Психология долголетия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 01:42, контрольная работа

Краткое описание

Человечеству всегда хотелось жить как можно дольше. Проникнуть в секрет долголетия наука и медицина пытались издавна, но природа не торопится раскрывать свои тайны. В наши дни геронтология называет три главных фактора продолжительности жизни человека — это наследственность (50%), экология (20%) и условия жизни (30%). При этом специалисты говорят, что от образа жизни во многом зависит, как долго человек будет оставаться здоровым и энергичным.

Прикрепленные файлы: 1 файл

псих. здоровья.docx

— 121.91 Кб (Скачать документ)

 

        Безусловно, старение – есть неизбежный  процесс, в ходе которого ряд  психических и физических функций  снижается. Тем не менее данные экспериментальных исследований показывают не только неправильность многих существующих стереотипах, но и указывают на возможность и способы приспособления к подобным явлениям.  Так, с возрастом замедляется средняя скорость реакции. Однако если человеку разрешается потренироваться в течении нескольких дней и автоматизировать действие, то большая часть возрастных различий по времени реакции исчезает, поскольку автоматические процессы практически не подвергаются влиянию старения.  Снижение функции памяти наиболее характерно для начального этапа старения (50 – 65 лет),  у  людей  же в возрасте 65- 75 лет показатели памяти приближаются к уровню среднего возраста. Это объясняется тем, что они осваиваются со своим новым состоянием и вырабатывают способы его  преодоления.  Пожилые люди практически не обнаруживают снижения способности к концентрации внимания.

 

 Предвосхищение старости  в воображении часто бывает  болезненнее, чем реальность. Так, писатель  и врач В.В.Вересаев, в юности безумно боявшийся постареть, на склоне лет писал, что страх этот был напрасен, а природная мудрость компенсировала неизбежные потери.

 

   С точки зрения  психологии семьи, одна из основных  проблем, которая встаёт перед  людьми пожилого возраста –  это так называемый “синдром  пустого гнезда”, т.е. состояние, связанное  с началом самостоятельной семейной  жизни последнего ребенка. К этому  времени семья в основном выполнила  свою родительскую функцию и  родителям надо чем-то заполнять  образовавшуюся пустоту; нежелание  признать это приводит к проблемам  либо в отношениях с детьми, самостоятельность которых родители  отказываются признавать,  либо, если дети не до конца психологически  отделились от семьи родителей, возникают проблемы в семье  детей. В случае самостоятельности детей могут обостряться отношения между родителями (вспоминаются старые конфликты, которые отходили на второй план перед задачей воспитания детей, либо возникают новые – супруги больше внимания обращают на свои отношения, одновременно испытывая дискомфорт в связи с отделением детей) либо развиваться и обостряться заболевания и расстройства, связанные с психологическим стрессом (психосоматические, невротические и др.). Вторая проблема этого возраста – это смерть одного из супругов. Также могут возникать   проблемы, связанные  с воспитанием внуков и конфликты с детьми на этой почве.

 

 

 

С точки зрения возрастной психологии пожилой возраст, как и другие возрастные периоды, имеет свои основную задачу развития (уникальную, характерную для данного возраста проблема), связанный с этой задачей психический и социальный кризис, и основной процесс, с помощью которого этот кризис решается.  Основная задача пожилого возраста – мудрость, т.е. понимание и принятие собственной прожитой жизни. Основной процесс, с помощью которого эта задача решается – это интроспекция (осмысление прожитой жизни и позитивное ее принятие). Основной кризис – между цельностью личности и отчаянием.

 

В результате нормального прохождения любого возрастного кризиса формируется т.н. итоговое (результирующее) поведение,  основными компонентами которого являются:

 

–       способность отбирать новую информацию;

 

–       способность контролировать и осознавать свое отношение к миру, свои эмоции;

 

–       способность свободно осваивать новое социальное окружение.

 

  В случае неправильного  прохождения предыдущих возрастных  кризисов соответствующие им  проблемы могут оставаться актуальными  и в пожилом возрасте, нарушая  решение его основной задачи.

 

 

 

В современной психологии все более утверждается точка зрения, согласно которой старение не может рассматриваться как простая инволюция, угасание или регресс, скорее это продолжающееся становление человека, включающее многие приспособительные и компенсаторные механизмы. Причем люди позднего возраста вынуждены приспосабливаться не только к новой ситуации вовне, но и реагировать на изменения в самих себе.

 

Таким образом, старение несводимо только к биологическим процессам, а во многом ход процессов старения определяется социально и зависит от отношения в обществе к пожилым людям, а также от их отношения к самим себе.

