Особенности посттравматического стрессового расстройства у военнослужащих, участников локальных военных конфликтов и гражданских лиц.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 08:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение психологии ПТСР, и определение особенностей его возникновения и протекания у военнослужащих, участников локальных военных конфликтов.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Организовать и провести исследования наличия ПТСР у военнослужащих и гражданских лиц.
3. Разработать рекомендаций по психокоррекционной работе с ПТСР у военнослужащих.

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая 2 новое.docx

— 86.73 Кб (Скачать документ)

Идентификация описывается Э.И. Киршбаумом, А.И. Еремеевой как высший тип психологических защит, в числе которых также рассматриваются такие когнитивные Эго-защиты, как интеллектуализация, рационализация, фантазирование, переоценивание и т.д., а также группа проективных защит [10].

  Проецирование представляет для  нашего исследования особый интерес  в связи с тем, что одной  из важнейших функций этого  механизма является формирование  социальной диспозиции “свой-чужой”, где “свой” – это тот, кто  похож на проецирующую личность, а “чужой” не обладает необходимыми  качествами. Этот психологический  феномен хорошо прослеживается  в условиях военных локальных  конфликтов и обеспечивает необходимый  уровень адаптированности к внешним  условиям. Развитие и активизация  “программного реагирования” делает  возможным перенос “чёрно-белого”  восприятия на условия мирной  жизни. В некоторых психотерапевтических  подходах данное явление рассматривается  в качестве одного из диагностических  критериев постсрессового состояния. Кроме этого, в результате деятельности  данного типа защиты формируется  поведение на основе конфликтогенных  мотиваций активного оборонительного  поведения и самоутверждения, что, по нашему мнению, может лежать  в основе появления у комбатантов  проблемы внешнего локуса контроля. Такая позиция позволяет человеку  снять с себя ответственность  за собственное поведение и  выбрать активную обвиняющую  стратегию в отношении других  людей, обстоятельств, государства  и т.д. Большинство психотерапевтических  подходов так или иначе затрагивает  проблему наделения объекта воздействия  личностной ответственностью за  собственные действия, особенности  реагирования, чувства и эмоции  в процессе психологической помощи  постстрессовых состояний.

Следующая группа психологических защит носит название когнитивных. Л.А. Китаев-Смык описывает две основных мыслительных стратегии в процессе переживания экстремального опыта:[30]

  1. Активизация мышления.

Этот процесс представлен следующими направлениями:

  • композиционная концептуализация подразумевает интегративное осмысление всей информации о стрессогенном событии, которой располагает субъект. В результате в сознании выстраивается сравнительно упрощённое схематизированное представление о травме с выделением главных, по мнению комбатанта, аспектов и с отсеиванием субъективно малозначимых;
  • декомпозиционная концептуализация экстремальной ситуации предполагает дезинтегративное осмысление информации, при котором расширяется сфера осмысляемых когнитивных стимулов, поступающих в данный момент, извлекаемых из памяти или креативно воссоздаваемых.

Оба вида стрессовой активизации мышления имеют адаптационно-защитное значение и направлены на совладение с болезненными переживаниями. Оптимальным является гармоничное сочетание или чередование первого и второго типа стратегий.

  1. Гиперактивизация мышления.

Чаще всего этот процесс сопровождается появлением вегетативных проявлений ПТСС – бессонница (как пример защитного бодрствования), боязливость, гиперподвижность и т.д. Гиперактивизация мышления представляет собой один из возможных способов “ухода” от решения проблемы реальной переработки травматических переживаний. Примером, иллюстрирующим данный процесс, может служить выполнение личностью замещающих задач, не имеющих отношения к психогении и позволяющих избегать воспоминаний о травме. Кроме того, возможно развитие противоположной тенденции, которая предполагает резкое снижение когнитивной активности. В экстремальных ситуациях это чаще всего связано с физиологическими процессами, например, обмороками. Этот тип защитного реагирования объясняет такие феномены ПТСС, как фрагментальные амнезии.

В число психологических защит когнитивной группы включены рационализация, интеллектуализация, изоляция и сублимация. Роль этих защит в процессе формирования постстрессовых состояний ещё недостаточно изучена. Ф.В. Бассин предполагает, что основной функцией рационализации и интеллектуализации является снижение интенсивности негативных чувств через уменьшение субъективной значимости произошедших событий. В силу болезненности травматического опыта формируется устойчивая тенденция снижения субъективной значимости любых контактов с реальным пространством. В результате этого процесса возникает позиция направленности в себя, которая лежит в основе появления самоотчуждённости и избегания эмоционально насыщенных отношений.

