Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 10:49, курсовая работа
Как показывают исследования трудовой деятельности, удовлетворенность трудом является важнейшим, но неоднозначным фактором повышения производительности и эффективности труда. Снижение удовлетворенности собственным трудом отрицательно влияет на эффективность работника, приводя к негативным последствиям в кадровом обеспечении системы: фактам текучести кадров, ухудшении трудовой и производственной дисциплины, прогулам и невыходам на работу, фактам небрежного отношения к имуществу и т.д. С другой стороны, полностью удовлетворенный работник - плохой работник, у него отсутствует стремление к совершенствованию (профессиональному и личностному), снижается напряженность мотивационной энергии, ухудшается заинтересованность в результативности собственного труда. Таким образом, удовлетворенность трудом у работников должна быть не максимальной, а оптимальной. Для целей повышения эффективности труда определенный уровень неудовлетворенности у работников (особенно в области содержания работы) должен присутствовать.
Введение 3
1. Теоретические основы исследования стиля осознанной саморегуляции и удовлетворенности профессиональной карьерой 6
1.1 Профессиональное развитие личности в психологии 6
1.2 Профессиональная карьера как феномен жизненного пути личности 17
1.3 Осознанная саморегуляция в профессиональной карьере личности 19
1.4 Удовлетворенность трудом как фактор развития профессиональной карьеры 30
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля осознанной саморегуляции и удовлетворенности профессиональной карьеры 43
2.1 Методические основы исследования взаимосвязи стиля осознанной саморегуляции и удовлетворенности профессиональной карьеры 43
2.2 Анализ результатов исследования взаимосвязи стиля осознанной саморегуляции и удовлетворенности профессиональной карьеры 46
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Приложения 61
Одной из разновидностей «горизонтальной» карьеры является «обогащение труда», т. е. участие специалиста в работе различных комитетов, творческих групп и т.п. [8]
В деловой карьере условно можно выделить несколько этапов.
1. Подготовительный (18 - 22 года), связанный с получением образования, закладкой основ будущего специалиста.
2. Адаптационный (23 - 40 лет), характеризующийся вхождением молодого специалиста в мир труда, овладением профессией, поиском своего места в коллективе, становлением профессионалом.
3. Этап консолидации карьеры (40 - 50 лет), сопряженный переживанием кризиса «середины жизни», когда работник начинает подводить предварительные итоги достигнутого и искать пути приспособления к новой ситуации. Здесь возможен переход к «горизонтальной» карьере.
4. Завершающий (после 60 лет) - подготовка к уходу на пенсию [8].
Осознанная саморегуляция понимается нами как системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей.
Именно поэтому в контексте общего аспекта субъектного развития и существования человека одно из центральных базовых мест занимает проблема закономерностей осознанной регуляции человеком своей произвольной целенаправленной активности. Применительно к человеку, носителю высших форм психики, который сам принимает цели своих исполнительских действий и сам же их реализует доступными и приемлемыми для него средствами, которые он также в ряде случаев определяет сам, можно говорить об осознанной саморегуляции [14].
Шаров А.С. раскрывает содержание исследуемого нами понятия в следующем определении: «Саморегуляция - это направленная на развитие целостности субъектная активность, осуществляемая посредством системы выборов» [19, с.67]. Подчеркивая роль целостности личности в саморегуляции, автор рассматривает компоненты регулятивного процесса в единстве со структурными компонентами личности. А.С.Шаров считает, что регуляция, с одной стороны, выступает центральным компонентом личности, а с другой - реализуется через взаимодействие личностных компонентов. Исследователь выделяет такие структурные компоненты личности, как ценностно-смысловое содержание, активность и рефлексия. Ценностно-смысловое содержание включает в себя систему доминирующих ценностей, смыслов, мотивов, целей, выступающих общим ориентиром в жизни человека. Активность выполняет функцию реализации значимого для личности во внешнем и внутреннем мире. Рефлексия выполняет роль обратной связи в жизнедеятельности человека, функцию контроля и согласования. Регуляция является центральным компонентом в структуре личности, который реализуется через взаимодействие и разные типы связей отдельных компонентов структуры личности.
