Психология долголетия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 01:42, контрольная работа

Краткое описание

Человечеству всегда хотелось жить как можно дольше. Проникнуть в секрет долголетия наука и медицина пытались издавна, но природа не торопится раскрывать свои тайны. В наши дни геронтология называет три главных фактора продолжительности жизни человека — это наследственность (50%), экология (20%) и условия жизни (30%). При этом специалисты говорят, что от образа жизни во многом зависит, как долго человек будет оставаться здоровым и энергичным.

Прикрепленные файлы: 1 файл

псих. здоровья.docx

— 121.91 Кб (Скачать документ)

Питание и долголетие

В механизм формирования регионального долголетия определенный вклад вносят особенности традиционного стереотипа питания долгожителей. Пища абхазцев и азербайджанцев низкокалорийная. Высокое содержание в ней своеобразных кисломолочных продуктов обеспечивает сходство микрофлоры кишечника долгожителей и здоровых детей. Следует отметить и высокое содержание в рационе питания растительных продуктов, а следовательно, и балластных веществ (клетчатки). Высокое потребление острых приправ из красного перца, содержащего капсаицин, который способствует нормализации липидного обмена, снижению АД, свертываемости крови, участвует в терморегуляции. Особое значение имеют и особенности аминокислотного состава пищи долгожителей. К аминокислотам, роль которых в долголетии экспериментально доказана, относится пятикратный дефицит триптофана. У азербайджанцев наблюдается истинное снижение в рационе триптофана, а у абхазцев — относительное (за счет высокого содержания антагонистов триптофана).

В пище жителей Абхазии и Азербайджана, отмеченных своим долголетием,  — повышенное содержание тирозина. Как известно, повышенное содержание тирозина в пище увеличивает срок жизни животных,.Много тирозина в красном перце, аджиге. В пище долгожителей высокое содержание полиненасыщенных жирных кислот и наиболее биологически ценной линолевой кислоты (за счет высокого потребления кукурузного и подсолнечного масел). Пища долгожителей содержит мало холестерина, все витамины в высоких концентрациях, обогащена естественными антиоксидантами. Это достигается за счет сравнительно низкого потребления жиров, оптимального соотношения полиненасыщенных и насыщенных жирных кислот, высокого уровня потребления витамина Е и т. д. Для системы питания абхазцев характерно: высокое потребление кукурузы 2-3 раза в день, фасоли, молокопродуктов, низкий уровень потребления сахара, рыбы, сливочного и растительного масла, широкое и повсеместное использование острых приправ. При исследовании питания долгожителей Абхазии было выявлено, что соотношение белков, жиров и углеводов в их рационе составило 1:0,8:3, суточная калорийность его оказалась невысокой — 2013 к кал. В пище абхазских долгожителей было мало сахара, соли и мяса. В то же время они потребляли достаточное количество овощей, фруктов, молочнокислых продуктов. Таким образом, их рацион содержал достаточно витаминов, микроэлементов и балластных веществ (клетчатка, пектин).Такой рацион хорошо «адаптирует» организм человека к условиям данной климатической зоны (высокая температура воздуха, значительные перепады температуры воздуха, высокая влажность): основной обмен на уровне нижней границы нормы, сохраняется оптимальный видовой состав кишечной микрофлоры, высокодифференцирована работа аппарата терморегуляции - все это представляет собой черты фенотипа жителя Абхазии индуцированные климато-географическим фактором, сформированные системой питания. Например для системы питания народов населяющих современную территорию Азербайджана, Абхазии, Казахстана характерно предпочтение в качестве источника белка кисло-молочных продуктов.. Указанная группа продуктов представляет протеин отличающийся max высоким содержанием аминокислоты тирозина и фенилаланина. Именно эти аминокислоты, посредством центральных механизмов терморегуляции обуславливают способность организма быстро и надежно адаптироваться к изменениям температуры окружающей среды, что весьма важно для населения упомянутых регионов.