 

  Очень важным является  адекватное отношение самого  человека и окружающих его  людей к своему возрасту и  состоянию. К сожалению, оборотной  стороной культа молодости,  существующего  в современном обществе, является  распространение представлений  о старости как о бесполезном, неполноценном, унизительном состоянии, непременным атрибутом которого  являются болезни и зависимость  от окружения. На самом деле  это не так. Да,  в пожилом  возрасте наступает естественное  снижение ряда физических и  психических функций. Но, во-первых, как показывает практика, такое  снижение во многих случаях  может быть отсрочено или даже  не наступить в результате  регулярных  тренировок, физически  и психологически активного образа  жизни.  Во-вторых, во многих случаях  оно является следствием не  реальных изменений, а усвоения  стереотипов поведения, “соответствующих  возрасту”, и зачастую связанных  с этими стереотипами психологических  травм. В-третьих, пожилой возраст  обладает целым рядом преимуществ, являющихся следствием накопленного  жизненного опыта. Неспособность  противостоять негативным стереотипам  приводит к негативным изменениям  в еще совсем недавно активных  и здоровых людях. Такие стереотипы  приходят в противоречие с  объективным медицинским и психологическим  статусом пожилых людей: психологические  исследования показывают, что большинство  людей в пенсионном возрасте  сохраняют работоспособность, компетентность, интеллектуальный потенциал.

 

Нетерпимость в отношении к старости является причиной многих проблем как в обществе в целом, так и в отдельных его возрастных группах, включая не только пожилых, но и молодых людей. Эта нетерпимость проявляется в трех формах:

 

Нетерпимость к лицам пожилого и старческого возраста со стороны  молодого поколения и/или общества в целом, проявляемая в самых разнообразных формах ( неоправданно высокой оценке молодости и дискриминации старых людей).

 

1.  Неприятие факта  собственного старения лицами  пожилого и старческого возраста, связанное с ухудшением состояния  здоровья, «выключением» из активной  социальной и профессиональной  жизни, использованием непродуктивных  стратегий адаптации к поздним  периодам жизни.

 

2.    Неприятие факта  своего будущего старения лицами  молодого и среднего возраста. Многие молодые люди считают  перспективу старения настолько  мрачной, что предпочитают вообще  ничего не знать об этом.  Подобное отношение к неизбежно  наступающему периоду жизни порождает  массу проблем и значительно  снижает качество жизни в пожилом  возрасте. (Пути распространения  и укоренения подобных стереотипов  отношения к старости могут  быть порой самыми неожиданными  — так, исследования иллюстраций  к  детским книгам, проведенные  профессора З. Айтнера в ГДР обнаружили, что  в течении многих лет  из  одной книжки в другую кочуют одни и те же картинки с    изображением стариков и старушек, на лицах которых отражается тяжесть прожитых лет,  скорбь,  отрешенность от окружающего мира).

 

  Таким образом, выработка  правильного отношения к своему  возрасту и наступающим изменениям, трезвая оценка их, является одной  из важных задач в достижении  того, что называется активным  долголетием, т.е. не просто жизни  долгой, но жизни насыщенной, полноценной, интересной и полезной для  себя и окружающих – то, что  называется “качеством жизни”. В связи с этим хотелось  бы напомнить, что Всемирная организация  здравоохранения определяет здоровье  не только как отсутствие болезней, не только как физическое благополучие,  но также и как благополучие  психическое и социальное.

 

Умение видеть наряду с негативными изменениями пути приспособления к ним (а по возможности и преодоления их), а также и  позитивные  стороны, преимущества, даваемые своим возрастом, умение пользоваться этими преимуществами – это средство самозащиты,  самопомощи каждого пожилого человека.

 

 В связи с этим  современные исследователи разделяют  конструктивные и неконструктивные  типы стратегии отношения к  старению.  Какие же признаки  конструктивного, позволяющего справится  с негативными моментами  старения и сохранить себя как полноценно функционирующую личность, отношения к старению? Обобщив взгляды нескольких авторов,  к их числу можно отнести следующие:

 

–       поиск новых путей включения в общественную жизнь, полезного и интересного использования появляющегося с выходом на пенсию свободного времени,

 

–       осмысление и передача собственного жизненного и профессионального опыта  (воспитание детей и внуков, преподавание, написание мемуаров, наставничество в профессиональной сфере);

 

–       принятие прожитой жизни, понимание ее;

 

–       сохранение прежних и установление новых дружеских связей;

 

–       спокойное и рациональное отношение к своему новому положению;

 

–       принятие своего нового возраста и открытие в нем нового смысла;

 

–       понимание и терпимость в отношении других людей.