Конопкин О.А. под саморегуляцией понимает «системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей» [11, с.8]. Автор отмечает, что «... психическая саморегуляция человеком своей деятельности является высшим уровнем регуляции поведенческой активности биологических систем, отражающих качественную специфику реализующих ее средств отражения и моделирования действительности и самого себя, своей активности и деятельности, поступков и оснований» [11, с. 10].
Мы считаем, что каждое из приведенных определений имеет право на существование, так как авторы, использующие их, рассматривают процесс саморегуляции с разных сторон и во всем его многообразии.
Место и роль психической саморегуляции в жизни человека достаточно очевидны, если принять во внимание, что практически вся его жизнь есть бесконечное множество форм деятельности, поступков, актов общения и других видов целенаправленной активности. Именно целенаправленная произвольная активность, реализующая все множество действенных отношений с реальным миром вещей, людей, средовых условий, социальных явлений и т.д., является основным модусом субъектного бытия человека. От степени совершенства процессов саморегуляции зависит успешность, надежность, продуктивность, конечный исход любого акта произвольной активности. Более того, все индивидуальные особенности поведения и деятельности определяются функциональной сформированностью, динамическими и содержательными характеристиками тех процессов саморегуляции, которые осуществляются субъектом активности. Саморегуляция целенаправленной активности выступает как наиболее общая и сущностная функция целостной психики человека, в процессах саморегуляции и реализуется единство психики во всем богатстве условно выделяемых ее отдельных уровней, сторон, возможностей, функций, процессов, способностей и т.п. [15]
Таким образом,
проблема психической саморегуляции
является одной из наиболее глобальных
и фундаментальных проблем
Анализ иерархии и логической связи главных задач исследования психической саморегуляции приводит к выводу, что основной исходной задачей является изучение закономерностей строения регуляторных процессов и формулирование на этой основе общей концептуальной модели, адекватно отражающей принципиальную внутреннюю структуру процессов осознанной регуляции, общую для различных видов и форм произвольной активности человека [11].
Без такого концептуального базиса все чаще используемое в психологическом обиходе понятие «процесс саморегуляции» не имеет реального содержания и попросту теряет смысл. При этом исследование процесса саморегуляции часто подменяется по сути установлением самого факта детерминации деятельности, поведения отдельными психическими или даже средовыми факторами. На основании фиксации происходящих в исследуемой деятельности (поведении) изменений делается вывод о том, что вводимый в исследуемую ситуацию фактор и является самим механизмом саморегуляции или одним из таковых [11].
Продуктивный путь изучения закономерностей процессов саморегуляции состоит в реализации системного подхода. Он должен быть исходно ориентирован на исследование психической регуляторики как собственно регуляторных процессов, реализующих общие для разных систем принципы, а с другой стороны, - как процессов, осуществляемых специфическими средствами человеческой психики. Такой подход дает возможность максимально избежать как кибернетического редукционизма, приводящего к психологической бессодержательности или упрощенчеству, так и психологической калейдоскопичности, которая выражается во внесистемном изучении отдельных психических феноменов и факторов, детерминирующих осуществление деятельности, и фактически реализует линейно-причинные (не имеющие места в действительности) схемы, снимающие вопрос о системном строении процессов психической регуляции [11].
Анализ реальных способов построения общей концептуальной модели процесса осознанной саморегуляции приводит к выводу, что наиболее адекватным для решения данной задачи является системно-функциональный подход к анализу структуры регуляторных процессов. Это означает, что процесс саморегуляции должен быть отражен как целостная, замкнутая (кольцевая) по структуре, информационно открытая система, реализуемая взаимодействием функциональных звеньев (блоков), основанием для выделения которых (по принципу необходимости и достаточности) являются присущие им специфические (частные, компонентные) регуляторные функции, системное «сотрудничество» которых реализует целостный процесс регуляции, обеспечивающий достижение принятой субъектом цели.