Изоляция, следующий тип когнитивных психологических защит, тесно связан с механизмами вытеснения, но предполагает контейнирование не всего травматического события, а только негативных переживаний, связанных с ним. Вследствие этого, ветеран может спокойно описывать самые страшные картины своего боевого опыта, не допуская к осознанию возникающие эмоциональные реакции и переживания. Чаще всего такая позиция в отношении собственных чувств приобретает устойчивый генерализованный характер, так как защитным механизмам сложно осуществлять “выборочный подход” к эмоциональной сфере. В результате, все проявления каких-либо чувств оказываются блокированными. Таким образом, механизмы изоляции лежат в основе эмоциональной гипостезии. Итак, интенсивное и неосознанное использование Эго-защитных механизмов ведёт к образованию или развитию критериальных признаков посттравматических стрессовых состояний. Тем не менее, неоднократно обращалось внимание на то, что нормативное использование психозащит необходимо для эффективной социально-психологической адаптации и поддержания положительного “образа Я” [29].

В зарубежной психологии разработано множество теорий описывающих возникновение и протекание ПТСР. В отечественной психологии проблеме посттравматических стрессовых состояний долгое время не уделялось должного внимания.  Только в последние десятилетия появились единичные, крайне разрозненные, и противоречивые исследования, посвящённые различным  аспектам данной проблемы.

В результате проведённых исследований учёными были выделены основные характеристики ПТСР, динамика его протекания, определена роль защитных механизмов в развитии и протекании ПТСР.

Но, несмотря на большое количество имеющихся теорий, в современной психологической науке не существует единой концепции, объясняющей механизмы возникновения и развития посттравматических стрессовых расстройств, позволяющей проводить эффективную психопрофилактику, дифференцированную диагностику этого нарушения, и оказывать психологическую помощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Особенности стресса военнослужащих и гражданских лиц в сравнении

 

2.1 Методы психодиагностики постравматического синдрома

 

 

В психодиагностике насчитывается более тысячи методов, которые можно представить в виде схемы:

1.   Методы психодиагностики на основе  наблюдения.

2.   Опросные психодиагностические  методы.

3.   Объективные психодиагностические  методы, включая учёт и анализ

поведенческих реакций человека и продуктов его труда.

4. Экспериментальные методы психодиагностики.

В своём исследовании мы использовали наблюдение, беседу, опрос, тестирование.

Наблюдение – наиболее распространённый метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Невмешательство – важная характеристика метода, определяющая его достоинства и недостатки. Достоинства – в частности, то, что объект наблюдения, как правило, не ощущает себя таковым – не знает о наблюдении и в естественной ситуации ведёт себя естественно. Однако при наблюдении неизбежен ряд трудностей. Прежде всего, хотя можно в некоей степени предвидеть изменения ситуации, в коей происходит наблюдение, невозможно их контролировать, а влияние неконтролируемых факторов может существенно изменить общую картину. Кроме того, наблюдение не свободно от субъективности позиции наблюдателя.

Несмотря на все предосторожности, наблюдение всегда характерно некоей субъективностью; оно может создавать установку, благоприятную для фиксации значимого факта, что порождает интерпретацию фактов в духе ожиданий наблюдателя. Отказ от преждевременных обобщений и выводов, многократность наблюдения, контроль другими методами исследования позволяют увеличить объективность наблюдения.

Использование наблюдения предполагает наличие программы наблюдения, где перечислены все ожидаемые действия и реакции наблюдаемых, частота появления коих в тех или иных ситуациях фиксируется наблюдателем.

Недостаток метода наблюдения – значительная трудоёмкость. Поскольку исследователя интересует не всякое проявление поведения, но лишь связанное с конкретной исследовательской задачей, он вынужден выжидать интересующих его форм поведения или психических состояний. Кроме того, для надёжности выводов нужно убедиться в типичности некоего свойства, что вынуждает проводить длительные или повторные наблюдения, а также применять другие методы.

Анкета – методическое средство для получения первичной социально-психологической информации. Представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования, и возможные варианты ответов.

Тестирование – метод психодиагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи – тесты, имеющие определённую шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида нужных навыков, знаний, личностных характеристик и пр.

