Поведенческая парадигма в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:50, реферат

Краткое описание

Психологическое направление в социологии возникло на рубеже двух веков: XIX и XX, как ответная реакция на новые исторические условия. В странах США, Европы и России наблюдалось:
Бурное развитие капитализма и обострение его противоречий.
Процесс урбанизации и массовое скопление населения в городах.
Рост рабочего класса, который часто выступал против эксплуатации.
Массовые протесты экономического, социального и политического характера.

Содержание

Общая характеристика психологической парадигмы_________________________________________3
Жан ль Тард____________________________________________________________________________4
Зигмунд Фрейд_________________________________________________________________________10
Гюстав Лебон__________________________________________________________________________20
Вильфредо Парето______________________________________________________________________25
Эрих Фромм________________________________________________________________________29
Библиографический список_______________________________________________________________35
Таблица 1. Сравнительный анализ персоналий_____________________

Прикрепленные файлы: 1 файл

пп моя 2.docx

— 186.64 Кб (Скачать документ)

Как видно, Фрейд полагает, что культура посредством ограничений  либидинозных и деструктивных влечений способствует производству вытеснений, внутриличностной враждебности. Словом, за культурные блага людям приходится платить внутренними переживаниями и стрессами, ограничить которые можно лишь путем сублимации либидинозной и деструктивной энергии.

Нарциссизм  культурных идеалов

Другой принципиальный фактор, влияющий на характер взаимоотношений  людей, – культурные идеалы. Как считает Фрейд, идеалы любой культуры имеют нарциссическую природу, т.е. культивируют самовлюбленность, гордость, превосходство своих достижений по отношению к тому, что исповедуют, чего добились представители иной культуры.

“Культурные идеалы, – пишет  он, – становятся поводом для  расколов и враждебности между различными культурными кругами, и это особенно отчетливо проявляется в отношениях между собой отдельных наций”. Нарциссическая природа культурных идеалов приводит к тому, что угнетенные классы получают возможность презирать  чужаков, что “вознаграждает их за угнетение в их собственном кругу”. Более того, “угнетенные идентифицируют себя с повелевающим и эксплуатирующим их классом”. Данное обстоятельство вызывает удовлетворение у всех слоев населения, разделяющих определенные культурные идеалы, что способствует смягчению восприятия запретов и ограничений по социальному признаку. “Если бы не имелись такие, по существу, удовлетворяющие отношения, то было бы непонятно, почему многие культуры продержались столь продолжительное время, несмотря на оправданную враждебность широких масс”.24 Фрейд особо подчеркивает роль произведений искусства, которые, с одной стороны, побуждают совместные переживания, действия представителей каждого культурного круга, а с другой, – порождают любования своим превосходством по отношению к другим культурам.

Нарциссические тенденции, весьма характерные для западной культуры, стали распространяться и  в современном российском обществе, что проявляется в эгоцентризме, культивировании жажды престижа и восхищения, в тщеславии, завышенных самооценках, в озабоченности своей  безопасностью. В результате мы имеем  такие социальные действия, которые  не способствуют дружбе и сотрудничеству людей. “Чужие” культурные факторы  стали вызывать враждебность, страхи, а то и деструктивные действия.

Сам Фрейд объяснял распространение  нарциссических наклонностей гипотезой  об их биологическом происхождении, умаляя тем самым собственно культурные факторы. Стремление к престижу, несомненно, обусловлено новыми социальными  и экономическими реалиями. В целом  же нельзя не отметить и тот факт, что Фрейд рассматривал культурные явления как производное от сублимированной  сексуальной энергии. Сегодня мало кто согласится с этим биологическим  детерминизмом.

  1. Методология

Методологическим подходом Фрейда является социальный психоанализ, который он открыл.

  1. Социальное действие человека происходит под влиянием бессознательных инстинктов: эроса и тонатоса.
  2. Бессознательное способно к сублимации в социально культурное и научное творчество.

