Концептуализация природы лидерства как феномена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 12:33, доклад

Краткое описание

Человеческое сообщество, его природа, тесно связана с процессом организации любой группы людей, ее структурированием и формированием присущих ей институтов власти. Исторически существовавшие организованные человеческие группы дифференцировались на такие составляющие, как господствующее меньшинство и подчиненное большинство. Подобный принцип дифференциации, возможно, и явился основой для развития института господства в социуме.

Прикрепленные файлы: 1 файл

статьи по курсачу.doc

— 522.00 Кб (Скачать документ)

С. и Т. Кучмарские расширили и дополнили ту совокупность принципов ценностного лидерства, которую ранее предложил Г. Фейрхольм, среди этих принципов - создание (строительство) межличностных взаимоотношений; знание личных целей каждого субъекта лидерского процесса, чувство принадлежности к социуму; разрешение межсубъективных конфликтов; обучение лидерскому поведению и действию всех участников процесса управления; создание возможностей для реализации способностей последователей; формирование команды единомышленников; диалогичность, взаимодействие с обратной связью; соединение внутренней культуры с внешним представлением; демонстрация увлеченности и поддержка разнообразия [7].

Г. Фейрхольм, сформулировав базовые для философии ценностные лидерские принципы, показал, что назначение лидера - в интернализации ценностно-нагруженных принципов, способствующих развитию самоуправления и достижению общих целей организации, а также взглянул на лидерство как на процесс, отраженный во взаимоотношениях «лидер-последователь».

ХХ1 в. диктует нам новые модели лидерства. В основе современных теорий лидерства лежит понимание мира как «динамичного, постоянно ме-

няющегося, рискованного и сложного» [9. С. 22]. Переход к новой философской парадигме, к новому осмыслению восприятия и понимания мира создает новые концепции лидерства.

Выводы

Феномен лидерства проанализирован как целостность в пределах философско-культурной традиции. Обоснован тезис о том, что в эволюции фи-

лософско-культурной традиции проблема лидерства перекликается с проблемой власти. Прослежена эволюция и взаимосвязь ценностных теорий лидерства Р. Гринлифа, К. Ходжкинсона и Г. Фейер-хольма, Т. и С. Кучмарских, аргументирован тезис о том, что в дискурсе теорий ценностного лидерства организационное лидерство исследовано в контексте аксиологии межсубъектных взаимоотношений участников лидерского процесса.

 

 

2) СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНОГО АСПЕКТА СТРУКТУРЫ ТИПОВ МОЛОДЕЖНОГО ЛИДЕРСТВА

Проблема. Актуальность проблемы лидерства обуславливается решением сложных задач, стоящих перед российским обществом, что повышает интерес к феномену лидерства в группах и коллективах. Динамичные процессы, имеющие место в современной общественной и политической жизни нашей страны, значительные изменения, происходящие в производительных силах, ведут к возникновению напряженных и экстремальных ситуаций в общественной жизни, а, следовательно, и в жизнедеятельности групп и коллективов. Одним из факторов, благодаря которому группа способна эффективно им противостоять, по мнению А. С. Чернышева и С. В. Сарычева выступает именно лидерство в малых учебных группах [11; 12; 15].

Классические исследования молодежного лидерства в нашей стране относятся к трем историческим периодам - 20-30 годы, 50-70 годы и 80-90 годы 20 века. Нынешние представления о феномене лидерства базируются главным образом на данных указанных выше исследований, относящихся к прошлому веку. Значительные социально-политические изменения и динамические процессы в экономике страны, социально-политическая стабильность и новые реалии российского общества требуют уточнения и вери-

фикации социально-психологических концепций лидерства, разработанных в иной социальной ситуации развития юношей и девушек (и молодого поколения в целом). Гендерный же аспект лидерства специально не исследовался психологами ни на одном из указанных выше этапов. Исключение составляют работы Т. В. Бендас, однако ею рассматриваются гендерные аспекты лидерства в сочетании этническими. Более того, проблема лидерства в молодежных группах в ее работах даже не ставится [3].

Одной из форм проявления феномена лидерства является тип лидерства. Заметим, что типология лидерства включает в себя общее, существенное в явлении лидерства.

В отечественной психологии большое место отводится рассмотрению проблемы типов лидерства, выступающих в роли факторов детерминирующих эффективность совместной деятельности в группе. Этим занимались Б. Д. Парыгин, Л. И. Уманский, Н. С. Же-ребова, Г. М. Андреева, А. С. Чернышев, Р. Л. Кричев-ский, Н. Н. Обозов.

