Общение в некоторых следственных действий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Общение — это вчерашний разговор с другом по телефону, беседа с незнакомым человеком в купе поезда, вечер воспоминаний на встрече одноклассников и многое другое. Каждый из нас знаком с такими привычными словосочетаниями, как "общение с искусством'1, "общение с ЭВМ", "общение с животными" и т.д. Довольно скоро может показаться, что границ у этого понятия не существует, его объем бесконечен, а значит, как говорил выдающийся советский психолог Л.С.Выготский, когда объем понятия стремится к бесконечности, его содержание стремится к нулю.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3 – 4

Глава 1. Понятие и сущность общения
1.1. Предмет юридической психологии…………………………………….5 – 7
1.2. Определение понятия общение……………………………………….8 – 16

Глава 2. Виды общения
2.1. Деловое общение, его виды и формы……………………………….17 – 20
2.2 Профессиональное общение юриста и сотрудников ОВД и ГСК….21 – 23
2.2.1 Понятие служебного общения и его виды………………………....23 – 27

Глава 3. Общение в некоторых следственных действий………………..28 – 39

Заключение…………………………………………………………………..40-42

Список использованных источников………………………………………….43

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа об общении.doc

— 200.00 Кб (Скачать документ)

Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одним человеком другому. Различают вербальные и невербальные средства общения. Вербальное общение это общение с помощью языка и других знаковых систем, изобретенных и усовершенствованных человеком (тексты, схемы, рисунки, чертежи, радио- и видеотехника). Невербальное общение    на уровне жестов, мимики, пантомимики, телесных контактов.

В зависимости от содержания, целей  и средств можно выделить несколько видов общения. По содержанию, считает Р.С. Немов, общение может быть материальным (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивным (обмен знаниями), кондиционным (обмен психологическими или физиологическими состояниями), мотивационным (обмен побуждениями, целями; интересами, мотивами, потребностями), деятельностным (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

По целям общение делится на биологическое и социальное. Биологическое это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развитии организмов. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, личностного роста индивида.

По средствам общение может  быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение естественный контакт "лицом к лицу'' при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жестов, мимики, пантомимики). Опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией, что затрудняет или отделяет во времени получение обратной связи между участниками общения. Прямое общение предполагает личный контакт и непосредственное восприятие людьми друг друга. Косвенное общение осуществляется через посредников, в роли которых могут выступать другие люди.

Можно констатировать, таким образом, что люди в общении проявляют, раскрывают для себя и для других свои психологические качества. Но эти качества не только проявляются через общение, в нем они возникают и формируются. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, т.е. общение, выступает важнейшим фактором психического развития человека.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Общение  в некоторых следственных действий.

Допрос с психологической точки  зрения представляет собой специфический вид общения допрашивающего и допрашиваемого.

Общение вообще выполняет несколько  функций, соответственно которым выделяются следующие три стороны: взаимодействие людей друг с другом («интерактивная»); обмен информацией между участниками этого взаимодействия («коммуникативная»); восприятие человека человеком в процессе взаимодействия («перцептивная»).

Допрос не является односторонней  активностью допрашивающего, а представляет собой акт двусторонней деятельности, в процессе которой происходит взаимодействие, взаимовосприятие и взаимоинформация.  Поскольку основным содержанием допроса является получение от допрашиваемого объяснений и сообщений об обстоятельствах расследуемого события, то главной функцией общения при допросе является информативно-коммуникативная, остальные же (взаимодействие и взаимовосприятие) обслуживают первую и подчинены ей.

В психологическом плане показания  обвиняемого есть запечатленное в протокольной форме (а иногда и дополнительными средствами фиксации) воспроизведение ранее полученных впечатлений и объяснений обвиняемого по существу предъявленного обвинения по иным обстоятельствам, имеющим значение для дела.

Показания обвиняемого являются результатом допроса. Однако процесс их формирования проходит множество этапов, которые целесообразно рассматривать с точки зрения изменений, происходящих с материалом первичных восприятий до момента их процессуального запечатления в качестве доказательства.

Рассматривая показания обвиняемого  как информацию о фактах, имеющих значение для дела, выделяют такие, этапы ее прохождения, движения и обмена между участниками допроса, как:

получение, накопление и обработка  информации лицом, причастным к расследуемому событию;

запечатление, сохранение и реконструкция  пережитого в сознании субъекта;

воспроизведение, словесное оформление и передача информации обвиняемым следователю;

переработка и процессуальная фиксация следователем информации, исходящей  от обвиняемого.