Свойства социального  действия:

    • Рассматривается как бессознательное, сознательное и предсознательное;
    • Сексуальное побуждение сублимируется в социальное творчество.

Анализ  свободных ассоциаций

Фрейд, как отмечалось выше, предложил и новый метод, позволившей ему изучать сознательное и бессознательное в целостности личности и тем самым более адекватно понять поведение человека. Метод этот – анализ свободных ассоциаций, слов, ошибок, оговорок – позволяет открыть доступ к информации, которая иначе не доступна наблюдению, ибо она была вытеснена из сознания. Более того, данный метод позволяет интерпретировать поведение индивида с учетом как его сознательных мотивов, так и подавленных желаний. Для этого исследователю необходимо проникать за границы поверхностных значений ассоциаций, ошибок, оговорок, а также сновидений индивида, выявляя при этом скрывающиеся за ними бессознательные желания и мотивы. С помощью данного метода выявляются соотношения между символами индивида и релевантными бессознательными факторами, определяются их причинные связи (например, связь между искажениями языка и поведенческой патологией, между частным жизненным опытом и развитием определенных мотиваций). В социологической литературе метод, который предложил Фрейд, стали называть глубокой герменевтикой. По сути, исследователю приходится интерпретировать символы, которые либо искажены, либо вообще скрыты для видимого наблюдения. Применяя ряд технических приемов глубокой герменевтики, ученый приходит к ряду выводов, имеющих непосредственное отношение к собственно социологической интерпретации социальных действий индивида. 1) “Да, значительные части Я и Сверх-Я могут оставаться бессознательными, обычно являются бессознательными”. 2) «Я», согласно Фрейду, находится в тройной зависимости – от внешнего мира, «Сверх-Я» и «Оно». Поэтому «Я» должно заботиться о том, чтобы инстинктивные влечения не переросли в конфликт со «Сверх-Я» или с социальными реалиями. 3) «Я» живет за счет заимствованных источников энергии. Поэтому «Я» свои предпочтения должно согласовывать с «Оно» и «Сверх-Я». Таким образом, в социальных действиях индивида присутствуют три типа конфликтов: конфликты между индивидом и социальной средой; конфликты между «Я» и «Оно», приводящие к противоборству разума и страстей; и конфликты между «Я» и «Сверх-Я»: у людей с чересчур моралистическим «Сверх-Я» часто возникают моральные переживания, страхи, чувства вины, что отражается на их характере их социальных действий.

Основные  защитные механизмы «Я»

В социальных действиях неизбежно  присутствует сознательное и бессознательное  и, стало быть, в принципе утопично стремление к преодолению иррационального, формированию “гармоничной, всесторонне  развитой личности” или ликвидации девиантного поведения вообще. Но социальный психоанализ позволяет рациональными методами исследовать иррациональное, свести его к минимуму и на этой основе стремиться к принятию оптимальных решений, которые должны учитывать, с одной стороны, биологическую природу человека, его инстинкты, а с другой – особенности нашего национального «Сверх-Я», которые имеют, по Фрейду, глубинные корни и не поддаются быстрым изменениям. Постоянное же давление внешней среды на «Я» приводит к тому, что оно вынуждено оберегать себя с помощью ряда защитных механизмов, которые даже у вполне здоровых людей примитивизируют уровень социальных действий.