В современной российской социально-психологической науке существуют различные подходы к типологии лидерства, предложенные в различное время

Е. А. Аркиным, Б. Д. Парыгиным, Л. И. Уманским, А. С. Чернышевым, Р. Л. Кричевским, Н. Н. Обозовым и др. В их основу положены различные критерии [2; 6; 9; 10; 13; 14; 15; 17]. Рассмотрим некоторые из них.

Б. Д. Парыгин предлагает строить типологию лидерства с учетом содержания, стиля и характера деятельности лидера [10].

В работах Н. С. Жеребовой наряду с традиционной типологией лидерства предлагается классификация лидерских типов с учетом групповых целей и задач, с ориентацией на групповую атмосферу [4]. Таким образом, в основу типологии лидеров Н. С. Жеребова кладет признак формирования межличностных отношений и распределения функций, в результате чего выделяются лидер по определению путей к достижению групповой цели, лидер по оптимальному решению технических задач, лидер по установлению психологического климата, лидер по содержанию групповой атмосферы [10].

Р. Л. Кричевский в своих работах выделяет два типа групповой деятельности: инструментальную и экспрессивную и соответственно им два типа лидерства. Оба вида деятельности, по его мнению, связаны с организованностью группы: инструментальная - опосредованно, как следствие организованности, а экспрессивная - непосредственно, являясь, по нашему мнению, процессом поддержания организованности, ибо она, направлена для поддержания внутреннего равновесия и устойчивости в группе, сохранения ее как целого [6].

У. М. Зайцева, намечая один из подходов к проблеме типологии лидерства, положила в ее основу социально-психологические параметры группы и прежде всего ее организованность. Согласно этой гипотезе организованность группы служит основанием для выделения лидеров-организаторов как одного из типов лидерства [5].

В рамках параметрической теории коллектива большое внимание уделялось типологии лидерства [17]. Ее основатель, Л. И. Уманский, предложил типологию лидерства на основании функций, которые реализуются лидерами. На основании указанного критерия он выделяет соответственно лидеров - инициаторов, лидеров - эрудитов, лидеров - генераторов эмоционального настроя, лидеров - умельцев [13].

Развивая идеи Л. И. Уманского, его ученик, А. С. Чернышев, на основании результатов исследования проблемы организованности группы предложил выделять лидеров-организаторов и лидеров-дез-организаторов [15].

В девяностые годы прошлого века ученик А. С. Чернышева, И. Н. Логвинов, изучая специфику молодежного лидерства в учебных группах в регионах чернобыльского следа, опираясь на количество видов совместной деятельности, в которых группа благодаря деятельности лидера эффективно решает общегрупповые задачи, выделяет абсолютного лидера (понимая под ним члена группы, который своей активностью и авторитетом обеспечивает ей успех в нескольких видах деятельности одновременно, например, в учебе,

труде и досуге) и парциального лидера (он обеспечивает успешное решение общегрупповой задачи только в одном виде деятельности) [7; 8].

С. В. Сарычев, изучая социально-психологические факторы надёжности малых групп в различных социальных условиях, предлагает разделять лидерство на тактическое и стратегическое, и соответственно выделять стратегических и тактических лидеров [12].

Проводя под руководством А. С. Чернышева исследование роли лидерства в функционировании учебной группы как субъекта совместной деятельности, Аль Гафри Салех Обайд Саид предложил на основе критерия направленности личности лидера выделять соответственно положительное, отрицательное и смешанное лидерство [1].

Н. Н. Обозов осуществил типизацию лидеров, опираясь на общепризнанное выделение познавательного (информативного), аффективного (эмоционально-коммуникативного), практического (поведенческого, регулятивного) компонент в структуре личности [9].

Опираясь на предлагаемую классификацию типов лидерства, ученый дает психологическую характеристику особенностей каждого им выделенного типа.

Например, лидер в интеллектуальной сфере отношений и общения, согласно его мнению, имеет относительное преимущество в знаниях (общей эрудиции), умении видеть и предлагать оптимальные решения возникающих познавательных задач [9].

В практической деятельности преимущества эмоционального лидера выражается в умении проявлять большую настойчивость в достижении цели, быстрой и адекватной реакции в затруднительных, неясных ситуациях, смелости и уверенности в себе, умении личным примером зажечь товарищей, повести их за собой [9].

По мнению Н. Н. Обозова, выбор эмоционального лидера в основном зависит от способности члена группы откликаться на переживания других, понять эти переживания, найти время для сочувствующей беседы [9]. Эмоциональный лидер, будучи оперативно включенным в обыденную жизнь в группе, не только чувствует состояние ее членов, но и пытается задавать группе определенный эмоциональный тонус [9]. Практический (поведенческий, регулятивный) лидер выдвигается в ситуациях, которые требуют профессиональных и жизненных знаний, умений и навыков [9].

