьбе за власть в новом руководстве, безудержной коррупции и т. д. Примерами слухов такого рода полна новейшая история России.[5 c.154].

          В историческом плане разновидности таких слухов встречались в странах с патриархальной политической культурой. Ужас у неграмотного населеция вызывали слухи о том, что «пришедшие к власти революционеры планируют уничтожить («переработать на мыло») стариков и калек» (Эфиопия, 1975 год), что «новые власти собираются стерилизовать детей» (Мексика, 1974 год и Индия, 1975 год), что «предстоит обобществление («коллективизация», «коммунизация») жен» (Россия, 1917 год) и т. д.

          «Сверхзадача» слухов такого рода понятна. С одной стороны, запугивание населения. С другой стороны, попытка активизировать сопротивление новым социальным силам, усилить хаос и неразбериху, разрушить социальное спокойствие.[6 c.79].

          «Агрессивный слух» — слух, не просто вызывающий негативные настроения и состояния, отражающие нежелательные ожидания аудитории, а конкретно направленный на стимулирование агрессивного эмоционального состояния и поведенческого «ответа», жесткого агрессивного действия. Слухи такого рода возникают в ситуациях острых противоречий, связанных с социальными межгрупповыми и межэтническими, межнациональными конфликтами. Можно привести несколько известных примеров: «В Леопольдвиле негры вырезают белое население» (Заир, 1960 год); «Беспорядки в Панаме вызваны кубинскими агентами» (США, 1964 год);

          Агрессивные слухи — продолжение «слухов-пугал». В основе их сюжетов присутствует агрессивный заряд. Известно, что агрессивные антиправительственные выступления провоцировались в исламских странах Средней Азии, на Кавказе, в ряде африканских и арабских государств, в Афганистане под влиянием примитивного слуха о «большом одеяле». В разных вариантах утверждалось, что требуемая новыми властями коллективизация сведется к одному: все сельчане, вместе с женами, будут спать по ночам в одном помещении, укрываясь «большим одеялом».

          Основная функция агрессивных слухов — не просто запугивание, а провокация агрессивных действий. Эти слухи строятся не повествовательно, что свойственно «слухам-желаниям» и «слухам-пугалам», а отрывочно, «телеграфно». Короткие, рубленые фразы сообщают о конкретных «фактах», что называется, «взывающих к отмщению»! Они несут более сильный эмоционально-отрицательный заряд, формируя аффективную общность «мы» («нормальных людей») в противовес общности «они» («зверствующих нелюдей»). Такие слухи требуют ответной агрессии. Из последних примеров — слухи о «зверствах федеральных войск в Чечне», распространяемые чеченцами, и аналогичные слухи о «зверствах чеченских боевиков» в отношении федеральных войск.

          «Нелепые» слухи стоят особняком во всех типологиях и классификациях слухов. Они могут быть и желательными, и пугающими, и даже агрессивными, однако главное в них — очевидная нелепость описываемого. Слухи такого рода часто появляются самопроизвольно, как результат путаницы, свойственной обыденному сознанию. Особенно часто они появляются на переломах массового сознания, когда люди находятся в растерянности в связи с тотальной сменой систем ценностей, представлений, картин мира. Их основная функция заключается в попытках построения нового, более адекватного образа мира из обломков предыдущих и зачатков новых представлений. Тогда появляются слухи, в которых соединяется несопоставимое [2 c.89].

          Многообразные разновидности совершенно нелепых слухов стали предметом не только научного, но и художественного осмысления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Социальные функции слухов

 

          Важность изучения феномена слухов обусловлена тремя обстоятельствами.

          1.  Слухи – ценный источник информации об общественном мнении, политических настроениях, отношении к руководству, к государственному строю, средствам массовой информации и т.д. особенно возрастает роль этого источника тогда, когда иные методы сбора информации затруднены. Но даже при самой либеральной и благоприятной обстановке анализ циркулирующих в обществе слухов существенно дополняет картину,  складывающуюся на основании более традиционных и, как правило, более прямолинейных методов. Ибо люди не всегда склонны и готовы откровенно делиться своими мнениями и не всегда отчетливо осознают свое настроение и отношения к политическим событиям[8 c.100].

