Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 17:05, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении условий формирования гендерной идентичности подростков.
Объект исследования: формирование гендерной идентичности.
Предмет исследования: подростковый возраст.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬ 6
1.1. Понятие гендера и общей идентичности 6
1.2. Понятие гендерной идентичности 9
1.3. Структуры гендерной идентичности 13
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА И ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 16
2.1. Особенности подросткового возраста 16
2.2. Возраст как наиболее важное формирование гендерной идентичности 20
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 23
3.1. Методика проведения исследования 23
3.2. Результаты исследования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Теория Эриксона получила широкое распространение в психологии развития. За разными типами иденитчности стоят не только индивидуальные особенности, но и определенные стадии развития личности. Однако эта теория описывает скорее нормативные представления о том, как должен протекать процесс развития, психологическая реальность гораздо богаче и разнообразнее. «Кризис идентичности» – не только и не столько возрастной, сколько социально-исторический феномен. Острота его переживания зависит как от индивидуальных особенностей субъекта, так и от темпов социального обновления и от той ценности, которую данная культура придает индивидуальности [3].
В Средние века темпы социального
развития были медленными, а отдельный
индивид не воспринимал себя автономным
от своей общины. Однозначно привязывая
индивида к его семье и сословию,
феодальное общество строго регламентировало
рамки индивидуального
Гендерная идентичность — один из компонентов человеческой сексуальности, определяемый как самоидентификация индивида с тем или иным гендером, как внутреннее самоощущение в качестве мужчины, женщины или кого-то промежуточного (бигендерноеили кроссгендерное самоощущение) [31].
Традиционная точка зрения заключается в том, что гендерная идентичность имеет биологический характер, заложена в каждом человеке с рождения и не является предметом выбора, не подлежит воспитанию. Гендерная идентичность формируется под воздействием социальных факторов, воспитания и среды. Единственными существенными врожденными, биологическими различиями между мужчинами и женщинами, имеющими социальное значение, оказывающими влияние на поведение и ощущение себя человеком определенного пола, являются способность женщин к рождению детей, и, как правило, более высокие показатели физической силы мужчин, чем женщин. Гендерные различия по мере достижения равноправия женщин и мужчин должны постепенно исчезать, а гендерная идентичность уступать место идентификации себя, прежде всего, как человека.
Однако, по мнению противников данной теории (относящейся к школе социального научения), данные нейроэндокринологии и опыта проведения хирургических операций по конверсии (изменению) пола у маленьких детей, демонстрируют существование врожденных детерминант психического пола у человека, что с их точки зрения свидетельствует о несостоятельности этой теории.
Существует несколько теорий гендерной идентичности. Теория Зигмунда Фрейда о возникновении половой индивидуальности оказала, может быть, наиболее сильное влияние на развитие социологии, являясь одновременно самой противоречивой. Согласно Фрейду, изучение половых различий в младенческом и раннем детском возрасте основывается на наличии или отсутствии пениса. Сказать "у меня есть пенис" - то же самое, что "я мальчик"; утверждение "я девочка" равносильно "у меня нет пениса". Фрейд подчеркивает, что в данном случае это не просто анатомические различия: наличие либо отсутствие пениса символизирует мужественность либо женственность [17].
Во время "эдиповой фазы" мальчик якобы испытывает чувство угрозы, исходящей от отца, который требует послушания и дисциплины. Вследствие этого ребенку кажется, будто бы отец намеревается лишить его пениса, т. е. кастрировать. Отчасти сознательно, но главным образом на подсознательном уровне мальчик начинает рассматривать своего отца как соперника в борьбе за расположение матери. Подавляя эротические чувства к своей матери и считая своего отца существом высшего порядка, мальчик идентифицирует себя с отцом и узнает, что принадлежит к мужскому полу. Мальчик отказывается от любви к своей матери из-за бессознательного страха быть подвергнутым кастрации собственным отцом. Девочки, с другой стороны, предположительно испытывают "зависть к пенису", поскольку сами не обладают столь заметным органом, который отличает мальчиков. Мать теряет авторитет в глазах девочки, так как у нее нет пениса, равно как и шансов на его появление. Когда девочка идентифицирует себя со своей матерью, она перенимает у нее пассивную жизненную позицию, которая связывается с признанием себя "существом второго порядка".
