Насилие в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Феномен насилия в семье - явление отнюдь не новое в нашей стране. Он существовал и при царизме, и в советский период. На современном этапе каждый час в Российской Федерации от рук своего родственника либо нынешнего или бывшего партнёра погибает женщина. Домашнее насилие над женщинами имеет место во всех регионах РФ. Акты насилия случаются в семьях различной социальной или этнической принадлежности; эта проблема выходит за рамки частной жизни - она касается всего общества в целом.

Содержание

Глава 1. Проблема насилия в семье……………….……………….…………….
1.1. Понятие и виды семейного насилия………………………………………...
1.2. Обзор литературы о распространенности, причинах и профилактики
семейного насилия……………………………………………………………
1.3. Основные характеристики понимания мужчинами насилия……….……
Глава 2. Экспериментальное исследование мужского насилия в семье……..
2.1. Цель, задачи, гипотезы и методы исследования………….………………….
2.2. Методика исследования……………………………………………………..
2.3. Результаты исследований………………………………….………….……….
2.4. Выводы и предложения……………………………………………………...
Заключение………………………………………………………………………..
Литература……………………………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 128.35 Кб (Скачать документ)

- экономическое насилие  – умышленное лишение одним  членом семьи другого члена  семьи жилья, еды, одежды и иного  имущества либо средств, на которые  потерпевший имеет предусмотренное  законом право, что может привести  к его смерти, вызвать нарушение  физического или психического  здоровья.

По нашему мнению, в отношении женщин существует пять разновидностей насилия: физическое, сексуальное, психологическое, в котором отдельным пунктом следует выделять эмоциональный аспект, и экономическое насилие.

1. Физическое насилие. Оно встречается в 38% случаев[20]. В результате статистической обработки данных выяснены статистически значимые результаты прямой корреляции с физическим насилием для такой переменной как наличие более одного ребенка в семье и обратной корреляции для переменной обозначающей проживание супругов в незарегистрированном браке. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что физическое насилие в отношении женщины происходит в устойчивых супружеских парах, имеющих детей, т.е. в некоторых из тех семей, которые в средствах массовой информации, государственной статистике и религиозных проповедях представляются в наибольшей степени соответствующими норме предположительно наиболее благополучных.

При характеристике физического насилия в отношении женщин интересен и такой аспект: в правовой литературе ни в одной из источников не учитываются родственные отношения между совершившим насилие и потерпевшим. Более того, согласно российскому законодательству, повторные акты насилия в отношении одного и того же лица не выделяются в особый вид преступлений. Статья 18 УК РФ не учитывает «наличие судимости за умышленные преступления небольшой тяжести», кроме того, условные судимости не принимаются во внимание при определении рецидива преступлений. Закон не признаёт серьёзность домашнего насилия в отношении женщин, поскольку зачастую отдельные акты насилия причиняют незначительный ущерб здоровью пострадавшей, несмотря на то, что совокупное воздействие постоянного жестокого обращения может иметь долгосрочные негативные последствия для психического здоровья пострадавшего. И лишь статья 117 УК РФ (истязание, причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями) считает обстоятельства отягчающими, если деяние совершено в отношении заведомо несовершеннолетнего или лица, находящегося заведомо в беспомощном состоянии, «либо … в материальной или иной зависимости от виновного». Однако данная статья применяется крайне редко.

К психологическим факторам, характеризующим ситуацию физического насилия в отношении женщины в семье, относится алкогольная зависимость супруга. Эти данные в целом соответствуют данным подобных исследований во многих странах мира[21]. Интересно, что физическое насилие положительно коррелирует двумя другими показателями, фиксирующими отношение женщины к насилию, во-первых, наличием у нее жалоб и обвинений в адрес супруга, стремлением добиться прекращения насилия и, одновременно, показателем, означающим терпение и готовность к многократному прощению обидчика. Можно предположить, что физическое насилие вызывает протест у жертв, но такие причины как боязнь экономических осложнений в случае развода, нежелание оставлять детей без отца, жалость к мужу-алкоголику, который без нее пропадет, опасения потери уважения со стороны окружающих в случае развода заставляют женщину вновь и вновь прощать обидчика. Это, в свою очередь, приводит к повторению ситуации насилия и ухудшению состояния жертвы. Также можно предположить, что в случае физического насилия, жертвами становятся не только женщины, но и дети.

2. Сексуальное насилие. В семье от него страдает 1% женщин[22]. Сексуальное насилие прямо коррелирует с такими социальными характеристиками жертвы, как молодой возраст (первая возрастная подгруппа), наличие не более одного ребенка, и обратно коррелирует с показателем, обозначающим наличие у жертвы статуса безработной. Небольшое количество обращений, к сожалению, не позволяет нам сделать какие-либо выводы о психологических особенностях жертвы или насильника в случае сексуального насилия. На основе данных о социальных факторах, можно утверждать, что от сексуального насилия в семье страдает незначительная часть женщин обращающихся в службы психологической помощи. Обращающиеся за помощью женщины имеют сравнительно небольшой срок супружеско-партнерских отношений, их семейная жизнь не осложнена большим количеством детей, они не относятся к одной из основных групп социального риска безработным. Можно предположить, что заявление этими женщинами о своих правах на свое тело является, в том числе и следствием общественной критики прокреативной модели сексуальных отношений и распространением сексуального просвещения, в то время как для женщин-представительниц более старшего возраста, сама проблема сексуального насилия в браке может вообще оказаться несуществующей вследствие советского типа социализации, не артикулирующего как право женщин на сексуальное удовольствие, так и возможность насилия в браке[23].