Тестирование предполагает, что обследуемый выполняет определённую деятельность: решение задач, рисование, рассказ по картинке и прочее – в зависимости от используемой методики.

Методики.

Большинство методик представляют бланковые методики – такие в которых испытуемому предлагают серию суждений или вопросов на которые он должен в устной или письменной форме дать ответ. По полученным ответам судят о психологии испытуемого. Данные методики просты  как для использования, так и для и обработки получаемых результатов.

Второе место занимают опросные методики, в процессе применения которых, исследуемому задаются устные вопросы, а исследователь отмечает и обрабатывает его ответы. Эти методики хороши тем, что не требуют подготовки специальных бланков и позволяют психодиагносту вести себя в отношении испытуемого достаточно гибко. Недостаток – их субъективность.

Третье место занимают рисуночные психодиагностические методики. В них для изучения психологии и поведения испытуемых используются созданные ими рисунки.

Первый и третий из описанных типов методик могут иметь два варианта: ручной и компьютерный. В ручном варианте методика с начала и до конца используется без применения электронных средств. В компьютерном варианте тестовый и рисуночный материал можно предъявлять через экран дисплея а процессор использовать для вычислений и печати результатов.

  Для диагностики симптомов постстрессового  нарушения разработаны специальные  стандартизированные тестовые методики. Наиболее часто для этой цели  используются: Миссисипская шкала для выявления ПТСР,

Анкета, состоящая из 16 вопросов, позволяет определить наличие и степень ПТСР.

Миссисипский опросник для оценки посттравматического стрессового расстройства содержит 35 высказываний людей, принимавших участие в боевых действиях. Каждому утверждению даётся шкала от 1 до 5, испытуемый отмечает те высказывания, которые наиболее соответствуют его ощущению по поводу данного высказывания. Общая сумма баллов с достоверностью до 90% позволяет разделить обследуемых на две группы: на лиц, имеющих ПТСР и не имеющих ПТСР.

Сокращённый вариант методики содержит 378 утверждений, с его помощью можно получить профиль, построенный на основании показателей 10 базисных шкал методики и 3 шкал достоверности.

10 базисных шкал:

1. Сверхконтроль.  2. Пессимистичность.   3. Эмоциональная лабильность.

4. Импульсивность.  5. Женственность - мужественность.   6. Ригидность.

7. Тревожность.  8. Индивидуалистичность.  9. Оптимистичность.

0. Интроверсия.

В процессе обследования испытуемый оценивает как «верные» или «неверные» по отношению к нему утверждения, которые отражают картину самочувствия обследуемого, его привычки, особенности поведения, отношение к различным жизненным явлениям и ценностям, нравственную сторону этого отношения, специфику межличностных контактов, направленность интересов, уровень активности и настроения и прочее.

Данные полученные в ходе исследования:

Ход исследования.

Схема экспериментального исследования включала в себя следующие этапы:

  1. Установление контакта с испытуемым, объяснение общих целей и задач работы, снятие некоторых страхов в отношении всей диагностической процедуры, что необходимо для повышения уровня доверия к организаторам эксперимента. Данный этап мотивирует испытуемых на искреннюю и результативную работу.
  2. Проведение анкетирования. (Приложение А.)
  3. Предъявление теста на диагностику наличия постсрессовых состояний: Миссисипский опросник для оценки посттравматического стрессового расстройства.
  4. Предъявление теста на выявление уровня социально-психологической адаптации испытуемых: компьютерная версия стандартизированного многофакторного метода исследования личности СМИЛ (ММРI).

5. Сравнительный  анализ ПТСР военнослужащих и  гражданских лиц.

Характеристика респондентов.

  С целью изучения психотравматического синдрома у военнослужащих было обследовано две группы клиентов Центра. Первая группа военнослужащие, участники локальных вооружённых конфликтов (10 человек) из них: 5человек – участники войны Афганистане, 3 человека – участники первой Чеченской кампании, 2 человека – участники во второй Чеченской кампании. Вторая группа гражданские лица, перенесшие психотравмирующий стресс (10 человек), из них: вынужденные переселенцы из зоны Чернобыля – 7 человек, из числа переживших теракт в Домодедово– 1 человек, пережившие теракты –2 человека.

Информация о работе Особенности посттравматического стрессового расстройства у военнослужащих, участников локальных военных конфликтов и гражданских лиц.