Это дает возможность выделения единой для разных видов произвольной целенаправленной активности функциональной структуры процессов саморегуляции, т.е. для выделения общих функциональных звеньев психической регуляции и их системных отношений, независимо от внешней исполнительской структуры деятельности и от состава и конкретики реализующих процесс регуляции психических средств [4]. Обозначенный аспект анализа процессов саморегуляции адресуется прежде всего к собственно регуляторным моментам строения этих процессов.
Таковыми являются: принятая субъектом цель деятельности. Это звено выполняет общую системообразующую функцию, весь процесс саморегуляции формируется для достижения принятой цели в том ее виде, как она осознана субъектом.
Субъективная
модель значимых условий. Она отражает
комплекс тех внешних и внутренних
условий активности, учет которых
сам субъект считает
Программа исполнительских действий. Реализуя это звено саморегуляции, субъект осуществляет регуляторную функцию построения, создания конкретной программы исполнительских действий. Такая программа является информационным образованием, определяющим характер, последовательность, способы и другие (в том числе динамические) характеристики действий, направленных на достижение цели в тех условиях, которые выделены самим субъектом в качестве значимых, в качестве основания для принимаемой программы действий [24].
Система субъективных критериев достижения цели (критериев успешности) является функциональным звеном, специфическим именно для психической регуляции. Оно несет функцию конкретизации и уточнения исходной формы и содержания цели. Общая формулировка (образ) цели очень часто недостаточна для точного, «остро направленного» регулирования, и субъект преодолевает исходную информационную неопределенность цели, формулируя критерии оценки результата, соответствующего своему субъективному пониманию принятой цели.
Контроль и оценка реальных результатов. Это регуляторное звено, несущее функцию оценки текущих и конечных результатов относительно системы принятых субъектом критериев успеха, не требует особых комментариев. Оно обеспечивает информацию о степени соответствия (или рассогласования) между запрограммированным ходом деятельности, ее этапными и конечными результатами и реальным ходом их достижения [24].
Решения о коррекции системы саморегулирования. Функция этого звена обозначена в его названии. Специфика же реализации этой функции состоит в том, что если конечным (часто видимым) моментом такой коррекции является коррекция собственно исполнительских действий, то первичной причиной этого может служить изменение, внесенное субъектом по ходу деятельности в любое другое звено регуляторного процесса, например, коррекция модели значимых условий, уточнение критериев успешности и др.
Все звенья регуляторного процесса, будучи информационными образованиями, системно взаимосвязаны и получают свою содержательную и функциональную определенность лишь в структуре целостного процесса саморегуляции [4].
Проблема саморегуляции рассматривается в различных теоретических и прикладных аспектах. В настоящее время существуют и развиваются различные концепции регуляции психической деятельности. Ниже представлены основные их положения (выделение объекта саморегуляции условно, так как, по Л. Г. Дикой, предмет саморегуляции включает в себя и объект, и субъект саморегуляции) [10].
Функционирование общего
механизма, обусловливающего проявление
стилевых признаков в любом аспекте «
Таким образом, стиль можно считать соединительным элементом между психикой человека (рукой) и внешним миром (дощечкой для записей). Стиль занимает промежуточное, пограничное положение между индивидуальностью и средой. Это обстоятельство позволяет изучать стиль, либо исследуя индивидуальность человека, породившего стиль, либо анализируя особенности деятельности, в процессе которой этот стиль возник. В нашем исследовании мы подходим к изучению индивидуального стиля деятельности со второй позиции [21].
Саморегуляция каждого конкретного человека характеризуется стилевыми особенностями, под которыми подразумеваются индивидуальные особенности, устойчиво проявляющиеся в различных видах произвольной активности, в поведении и практической деятельности. Первой стилевой характеристикой, которую начали исследовать отечественные психологи в конце 60-х годов прошлого столетия, стало понятие индивидуального стиля деятельности. По мнению Е.А.Климова, индивидуальный стиль деятельности это «...индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности» [22, с.126]. Конечно, применительно к задачам профессионального выбора значимыми являются не любые индивидуальные различия регуляторики, фиксируемые в любой отдельной деятельности, а лишь особенности саморегуляции, характеризующие ее общий стиль, присущий данному человеку. Что же мы имеем в виду, вводя понятие «стиль целенаправленной регуляции» (стиль саморегуляции).