Поскольку отдельного закона о домашнем насилии в РФ нет, в действующем законодательстве супружеское изнасилование не считается особым видом  преступления. Статьи 131- 133 УК РФ относят изнасилование или насильственные действия сексуального характера к разряду уголовных преступлений. Об отношениях между потерпевшим и преступником в них ничего не говорится, поэтому теоретически в случае супружеского изнасилования обвинения могут быть вынесены в рамках данных статей. 

По данным опросов общественного мнения, подавляющее большинство населения не считает преступлением насильственные действия сексуального характера со стороны брачного партнёра. Более того, по данным опроса 2002 года, 60% мужчин и 50% женщин в Российской Федерации считают, что изнасилование в браке в принципе невозможно[24]. Беседуя с россиянками, пострадавшими от насилия в семье, «Международная Амнистия» выяснила, что те женщины, которых изнасиловал супруг, считают сексуальное насилие самым тяжким испытанием из всего пережитого ими. По данным проведенного ею опроса, 6% респонденток неоднократно принуждались к сексу партнёром, поднимавшим на них руку[25].

 

 Интересно также, что, несмотря на свою распространенность, сексуальное насилие большинством в нашей стране не признается в качестве проблемы. Больше половины  считают, что изнасилование в браке в принципе невозможно:

 

          - 23% женщин  подверглись сексуальному насилию  со стороны мужа 
или партнера, включая секс по принуждению «ради сохранения мира 
в семье»;

 

          - 43% считают, что жене лучше не отказывать  мужу, даже если она не хочет  заниматься сексом;

 

          - более 70% не  считают абсолютно необходимым  учитывать пожелания или потребности  жены в интимных супружеских  отношениях[26].

Соотношение указанных выше форм насилия таково: по своему объему понятие “сексуальное насилие” больше чем понятие “физическое насилие”, а понятие “физическое насилие” - больше чем понятие “психологическое насилие”. Иначе говоря, между данными понятиями существуют отношения по типу включения. Вместе с тем, рассмотрение генеза данных форм показывает, что психологическое насилие является “ядром” насилия, его исходной формой, на основе которой возникают физическое и сексуальное насилие (см., например, П. Дейл, С. Харт, М. Брассард и др.). 

3. Психологическое насилие. Его спектр включает:

а) психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, чрезмерная критика, ложь, изоляция, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация основных нужд и потребностей ребенка и т.п.);

б) психологические эффекты (утрата доверия к себе и миру, диффузная самоидентичность, полезависимый когнитивный стиль, внешний локус контроля, беспокойство, тревожность, нарушения сна и аппетита, депрессия, агрессивность, уступчивость, угодливость, плохая успеваемость, коммуникативная некомпетентность, низкая самооценка, склонность к уединению, суицидальные наклонности, задержки физического и психического развития, личностная психопатология различной этиологии - наркотические зависимости, булимия, анорексия нарциссические, мазохистские, множественные, пограничные и проч. личностные расстройства, амбулаторная шизофрения, соматические и психосоматические заболевания - язва желудка, аллергии, избыточный вес, энурез, нервные тики и т.п.; опыт насилия в детстве в некоторых случаях приводит к ранней и глубокой интериоризации паттерна отношений “насильник - жертва”, к фиксации этого паттерна на физиологическом уровне с последующей трансформацией ряда базовых потребностей, оформляющейся впоследствии в таких эксквизитных психических и поведенческих расстройствах как садомазох и серийные убийства (А. Стевенс, Й. Прайс, Э. Миллер и др.);

в) психологические взаимодействия (доминантность, эффективность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, непринятие со стороны родителей и субординированность, бесчувственность, ригидность, безответственность, неуверенность, беспомощность, самоуничижение со стороны детей). 

Разведение активного, пассивного и интерактивного аспектов психологического насилия позволяет использовать в данной области более дифференцированную терминологию: насилие - это специфические интерперсональные формы поведения родителей; невротизация - это специфические интраперсональные формы отреагирования детей на насилие (Захаров А.И. и др.); неадекватное (или патогенное) родительствование - это специфические интерперсональные формы коммуникации родителей и детей, проявляющиеся на полюсе родителей в насилии и “перпитрейтеризации” (от англ. perpetrator - преступник) родителей, а на полюсе детей в невротизации и “виктимизации” (от англ. victim - жертва) детей (Дж. Боулби, Соколова Е.Т. и др.).