Исследование структуры типов лидерства в малой учебной группе дает возможность углубить изучение этого феномена, раскрыть групповые потенциалы и разработать рекомендации по оптимизации учебновоспитательного процесса в школе [8]. Поэтому целью исследования является социально-психологическое изучение гендерного аспекта структуры типов молодежного лидерства в учебных группах. Объектом исследования выступил феномен молодежного лидерства в малой учебной группе.

Предметом исследования был определен гендерный аспект структуры типов молодежного лидерства в малой учебной группе. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что структура

типов молодежного лидерства в учебной группе детерминирована гендерной принадлежностью лидеров.

Методы исследования. Ведущим методом исследования был избран социально-психологический эксперимент. В качестве зависимой переменной выступала структура типов молодежного лидерства в малой учебной группе. Независимыми переменными были определены гендерная принадлежность испытуемых, их возраст (подростковый или юношеский), место проживания (районы Курской области, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или «чистые» районы), социальное обучение (опыт социального обучения в курской областной школе молодежных лидеров (ОШМЛ) «Комсорг» или отсутствие такового) [16].

В ходе исследования применялись методы и методики, которые были объединены в два блока: 1) методики по отбору лидеров; 2) методика по оценке типа лидерства. В первый блок вошли «Карта-схема психолого-педагогической характеристики направленности активности группы» [15] и прибор-модель совместной деятельности «Арка» [12; 18]. Во второй блок нами была включена методика, разработанная

Н. Н. Обозовым [9]. Базу исследования составили лидеры молодежных групп из числа учащихся восьмых -одиннадцатых классов общеобразовательных школ г. Курска и Курской области, а также воспитанники ОШМЛ «Комсорг».

Результаты исследования. Анализ гендерного аспекта структуры типов лидерства молодежных лидеров начнем с результатов исследования респондентов подросткового возраста. Результаты изучения структуры типов лидерства у испытуемых из обычных школ, проживающих в «чистых» районах показывают, что среди респондентов-подростков мужского пола каждый пятый (20 %) имеет когнитивный тип лидерства. Аффективный тип лидерства характерен для каждого третьего опрошенного (их удельный вес составляет 35 %). Кроме того, 45 % подростков-лидеров характеризуется практическим типом лидерства.

Таким образом, для относительного большинства молодежных лидеров (45 %) мужского пола подросткового возраста из обычных школ, проживающих в «чистых» районах, характерен практический тип лидерства.

Согласно полученным данным рисунка среди подростков - лидеров женского пола 23 % характеризуется когнитивным типом лидерства. Отметим также тот факт, что 36 % респондентов свойственен аффективный тип лидерства. Практический же тип лидерства присущ для 41 % исследованных лидеров.

Следовательно, для относительного большинства (41 %) лидеров женского пола подросткового возраста из обычных школ, проживающих в «чистых» районах, характерен практический тип лидерства.

Сравнение распределения типов лидерства среди респондентов - подростков разного пола из обычных школ, проживающих в «чистых» районах, показало отсутствие между ними статистически достоверных различий. Вместе с этим заметим, что чаще всего, как

лидеры женского пола (41 %), так и испытуемые мужского пола (45 %) используют практический тип лидерства (х2 = 0,41; р>0,05).

Проанализировав данные, которые описывают распределение по типам лидерства испытуемых из обычных школ, проживающих в загрязненных районах, можно констатировать, что среди респондентов-под-ростков мужского пола большинство (60 %) имеет аффективный тип лидерства. Вместе с этим отметим, что когнитивный тип лидерства не характерен для опрошенных (0%). Кроме того, 40 % подростков-лидеров характеризуется практическим типом лидерства.

Таким образом, для большинства молодежных лидеров (60 %) мужского пола подросткового возраста из обычных школ, проживающих в загрязненных районах, характерен аффективный тип лидерства.

Согласно эмпирическим данным среди подростков - лидеров женского пола около двух третей (65 %) имеет аффективный тип лидерства. Отметим также тот факт, что никому из респондентов не свойственен когнитивный тип лидерства (0%). Практический же тип лидерства характерен для каждой третьей (35 %) из респондентов.

Следовательно, для большинства (65 %) лидеров женского пола подросткового возраста из обычных школ, проживающих в загрязненных районах, характерен аффективный тип лидерства.

Информация о работе Концептуализация природы лидерства как феномена