          2.  Слухи часто служат катализатором социально-политических  на строений и событий. Поэтому их учет помогает прогнозировать процессы в обществе и обогащает опережающую модель ситуации.

           3.  Циркулирующие  слухи  представляют  собой  инструмент  целенаправленного формирования настроений, мнений, а соответственно поведения людей и вызываемых им политических событий. Таким образом, оперирование слухами – это дополнительный рычаг политического влияния. 

          Слухи в силу своей вовлеченности и проникновения во все сферы жизнедеятельности индивида, отдельно взятого, или в совокупность индивидов, в общество в целом выполняют ряд социальных функций[7 c.24].

          “Слух-желание” осуществляет двоякую социально-психологическую

функцию:

-  обычно он соответствует пожеланиям людей и потому как бы поддерживает тонус их социального существования.  Такого  рода  слухи

успокаивают, препятствуют  развитию  негативных  эмоций,  не  дают развиваться панике и излишней агрессивности.   

-  именно такие слухи деморализуют население, создавая завышенные ожидания. Когда с течением  времени  становится,  очевидно,  что сформировавшимся желаниям не суждено  осуществиться,  могут  возникать противоположные явления — вспышки агрессивного поведения, панические реакции, ненависть по отношению к тем,  кто  якобы  “наобещал” но не  выполнил обещанного. Исходя из этого, подобные слухи активно используются для манипуляции психологией масс.

          Социально-психологическая функция и сверхзадача  “слухов-пугало” такого рода также достаточно понятна:

-  это вполне определенное запугивание населения;

-   это попытка активизировать  сопротивление новым социальным

силам и резко усилить  хаос и неразбериху, разрушить социальное спокойствие.

          Однако основной социально-психологической  функцией  агрессивных слухов является не просто запугивание, а провокация агрессивных действий.

          Эти слухи строятся не повествовательно, что в основном обычно свойственно “слухам-желаниям” и “слухам-пугалам”, а отрывочно-телеграфно. Это короткие, рубленые фразы, сообщающие о конкретных “фактах”, что называется,  “взывающих  к  отмщению”. Они  несут  значительно  более  сильный  эмоционально отрицательный заряд,  формируя  аффективную  общность  “мы” (“нормальных людей”) в противовес общности “они” (“зверствующих нелюдей”). Наконец, часто такие слухи  непосредственно  требуют  действенного ответа в виде ответной агрессии.

          Основная функция нелепых слухов заключается в попытках построения нового, более адекватного образа мира из обломков предыдущих и зачатков новых представлений. Тогда и появляются слухи, в которых соединяется несопоставимое.

          В  то же  время  следует отметить, что  слухи, исходя из  своих  социальных функций, скажем так, общего характера, выполняют и функцию воздействия. Они могут  воздействовать  и  воздействуют на  разные  субъекты  (личность, группу, общество) по-разному в зависимости от того, на каком уровне происходит возникновение, передача распространение слухов:

-  на индивидуальном;

-  на групповом;

-  на общенациональном (общесоциальном).

          На индивидуальном уровне они могут либо уменьшить эмоциональное напряжение человека, либо, наоборот, увеличить его.   Нередко служат целям развлечения, время препровождения. 

           На групповом уровне слухи могут повлиять на поведение тех или иных групп, слоев, общностей людей с точки зрения определения границ групповой идентичности, деления на “своих” и “чужих”, определения социального климата группы.

            На общенациональном (общесоциальном) уровне слухи могут служить различным целям:

-  “пробного шара” (выявление реакции на содержание слухов);

-  дискредитации тех или иных политических и других оппонентов

(особенно в предвыборных  кампаниях);

-  провоцирования населения на  действия,  выгодные  для одной из

конфликтующих сторон (беспорядки, забастовки, ажиотажный спрос на продукты и т. д.);

-  введение соперника в заблуждение и т. д.[10 c. 3-16].