 

Отношение к собственному старению – это активный элемент психической жизни,  позиция, которую человек выбирает сам.  По данным отечественных геронтологов, ни хорошее здоровье, ни сохранение деятельного образа жизни, ни высокое общественное положение, ни наличие супруги и детей не являются залогом и гарантией осознания старости как благоприятного периода жизни. При наличии этих признаков, каждого в отдельности и вместе взятых, пожилой человек может считать себя ущербным и полностью не принимать свое старение. И наоборот, при плохом физическом здоровье, скромном материальном достатке, одиночестве пожилой человек может находиться в согласии со своим старением и будет в состоянии увидеть положительные стороны своего старческого бытия, испытывая радость каждого прожитого дня. Принятие собственной старости есть результат активной творческой работы по переосмыслению жизненных установок и позиций, переоценке жизненных ценностей. Значимость активной позиции доказывается исследованиями долгожителей  — они склонны воспринимать все, что происходит в их жизни, как результат собственных действий, а не действий каких-то внешних сил.

 

     Влияние социально  обусловленных стереотипов на  поведение и психологическое  состояние (а, следовательно, во многом  и эмоциональное состояние и  самочувствие)  пожилого человека  часто недооценивается. Между тем  существует масса доказательств  такого влияния.

 

     Так, одной  из причин меньшей продолжительности  жизни мужчин по сравнению  с женщинами считают более  сильное влияние на них негативных  стереотипных представлений о  старости и традиционных мужских  и женских ролях в обществе.

 

      Приверженность  стереотипным моделям поведения  не способствует выработке у  них новых поведенческих тактик  в повседневной жизни. Женщины  легче, чем мужчины, адаптируются  к новой жизненной ситуации  после выхода на пенсию, поскольку  сужение сферы деятельности,  преимущественное занятие домашним  хозяйством сопровождается у  них меньшим дискомфортом. Эта  тенденция характерна для женщин  разных стран (Эйсенсен И., 1989).

 

Всем известно, что если человеку в гипнотическом состоянии внушить не его истинный возраст, а более молодой (вплоть до раннего детского), то он будет вести себя так, как если бы он на самом деле был более молодым. Такого рода эксперименты по понятным причинам редки и непродолжительны. Но, как оказалось, вовсе не обязательно для достижения подобного эффекта использовать гипноз.

 

В 1979 г. психолог E.Langer и ее коллегами по Гарварду провели интересный эксперимент. Испытуемые в возрасте 75 лет и старше (до 80 лет) были помещены на недельный отдых в загородном коттедже. При этом было введено одно странное ограничение: им не позволялось брать с собой газеты, журналы, книги и семейные фотографии, относящиеся ко времени после 1959 г.  Коттедж был оборудован в полном соответствии с модой и традициями 20-летней давности. Вместо журналов 1979 г. на столах лежали выпуски за 1959 г. Музыкальные записи тоже были только того времени. Испытуемых попросили вести себя точно так же, как 20 лет назад. Участники этой группы писали свои автобиографии только до 1959 г., описывая то время как настоящее. Все беседы должны были относиться к событиям и людям тех лет. Любая деталь их жизни на природе была рассчитана так, чтобы они чувствовали себя так, словно им немного за 50, а в это время команда E.Langer проводила оценку биологического возраста испытуемых: определяли физическую силу, осанку, быстроту восприятия, познавательную способность и память, состояние зрения, слуха, способность ощущать вкус. Результаты эксперимента оказались замечательными. По сравнению с другой группой, которая тоже жила в коттедже, но в условиях реального времени, в этой было обнаружено значительное улучшение памяти, повышение ловкости рук. Люди стали более активными и самостоятельными, они вели себя скорее как 55-летние, нежели как старики, хотя до этого многие пользовались услугами младших членов семьи.

 

Но наиболее заметному обратному развитию подверглись те изменения, которые прежде считались необратимыми. Беспристрастные судьи со стороны, которых попросили сравнить вид испытуемых до и после эксперимента, определили, что их лица выглядят явно моложе. Измерение длины пальцев, которая обычно сокращается с возрастом, показало, что пальцы удлинились. Суставы стали более гибкими, а осанка начала исправляться. По данным силомера, мускульная сила увеличилась; дополнительные исследования выявили обострение зрения и слуха, улучшение показателей тестов IQ.

 

Профессор Е.Langer доказала, что так называемые необратимые изменения в старости могут быть устранены при психологическом вмешательстве. Наши тела подчиняются субъективному времени, определяемому воспоминаниями и внутренними ощущениями. Ученые сделали этих людей путешественниками во внутреннем времени, которые психологически отправились на 20 лет назад, а их тела последовали за ними. Сработало самовнушение.

Информация о работе Психология долголетия