Психологические трудности дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:12, реферат

Краткое описание

Дошкольное детство — большой и ответственный период психического развития ребенка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального фактического складывания личности. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение со взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. В личностной сфере формируются иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные формы поведения. Нарушение любого из звеньев или механизмов психологической структуры развития дошкольника может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка.

Прикрепленные файлы: 1 файл

семінари індивідуалк.docx

— 78.19 Кб (Скачать документ)

Было бы наивно полагать, что какое-то из этих трех направлений  работы не реализует принципа соблюдения интересов ребенка. И возрастной психолог-консультант работает отнюдь не только в третьем модусе. Однако одним из организационных принципов  работы возрастного психолога-консультанта является отказ от консультирования родителей без обследования ребенка. Таким образом, процедура консультирования родительско-детских отношений в возрастно-психологическои    консультации всегда включает в себя достаточно подробное психодиагностическое обследование ребенка, а не только его межличностных: отношений и тем более не только этих отношений глазами родителей. В ряде случаев бывает необходимым провести и психологическое обследование родителей.

Приведем пример нарушения   родительско-детских    отношений.

Надя Н., ученица третьего класса, девяти лет. Инициатором обращения  в консультацию является отчим. Консультируются  мама с дочкой, на заключительном этапе  к ним присоединяется и папа (отчим). В родительском. сочинении (что потом повторяется в беседе) на первом месте оказывается жалоба на индивидуальные особенности дочки — медлительная, плаксивая, взрывная, неуступчивая. Однако постепенно, шаг за шагом, вырисовывается основное содержание жалобы-запроса мамы. Вот выдержки из родительского1 сочинения: «Дедушки, бабушки, отец позволяют почти все, запретов мало. Они идут только от меня. В минуты недовольства моими требованиями дочь бежит к другим членам семьи и смотрит из-под обнимающей ее руки «волком»... Добивается своего либо слезами, либо постоянным нытьем, пока это не надоест старшим. Со мной это редко проходит... Истерики возникают на ровном месте, например что-то мешает в сапоге или не нравится сапог, снимает его, бросает, плачет; или ей стало жарко, но спокойно не скажет и-не переоденется по-нормальному. Меня это часто выводит из себя, порой я ее за это бью или наказываю лишением мороженого, просмотра передачи «Спокойной ночи, малыши»... Со мной отношения не очень теплые, тянется* к мужу... Очень меня волнует мое растущее раздражение дочкой, что отдаляет меня от нее. Подавлять ее своей волей и властью дальше уже будет труднее. Нужно из нее сделать союзника. Но в ней уже четко прослеживается характер вспыльчивый, нетерпеливый, неуживчивый, резкий с одновременной медлительностью в делах, разбросанностью, неумением преодолевать трудности».

Обследование показывает: уровень развития интеллектуальных процессов — в норме; по методике А. Ю. Панасюка — типичный экстраверт; ту методике Рене Жиля — низкий индекс отношения к маме, более высокий, но отнюдь не максимальный — к отцу (отчиму). В пробе на совместную-деятельность с мамой («Архитектор — строитель») инициативна, активна, научаема, резка и требовательна к маме. По модифицированной методике РЕП — у всех персонажей, кроме персонажа «плохой ученик», присутствует свойство «добрый», а у учительницы еще и «спокойная» (подчеркнуто-тремя линиями).

Из анамнеза: мать ухаживала  за девочкой до трех месяцев, а затем  уехала в другой город для продолжения  учебы в вузе. Дочка воспитывалась  у бабушки с дедушкой. До сих  пор единственная внучка у двух пар* прародителей. Баловали и балуют ее до сих пор (по мнению мамы). Отношения  девочки с бабушками и дедушками  и сейчас превосходные. В родительскую семью вернулась только в возрасте четырех лет. Через год мама: развелась. С отцом у дочки отношений  сейчас никаких нет. Дочка каждое лето проводит без мамы у бабушки  с дедушкой.

Ключ к ситуации помогла  найти беседа с отчимом: «Я более  спокоен,. выдержан, это дочка ценит. Больше позволяю ей, не тыкаю ее по мелочам, но контролирую...». Первое впечатление о девочке, когда вошел в семью: «Показалась мне разумной, приятной, хорошо воспитанной, сошлись сразу...» О сути запроса семьи говорит следующее замечание отчима: «Маме надо» быть более выдержанной, тогда будет все нормально».