К этим механизмам Фрейд, в  частности, относил вытеснение – удаление из сознания мотивов к действиям, которые потенциально вызывают аффект, большую напряженность. Однако даже будучи вытесненными в бессознательное, эти “комплексы” постоянно ищут своего выхода и тем самым продолжают влиять на поведение индивидов, от которых требуется расходование все большей энергии, что удерживать их в бессознательном. Зачастую люди как бы “притворяются”, что у них нет аффектов, но они на деле существуют в реактивных образованьях: вытесненная враждебность может быть скрыта за безразличием, любовь – за беззаботностью. «Я» может защитить себя и с помощью отрицания – неприятие реальных событий, замена их вымыслами. Пожалуй, более всего в России получил распространение такой механизм защиты как регрессия – переход к более низким, упрощенно-примитивным социальным действиям. Регрессия может проявляться в самых различных формах – увеличение потребления алкоголя, табачных изделий, наркотиков. Люди испытывают тягу к социальным действиям, связанным с мистикой, полагая, что маги и экстрасенсы враз вылечат их от всех болезней, решат личные проблемы, а предсказатели точно укажут источники возможных опасностей. Регрессия проявляется и в том, что индивиды совершают действия с неоправданными для себя и окружающих рисками – вождение автотранспорта на недозволенной скорости, использование устаревшей летной техники, пренебрежение правилами безопасности на производстве и ещё делают массу действий с явно иррациональным компонентом.

Фрейд полагал, что и либидо как энергия, присущая инстинктам жизни, и агрессивная энергия, в принципе поддаются сублимации, которая является также одним из распространенным механизмом защиты «Я». Это могут быть социальные действия относящиеся к науке, художественному творчеству, труду. По мнению ученого, именно сублимированная энергия творит прогресс, создает цивилизацию. “Наблюдение ежедневной жизни людей показывает нам, пишет он в книге “Леонардо да Винчи”, – что многим удается перевести значительную часть их полового влечения на их профессиональную деятельность. Половое влечение особенно приспособлено для того, чтобы делать такие вклады, потому что оно одарено способностью сублимирования, т.е. оно в состоянии заменить свою ближайшую цель другими, смотря по обстоятельствам, более высокими и не сексуальными целями”.25

Разумеется, чтобы процесс  сублимации мог пойти, для этого  необходимы условия, нужны соответствующие институциональные структуры. Пока же нет благоприятных условий со стороны внешнего мира, возможности для сублимирования энергии остаются весьма ограниченными.

Страхи  и неврозы

В процессе ослабления «Я»  под влиянием постоянного давления неблагоприятных социальных фактов, возникают страхи, естественно, влияющие на характер и содержание социальных действий. По Фрейду, «Я» – единственное место сосредоточения страха, только «Я» может производить и чувствовать страх, что прямо сказывается на характере социальных действий. Используя фрейдовскую методологию, можно утверждать, что в российском «Сверх-Я» содержится большой компонент долготерпения невзгод от всякого рода войн, революций, контрреволюций, реформ и контрреформ, которых хватало во все времена. Однако это долготерпение невзгод никогда не являлось и ныне не может явиться панацеей от постоянных эмоциональных стрессов. Если либидинозная и агрессивная энергии не могут сублимироваться в социальные действия приемлемые как для индивида, так и для общества, то, по Фрейду, неизбежно будут воспроизводиться условия возникновения трех разновидностей страха – страха перед чуждым внешним миром, страха совести перед «Сверх-Я», наконец, невротического страха перед силой страстей в «Оно». Следствием неудавшегося защитного процесса «Я» становятся неврозы и реактивные состояния. Не удивительно, что депрессия и фрустрация стали массовыми в стране.

По Фрейду, вернуться к  социальным действиям, приемлемым для  индивида и общества, можно путем  усиления «Я», избавив его от постоянного  эмоционального давления извне, а также  сделав его более независимым  от «Сверх-Я». При обострении неврозов «Сверх-Я» становится сверхстрогим, унижает «Я», навязывает ему комплексы неполноценности и ущербности (объективно нищенская заработная плата просто не может не воспроизводить эти комплексы у индивидов с ослабленным «Я»). Через определенное время, когда критика Сверх-Я умолкает, Я реабилитируется и вновь пользуется всеми человеческими правами вплоть до следующего приступа. Вернуть многих и многих россиян к социальной деятельности с доминированием рациональной сублимированной энергией можно через преодоление эмоционально-негативных социальных изменений для «Сверх-Я» и целенаправленное вытеснение комплексов ущербности, неполноценности, страха.