Когда эдипова фаза заканчивается, ребенок уже умеет подавлять свои эротические чувства. Согласно Фрейду, в возрасте примерно с пяти лет и до наступления половой зрелости ребенок проходит период латентного (скрытого) развития полового инстинкта, связанного с подавлением сексуальной активности, что ведет к ее отсрочке до тех пор, пока вследствие биологических изменений, происходящих в организме подростка, эротические желания не начинают проявляться непосредственно. Именно в латентный период, охватывающий начальные и средние годы обучения в школе, однополый круг общения является наиболее важным в жизни ребенка [17].
Теория полового развития по Чодороу. Многие авторы, заимствуя идеи Фрейда, обычно подвергали их значительным модификациям. В качестве важного примера можно привести работы Нэнси Чодороу, которая сходится во взглядах скорее с психоаналитиками нового поколения, нежели с самим Фрейдом. Согласно ее теории, ребенок начинает чувствовать себя принадлежащим к определенному полу очень рано, и это обусловливается привязанностью ребенка к своим родителям. Кроме того, Чодороу уделяет гораздо большее внимание, чем Фрейд, важности роли матери, а не отца. Дети, как правило, связаны с матерью более тесными эмоциональными узами по той простой причине, что в первые годы жизни она, бесспорно, оказывает на них преобладающее влияние. Эта привязанность до некоторой степени ослабляется при формировании личности ребенка, когда он становится в меньшей мере зависимым от матери.
Чодороу утверждает, что описанный Фрейдом разрыв тесной связи, существующей между ребенком и матерью, происходит по-разному у мальчиков и девочек. В отличие от мальчиков, девочки остаются в более близких отношениях со своей матерью, они, например, сохраняют привычку крепко ее обнимать и целовать, а также подражают ее манерам. Девочки сохраняют привязанность к матери дольше, чем мальчики. Поскольку резкого разрыва с матерью не происходит, характер девочки, и позднее взрослой женщины, складывается таким образом, что она больше связывает себя с другими людьми. Весьма вероятно, что ее личность будет подавляться, и она попадет в зависимость к другому человеку, сначала к матери, а затем к мужчине. С точки зрения Чодороу, у женщин это приводит к появлению и воспроизводству на протяжении поколений таких черт характера, как чувствительность и способность к состраданию [17].
Личность мальчиков
Чодороу в некоторой степени обращает акценты, расставленные Фрейдом, Мужественность, а не женственность, определяется как "потеря", лишение долгое время существовавшей привязанности к матери. Личность мужчины формируется в процессе отделения от матери. Вследствие этого мужчины на протяжении всей жизни испытывают чувство, будто их личность подвергается опасности, когда они завязывают с кем-либо слишком тесные эмоциональные отношения. Женщины чувствуют прямо противоположное: отсутствие тесных взаимоотношений с другими людьми угрожает их чувству самоутверждения. Эти образцы поведения передаются из поколения в поколение из-за важнейшей роли, которую женщины играют в ранней социализации детей. Женщины самовыражаются и описывают себя преимущественно в терминах взаимоотношений. Мужчины подавляют у себя эти потребности и занимают более активную позицию по отношению к миру [17].
Джанет Сэйерс, например, указывала, что Чодороу не смогла дать объяснение борьбе женщин за свою независимость, особенно на современном этапе. Женщины (и мужчины), отмечала она, по психологическим особенностям своего характера являются более сложными и противоречивыми, чем предполагает теория Чодороу. Под женственностью, утверждает Сэйерс, могут скрываться чувства агрессивности или самоуверенности, которые обнаруживаются только косвенным образом или в определенных ситуациях. Тем не менее, несмотря на все их слабые места, идеи Чодороу имеют важное значение. Они помогают нам понять природу того феномена, который у психологов получил название мужской неэмоциональности, - затруднений, которые мужчины испытывают, проявляя свои чувства перед другими [17].
Гендерная идентичность взрослого человека представляет собой сложноструктурированное образование, включающее, помимо осознания собственной половой принадлежности, сексуальную ориентацию, «сексуальные сценарии», гендерные стереотипы и гендерные предпочтения [6].
