Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 13:34, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Психология".

Прикрепленные файлы: 1 файл

Шпоры.docx

— 506.44 Кб (Скачать документ)

 

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

И КОНЦЕПЦИЯ С. ГРОФА

Структура человеческой психики. В представлениях трансперсональной психологии, как явствует из самого наименования, заложено принципиально иное, неперсоналистическое понимание психики. Основные составляющие этого понимания включают в себя: глобальную категорию “сознание”, охватившую всю реальность Вселенной; системы конденсированного опыта (СКО), динамические смысловые сгущения, несущие в себе разнообразную информацию, относящуюся к жизни организма как такового, включая “память” о его рождении, гибели и возрождении, а также обширную область неосознаваемого, именующуюся у С. Грофа “трансперсональной областью”, под которой имеется в виду реальный и виртуальный опыт переживания необычных состояний. СКО включают в себя и добиографические, перинатальные— связанные с рождением— переживания. Говоря об уровнях перинатальных переживаний, С. Гроф выделяет четыре типичных паттерна, названных им “базовыми перинатальными матрицами” (БПМ): БПМ+1 — в которой биологическую основу составляет опыт симбиотического единства плода с материнским организмом; БПМ+2; в которой отражено начало биологического рождения, период предродовых схваток; БПМ+3, фиксирующую момент прохождения плода по родовым каналам; БПМ+4, соотносящуюся со стадией непосредственного появления ребенка на свет, его рождения. Соответственно, каждая базовая перинатальная матрица предполагает определенные переживания, которые в символическом виде воспроизводят предельные переживания человека, кристаллизовавшиеся в наиболее обобщенных мифах, духовных, религиозных и метафизических системах человечества. Среди них: мифы о золотом веке (рае) и матери+природе (1); об изгнании из рая, путешествии героя, аде (2); представления о шабашах, сатанинских оргиях, войнах и революциях, жертвоприношении Христа, птице Феникс (3); наконец — представления о спасении и искуплении грехов, очищении от скверны и богоявлении в виде лучезарного источника света (4).

Трансперсональные переживания. Понятие отражает переживания, выходящие далеко за пределы индивидуального существования: связь человека со Вселенной, (на макро+ и микроуровне); переживание различных уровней сознания (от внутриклеточного до сверхсознания); трансцендирование обычных временных и пространственных измерений; опыт встреч со сверхчеловеческими духовными сущностями и т.п. С. Грофом разработана детальная картография бессознательного, в которой нашли свое место как социокультурные, религиозные, так и мистические и паранормальные феномены, составляющие специфику такого многомерного, динамичного, голографического по природе образования, каким представляется этому ученому и его единомышленникам психея.

Описание  психотерапевтического процесса и  его целей. В различных направлениях трансперсональной психологии с ее явно выраженной психотехнической направленностью (холотропное дыхание, ребефинг, вайвейшн) акцент делается на самоисследование и саморазвитие. Духовное развитие (под которым подразумевается обогащение новым сенсорным и визионерским опытом, трансформирующим личностные смыслы, и восприятие жизненных ситуаций в целом, и личностные трансформации, направленные на преодоление эгоцентрической отчужденности от мира), большая терпимость в духе “антипсихиатрического течения” Д. Купера и Р. Лэинга, отказ от медицинской модели отношений с клиентом, всемерная активизация последнего, в том числе и с помощью непосредственного физического контакта (“работа с телом”), применение восточных психотехник — все это определяет особую стратегию подхода к психотерапевтической практике. Стратегию, которую можно было бы обобщить следующим образом: желанными являются такие пациенты (клиенты), которые: а) не страдали и не страдают психическими заболеваниями; б) обладают определенными личностными особенностями, позволяющими им заботиться о своем внутреннем мире; в) отличаются достаточным уровнем сохранности соматического здоровья. Одной из главных особенностей терапевтического процесса является, таким образом, акцент не на изменении, а на самоисследовании, на “опыте”, на действовании, в котором могут произойти волнующие открытия и спонтанное самоисцеление. Поэтому трансперсональные сеансы объединяют  в себе и групповую работу, и работу с телом, и предоставление информации, и экспериментирование с техниками изменения сознания. Принципиально неприемлемы при этом интерпретации; всякая позиция ведущего “над” отметается с самого начала. Партнерство и самостоятельность участников подобной работы усиливаются постоянной сменой ими ролей: испытателя и ассистента в ходе переживания терапевтических сеансов. Таким образом, не столько терапевтическая направленность, сколько иное, “инновационное образование”, глубоко персонализированное обучение трансперсональному опыту — такова общая концепция психологической помощи, реализующаяся в трансперсональной парадигме. Общей целью трансперсональной психотерапии провозглашается интеграция хилотропического и холотропического модусов бытия* — гармония соматического, духовного и душевного здоровья. Частной целью может выступать психологическая помощь людям, переживающим острые кризисные состояния**. Общая же стратегия психологической помощи состоит в том, чтобы “полностью эмпирически погрузиться в вышедшую на поверхность тему и по ее завершении вернуться к распутанному и полному переживанию настоящего” (Гроф, с. 285). Иными словами, речь идет о как можно более полном эмоциональном отреагировании болезненных переживаний, об их изживании и разрешении во внутреннем, а не во внешнем событийном и ситуативном плане.

