Роль семьи в становлении личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Существует множество факторов, влияющих на формирование Я - концепции. Среди них такие как: восприятие ребенка другими (родителями, сверстниками и т.д.); социальные ценности, ожидания, идеалы; самоанализ (анализ личных достоинств и недостатков); внешние данные, ощущение силы и здоровья; опыт социального поведения. Первым институтом социализации для ребенка является его семья. Семья является разновозрастной группой, в которой ребенок приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ПОНЯТИЕ О Я-КОНЦЕПЦИИ
Оценочная составляющая я концепции.
Возрастные изменения содержания Я-концепции.
Расхождение между реальным Я и идеальным Я.
Источники самооценки.

Глава 2. РОЛЬ СЕМЬИ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ.
2.1. Факторы влияющие на развитие личности.
2.2. Семья как основной фактор, влияющий на становление личности.
2.3. Влияние неполной семьи на становление личности.

Глава 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЮ САМООЦЕНКИ У УЧАЩИХСЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ. КУРСОВАЯ..doc

— 233.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д.

Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального Я с идеальным считается важным показателем психического здоровья. Итак, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку и наоборот.

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества.

Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важное место.

 

    1. Возрастные изменения содержания Я-концепции.

Все теории развития Я-концепции сосредоточены на особенностях, свойственных тому или иному возрастному периоду, например, появление у младенца осознания самого себя как отдельного человека, половое отождествление в раннем детстве, неопределенный характер чувства идентичности в ранней юности и т.д. Бывает трудно проследить нити, связывающие воедино всю эту структуру. И не только потому, что существуют возрастные особенности, но также и по той причине, что само содержание Я-концепции с возрастом меняется.

В 1973 году была сделана попытка проследить изменения Я-концепции у детей в возрасте от 7 до 14 лет (Ливсли и Броумли). Они собрали сочинения 320 детей, озаглавленные «Я». Анализ полученного материала позволил выделить 30 категорий, к которым прибегали дети в процессе самоописания. В исследовании рассматривалась связь этих категорий с целым рядом переменных. По мере взросления в самоописаниях уменьшилось относительное значение следующих категорий:

1.Внешность.

2.Общие сведения и идентичность (половая, расовая и т.п.)

3.Друзья и приятели.

4.Семья и родственники.

5.Вещи, принадлежавшие ребенку.

В то же время возрастала относительная доля таких категорий:

1.Обобщенные личностные  качества.

2.Устойчивые особенности поведения.

3.Направленность.

4.Интересы и увлечения.

5.Убеждения и ценностные  установки

6.Отношение к себе.

7.Отношение к лицам  противоположного пола.

8.Сопоставление себя с  другими людьми.

9.Другие идеи и факты.

Категории, которые у старших детей фигурируют реже, относятся к разряду более объективных. Взрослея, дети все чаще стараются подчеркнуть свои личностные качества, идеи и установки, то есть субъективные моменты. Дети младшего возраста пытаются описать себя с помощью внешних характеристик и указаний на физические данные, в то время как для старших важным становится акцентирование своих внутренних особенностей и характера взаимоотношений с другими людьми.

По мере взросления увеличивается способность детей к все более абстрактным и тонким суждениям о себе. Для самоописания детей младшего возраста характерен эгоцентризм, тогда как подростки постепенно осознают необходимость принимать во внимание мнение окружающих людей. У них вырабатывается способность видеть себя как бы со стороны, что придает их суждениям о себе известную объективность. Пиаже полагает, что это изменение обусловлено развитием умственных способностей и умения смотреть на мир глазами других. Этим можно объяснить и тот факт, что старшие школьники нередко включают в самоописания негативные суждения о себе окружающих, что отнюдь не свойственно младшим.

Младшие школьники склонны более пространно описывать себя, чем других, в то время как старшие больше пишут о других, чем о себе. Это может служить еще одним подтверждением выдвинутой Пиаже концепции децентрации. Более развернутые описания других людей свидетельствуют о возросшем понимании ребенком человеческих ролей, установок и возможностей.

