Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:11, курсовая работа
В последнее десятилетие концепция эмоционального интеллекта как альтернативы традиционного интеллекта стала широко известной в психологической науке. Многие сторонники данной концепции утверждают, что эмоциональный интеллект играет существенную роль в успешности управленческой деятельности. Некоторые авторы (Д.В. Люсин и Д.В. Ушаков) считают, что коэффициент эмоционального интеллекта имеет большую прогностическую ценность, чем IQ.
Цель работы: исследование взаимосвязей эмоционального интеллекта и лидерских качеств менеджера по персоналу.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………….. 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ
1.1. Понятие, предпосылки и модели эмоционального интеллекта 4
1.2. Структура эмоционального интеллекта 10
1.3. Ключевые психологические компетенции менеджера по персоналу 13
1.4. Изучение эмоционального интеллекта и его связи с лидерскими качествами современного менеджера по персоналу 18
1.5. Эмоциональный интеллект как критерий успешности и эффективности менеджера по персоналу 20
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИДЕРСТВА
2.1. Цель, задачи и методики экспериментального исследования 25
2.2. Ход экспериментального исследования и анализ результатов 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А 36
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 39
ПРИЛОЖЕНИЕ В 41
К социальным предпосылкам ЭИ можно отнести:
-синтонию, закономерно сменяющуюся рационализацией,
-степень развития самосознания ребенка,
-уверенность в своей эмоциональной компетентности,
-уровень образования родителей и семейный доход,
-эмоционально благополучные отношения между родителями,
-андрогинность,
-внешний локус контроля
-религиозность.
Важнейшей предпосылкой развития ЭИ, и в частности, такого его компонента, как распознавание эмоций других людей, является синтония, определяемая Я. Мазуркевичем как инстинктивное созвучие с окружением. Синтоническая личность поневоле переживает эмоции, совпадающие с эмоциями людей, с которым она находится в непосредственном контакте. Синтония рассматривается как инстинкт, реакция типа безусловного эмоционального рефлекса врожденного механизма высвобождения или как приобретенная реакция. На мой взгляд, развитие синтонии связано, в первую очередь, с эмоциональными реакциями окружения на действия ребенка. По мере становления логического мышления синтония сменяется эмпатией, которая представляет собой не столько эмоциональное созвучие с состоянием другого человека, сколько его распознавание. [4].
Уровень развития самосознания. Эмоциональные реакции ближайшего окружения на действия ребенка не только выступают как условия для развития синтонии, но и являются ориентирами для его самоотношения и самооценки. Основы реалистичного восприятия себя и самопринятия закладываются на ранних стадиях онтогенеза, определяясь исходным принятием ребенка со стороны родителей. На самых ранних ступенях развития личности формируются также и механизмы саморегуляции. Саморегуляция психических состояний связана непосредственно с самоконтролем. Вся система личностной саморегуляции базируется на степени развитости самосознания [8]. Иными словами, уровень развития самосознания выступает в качестве предпосылки управления собственными эмоциями.
Процессы самооценки и саморегуляции лежат в основе уверенности в своей эмоциональной компетентности (т.е. в основе представлений человека о том, может ли он понимать эмоции, управлять ими и межличностными взаимодействиями). Данный конструкт зависит от образа Я, формирующегося в ходе социального научения .
Чем выше уровень образования родителей и семейный доход, тем более высокими являются показатели эмоционального интеллекта у подростков. Основываясь на достаточно оптимистической позиции Д. Гоулмана [5], можно предположить, что достижение родителями карьерных и материальных успехов является следствием высокого уровня ЭИ; при этом соответствующие задатки могут наследоваться их детьми. В то же время, возможно, что люди с более высоким уровнем образования (и поэтому с более высоким материальным доходом, поскольку эти показатели в западных странах взаимосвязаны) могут отдавать больше времени самопознанию и саморазвитию, при этом их дети развиваются в более эмоционально и интеллектуально «обогащенной среде», нежели потомки необразованных и малообеспеченных родителей.
Эмоционально благополучные взаимоотношения между родителями. Известно, что создание оптимальных условий для эмоционального развития ребенка во многом зависит от характера взаимоотношений между супругами, от того, насколько родители удовлетворены семейной жизнью. В исследовании, проведенном в США, было выявлено, что люди, удовлетворенные своей семейной жизнью, имели значительно более высокое значение EQ, чем не удовлетворенные [20]. Родители с высоким уровнем ЭИ способны создать гармоничные условия семейных взаимоотношений, детерминирующие, в свою очередь, развитие ЭИ их детей. В такой семье ее члены более внимательно относятся к переживаниям друг друга и чаще обсуждают эмоциональные проблемы. Склонность родителей к обсуждению эмоциональных проблем способствует лучшему пониманию ребенком собственных эмоций и развитию у него способности к саморегуляции. Итак, в эмоционально благополучной семье складывается особая воспитательная стратегия, во главу угла которой ставится внимание не столько к поведению и событиям жизни ребенка, сколько к его переживаниям [24].