В структуре гендерной идентичности можно выделить следующие компоненты: когнитивный (познавательный) - осознание принадлежности к определенному полу и описание себя с использованием категорий мужественности-женственности; аффективный (оценочный) - оценка психологических черт и особенностей ролевого поведения на основе их соотнесения с эталонными моделями маскулинности-фемининности; конативный (поведенческий) - самопрезентация себя как представителя гендерной группы, а также способы разрешения кризисов идентичности на основе выборов вариантов поведения в соответствии с личностно значимыми целями и ценностями [6].
В модели, разработанной Иганом и Перри выделяется пять компонентов гендерной идентичности: знание своей гендерной принадлежности, гендерная типичность (воспринимаемая степень сходства с представителями собственного пола), удовлетворенность своей гендерной принадлежностью, ощущаемое давление со стороны сверстников, родителей и собственной личности в сторону соответствия гендерным нормам и внутригрупповая предвзятость (представление о превосходстве своего пола над другим) [6].
В рамках двух этих концепций, не смотря на компонентные различия, возможно выделить общие черты и сформулировать общую структуру гендерной идентичности с учетом достоинств и недостатков этих двух теорий. Во-первых, ядром гендерной идентичности является осознание своей принадлежности к конкретному полу. Эта позиция подразумевает самоидентификацию, причем биологический пол на данном этапе будет равен гендерной идентичности. Во-вторых, формирование позиции «Мы-Они», когда типируемость черт поведения позволяет разграничивать представителей своего гендера с противоположным. Этот элемент структуры гендерной идентичности уже социально и культурно окрашен, в отличие от первого, поскольку именно поведенческий аспект, в отличие от самоидентификационного несет в себе социокультурную окраску. Третьей позицией уместно будет заявить презентацию своей гендерной идентичности, основанную на выражении своей гендерной идентичности социально-приемлемыми способами. Четвертая позиция — позиция формирования удовлетворенности/ неудовлетворенности своей гендерной идентичностью. В случае неудовлетворенности возникают кризисные состояния. Пятая позиция — момент внутригрупповой солидарности, базирующийся на доминантности автостереотипов.
Таким образом, гендерная идентичность является социально, культурно и личностно обусловленным аспектом человеческой самоидентификации, формирующейся с учетом самосознания и самопрезентации себя как носителя определенной гендерной идентичности. В структуре гендерной идентичности можно выделить следующие компоненты: когнитивный (познавательный) - осознание принадлежности к определенному полу и описание себя с использованием категорий мужественности-женственности; аффективный (оценочный) - оценка психологических черт и особенностей ролевого поведения на основе их соотнесения с эталонными моделями маскулинности-фемининности; конативный (поведенческий) - самопрезентация себя как представителя гендерной группы, а также способы разрешения кризисов идентичности на основе выборов вариантов поведения в соответствии с личностно значимыми целями и ценностями [3].
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА И ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
2.1. Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст является началом переходного периода от детства к взрослому состоянию в жизни человека.
Одной из проблем современной возрастной психологии является определение культурных рамок подростничества. Дело в том, что этот возрастной период, согласно гипотезе этнографа Ариеса, отчетливо обозначился в обществе только к концу XVIII в. В современном технически сложном обществе отмечена тенденция удлинения «фазы ожидания» между детством и взрослостью. Это связано с психологической и психосоциальной незрелостью отроков, тогда как биологические предпосылки позволяют им рассматривать себя как взрослых (здесь необходимо учесть фактор акселерации – ускорения биологического созревания современных детей). Между физическими возможностями подростков и психологической и психосоциальной готовностью возникает конфликт. Как следствие – конфликт между подростком и обществом [1].
В отечественной психологической литературе принято различать младший подростковый (10–12 лет) и старший подростковый (13–15 лет) возрасты. Это согласуется с периодизацией психического развития Д.Б. Эльконина, и далее мы будем излагать материал в соответствии с выбранной ранее логикой рассмотрения возрастов.
Психологическим критерием
перехода к подростничеству является
осознание себя человеком, перешагнувшим
границы детства. Возникновение представления
о себе как «не о ребёнке» многие специалисты
называют основным новообразованием
Информация о работе Изучение гендерной идентичности подростков