4. Экономическое насилие. Под ним понимаются попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и права распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних детей и т.д.

5. Эмоциональное насилие. Оно проявляется в постоянной критике, крике и/или обиде (например, говоря, что она слишком толстая, тощая, глупая; очень плохая мать, партнер, любовница); игнорировании чувств партнера, поднятии на смех его убеждений;  отказе работать и вносить свою долю в семейный бюджет; запрете выходить на работу; манипуляции, используя при этом ложь и несогласие; обиде родственников и друзей с тем, чтобы прогнать их; отказе совместно выходить на люди; препятствии поддерживать отношения с родственниками и друзьями, пользоваться телефоном; контроле семейного бюджета и единоличном принятии финансовых решений; унижении на публике; преследовании на работе; угрозе уйти или выгнать из дома; угрозе похитить детей и пр.

2. В отношении детей насилие также может иметь различные формы – от эмоционального и морального шантажа до применения физической силы, и именно последнее практикуется наиболее часто.

Л.С. Алексеева[27] указывает на следующие виды насилия в отношении детей:

Физическое насилие выражается в форме ударов по лицу, тряски, толчков, затрещин, удушений, пинков, заключений в запертом помещении, избиений ремнем, веревками, причинения увечий тяжелыми предметами и даже ножом.

Сексуальное насилие над детьми (child sexual abuse – CSA) американские исследователи определяют как любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам – до 18 лет) и человеком, который старше его, по крайней мере, на 5 лет. Данный вид насилия характеризуется «вовлечением зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять, и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия»[28]. Подобные действия могут сопровождаться физическим насилием, а могут осуществляться и без применения силы, с согласия ребенка. Поэтому термины «сексуальное злоупотребление» и «сексуальное насилие» должны использоваться в таких ситуациях как равнозначные. Преступлением является не только сам половой акт, но и демонстрация порнографических фильмов, половых органов и т.д.

Сексуальные связи между близкими, кровными родственниками (инцест - кровосмешение и эбьюз - использование ребенка в качестве сексуального объекта отцом или матерью) квалифицируются как самые тяжелые формы сексуального насилия, являясь не только преступлениями, но и свидетельствами серьезных и необратимых нарушений в функционировании семьи.

Как отмечает С.В. Ильина[29], опыт жертвы насилия оказывается многомерным и мультимодальным: дети страдают в семье, как правило, от нескольких сопутствующих друг другу насильственных действий. Английский исследователь П. Дейл полагает, что в основе любой формы семейного насилия, в том числе, сексуального, лежит насилие эмоциональное (депривация, отвержение), которое он называет «особенно коварным», «причиняющим значительный ущерб развитию личности»[30]. Российский психолог Е.Т. Соколова считает, что эмоциональное или психологическое насилие над ребенком в семье в не меньшей степени, чем физическое или сексуальное, создает ситуацию, «непригодную для жизни ребенка». Такие феномены, как неадекватные родительские установки, желание «переломить», «усовершенствовать» ребенка, эмоциональная депривация и симбиоз, психологическое манипулирование, унижения и угрозы, заставляют его жертвовать своими насущными потребностями, чувствами, мировоззрением в угоду ожиданиям, страхам или воспитательным принципам родителей[31]. Если же ситуация давления становится хронической, и ребенок терпит такие формы насилия, как эбьюз, инцест, избиения, то формируется особая личностная структура, характеризующаяся диффузной самоидентичностью, полизависимым когнитивным стилем, привязанностью самооценок к оценкам других людей; приостанавливается психическое развитие[32].

Показателями неадекватного отношения к детям являются два типа воспитания: отвержение-отчуждение и гиперсоциализация[33]. Для первого характерны манипуляторская позиция родителей, настроенных на «улучшение», «ломку» врожденного типа реагирования, пренебрежение индивидуальными особенностями ребенка, жесткий контроль и регламентация его жизни, навязывание «единственно верного» способа поведения. Второму типу свойственны тревожно-мнительная концентрация на успехах и достижениях ребенка, стремление «загрузить» и даже перегрузить его дополнительными образовательными программами, отвлечь от «дурного» влияния, при этом реальные психофизические возможности и потребности не берутся в расчет.

 

 

 1.2. Обзор литературы о распространенности, причинах и профилактики

 

                                                  семейного насилия

 

 

Семейное насилие (далее - СН) довольно распространенное явление, характерное для всех стран, культур и слоев общества[34]. Это, в первую очередь, установление контроля над поведением одного из членов семьи: изоляция от семьи и друзей, запреты на получение информации и помощи, самовыражения; психологическое воздействие, вызывающее страх и унижение[35]. Другими формами семейного насилия  являются причинение физического вреда членам своей семьи, включая убийства[36], насильственные половые акты и другие виды сексуального принуждения[37]. При этом «агрессия» (насилие) понимается как предумышленное причинение вреда другому человеку, что всегда остаётся насилием, вне зависимости от степени его жестокости, и имеет одни и те же причины[38].

Информация о работе Насилие в семье