Андрогинность как предпосылка эмоционального интеллекта может формироваться в результате определенной стратегии воспитания в семье, при которой у девочек поощряются самоконтроль и выдержка, в то время как проявления эмпатии и нежных чувств у мальчиков не встречают осуждения взрослых. Андрогинные испытуемые в отличие от индивидов с маскулинными и феминными характеристиками проявляют большую эмоциональную гибкость: в зависимости от ситуации они могут быть то независимыми и сильными, то мягкими, заботливыми и добрыми [19].
Локус контроля формируется в процессе социализации и становится в дальнейшем устойчивым личностным качеством. Люди с внутренним локус-контролем чаще осуждают себя и более сензитивны к ситуации, когда осуждают других, в то время как их коллеги с внешней локализацией контроля более склонны прощать как других, так и себя. Способность к прощению связана с осознанием собственных эмоций и управлением ими, эмпатией по отношению к обидчику. Это означает, что внешний локус контроля и способность к прощению предполагают достаточно высокий уровень развития когнитивных способностей, связанных с обработкой эмоциональной информации [10].
Религиозность. Выявлена взаимосвязь между высокими оценками по шкале «религиозность» и по шкале «эмоциональный интеллект». Существует несколько возможных объяснений данной связи. Во-первых, у религиозных людей преобладает внешний локус контроля, который, как было показано выше, способствует эмпатии и самоконтролю эмоций: во всех событиях своей жизни верующие видят проявление Божьей воли. Во-вторых, религиозное воспитание предполагает воспитание нравственных чувств, в первую очередь развитие чувства безусловной любви. В-третьих, подготовка к церковным таинствам невозможна без самоанализа деятельности и сопровождающих ее эмоций; исповедь сопровождается переживанием катарсического освобождения и является стимулом к самосовершенствованию, которое требует самоограничения и саморегуляции [24].
Модели эмоционального интеллекта
Развитие моделей эмоционального интеллекта можно представить, как континуум между аффектом и интеллектом. Исторически первой стала работа Салоуэя и Майера, и она включала в себя только познавательные способности, связанные с переработкой информации об эмоциях. Затем определился сдвиг в трактовке к усилению роли личностных характеристик. Крайним выражением этой тенденции стала модель Бар-Она, который вообще отказался относить к эмоциональному интеллекту познавательные способности. Правда в таком случае «эмоциональный интеллект» превращается в красивую художественную метафору, так как, все-таки, слово «интеллект» направляет трактовку явления в русло когнитивных процессов. Если же «эмоциональный интеллект» трактовать как исключительно личностную характеристику, то становится необоснованным само использование термина «интеллект».
Итак, если обобщить все вышесказанное, получается, что люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта хорошо понимают свои эмоции и чувства других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, и поэтому в обществе их поведение более адаптивно и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.
Сама идея эмоционального интеллекта в том виде, в котором этот термин существует сейчас, выросла из понятия социального интеллекта, которое разрабатывалась такими авторами, как Эдуард Торндайк, Джой Гилфорд, Ганс Айзенк. В развитии когнитивной науки в определенный период времени слишком много внимания уделялось информационным, «компьютерообразным» моделям интеллекта, а аффективная составляющая мышления отошла на дальний план. Понятие социального интеллекта как раз и явилось звеном, связывающим воедино аффективную и когнитивную стороны процесса познания. В сфере социального интеллекта вырабатывался подход, понимающий познание человека не как «вычислительную машину», а как когнитивно-эмоциональный процесс.
В сентябре 1997 года была организована ассоциация «6 секунд» с целью поддержать исследования по эмоциональному интеллекту и обеспечить перенос их результатов в практику («6 секунд» проводят тренинги и группы развития, чтобы улучшить эмоциональный климат в семьях, школах и организациях). Они предлагают свое понимание этого явления, основанное на практике: «ЭИ - способность получить оптимальный результат в отношениях с собой и другими людьми». Как видно, определение с широкими возможностями для трактовки. Варианты возможны как в сторону гуманизма и повышения градуса взаимопонимания, так и в сторону манипуляций с целью получения личной выгоды. В любом случае, «6 секунд» понимают эмоциональный интеллект с чисто прагматической точки зрения.
Ревен Бар-Он предлагает похожую модель. Эмоциональный интеллект в трактовке Бар-Она это все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями [17].
1.2. Структура эмоционального интеллекта.
Рассмотрим структуру, как ее представляют современные исследователи, в частности, Рэвен Бар-Он [17]. Он разделил эмоциональный интеллект на пять составляющих:
1.Внутриличностная сфера: самоанализ; ассертивность; независимость; самоуважение; самореализация.