В самоописаниях подростков фигурируют мотивы, побуждения, ориентиры, но при описании других людей такие категории почти не применяются. Это свидетельствует о субъективном и интимном характере размышлений о себе в подростковом возрасте, а размышления такого рода моделировать у других трудно. В самоописаниях подростков явственно прослеживается стремление выразить свое отношение к окружающим, а также озабоченность по поводу впечатлений, которые они производят на других. Убеждения и ценностные установки все чаще находят отражение в их ответах. Все это можно рассматривать как стремление включиться в социальную структуру, приобщаясь к ценностям данной культуры. Еще одной характерной чертой ранней юности является определенный конфликт между потребностью в индивидуальной независимости и включенностью в группу сверстников. Это также свидетельствует об уменьшении с возрастом эгоцентризма и о растущей способности считаться с другими людьми и их мнением.

В исследовании Ливсли и Броумли была изучена также динамика ряда других переменных. Половые различия оказались существенными лишь по трем категориям. Девочки гораздо реже, чем мальчики, писали о своих интересах и увлечениях. Зато они чаще касались темы взаимоотношений с лицами противоположного пола, темы семьи и родственников. Авторы данного исследования объясняют эти различия более быстрым взрослением девочек, однако они могут объясняться также социальными или половыми различиями.

Другой переменной, фигурировавшей в этом исследовании, был уровень интеллектуального развития. Выяснилось, что самоописание школьников, интеллектуальный уровень которых считался сравнительно невысоким, обычно было более конкретным и поверхностным. Это согласуется с взглядами Пиаже, который считал, что когнитивное развитие и способность к децентрации зависит как от влияния социальной среды, так и от индивидуальных особенностей человека. Поэтому образ Я старшего, но менее развитого в интеллектуальном отношении  ребенка оказывается сходным с образом Я ребенка младшего возраста, но интеллектуально более развитого.

В ранней юности содержание самоописаний все больше обогащается такими категориями, как убеждения, ценностные установки, взаимоотношения с людьми. Видно, что подросток пытается понять себя, достичь устойчивого чувства идентичности, включающей в себя базовые ценности. По форме самоописания подростков становятся уже более последовательными и внутренне взаимосвязанными. В суждениях о себе отражается социальное сознание подростков. Для них важно, что думают о них другие, их часто тревожит впечатление, которое они производят на людей. Большинство подростков сознают, что они бывают угрюмы и раздражительны, и стремятся смягчить производимое ими неблагоприятное впечатление, хотя многие из них чувствуют себя не в состоянии контролировать эти свои реакции.

Для подростков характерно также желание отличаться от других людей, однако для большинства из них оно двойственно по своей природе. Они хотят, чтобы их считали «современными», «своими», «идущими в ногу», но в то же время опасаются потерять свою индивидуальность, раствориться в толпе сверстников. Стремление выделиться принимает чаще всего довольно примитивные формы: необычная одежда, странное поведение. Подростки любят, когда окружающие бурно реагируют на эти их проявления. Для них является важной также сплоченность группы. Многие подростки, особенно девочки заявляют, что не любят, когда в группе начинаются споры и разногласия, и всегда стараются их прекратить.

Экспериментально было установлено (Малленер и Лэйд – 1971), что самооценка с возрастом становится более дифференцированной. Иными словами, взрослый человек может очень высоко оценивать, например, свой интеллектуальный уровень и очень низко уровень межличностных взаимодействий или физических возможностей. В то время как учащиеся седьмого класса в основном оценивают свою компетентность в этих областях более ровно.

Этот факт дифференциации самооценки можно объяснять по-разному. Малленер и Лэйрд считают, что единая Я-концепция с возрастом распадается на ряд независимых друг от друга Я-концепций.