Девочка остро нуждается  в тепле, понимании, поддержке со стороны мамы, но лишена этого. Сказываются  и первые четыре года жизни, проведенные  вне контакта с мамой. Семенная жизнь  мамы также сложилась пока не лучшим образом. Пришедший в семью отчим  все это видит и тактично, «руками»  психолога, хочет  скорректировать стиль поведения мамы.  В данном случае и мама видит необходимость коррекции собственного поведения: «Я не могу что-то понять в ней, отношения нетерпимые, плохо, что я злюсь-на нее, она это чувствует».

Беседы с матерью были направлены на анализ становления взаимоотношений  с дочерью, индивидуальных особенностей ее характера. Были подсказаны  приемы   построения  взаимоудовлетворяющих  отношений в семье.

Остановимся на сложных (пограничных) случаях и взаимоотношениях психолога-консультанта со школой, родителями и медицинскими учреждениями.

При консультировании детей  младшего школьного возраста может  возникнуть подозрение на то, что трудности  ребенка связаны с имеющейся  у него задержкой психического развития или иной формой нервно-психической  патологии. Постановка диагноза не является прерогативой психолога. Поэтому общим  правилом является обязанность психолога  в таких случаях рекомендовать  родителям ребенка проконсультироваться у соответствующего врача. Психолог должен указать такую консультацию, сопроводив при необходимости направление  ребенка психологическим заключением  по консультации.

Правда, как мы уже писали, на консультацию к психологу часто  приводят детей, уже имеющих (или  имевших) медицинский диагноз, состоящих (или состоявших) на учете у детского врача-психоневролога. Вопрос о наличии  диагноза должен быть поставлен психологом-консультантом  во всех сложных, пограничных случаях.

Однако сам факт, что  количество детей, консультирующихся  у психолога после консультации у врачей, достаточно велико,. свидетельствует о том, что психолог, в частности возрастной, и врач решают разные по содержанию задачи и не подменяют друг друга. Возрастное психологическое обследование и консультирование ребенка могут и должны быть проведены совершенно независимо от того, имеет или нет ребенок медицинский диагноз.

Результатом обследования становится возрастно-психологиче-ское заключение. С нашей точки зрения, по своим основным структурным моментам оно близко к так называемому функциональному диагнозу в психиатрии (В. М. Воловиков).

Как известно, функциональный диагноз в психиатрии в определенном смысле противостоит нозологическому  диагнозу [см.: 12]. Он закладывает фундамент  для профилактико-терапев-тической и реабилитационной работы. Именно поэтому возможна аналогия с ним в практической возрастной психологии. Структура анализа возраста как бы повторяется в структуре функционального диагноза.

Функциональный диагноз  строится на основе понимания «триединства»  и взаимосвязи личности (что сохранно и на что можно опереться), болезни (что дефектно) и актуальной социальной ситуации (в чем возможные источники  реабилитации и адаптации). «Функциональный диагноз является диагнозом индивидуальной приспособляемости больного, его бытия в болезни, отражая его взаимодействие с социальным окружением и обществом» [12, с. 201]. Если нозологический диагноз — это диагноз болезни, то функциональный — это диагноз больного. Необходимо только добавить, что аналогия возрастно-психологиче-ского заключения с функциональным диагнозом имеет смысл и тогда, когда речь идет о норме, а точнее, о вариантах нормы как аналогах (хотя и далеких) нозологических единиц.

Особую проблему составляют взаимоотношения психолога (имеется  в виду и школьный психолог, выполняющий  функции психолога-консультанта) со школой. Может ли школа в лице учителей и воспитателей быть заказчиком для психолога-консультанта?

Наш опыт говорит о том, что учителя иной раз просят или  даже требуют от психолога обследовать  того или иного трудного для них  ученика. Психолог попадает в нелегкую ситуацию. Необходимость консультации в большинстве подобных случаев  очевидна. Однако, с нашей точки  зрения, здесь важно утвердить  принцип абсолютной добровольности консультации, как, например, является непреложным требованием, закрепленным в должностной инструкции, абсолютная добровольность психологического обследования подростка в психиатрических  диспансерах, в которых сейчас организованы подростковые психологические кабинеты. Психолог должен через учителя довести  до родителей трудного ученика информацию о своих возможностях, об адресе консультации и ее задачах, но ни в коем случае не обследовать ребенка (напомним, что речь идет о младших школьниках) без разрешения родителей.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей


Информация о работе Психологические трудности дошкольника