2.Межличностная сфера: эмпатия; социальная ответственность.
3.Сфера приспособляемости (адаптивность): понимание (адекватная оценка) действительности; гибкость; умение решать проблемы.
4.Сфера умения справиться со стрессом: переносимость стресса; контроль над импульсами.
5. Сфера общего настроения: оптимизм; счастье
Теперь более подробно о каждом из компонентов.
1. Внутриличностная сфера:
Эмоциональный самоанализ - регулярная или ситуативная оценка своего поведения и реакции на него окружающих. Случаи положительной реакции рекомендуется запомнить и поддерживать собственное поведение в таком ключе, а отрицательную реакцию заметить и стараться не вызывать ее более. Элементарный эмоциональный самоанализ -- это также и знакомство с собой (определение собственных «болевых точек» и принятие их как составляющих своей личности). Все люди склонны периодически злиться, разочаровываться, раздражаться, но далеко не все знают себя, осознают свои эмоции, понимают, чем они вызваны, и не перекладывают ответственность за них на окружающих. На эмоциональном самоанализе строятся умение реально воспринимать события и справляться со стрессами, а также отвечать за себя и других людей. Лидер, который не понимает, что с ним происходит, не в состоянии взять ответственность за события и подчиненных .
Ассертивность как способность выражать собственное мнение. Она предполагает, что человек выказывает свои чувства без агрессии, не показывает своего превосходства над собеседником, но при этом твердо придерживается собственной линии. Важной частью ассертивности является способность ясно высказать свои убеждения и мысли, защищать свое мнение, несмотря на противостояние противоположной стороны, даже если это эмоционально тяжело, быть в состоянии бороться за свои права (не позволять себя эксплуатировать, донимать и использовать). Умение отстаивать свои принципы в совокупности с независимостью является важной ступенью менеджерского мастерства [17].
Независимость, самоуважение и самореализация как три необходимые ступени ЭИ.
Независимость - это навык управлять собой, самостоятельно контролировать свои чувства, мнения и поступки, не полагаться ни на кого при принятии решения. Это умение отделять свою точку зрения от влияния окружающих, что не исключает умения советоваться, уважать и воспринимать чужое мнение. В своих решениях независимые люди опираются на уверенность в себе, собственную внутреннюю силу и опыт.
Самоуважение (и в результате самооценка) человека строится на количестве его «успехов», принятых правильных собственных решений. Уважение к собственной личности это продолжение работы над собой и навык принимать себя таким, какой ты есть, т.е. знание обо всех своих положительных и отрицательных чертах, умение на основе своих плюсов выстроить для себя перспективы и возможности. При этом не следует осуждать себя за недостатки - надо работать над их улучшением. От самоуважения напрямую зависят чувство уверенности в себе, самостоятельность и грамотная самооценка. [17].
Самореализация - это способность умело распоряжаться тем, что нам дано. Для менеджера важно решить, является ли она приоритетом. Самореализация позволяет вести осмысленную, богатую приятными событиями и полную жизнь в любой сфере. Человек, который стремится раскрыть свой потенциал, может постепенно реализовывать себя в течение всей жизни, получая от этого удовольствие. Развитие собственных талантов порождает дополнительную энергию для самосовершенствования и достижения успеха.
Именно здесь находятся корни нематериальной мотивации - мотивации самореализации личности. Если доходчиво объяснить сотруднику, как его самореализация связана с карьерой, работой, будущим то материальное вознаграждение не будет первым в списке целей.
2. Межличностная сфера:
Во взаимоотношении с внешней средой человек встречается и с необходимостью понимать чувства других людей.
Эмпатия - это умение понимать чувства других людей, «смотреть на мир глазами другого», видеть причины различных поступков. Научиться эмпатии - значит научиться понимать скрытые подтексты в заявлениях других людей, улавливать эмоции окружающих и строить диалог, опираясь на эти знания. Это также и искусство руководителя понимать настрой подчиненных и умело вести их к цели. Важно не путать эмпатию с сочувствием, любезностью или слепым признанием точки зрения собеседника. Сочувствие ставит человека как бы выше собеседника .
Любезность - это умение говорить комплименты. Любезность предполагает обращение к чувствам человека.
3. Сфера приспособляемости:
Адекватное понимание реальности - это способность увидеть разницу между своим воображением во взглядах на мир и реально существующей ситуацией. Те, кто умеют правильно оценивать реальность, воспринимают вещи такими, какими они и являются в действительности, не подменяя их своими ожиданиями или страхами. Эти люди опираются на объективные данные и факты, верно их интерпретируют. Они прагматичны и наделены реалистичным взглядом на мир. Адекватный взгляд на действительность предполагает некую внимательную сосредоточенность на окружающих вещах, способность не отвлекаться от внешнего мира и умение анализировать его сигналы.