 

    1. Расхождение между реальным Я и идеальным Я.

 

 В процессе индивидуального развития у детей складывается не только представление о себе, но и представление о том, каким им хочется быть. У некоторых детей идеальное Я недалеко отстоит от реального, так что они и не помышляют о самосовершенствовании. У других, напротив, идеальное Я (называемое также эго-идеалом) – это отдаленная цель, то, чего требуется достичь. Моделью идеального Я может служить человек, которым ребенок восхищается. Иногда эго-идеал реалистичен, иногда является чистой фантазией.

Большое расхождение между идеальным и реальным Я считается в клинической психологии тревожным симптомом, поскольку нередко ведет к нарушениям в поведении и психике, к неадаптивности ребенка. Такой ребенок видит непреодолимую преграду на пути от своего актуального состояния к тому, в котором он желал бы находиться. Например, ребенок стремящийся завоевать популярность среди сверстников, испытывает огромное напряжение по сравнению с любящим уединенные игры или с общительным ребенком. Если же расхождение невелико, ребенку легче достигнуть желаемой цели. Многие проблемы, характерные для подросткового возраста, объясняются увеличением расхождения между реальным и идеальным Я.

Однако некоторые ученые подвергают такую точку зрения сомнению и предлагают рассматривать разрыв между идеальным Я и его актуальным состоянием не как нарушение, а как признак взрослости. (Кац, Зиглер и Зелк, 1975).

Представления детей о том, какими они хотели бы быть, складываются приблизительно к концу начальной школы. У нормальных детей этот образ является в подлинном смысле идеалом, то есть предполагает большой перевес положительных качеств над отрицательными, которые содержатся в их реальном Я по собственной оценке. Мы не можем с полной определенностью сказать, какова функция идеального Я в становлении личности. Вероятно, дети действительно пытаются строить свое поведение, ориентируясь на этот идеал. Не исключено также, что наличие идеального Я помогает детям контролировать свои спонтанные импульсы. Дети, у которых не формируется идеальный образ Я, так или иначе более зрелый и совершенный по сравнению с их реальным Я, дольше сохраняют импульсивность и тем самым отстают в развитии, поскольку у них отсутствует скрытый в идеальном Я механизм контроля. Он обеспечивает социально одобряемое поведение, даже если это происходит за счет появления чувства вины или неспокойной совести и явного повышения уровня тревожности, как это имеет место у детей с внутренней симптоматикой эмоциональных нарушений.

Западными психологами Йоргенсеном и Хауэллом еще в 1969 году было установлено, что разрыв  между  идеальным  и  реальным  Я  усиливается  в возрасте от восьми до тринадцати лет. Они предположили, что такая дифференциация Я-концепции является результатом интериоризации культурных ценностей и стандартов поведения родителей.

На этапе раннего детства основная роль в формировании у ребенка идеального Я, как правило, принадлежит родителям. Затем их место занимает какой-нибудь романтический герой. Этим можно, в частности, объяснить ту притягательность, которой обладают звезды кино или рок-музыки. После пятнадцати лет снова происходит переориентация идеального Я, которое в этот период вбирает в себя черты значимых близких людей.

Идентификация со значимыми другими имеет трудно переоценимое значение, когда речь идет о воспитании. Но она отнюдь не всегда – и уж во всяком случае не автоматически - становится руководством к социальному поведению, нередко оставаясь лишь защитно-психологическим механизмом: ребенок, подросток может просто «переживать» в положительном киногерое свой идеал-Я, а в жизни демонстрировать прямо противоположное антисоциальное поведение. Это существенная особенность идеального Я как психического образования. Функциональная роль идеального Я в реальном жизненном проявлении личности неоднозначна. Но важно другое: механизм воспитательного влияния необходимо связан с формированием просоциального идеального Я как одного из важнейших компонентов психики, во многом определяющих мировоззренческую направленность личности.

Информация о работе Роль семьи в становлении личности