Меню жителей высокогорной долины Эквадора Вилькабамбы, известных своими долголетием , довольно скудное. Основное блюдо - суп, приготовленный из пшена, кукурузы, фасоли, картофеля и клубней некоторых других растений. Сахар используют только в нерафинированном виде и в небольших количествах. Недельная порция мяса не превышает 300 граммов на человека. Так же мала порция жиров и молока, которое применяют в основном для изготовления сыров. Климат в долине мягкий, обладающий необычным постоянством, в отличие от климата Абхазии со значительными температурными перепадами. Поэтому традиционная пища абхазцев имеет иной аминокислотный состав, характерный для кисло-молочных продуктов.

Различие аминокислотного состава пищи долгожителей разных климатических зон дает основание сделать вывод о том , что система питания сформировалась средой обитания и определяет влияние на долголетие качеством традиционных продуктов.

Подавляющее большинство долгожителей Кубы в молодости занималось активным физическим трудом. В основу их ежедневного рациона питания входили рыба, куриное мясо, яйца, овощи и фрукты. При этом все блюда они готовили /и готовят до сих пор/ с минимальным количеством соли и острых приправ. Долгожители Кубы ведут жизнь строгую, но не аскетичную. Они не увлекаются алкоголем, однако любят кофе и сигары, употребляя их в больших количествах. Еще одно подтверждение тому, что нет "волшебной" диеты оздоровления и одним питанием жизнь не продлить

Этнопсихологический фактор

В конце 70-х годов этнограф по профессии, Галина Старовойтова изучала феномен долгожительства на Кавказе. Она выдвинула гипотезу "этнопсихологического" происхождения этого феномена, пытаясь показать, что долголетие определяется не генами или диетой и образом жизни, а особой психологией и традициями, дающими наиболее почетную роль в обществе именно глубоким старцам. В абхазской культуре существует множество выработанных веками форм поведения, способствующих преодолению воздействия стрессогенных факторов. Большое значение имеет участие в ритуалах жизненного пути и вообще в значимых для человека событиях значительного числа людей — родных, соседей, знакомых. Подобные формы поведения существуют и у других народов Кавказа. Но в Абхазии обращают на себя внимание масштабы моральной и материальной поддержки, взаимовыручки родных и соседей в ситуациях жизненно важных изменений — свадеб или похорон. У жителей Кавказа почти полностью отсутствуют чувства неуверенности и тревоги, связанные с ожиданием нежелательных перемен в социальном статусе старика по мере увеличения его возраста. Старение и связанные с ним возможные отрицательные изменения физического характера не приводят к депрессивным состояниям психики пожилых, что, по-видимому, имеет прямую связь с феноменом долголетия. К социально-психологическим факторам феномена долголетия в Абхазии и Азербайджане относятся: геронтокритический характер традиционной этнической культуры (обычаи, советы старейшин), сохранение за старыми людьми социальной роли в семье, сельской общине, психологический комфорт стариков, обусловленный высокой мерой их включения в дела семьи, своего села. Люди такого возраста пользуются на Кавказе уважением. Старых людей приглашают на семейные торжества, где им отводят почетное место. Их стараются оградить от стрессов, не обижают и не забывают, обеспечивают лучшие бытовые условия, питание, уход. У азербайджанцев как бы затушевывается факт старения, у долгожителей очень низкий уровень тревожности (вплоть до анозогнозии и отрицания самого факта старения), высокая социальная адаптированность, широкие эмоциональные связи. Отношение азербайджанских долгожителей к своему возрасту характеризует тот факт, что 80% обследованных долгожителей считали свой возраст не очень большим. У долгожителей срабатывает психологическая защита от осознания факта старения и неизбежности смерти, которая определяется особенностями характера, низким уровнем тревоги, контактностью, гибкостью психических реакций. В связи с этими психологическими особенностями долгожителей следует вспомнить высказывание Гуфелаида, который писал в 1653 году о том, что «среди влияний, укорачивающих жизнь, преимущественное место занимают страх, печаль, уныние, зависть, ненависть».