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Источники и условия возникновения слухов

 

            Неискушенному наблюдателю слухи кажутся явлением беспричинным либо обусловленным исключительно чьими-то  злыми намерениями. Этой иллюзией подчас определяются и меры противодействия: поиски провокаторов, репрессии против разговорчивых граждан и т.д.

           Не секрет, что слухи могут намеренно запускаться специально нанятыми  провокаторами. Но  ни  один  человек  не  в состоянии подсадить какой угодно слух в какой угодно аудитории и ситуации. Для этого ему нужно найти или  сформировать подходящую  “нишу”,  в  которой  какой-либо слух и без того возник бы с высокой вероятностью, и задача состоит в том, чтобы придать фабуле желательное содержание и направленность.

          Сразу  необходимо  отодвинуть  на  второй  план  так  называемые  ”целенаправленные”  “организуемые”  или  просто  “запускаемые”  извне  в  массы слухи. В первую очередь интерес направляется на  так называемые  спонтанные  слухи, возникающие и развивающиеся  самопроизвольно. Именно  такие слухи  и представляют собой особые формы  информационной  самодеятельности в рамках психологии масс. Что касается слухов, специально  “запускаемых”  в массовое  сознание,  то интерес вызывают  только  те из них,  которые потом получают как бы “второе рождение” в психологию масс, сохраняясь    (подчас в измененном, модифицированном виде) и затем распространяясь самостоятельно. Такие слухи, подхватываемые массовым сознанием, соответствуют ему в отличие от тех “запускаемых” слухов, которые быстро затухают и не находят своего распространения, — они как бы быстро “иссякают” в чужеродной для себя массовой психологической среде.

            Известны два  фундаментальных  условия,  совпадение  которых  делает возможным возникновение слуха:  

           1.  Наличие интереса  массовой  аудитории к определенной  проблеме, высокая актуальность данной проблемы и ее связь с жизненными потребностями людей.

           Примеры невозможного слуха придумываются легко – достаточно выделить наименее интересный вопрос для той или иной общности людей.

Напротив, даже самое невероятное по содержанию сообщение имеет шансы быть подхваченным  и  передаваться  в  качестве  слуха  все  дальше  и

дальше, если оно вызывает интерес  и  отвечает  каким-то  потребностям  людей. 

            2.  Неудовлетворенность соответствующих потребностей. Жизнь сама должна порождать потребность в информации на некоторую тему. 

           Потребность  эта должна быть высокоактуальной,  т.  е.  совершенно неудовлетворенной. При этом условию, почти  любое  сообщение  будет  заполнять возникший информационно - потребностный вакуум  и, соответственно, пользоваться успехом, передаваясь в виде слуха. Ощущение же неудовлетворенности, интереса возникает у людей в двух случаях. Либо это всякое отсутствие информацию, на  данную  тему  вообще,  либо же  это  такая  ситуация,  в которой имеющаяся информация не представляется аудитории надежной. 

           Обычно это является следствием  явного  недоверия  к  источнику  информации. Достаточно частый и типовой вариант — это недоверие к известным официальным, правительственным, источникам информации. Именно в таких случаях, как правило, массово расцветает  “информационный  андеграунд” и реактивно возникает, причем  самопроизвольно,  альтернативное официальной информации “массовое народное творчество” в виде обилия слухов на наиболее интересные темы.

           Помимо двух названных  выше  основных  условий,  возникновению  и

распространению слухов содействует  также ряд дополнительных факторов. К 

ним относятся такие моменты:

-  как степень эмоционального напряжения в общности, в которой возникает слух,  и связанная с ней соответствующая  потребность  в  эмоциональной разрядке посредством интенсификации массового общения.    Как мы помним, именно потребность  в  регуляции  собственных  эмоциональных  состояний является условием формирования масс и массового поведения вообще. Естественно, что этот общий принцип относится и к информационному массовому поведению.

-  с другой стороны, существует и определенное влияние противоположного фактора — длительного пребывания  той или иной  общности  в

Информация о работе Слухи: социальные функции и условия появления