 

Психотехники  в трансперсональной психотерапии. Основное назначение психотехник, применяемых в трансперсональной психотерапии, состоит в активации бессознательного и обеспечении эмоционального отреагирования (на языке С. Грофа — “разблокирование энергии”, сдерживаемой эмоциональными и психосоматическими симптомами). В отличие от многосложных рационализаций в защиту расширенных пределов понимания и принятия психической нормы, техники в трансперсональной терапии чрезвычайно просты. Так, согласно методике “ребефинга” (от англ. “rebirth” — “возрождение”), разработанной Леонардом Орром, пациент ложится на спину и в течение часа с лишним производит глубокие вдохи ртом, чтобы насытить организм кислородом. В итоге наступает эффект гипервентиляции, позволяющий развиться торможению коры головного мозга и активировать подкорку, вызывая вытесненные из сознания переживания.

Техника “свободного дыхания” (разработанная отечественными последователями  “ребефинга”) также предписывает особый способ беспрерывного (без пауз) чередования  вдоха и выдоха в определенных ритмах, назначение которого — достижение гипервентиляции. Когда человек  глубоко дышит, в его крови  значительно повышается концентрация углекислого газа, что приводит к  сужению сосудов. Кислород прочнее  связывается с гемоглобином, и  красные кровяные тельца хуже отдают его тканям. Возникает парадоксальное кислородное голодание от избытка  воздуха. Примерно то же происходит у  астматиков, при стенокардии и  гипертонии, когда кровь в результате частого дыхания насыщена кислородом, а организм, его ткани задыхаются от недостатка кислорода. В этом+то состоянии у “испытателей” и  возникает частичная потеря сознания, когда активируются переживания, не контролируемые корой головного  мозга. Если добавить к этому специально подобранную музыку, как при методе холотропного дыхания С. Грофа, у  человека в сумеречном состоянии  сознания, лишенном коркового контроля, возникающие переживания обретают как бы гида, в роли которого выступают  музыкальные фрагменты, содержанием  своим отвечающие принципиальной последовательности прохождения базовых перинатальных  матриц. По словам С. Грофа: “Сосредоточенности на эмоциях и ощущениях, несколько  глубоких дыханий и побуждающей  музыки бывает обычно достаточно для  глубокого терапевтического

опыта” (Гроф, с. 269). Как и  в других практиках психологической  помощи, здесь необходимо соблюдать  правило конфиденциальности, правило  “стоп”, а также создание атмосферы  доверительности и внимания друг к другу. В качестве дополнительной техники используются проективные  рисунки “мандал”, при которых  круг “мандалы” заполняется изображениями  сенсорного и визионерского опыта, ведение дневников и свободное  обсуждение опыта в группе наряду с телесными упражнениями в стиле  райхианских и лоуэновских подходов.

 

Трансперсональная психология поэтому ставит не столько задачу развития личности или самоорганизации, сколько задачу на осознание и  самопереживание себя в тотальной  целостности с миром, в единении с пространством+временем, микро+ и  макрокосмосом, в изживании тех  узких, механистических и условных границ, которые налагает на человека архаичное, ограниченное определенной картиной мира представление.