Для последних двух стадий, протекающих  в рамках допроса, определяющим является сам характер общения допрашивающего и допрашиваемого. Общение при этом имеет ролевой характер, оно опосредовано процессуальным положением выполняющих предписанные им роли его участников. В отличие от обычного собеседования, когда произвольно выбирается тема и происходит непринужденный обмен мнениями, предмет разговора при допросе (обстоятельства дела), средства и приемы общения регламентированы законом.

Информация, исходящая от следователя, является по преимуществу побудительной (требование, указание, предложение, разъяснение, совет, вопрос), у обвиняемого же преобладает констатирующая информация (сообщения, объяснения, сведения о фактах). При этом следователь должен обеспечить так называемую обратную связь (т. е. постоянно учитывать, как его информация может быть воспринята, как отреагирует на нее допрашиваемый) и соответственно этому строить дальнейший процесс общения, варьируя и корректируя его, адаптируясь к собеседнику.

Участников общения на допросе  нельзя разделить на объект и субъект коммуникации, на передающего и принимающего, так как каждый из них есть активный субъект, Спецификой обмена информацией между людьми является непременное наличие определенных отношений между ними;: взаимоинформация происходит в процессе совместной деятельности, особенно сложной в данном случае.

В условиях общения информация не только передается, но и уточняется, развивается, формируется, деформируется. Здесь, как и в «чисто» информационных процессах, могут возникать коммукативные барьеры. При обмене информацией между людьми эти барьеры вызываются социальными и индивидуальными психологическими особенностями партнеров

Барьеры социального характера  возникают в результате того, что общающиеся принадлежат к разным социальным группам в силу профессиональных, национальных, политических и других различий, что влияет на особенности восприятия и понимания друг другом. Барьеры социального происхождения приводят к тому, что люди как бы говорят на разных языках, по-разному понимают обсуждаемый предмет к ситуацию общения.

Барьеры же психологического характера  могут быть следствием индивидуальных особенностей партнеров. На их взаимопонимание влияют замкнутость, робость, застенчивость, противоречия интересов и установок, неприязнь, недоверие, антипатия и т. п. Наличие барьеров не исключает процесса коммуникации, но в значительной степени усложняет его.

Собственно допрос обвиняемого  начинается с предложения дать объяснения по существу обвинения и сообщить все, что ему известно, но делу. Большое значение при этом имеет разъяснение обвиняемому предмета допроса, т. е. правильная формулировка стоящей перед ним задачи. Если допрашиваемый не понял ее, это может привести к показаниям не по существу, к их неполноте, неправильным сообщениям. Поэтому к вопросам следователя предъявляются требования точности, ясности, однозначности; в ходе допроса необходимо контролировать правильность понимания этих вопросов допрашиваемым. Необходимость, быть правильно понятым требует от следователя умения говорить тем языком, который доступен собеседнику, а это возможно при большом языковом диапазоне, способности приноравливать свою речь к обсуждаемому предмету и интеллектуальному уровню собеседника. Всегда нужно думать над тем, как будет встречен и воспринят вопрос, проверять это в ходе допроса, добиваясь полного взаимопонимания. Опасность недоразумений особенно велика при допросе обвиняемого на не родном для него языке и с участием переводчика.

Извлечение информации из памяти и формирование ответа на заданные вопросы протекают поэтапно. Сначала происходит предварительный беглый поиск для того, чтобы выявить известную субъекту информацию по данному вопросу. Затем пм оцениваются результаты этого поиска для того, чтобы определить, точны ли они. При отрицательном результате поиск прекращается, и мы получаем ответ: «не помню», «не знаю». При положительном — следует более, детальный анализ и, возможно, дополнительный поиск.

Сказанное относится к обвиняемому, дающему искренние, правдивые показания, психическая же деятельность лгущего обвиняемого иная. Если у добросовестного обвиняемого  эта деятельность носит репродуктивный   (воссоздающий)   характер, то для лжеца она представляет    собой творческий процесс. При этом репродуктивная    задача первого сводится  к припоминанию    и    подробному    воспроизведению    события, имевшего место в действительности, и не подчинена какой-либо иной цели. Задача же недобросовестного обвиняемого значительно сложнее. Это творческий процесс, где присутствуют все элементы репродуктивной задачи, и сверх того идет обработка    материала воспоминаний так,    как это выгодно лжецу; направленность его сообщения подчинена определенной желательной версии события. На этом вопросе мы  еще специально остановимся ниже.