Долгожители Абхазии и Азербайджана доброжелательны, охотно идут на контакт, у них нет свойственной старикам обращенности к далекому прошлому, нет ипохондричности. Говоря о состоянии волевой сферы у долгожителей, необходимо подчеркнуть их низкий уровень притязаний. Практически все долгожители на протяжении жизни отдавали предпочтение спокойствию, мирному решению конфликтов. Волевой процесс у долгожителей не имеет высокой напряженности и направлен в основном на сохранение своего личностного и социального статус-кво.

Семейная организация в Абхазии и Азербайджане различна и связана со спецификой заключения браков, исключающих инбридинг в Абхазии и, напротив, высокий инбридинг в Азербайджане. У абхазцев строгий запрет на браки между родственниками и жителями одного селения, более выражена экзогамия. Брачные связи в Азербайджане ограничиваются преимущественно кругом людей той же национальности и заключаются между всеми родственными группами. Родители многих обследованных нами долгожителей состояли между собой в родстве. Следует отметить высокую значимость для долгожителей любви (имеется в виду любовь в форме сексуальных отношений). Они оценивают ее даже выше, чем молодые. Долгожители-мужчины Абхазии и Азербайджана поздно вступают в брак — в 35-40 лет, женщины — в 20-25 лет. Если массовое долгожительство абхазов нельзя объяснить только благоприятными климатическими и природными условиями, должны быть и другие причины. Например, одной из таких причин называют традиционные для абхазов поздние браки и, соответственно, позднее рождение детей. Известны многочисленные рассказы о случаях рождения детей от 80 - 90-летних старцев и о 50-60-летних матерях младенцев. Исследования ученых показали, что абхазские мужчины действительно редко вступали в брак до 30 лет. Например, долгожители селения Джгерда решались расстаться с вольной жизнью холостяка только к 35-38 годам. Невесты были, конечно, моложе, но и про них трудно было сказать "выскочила замуж" в 24-29 лет (а это средний возраст женщин, вступающих в брак), согласитесь, человек уже способен зрело оценивать свои поступки.

Источник: http://www.abhasia1.ru/istokdolg.asp

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психология старения и долголетия

Долголетие. Продолжительность жизни и долголетие определяются совокупностью

факторов, начиная от сугубо биологических и заканчивая социально-экономическими.

Так, Б. Г. Ананьев, отмечая, что наследственность — один из факторов долголетия,

вместе с тем подчеркивал, что это не единственный фактор и что его действие

опосредуется условиями существования организма, характером воспитания

и деятельности. Наибольшей индивидуальной изменчивостью обладают функции

коры головного мозга человека. Среди этих функций самые вариабельные — вербальные

функции больших полушарий головного мозга, нарушение которых относится

к числу наиболее поздних.

Французский демограф А. Сови приводит интересные сведения относительно

влияния профессии на продолжительность жизни на основании проведенного им в

1955 г. исследования. Наиболее  короткая продолжительность жизни  зарегистрирована

у разнорабочих низкой квалификации — 53 года, у рабочих — 61-63 года,

у конторских служащих — 67-68 лет, у преподавателей учебных заведений — 73 года.

Долгожители представляют уникальный интерес для науки, демонстрируя

удивительный пример высоких биологических, а часто и интеллектуальных возможностей

человека. Большинство исследователей сходятся на том, что высокий

уровень ряда показателей физического и психического состояния долгожителей

обусловлен не активизацией жизненных процессов, а является скорее результатом

иного типа их изменения в течение всех возрастных периодов. В. В. Фролькис

считает, что принципиальная основа долголетия — адаптационно-регуляторные механизмы, а именно механизмы приспособления, мобилизуемые на основе

сдвигов само регуляции. Долгожители живут долго не только потому, что у них

медленнее протекают процессы обмена веществ и угасают функции, но и потому, что мобилизуются механизмы, направленные на поддержание надежности организма.