  1. Объект исследования

Объектом исследования у Фрейда выступает человек и его сфера бессознательного; общество в контексте возникновения социальных институтов, культура и конфликт человека с культурой.

  1. Предмет исследования

Предмет: эрос и тонатос (инстинкты), которые сублимируются и влияют на социальное действие; также анализ психологических элементов: сознательного, бессознательного, предсознательного, их влияние через сублимацию на социальное поведение человека и больших социальных групп.

  1. Понятие человека (индивид)

“Согласно первому коробящему утверждению психоанализа, психические  процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни”.26 Фрейд был первым, кто эмпирически изучил бессознательные влечения и обосновал бессознательную мотивацию поступков. Второй постулат касается того, что страсти и вожделения человека способны к сублимации, т.е. отклонению от своих сексуальных целей и направлению на цели социальные. “Это второе положение, которое психоанализ считает одним из своих достижений, утверждает, что ...сексуальные влечения участвуют в создании высших культурных, художественных и социальных ценностей человеческого духа, и их вклад нельзя недооценивать”.27

Через раскрытие взаимодействия сознательного, предсознательного  и бессознательного Фрейд  дает свое толкование структуры личности индивида, выделяя в ней три компонента: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» – это наиболее архаичная часть личности, которая включает в себя все генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия. «Оно» изначально иррационально: для процессов в «Оно» не существует логических законов мышления, «Оно» ничего не знает ни об обществе, ни о морали: “Оно не знакомы никакие оценки, никакое добро и зло, никакая мораль. Экономический или, если хотите, количественный момент, тесно связанный с принципом удовольствия, управляет всеми процессами”.28 Вместе с тем «Оно», которое содержит инстинкты, служит источником энергии для всей личности. По Фрейду, все инстинкты сводятся к двум группам.

Первая – сексуальные  инстинкты, поддерживающиеся специфической  энергией жизни – либидо (ученый создает концепцию либидо, называя так “энергию тех первичных позывов, которые имеют дело со всем тем, что можно обобщить понятием любви” в широком смысле слова).

Вторая – деструктивные  инстинкты смерти, питающиеся агрессивной  энергией танатоса, которые проявляют себя в бессознательном стремлении к разрушению, насилию, агрессии, потребности наказания как других, так и себя. Свою концепцию танатоса – влечения к смерти – ученый строит, опираясь на факты распространения очевидной жестокости в войнах и революциях, проявлениях тоталитаризма. Кроме того, Фрейд указывает на латентное проявление враждебности в процессе эксплуатации, унижения и угнетения слабых сильными. Из постулата о наличии инстинкта смерти следует положение о врожденном влечении к агрессии, жестокости, об относительном постоянстве количества деструктивности в действиях людей. Ученый тем самым выступает как против религиозных, так и социальных теорий, согласно которым человек должен быть по своей природе добрым и проявляет себя грубым, жестоким насильником лишь вследствие нецелесообразного общественного устройства, доказывая, что “вера в «доброту» человеческой натуры является одной из самых худших иллюзий”. В реальной жизни деструктивные инстинкты проявляются, как правило, в латентной форме из-за того, что в большинстве социальных действий индивидов одновременно задействовано несколько инстинктов. “К счастью, – замечает Фрейд, – агрессивные влечения никогда не существуют сами по себе, но всегда сопряжены с эротическими. Эти последние в условиях созданной человеком культуры могут многое смягчить и предотвратить”.29 Неофрейдисты, как правило, не оспаривая утверждение о деструктивности человека, ставят под вопрос её инстинктивную природу, отмечая разную степень распространенности деструктивности в мире. Кроме того то, что в одной культуре считается деструктивным, в другой может относится к конструктивному (деятельность диссидентов в советское время).

Информация о работе Поведенческая парадигма в социологии