При воспроизведении происходит процесс  перевода внутренней речи во внешнюю. Внутренняя речь принципиально отличается от внешней, она не является средством общения, в ней формируется и существует мысль.

Поскольку внутренняя речь предназначена «для себя», а себя мы понимаем «с полуслова», для нее характерен телеграфный стиль, в ней используются лишь слова, определяющие сущность мысли, несущие основную смысловую нагрузку. Поэтому внутренняя речь выглядит фрагментарной, она содержит сокращения и обобщения, охватывающие сложные и длительные процессы и явления.

При переходе от внутренней речи к  внешней  у человека мелькает образ  прошлого,    и он  начинает  подбирать слова, строить предложения и фразы,  т.  е.  происходит  вербализация — речевое оформление мысли. В результате такой обработки она  приобретает  необходимую    четкость  и   развернутость. Ясность и точность мысли, ее словесное выражение обусловлены уровнем интеллекта, культурой речи. Но даже при наличии этих качеств почти всегда существует разница между тем, как мы мыслим, и тем, что мы можем  (даже при активном усилии)   выразить в словах.   Внешняя  речь никогда не бывает копией внутренней уже потому, что ей трудно придать выражение, которое было бы ее точным  повторением. Поэтому при высказывании, предназначенном для других, человек оценивает и выбирает то, что, на его взгляд, нужно и должно - сказать собеседнику, чтобы он понял в желательном смысле.

С момента словесного воспроизведения  информация, которой располагает обвиняемый, включается в процесс коммуникации посредством речи. В этом процессе возможность нежелательных искажений не исключается. Вообще опасность неправильного понимания следователем подследственного и подследственным следователя — отнюдь не мнимая.

Изучение практики позволяет констатировать, что одним из самых распространенных объяснений причин изменения и корректировки, ранее данных показаний является ссылка, допрашиваемых на то, что следователь неправильно понял и неточно записал их слова. Причем указанные заявления часто исходят от добросовестных лиц, дающих правдивые показания.

Действительно, ошибки могут вкрадываться в результате того, что следователь  чего-то не расслышал или что-то не так понял, а поспешность, нетерпение, невнимание помешали ему своевременно выяснить и устранить недоразумение.

Правильному уяснению смысла препятствуют предвзятость, предубеждение, увлечение определенной версией, приводящие к тому, что человек нередко слышит не то, что действительно сказано, а то, что ему хотелось или то, что он ожидал услышать.

При этом возможна существенная потеря информации, обусловленная тем, что  следователь воспринимает далеко не все сказанное. Речь обвиняемого  обычно содержит значительное количество избыточной информации, и следователь производит отбор существенного, отсеивает сведения, не имеющие, на его взгляд, значения для дела. В результате неправильного определения естественности и относимости данных утрачивается часть нужной информации.

Кроме того, необходимость ускоренной реакции па ход допроса, специфическое требование понимать людей с полуслова вырабатывают у следователя «опережающее - понимание». Восприняв минимальный объем языкового материала, следователь начинает оперировать, пока еще мысленно, с информацией, зачастую не уяснив доподлинно сказанного. При всех достоинствах такого умения в нем таится опасность искаженного восприятия слов и мыслей собеседника. Поэтому умение слушать и слышать не менее ценно для следователя, чем умение говорить.

Ошибки возможны в результате применения собеседником малоизвестных терминов, оборотов, слов со значением различных оттенков. Поэтому смысл сказанного может быть различным для допрашивающего и допрашиваемого.

Неправильное понимание подчас возникает в силу недостаточной осведомленности следователя в специальных вопросах, подлежащих выяснению (например, при исследовании обстоятельств, связанных с технологией производства, техникой безопасности, бухгалтерским учетом, безопасностью движения и т. п.).

Наряду с этим ошибки могут быть вызваны чисто языковыми особенностями тех или иных сообщений. Причиной недопонимания оказывается использование выражений, неточно, двусмысленно отражающих нужное явление, предмет или его свойства. Известно, что одно и то же явление может быть названо несколькими словами, а одно и то же слово может обозначать разные предметы и явления. Наиболее ощутима такая многозначность в различных диалектах. Среди них различаются профессиональные языки, местные говоры и жаргоны. К числу последних относится так называемый блатной язык.

Информация о работе Общение в некоторых следственных действий