Трансперсональная психология — это попытка современного мыслящего  человечества продвинуться в своих  отношениях с миром на качественно  новую ступень, на ступень, с которой  открывается уже не только принцип  эволюции, но и принцип инволюции, принцип порождения низшего из высшего. В этой парадигме довольно отчетливо  высвечивается понимание того, что  мир зависим от наших устремлений  и представлений. Безусловно, трансперсональная  психология имеет и свои ограничения, и свои противоречия, которые осознаются в ней и составляют основу дальнейшего  развития. Некоторые из них очевидны: чрезмерное внимание к мистическим  и, в частности, языческим культам; весьма грубые, предоставляющие возможность  спекулятивного и произвольного  использования техники, в том  числе и всякими “тренерами”, “психологами+целителями” и другими  шарлатанами; некритическое отношение  к галлюцинаторным и галлюцинаторноподобным переживаниям в различных стадиях  регрессии и состояниях транса как  к “мистическому опыту”*. Психотерапевтическая практика (в частности, сеансы с детьми) показывает: человек может пережить и испытать только то, что входит в культурную матрицу его сознания.

 

 

18. Краткий исторический очерк становления психологической службы за рубежом, в России и в Республике Беларусь.

 

Становление психологической  службы образования за рубежом

Психологическая служба образования (или школьная психология) существует во многих странах, охватывая всю  систему обучения и воспитания начиная  с детей дошкольного возраста до студентов вузов, и имеет почти  вековую историю. Наиболее представлена эта служба в США, где она начала развиваться с начала XX века и в настоящее время является одной из наиболее жизненных и действенных направлений современной психологии.

Школьная психология в  США закреплена законом, предписывающим иметь подобную службу в государственном  департаменте образования. Этот департамент  санкционирует выдачу свидетельств школьным психологам.

Первыми психологами-практиками в США были экспериментальные  психологи, изучавшие проблемы самовоспитания. Но очень скоро основными функциями  школьной психологической службы стали  измерение и тестирование, а главенствующей задачей – отбор детей для  обучения по специальным программам.

Широкая практика тестирования в американских школах в 1940-60-е годы привела к тому, что батареи  тестов прочно вошли как основной инструмент деятельности в практику работы школьных психологов. Таким  образом, функции измерения и  тестирования – исторически более  ранние и в наибольшей степени  применяемые в практике тех лет  .

В дальнейшем наблюдается  эволюция взглядов на предназначение школьной психологической службы. В 60-х годах была создана профессиональная организация школьных психологов, а  в 80-х годах в США была организована Национальная ассоциация школьных психологов (NASP). Многие специалисты начали пересматривать измерение как единственное, что  они могут сделать в решении  проблем школьной психологии.

В настоящее время выделяется несколько уровней функционирования психологической службы. На первом производится главным образом тестирование с целью выявления учащихся, нуждающихся  в специальном обучении. На втором работа направлена на учащихся, кото рым  необходимо специальное обучение, а  также на тех, кто имеет умеренно выраженные учебные и поведенческие  проблемы. Третий уровень предполагает прямую психологическую помощь всем нуждающимся в ней учащимся и  консультацию персонала школы по вопросам психологии развития.

В «Руководстве Национальной ассоциации школьных психологов по обеспечению  психологической службы в школах»  отмечается, что основная цель психологической  службы – служить психическому здоровью и образовательным интересам  детей и юношества. Это предполагает:

а) психологическое и психолого-педагогическое измерение и оценку «школьного функционирования»  детей и юношества;

б) активные вмешательства  психолога, направленные на обеспечение  полноценного влияния школы на когнитивное, аффективное и социальное развитие;

в) помощь педагогическому  персоналу и родителям прежде всего в плане заботы о ребенке  – специальные программы обучения персонала школы и родителей, советы им и т.п.;

г) консультирование и совместную работу с персоналом школы и (или) родителями по проблемам учащихся, связанным со школой, и проблемам  персонала школы как профессионалов.

Интересен опыт развития школьной психологической службы во Франции. Отцом французской школьной психологии называют Альфреда Бине, начавшего  свои исследования в этой области  еще в 1894 году. В 1897 г. выходит его  работа, посвященная психологическим  проблемам начальной школы. В 1905 г. Министерство образования Франции  обратилось к Бине с просьбой психологически исследовать проблему детей, которые  не в состоянии обучаться в  школе по общей программе. В результате этого исследования появился знаменитый тест Бине-Симона, позволяющий выявлять детей с задержкой умственного  развития. За этим последовало открытие специальных школьных классов для  таких детей, а в 1909 г. открылась  первая во Франции профессиональная школьная психологическая служба [1, С. 8-9].

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"