В настоящее время можно выделить по крайней мере два основных подхода к

проблеме профилактики старения. Первый предусматривает использование биологически

активных веществ различного происхождения с целью продления жизни.

Второе направление — макробиотическое по своей сущности, ориентированное

на соблюдение определенных гигиенических правил и следование требованиям

здорового образа жизни.

Общепризнано, что важную роль в долголетии человека играет образ жизни.

Большинство людей, проживших долгую и активную жизнь, питались умеренно,

вели физически активный образ жизни, трудились до самых поздних лет. В целом

труд, познание, общение, активный отдых должны наполнять жизнь человека и в

старческие годы. При этом физическое здоровье — один из существенных факторов,

определяющих образ жизни стареющего человека, его способность адаптироваться

к новым условиям жизни.

Представление о здоровом образе жизни людей пожилого возраста достаточно

полно отражено в гигиенических мерах, предложенных в начале XX в. лондонским

врачом Вебером. Правила эти просты и заключаются в следующем.

• Необходимо сохранять все органы в полной их силе, своевременно распознавать

болезненные проявления и бороться с ними.

• Следует быть умеренным в потреблении пищи и питья точно так же, как и в

других физических удовольствиях.

• Воздух должен быть чист как в помещении, так и вне его.

• Нужны ежедневные физические упражнения независимо от погоды. Во многих

случаях полезны гимнастика дыхания и прогулки пешком.

• Следует вставать и ложиться рано. При этом сон не должен продолжаться

более 6-7 часов.

• Ежедневно нужно принимать ванну или обтираться. Вода должна быть холодной

или теплой, смотря по темпераменту.

• Надо воспитывать в себе жизнерадостность для спокойствия души и оптимистического

воззрения на жизнь.

• С другой стороны, следует побеждать в себе страсти и нервное беспокойство.

Следуя своей методике, Вебер в возрасте 85 лет продолжал принимать больных,

обеспечив себе здоровую и счастливую старость.

Необходимо отметить, что очень верные суждения о сущности здорового образа

жизни издавна высказывались и в просвещенных кругах российского общества.

В этом отношении особый интерес вызывает книга князя Парфения Енгалычева, вышедшая в самом начале XIX в. и переизданная спустя почти два столетия,

но не потерявшая своей актуальности и сегодня, поскольку содержит простые

и ясные рекомендации — как прожить долгую, здоровую и веселую жизнь.

Среди современных ученых, много сделавших для решения проблемы здорового

образа жизни, одно из ведущих мест по праву принадлежит Полю Брэггу. Его

работы в этой области хорошо известны во всем мире. Он считал, что, перестроив

свой образ жизни, человек пожилого возраста вполне может превзойти тот уровень

здоровья, которым он обладал в молодые годы. Очень важно, что Брэгг личным

примером подтвердил справедливость тех положений, которые он отстаивал

в своих лекциях и научных публикациях. В 90-летнем возрасте он был весьма

подвижным, выносливым человеком. Он занимался бегом, плаванием, упражнениями

с тяжестями, совершал длительные пешеходные походы, увлекался серфингом.

П. Брэгг был чрезвычайно работоспособен (его рабочий день составлял

12 часов), практически не  болел и был полон оптимизма  и жизнелюбия. Он погиб

в 1976 г. в возрасте 95 лет в результате несчастного случая: во время катания на

доске у побережья Флориды его накрыла гигантская волна. Патологоанатомическое вскрытие показало, что сердце, сосуды и все внутренние органы были в превосходном

состоянии. Трагическую смерть этого незаурядного человека оплакивали

пятеро детей, двенадцать внуков и тысячи последователей во всём мире.

Остановимся на некоторых первостепенных факторах образа жизни, которые

имеют существенное значение в обеспечении здоровья и долголетия стареющего

Информация о работе Психология долголетия